Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.32
473.33
4.76

​Доходный Казахстан. Новая программа и старые проблемы

​Доходный Казахстан. Новая программа и старые проблемы

Казахстанцы беднеют быстрее, чем богатеют те, кто предлагает новые и новые программы кочевки госсредств напрямую в кошельки простых граждан. А вот вышла и новая программа, которая должна радикально поднять доходы населения.

Для начала – радует факт, что теперь государство признает бедность граждан. Программа повышения доходов нужна и чем скорее – тем лучше. Однако главное — это избежать рисков простой раздачи средств Нацфонда, ЕНПФ, ГФСС и других фондов. Каждый тенге, выданный людям, бизнесу – по задумке авторов программы должен разбудить какой-то ручеек богатства или, как говорят гадалки, «открыть канал».

В связи с этим есть старый анекдот.

Молодой и дерзкий программист написал программу, но она не работает. Пришел к опытному программисту и показывает ему строчки кода и спрашивает:

– А где тут ошибка?

Старый программист отвечает:

– У тебя в ДНК.

Анекдот показывает, что из-за множества принятых и неэффективных программ высока вероятность, что и нынешняя программа может быть провалена по причине того, что написана она по лекалам «взять деньги и поделить». В то же время предложен ряд мер, очень социальных и оптимистичных, которые, несомненно, позитивно скажутся на ситуации в стране – просто надо продумать их реализацию.

В преамбуле программы есть душераздирающие факты, которые дают оценку предыдущим правительствам.

Начало цитаты:

«Текущая ситуация доходов населения имеет негативную тенденцию. Несмотря на постоянную положительную динамику номинальных доходов с 39,2 тыс. тенге в 2010 году до 128,4 тыс. тенге в 2021 году (на январь-ноябрь), темпы роста реальных доходов населения снижаются (6,4% в 2019 году, 4,3% в 2020 году, 3,1% за 11 месяцев 2021 года). Это связано с замедлением экономического роста (-2,5% в 2020 году, 3,6% за 9 месяцев 2021 года) и высоким инфляционным давлением (7,5% в 2020 году, 8,4% в 2021 году), которое сохранится в 2022 году».

«Признаки неравномерного распределения доходов населения. Снижение реальных доходов домашних хозяйств затронуло группы населения с наименьшим уровнем дохода и почти не коснулось высокодоходных групп. 3,8 млн бедных слоев населения имеют 9,42% в совокупности от общих доходов, в то время как на самые богатые 3,8 млн человек приходится 39,4% от общих доходов. Рост работающих бедных (бедность среди наемных работников). Анализ структуры доходов населения показал, что доля трудовых доходов населения за последние 10 лет снизилась на 10,8 п.п. (с 71,3% в 2010 году до 60,5% в третьем квартале 2021 года), в то время как доля социальных трансфертов выросла на 10 п.п.»

«Высокая доля непроизводительной занятости. На сегодняшний день значительная часть занятого населения занимается низкопроизводительным трудом и имеет низкие доходы. Это объясняется тем, что в экономике создаются рабочие места, для которых не требуются навыки высокого уровня, что влияет на производительность и оплату труда. Причина в слабом развитии обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных предприятий, выпускающих продукцию высокого передела, которая имеет значительный потенциал в росте доходов.

Бедность среди самозанятых. Также значительное число граждан не могут получить достаточный доход от самозанятости. В Казахстане более 2 млн человек самостоятельно занятого населения, 85% из которых зарабатывают менее 100 тыс. тенге в месяц, 10% получают доход ниже величины прожиточного минимума, а в некоторых регионах этот показатель достигает почти 30%.»

Конец цитаты

Данные слова я вижу как признание правительством А. Смаилова неэффективности правительств Мамина, Сагинтаева, Масимова, Ахметова, Масимова (два раза был премьером).

Предыдущие правительства создавали рабочие места на один квартал, а засчитывали как на два квартала или вообще – на год. Созданные рабочие места были в простейших отраслях, куда люди шли не ради карьеры и получения опыта, а из безысходности голода и кредитов (непроизводительная занятость).

Счастливчики, работающие на стабильной работе, скорее всего, бедны, потому их даже полная занятость не означает приличной жизни и не дырявой одежды (работающая бедность).

Статистику по безработице держали низкой, потому что безработных и поденных рабочих стыдливо назвали «самозанятыми» – наконец правительство признало, что 85% самозанятых получают менее 100 тыс. тенге в месяц.

Поэтому программа повышения доходов населения имеет право на жизнь. Признание болезни – первый шаг к ее излечению, поэтому шаг со стороны правительства правильный – они открыли первый конверт и подводят итоги «усилий» предшественников.

Что же предлагают для повышения доходов? Разумеется, лучше прочесть программу, тем более она на почти 50 пунктов, однако есть пара моментов, на которые надо обратить внимание.

Программа повышения доходов населения до 2025 года – как видно из описания – рассчитана на 3 года (2023-2025).

В самом начале программы находится долгожданное повышение зарплаты врачам до приличного – по нашим меркам – уровня.

Повысят среднюю зарплату работникам сфер здравоохранения, образования, культуры, спорта и науки, в том числе – врачей к 2023 году до 531 тыс. тенге в среднем; среднего медицинского персонала к 2023 году – до 250 тыс. тенге в среднем; педагогов организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования – посредством увеличения должностного оклада на 25% с 1 января 2023 года.

Ожидаемым шагом является пересмотр методики расчета величины прожиточного минимума в сторону увеличения. Следует отметить, что тут не только усилия правительства, но требуются усилия и депутатов парламента, которые должны одобрять прожиточный минимум. И уже на основе прожиточного минимума можно будет понять – какая реально нужна минимальная заработная плата.

Помимо образования и медицины – зарплаты также поднимут и в других отраслях. Отдельно отмечу, что ряд проектов направлен не напрямую на повышение доходов, однако имеют к этому косвенное отношение – строительство сетей 5G, амбулатории, фельдшерско-акушерские в селах.

Однако при детализации ряда проектов, становится тревожно – всплывают «староказахстанские» проекты, которые сложно отнести к повышению доходов населения.

Откуда в программе: реализация инвестиционных проектов по строительству современных больниц и научно-инновационных центров, строительство и модернизация объектов здравоохранения в регионах? Не та ли компания, которая снесет старые больницы и когда-то построит новые – «Turar Healthcare»?

Логично, что, если какой-то компании без конкурса поручат строить многомиллионные клиники – это поднимет чьи-то доходы, но вряд ли всего населения. Так же есть вопросы по механизму ГЧП при постройке 1000 школ. Очень важно, чтобы эти школы строили без излишнего воровства и приписок стоимости – сложная задача и при новом Казахстане.

Есть также необычные меры, которые однозначно провалятся и будут пустой тратой денег.

Например, «реализация ежегодно 10 тыс. новых бизнес идей путем выдачи безвозмездных грантов социально-уязвимым слоям населения в размере до 400 МРП – итого 156,5 млрд тенге».

Никто не против раздачи денег малоимущим, тем более это и так делается через адресную социальную помощь, но не надо это маскировать под реализацию бизнес-идей. И какая бизнес-идея может быть реализована на 400 МРП?

Вызывает вопрос «создания 50 тыс. семейных хозяйств через новые формы вовлечения в оборот сельхозземель, а также освоения 400 тыс. га орошаемых земель». Под семейным хозяйством авторы программы, наверное, подразумевают банальные ЛПХ – личные подсобные хозяйства, которые и так есть, а значит создавать ничего не надо. Они просто сдадут документы, ЛПХ переименуют в «семейные хозяйства» и им раздадут средства – 150 млрд тенге.

Отличной идеей является анализ районов путем подворового обхода, чтобы понять специализацию села и района, их бизнес потенциала и создание технологических карт. Наконец-то правительство дойдет до простых граждан и посмотрит, как живут люди.

Чрезвычайно оптимистично и даже подозрительно звучат планы по созданию рабочих мест: переработка растениеводческой и животноводческой продукции – 40 тыс. новых рабочих мест; создание теплиц, овощехранилищ, молочно-товарных ферм – создание 43 тыс. рабочих мест.

Хорошо звучит выделение средств на туристскую инфраструктуру.

Создание рабочих мест в рамках реализации 420 инвестиционных проектов по строительству гостиниц, отелей, зон отдыха и других туристических объектов на общую сумму 930 млрд тенге с использованием мер государственной поддержки:

в 2022 году – 90 проектов на 200 млрд тенге;

в 2023 году – 100 проектов на 220 млрд тенге;

в 2024 году – 110 проектов на 244 млрд тенге;

в 2025 году – 120 проектов на 266 млрд тенге.

Однако пугает попытка программы – оправдать ненужные расходы через выделение дополнительных средств. Например, правительство планирует стимулирование экономической активности путем развития событийного туризма в Мангистауской и Туркестанской областях. В данном пункте плана предусмотрено проведение «ежегодно 40 событийных мероприятий».

Туркестанский акимат, думаю, имел абсолютно любой доступ к миллиардам долларов – напрямую и через строительные подряды (один аэропорт чего стоит!) – зачем теперь там 40 событийных мероприятий и что это вообще такое? Когда выделяли миллиарды долларов на астанаобразную застройку Туркестана – нам же сказали, что не оскудеет поток туристов.

Мангистауский акимат не может понять сколько им нужно пресной воды в регион и в условиях дефицита буквально всего вместо развития капельного орошения застраивает город многоэтажками. Какие «событийные мероприятия» они хотят? Фестиваль «Burning man» на Бозжыра?

Таким образом, программа повышения доходов нужна и важна. Однако мы, к сожалению, еще застряли в старой парадигме «освоения бюджетов», а не зарабатывания денег.

В оправдание правительства можно добавить, что такие документы готовятся буквально в недельный срок, когда работают до утра, а проверяют их перед совещанием. Самое время нашим министрам понять, что развитие не навязывается из Астаны, а рождается в регионах и что каждый регион сам должен понять свой путь процветания. Из регионов тоже присылают бумажки в последний момент, потому что они не понимают сути программы.

Печальное ощущение, что несмотря на важность повышения доходов простых людей – программа провалится, потому что плохо детализирована и создана из обрывков старых программ. Но почитать ее надо. Хотя бы для того, чтобы понять потенциал планирования госаппарата.

14:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.