Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$448.15
483.46
4.86

Насколько может повлиять резкий рост экспорта угля на дефицит внутреннего рынка?

Насколько может повлиять резкий рост экспорта угля на дефицит внутреннего рынка?

Ответственные чиновники настоятельно порекомендовали казахстанцам в преддверии отопительного сезона заранее запасаться углем.

В середине июля в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития прошло специальное совещание по этому вопросу, в ходе которого было объявлено о формировании плана потребности угля для бюджетных организаций и населения на 2022-2023 годы. Согласно расчетам, общий объем потребления составляет порядка 9,6 млн. тонн, из них на нужды коммунально-бытового сектора потребуется 2,6 млн. тонн и семь миллионов тонн запланировано направить на нужды населения.

Председатель Комитета индустриального развития Ильяс Оспанов рекомендовал местным исполнительным органам не откладывая начинать закуп угля уже с 15 июля, а министр индустрии Каирбек Ускенбаев, как и положено, поручил ответственным лицам держать на постоянном контроле работу по подготовке к отопительному сезону на постоянном контроле.

В принципе, ничего плохого в напоминании из серии «готовить сани летом», конечно же, нет. О необходимости проявить дальновидность и предусмотрительность в вопросе обеспечения и самообеспечения углем заявлялось и в предыдущие годы, причем, на самом разном уровне (от работавшего тогда первым вице-министром по инвестициям и развитию Романа Скляра, до министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбут Атамкулов и непосредственно премьера Аскара Мамина).

Другое дело, что несмотря на вроде как заранее принимаемые меры, к началу отопительного сезона положение с углем в регионах может принимать формы катастрофического дефицита. С сопутствующими спекулятивными ценами, дикими очередями и совсем уж вопиющими ЧП с попытками самосожжения или жестокими драками, заканчивающимися убийством (к небольшой ретроспективе ситуации прошлых лет мы вернемся чуть позже).

Причем, все это безобразие происходило в годы, когда стабильность добычи вроде как полностью совпадала с необходимыми объемами экспорта и никак не мешала насыщению внутреннего рынка. В нынешнем же году, буквально сразу после традиционных советов о заготовках, стали известны и планы экспортеров. А они поистине глобальные – максимально заменить российский уголь на европейских рынках. И судя по всему, это даже стало удаваться. Поэтому волнение казахстанских потребителей вполне законно и объяснимо – если раньше внутренний дефицит создавался при весьма щадящем объеме экспорта, то что ждать в условиях его резкого роста?

Уж поперло, так поперло…

Согласно официальной статистике, оглашенной Министерством индустрии и инфраструктурного развития, за пять месяцев 2022 года из Казахстана в страны Евросоюза отправили порядка 3,6 млн. тонн угля.

«Основными экспортерами угля являются АО «Шубарколь комир», АО «Шубарколь премиум», АО «Каражыра», ТОО «Майкубен-Вест», ТОО «Сарыарка Energy». Наблюдается положительная динамика. По сравнению с прошлым годом рост поставок составил порядка 33%» – конкретизировалось в сообщении пресс-службы министерства.

При этом, ряд экспертов предположили, что рост в 33% можно считать даже несколько заниженным, так как согласно все той же статистике, в предыдущие годы ежемесячный экспорт угля в страны ЕС составлял максимум 100 тысяч тон. То есть, за аналогичных пять месяцев прошлого года было вывезено порядка 400 тысяч тонн угля, что более чем в три раза меньше нынешнего объема. Причем, рост поставок начался еще до начала военных действий. В январе и феврале этого года объемы угольного экспорта в страны ЕС составляли около 140-200 тысяч тонн (против аналогичных 60-70 тысяч тонн прошлого года), а начиная с марта и вовсе выросли до 300-400 тонн ежемесячно.

И похоже, единственное, что тормозит еще большее увеличение поставок (август, в котором ожидается введение полного эмбарго на экспорт российский уголь в Европу, уже практически наступил, и зарубежные покупатели стремятся максимально заполнить свои хранилища), это проблемы с логистикой. Ведь общий пакет санкций затронул и РЖД, а это серьезно нарушает десятилетиями сложившиеся логистические цепочки.

«У нас сейчас есть крупные контракты с Европой по поставкам угля. Логистика, конечно, серьезно нарушается. Есть ограничения, которые наложили на «Российские железные дороги». Поэтому казахстанскому правительству было бы очень правильно помочь отечественным операторам построить зеленые коридоры для транспортировки угля и других грузов», – размышлял в середине апреля этого года глава Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, отмечая, что по большему счету пока ситуация достаточно стабильная:

«Существуют разные пути, мы можем продавать через Прибалтику, дальневосточные и черноморские порты России. Главное, нам нужен выход к морю. Вообще единое экономическое пространство с Россией и Беларусью мы создавали как раз для того, чтобы пользоваться транзитными территориями этих стран, чтобы мы могли выходить к морю. Поэтому, я думаю, в любое время независимо от каких-либо взаимоотношений с другими государствами наши партнеры по единому экономическому пространству, наверное, будут поддерживать инициативы по продвижению казахстанского экспорта…»

Так что, все дело в конкурентоспособности самого казахстанского угля (с учетом тех же тарифов) и в возможности казахстанских поставщиков найти золотую середину между экспортом и насыщением внутреннего рынка, а также проведении более гибкой внутренней политики:

«Сразу возникает вопрос о том, какой будет железнодорожный тариф, скорость продвижения грузов и будет ли с учетом транспортной составляющей наш уголь конкурентоспособным, потому что его везут из Африки и других стран? Это сейчас главный вопрос. Каждая компания в Казахстане должна решить, насколько они смогут быть конкурентоспособными. Что такое конкурентоспособность? Это возможность снижения цен на какой-то период и сохранения устойчивости, оплаты труда, поставщикам и т.д. Это как раз сейчас идет проверка угольной отрасли страны…»

Заодно глава Ассоциации выразил надежду, что расширение экспорта не будет мешать внутренним поставкам угля на ТЭЦ и коммунально-бытовые нужды...

Последнее замечание крайне важно, ведь в памяти большинства казахстанских потребителей угля еще свежи крайне негативные впечатления от осени прошлого года, когда в стране началась очередная волна «угольной свистопляски».

Традиционно замерзающие регионы

Объем годовой добычи за 2021 год составил в стране 116,2 млн. тонн угля. (Кстати, по даннымEnergyProm. за первую половину нынешнего года объем добычи уже достиг 57,4 млн. тонн угля, что вполне сопоставимо с прошлогодними показателями). Стоит заметить, что объем добычи образца 2021 года был весьма неплохим и даже немного перекрыл показатели предыдущих лет (101,8%)

Что же до экспорта, то в прошлом году за рубеж было продано 29,2 млн. тонн отечественного угля. Причем, большую часть – 19 млн. тонн – купила Российская Федерация. Остальное разошлось по странам постсоветского пространства – в Беларусь, Кыргызстан, Украину и Узбекистан. Немного купила Турция, а из европейских покупателей лидером была Швейцария, закупающая в год порядка трех миллионов тонн. В принципе, довольно обычный расклад, не предвещающий каких-либо потрясений.

Однако, начиная с октября внутренний рынок страны в очередной раз попал в турбулентность с бесконечными очередями, ценовыми скачками и явным дефицитом топлива.

Практически одномоментно нехватка угля проявилась в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей, а также в городах Алматы и Нур-Султан. В самом Мининдустрии поначалу удивленно разводили руками и во всем винили местные акиматы, которые вовремя не проконтролировали поставки в регионы. Сами акиматы предпочли ссылаться на недостаток вагонов.

Населению от этого, впрочем, было не легче. Нехватка угля в Петропавловске продолжалась до конца октября, астанчанам приходилось занимать очереди глубокой ночью и проводить на них по семь-восемь часов. В одни руки отпускали не более 20 тонн топлива. В Акмолинской и Северо-Казахстанской областях на угольных тупиках копились километровые очереди из грузовиков (в этих областях местные власти назвали это «проблемами на карьерах», из-за которых поставщики якобы задерживают доставку). Жители Алматинской области (города Капшагай, Талгар) жаловались журналистам на то, что уголь достается лишь оптовикам, а в розницу, мешками его купить либо невозможно, либо цена автоматически утраивается. И так далее… Дошло до того, что 2 ноября в Усть-Каменогорске водитель, двое суток ожидавший своей очереди перед въездом в угольный тупик, перегородил дорогу, взял канистру с бензином и угрожал поджечь себя из-за того, что ему отказали в выдаче угля. Драки в очередях стали обычным явлением, а ведь в памяти еще не должен был стереться вопиющий случай, когда три года назад в Семее от травмы головы, полученной в угольной очереди, погиб чемпион Казахстана по дзюдо и многократный призер международных соревнований Жасулан Абиев…

Только тогда, очевидно посчитав случившееся явным перебором, в правительстве был экстренно скорректирован «План потребности угольной продукции для коммунально-бытовых нужд и населению на период 2019–2020 годы» в пользу как увеличения добычи, так и повышения норм, отпускаемых областям и проведено специально заседание по вопросам угольного снабжения страны

Мы имеем достаточное количество добываемого угля, поэтому не должно быть вообще никаких проблем с углем, – заявил в ходе его работы тогдашний премьер – министр Аскар Мамин и поручил акимам в двухнедельный срок провести проверку текущего состояния инфраструктуры пунктов заготовки и реализации угля, графиков поставки, обоснованности цен и качества реализуемого угля, а Министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с АО «НК «Казакстан темір жолы» – обеспечить в необходимом количестве вагоны для доставки угля в регионы.

На следующий год положение немного выправилось, острого дефицита не ощущалось, средняя цена на уголь по стране составляла 15 тысяч тенге за тонну, и была ощутимо выше только в Северном Казахстане, где, во-первых, некоторый дефицит угля в ряде районов все-таки ощущался, а во-вторых, его цена составляла 18 тысяч тенге за тонну, что довольно ощутимо било по карману небогатых сельчан. Сами жители причиной всего этого называли спекулятивный мелкооптовый вывоз угля в соседние российские регионы (где шубаркульский уголь продается дешевле, нежели кузбасский).

Однако в прошлом году все повторилось по новой, причем даже с некоторой негативной динамикой.

Ломали голову и эксперты, выдвигавшие различные версии причин происходящего безобразия

Так, эксперт рынка энергоносителей Сергей Смирнов в своих комментариях республиканским СМИ отмечал спекулятивные тенденции и явный сговор крупных игроков внутреннего рынка:

«В Казахстане, в основном добывается экибастузский уголь с высокой зольностью, до 50 процентов. Фактически, когда его транспортируют, у тебя полвагона золы, и сомневаюсь, что он пользуется большим спросом за рубежом. В больших объемах его экспортировать просто невыгодно. То есть объемы угля в стране не могли снизиться из-за экспорта, и напрашивается вариант с намеренным сокращением добычи. Потребление у нас резко не увеличивалось. Население у нас ежегодно потребляет определенные объемы угля, а производство сокращается. ТЭЦ в стране также переводят на газ или мазут. Непонятно, почему в этом году не смогли рассчитать определенное количество угля. Аналогию можно провести с дизелем, который тоже каждый год потребляют примерно одинаково. Думаю, что, как и с дизтопливом, в стране есть несколько основных поставщиков, которые регулируют угольный рынок. И в дефиците виноваты именно они, а не угольные склады на местах…»

В свою очередь, экономист Петр Своик предпочел вопрос экспорта со счетов не сбрасывать, отметив, что дефицит угля в стране, а также его возможное удорожание вследствие этого дефицита – «это отголоски истерии, которая происходит с энергоресурсами в странах Европы…» (Уточню, что этот комментарий был опубликован информационными агентствами страны в ноябре 2021 года – Е.К.)

«Потребность в угле за последний год возросла во многих странах, в частности, в Европе, Китае. Китай, являясь крупнейшим в мире производителем угля, также является и крупнейшим его потребителем, и шахты просто не успевают удовлетворять спрос. В Казахстане при этом потребление угля населением и предприятиями держится примерно на одном уровне. Подробностей, конечно, мы не знаем, но если взглянуть на ситуацию со стороны, то на общем фоне стоимость угля в мире существенно выросла, и мы можем предположить, что добычные возможности в Казахстане не сократились, а потребление резко не росло. Вся цепочка того, как уголь грузить, как перевозить и где отпускать населению, у нас тоже давно налажена. Система наверняка способна удовлетворить потребности. Из этого можно сделать вывод, что кто-то специально придерживает поставки угля на рынок и ждет, когда цены вырастут. Единственным фактором является рост цены в мире и то, что этим кто-то хочет воспользоваться…» – подчеркнул Петр Своик, особо указав на то, что цена на уголь на уровне 15–16 тысяч тенге за тонну является довольно высокой по казахстанским меркам, но ничтожной по мировым:

«В Европе сейчас цена топлива приблизилась к 200 долларам за тонну. В нашей стране, также можно ожидать роста цен, хотя казахстанский уголь до сих пор не сильно был востребован в Европе, но местные поставщики также хотят получать увеличенную прибыль на внутреннем рынке…»

Высказались тогда и представители Агентства по защите и развитию конкуренции, которые указали на ещеодну причину перебоев с углем и скачков цен.

«Надо поднимать нижний порог объема угля, который добывающие компании должны продавать через биржу. Сегодня это 10 процентов. Объем очень низкий. До марта 2021 года был иной порядок продажи угля. Формально твердое топливо всегда было биржевым товаром. Но компании АО «Шубарколь комир»иАО «Каражыра» – по сути, монополисты на рынке бытового угля – продавали весь свой товар единым лотом. Например, «Шубаркуль» выставлял на бирже сразу 3,8 млн. тонн в ноябре с условием поставки в течение следующего года и больше на биржу не выходил. А за этот лот необходимо было выложить порядка 30 млрд тенге. В стране не очень много компаний, которые могут заплатить такую сумму. Этим сразу отсекались все небольшие предприятия, которые продавали уголь со своих тупиков. Лот брал некий крупный посредник, который затем продавал товар уже вагонами и составами, но с изрядной наценкой…» – рассказывала журналистам директор департамента биржевого контроля Агентства по защите и развитию конкуренции Асель Ортакбаева.

Не остались в стороне от происходящего и депутаты Мажилиса:

«Сегодня в ряде регионов не хватает угля для бытовых нужд. При этом, Республика экспортирует всего 27% этого полезного ископаемого. В другие страны реализуется уголь двух видов – с высокой спекаемостью для металлургической обработки и с высокой зольностью (выше 38%) для энергопредприятий. Остальной объем остается на внутреннем рынке. Населению реализуется уголь с низкой зольностью, с высокими и средними размерами фракций. Это «Шубаркуль». «Каражыра» и «Богатырь». И хотя объективных предпосылок для нехватки угля нет, его дефицит очевиден, а для конечного потребителя цена от первоначальной увеличивается в 5-6 раз. И это в стране, входящей в первую десятку крупнейших угледобывающих стран мира!» – говорилось в депутатском обращении мажилисмена Ерлана Саирова, направленном на имя заместителя премьер-министра Романа Скляра.

Ответ поступил от тогдашнего министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова, в котором в очередной раз заявлялось об «искусственном дефиците», выдвигались предположения о том, что ажиотаж мог возникнуть из-за предпочтений казахстанцев, демонстрирующих высокий спрос на шубаркульский уголь, и информировалось о подписании меморандума с угледобывающими компаниями, согласно которому производители не должны повышать цены при оптовых поставках в регионы. Кроме того, при реализации полезного ископаемого на товарной бирже устанавливается ценовой коридор, в котором цена заявки на продажу не может быть ниже 98% и выше 102% от базовой цены.

Чуть позже, правда, министерство объявило о том, что хочет присмотреться к стихийному экспорту угля в Кыргызстан и при необходимости принять ограничительные меры:

«Министерство индустрии и инфраструктурного развития может запретить вывоз угля из Казахстана частным транспортом. В Бишкеке тонна угля стоит 4,5 тысячи сомов, что больше 22 тысяч тенге. Поэтому возникает соблазн для спекуляций. Пока мы реальных цифр по объему не видим. В соответствующем протоколе дали указание акиматам и КТЖ проанализировать продажи и отметить, где есть рост продаж по сравнению с прошлым годом. После этого направим предложения руководству. Дальше оно будет принимать решение. Если объемы экспорта окажутся незначительными, то никакого решения не будет. 10–20 тысяч тонн на общую картину не влияют. Но если мы увидим частный экспорт в 100–200 тысяч тонн, то решение, конечно, будет принято…» – сообщил СМИ главный эксперт управления черной металлургии и угольной промышленности МИИР РК Саят Исатов.

В условиях изменившихся реалий

В общем, определенные риски от увеличения экспорта профильное министерство хоть и крайне неохотно, но все же признавало. А теперь попробуем сопоставить цифры экспорта прошлых лет и тот вал зарубежных поставок, что уже происходит в стране с весны нынешнего года. Добавим к этому вполне объяснимые интересы экспортеров, в частности, руководства АО «Шубарколь» – предприятия и в предыдущие годы мечтавшего о расширении экспортных рынков с их высокими ценами, а заодно прикинем объем добычи, который пока остается на уровне прошлых периодов.

И тогда сразу станет несколько тревожно. Ведь если в предыдущие годы дефицит на внутреннем рынке возникал (по крайней мере, по уверениям ответственных чиновников) не совсем закономерно и его причиной являлись такие субъективные факторы, как отложенный спрос и аппетиты посредников, то теперь все может быть до предела логично – ажиотажный рост экспорта вполне способен вызвать серьезные перебои поставок на внутреннем рынке. Причем, как положено, внезапно и с наступлением первых октябрьских или ноябрьских холодов. А с учетом перманентного снижения доходов населения изменения спроса на товары и продукты (проще говоря – увеличением трат исключительно на еду) вполне очевидно, что и запас топлива многие потребители пока пополнять просто не в состоянии.

И даже несколько успокаивающая новость о том, что после настоятельных рекомендаций биржевого комитета при Агентстве по защите и развитию конкуренции АО «Шубарколь комир» и угольная компания «Каражыра» с целью обеспечения населения доступным углем увеличат объем коммунально-бытового угля, который реализуется через товарные биржи с 10% до 20%, оптимистична лишь отчасти. По крайней мере, как уже говорилось выше, в предыдущие годы весь биржевой объем все равно выкупали крупные посредники, не оставлявшие шансов игрокам меньшего уровня. И насколько изменится ситуация в году нынешнем, увы не известно.

Как не совсем понятно, насколько может сократить отток угольных запасов за рубеж, запланированный с 1 августа этого года шестимесячный запрет на вывоз угля автомобильным транспортом (по типу того, что планировался в прошлом году на границе с Кыргызстаном).

Ну а ответственные чиновники в любом случае уже немного подстраховались. По крайней мере, обвинить их в том, что они не намекали о возможных трудностях и не призывали заранее задуматься о запасах угля и даже не пытались ограничить его микро-экспорт автомобильным транспортом, уже не удастся. Ведь предупреждали же… Ограничивали…

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

10:45
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.