Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.85
474.30
4.80

Выпьем за налог: зачем государству акцизы на лимонады?

Выпьем за налог: зачем государству акцизы на лимонады?

С 2023 года сладкие напитки в Казахстане могут подорожать на 20%, а к 2025-му – на 45%. Цель – борьба за здоровый образ жизни населения. Эффект – большие экономические потери без достижения цели.

Ассоциация производителей безалкогольных напитков Казахстана с 2020 года добивается от Минздрава – инициатора дополнительного налогообложения индустрии сладких напитков – адекватных и взвешенных расчетов, на основании которых вообще решили уравнять лимонады по вредности с табаком и алкоголем. Но таких данных нет, поскольку национальных исследований по объемам потребления сахаросодержащих напитков казахстанцами никто и никогда не проводил. Так что история с акцизами на соки выглядит как инерционное движение за общемировыми трендами 10-летней давности. Потому что пока казахстанский Минздрав раскачивается, некоторые страны успели побаловаться с акцизами, получили отрицательный экономический эффект и перестали диктовать потребителям, что им есть и пить.

Индустрию сахаросодержащих напитков все три года безуспешных переговоров с государством поддерживает НПП «Атамекен». Все началось с презентации в марте 2021 года концепции по формированию здорового образа жизни Национальным центром общественного здравоохранения под руководством небезызвестной Жамили Баттаковой. Как и с табакокурением, этот институт не придумал бороться с пристрастием казахстанцев к сладкому никак иначе, кроме закручивания гаек производителям через дополнительный налог. И чиновники с развитым обонянием на фискальные сборы тут же взяли идею в разработку. Правда, обосновать целесообразность нововведения за 3 года так и не смогли.

Недавно и на площадке партии «Ак жол» прошла встреча с производителями и чиновниками заинтересованных министерств. И хотя в нацпроекте «Здоровая нация», все же принятом в октябре 2021 года, конкретно говорится о начале реализации плана мероприятий с 2023 года, до сих пор непонятно – когда же правительство внесет поправки в Налоговый кодекс, чтобы легализовать намерения об акцизах на лимонады уже законодательно.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики Ерлан Сагаев на встрече с акжоловцами сослался на то, что при принятии того или иного решения в части увеличения нагрузки смотрят в первую очередь на соотношения интересов государства и интересов общества. Заместитель директора департамента Минздрава Гульнар Сарсенбаева объяснила, что введение акциза обусловлено рекомендацией ВОЗ, высоким уровнем сердечно-сосудистых заболеваний, ожирением детей и сахарным диабетом. Но представитель медведомства явно лукавит, потому что Всемирная организация здравоохранения давала Казахстану рекомендации по чрезмерному потреблению соли и трансжиров, а не сахара в составе безалкогольных напитков.

Так что по состоянию на конец 2022 года чиновники пока демонстрируют исключительно фискальную подноготную акцизов на сладкие напитки. Ну а Минздрав демонизирует лимонады, даже не изучив предпочтения потребителей и объемы выпитого. Зато производители в рамках своих маркетинговых исследований уверенно говорят, что сахаросодержащие напитки составляют всего 2,4 % от общего количества получаемых калорий. И этот показатель продолжает снижаться. Во-первых, потому что лимонады никогда не были продуктом первой необходимости и всегда имели ограниченный спрос. Во-вторых, среди казахстанцев в принципе отмечено снижение потребления сладких продуктов в целях экономии.

И в этих условиях государство предлагает акциз на сахаросодержащие напитки, аргументируя это тем, что оно заботится о здоровье населения. Однако согласно исследованиям, большие налоги на сладкие напитки от 20 до 45% на деле не дадут желаемого эффекта с точки зрения борьбы с лишним весом и неинфекционными заболеваниями. Потребитель переходит на менее дорогие, но более калорийные продукты питания, – говорит глава Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия Мамытбаева.

Понимая, что антитабачное влияние Жамили Баттаковой на чиновников минздрава пока перевешивает любой здравый смысл в готовящемся фискальном сюрпризе для производителей соков и лимонадов, они уже заявили о том, что готовы изменить рецептуру своих напитков, снизить в них содержание сахара на 10% до 2026 года и уже представили линейку «здоровых» напитков без сахара.

А вопрос по-прежнему остается открытым – если государство готово к гиперопеке над неокрепшим сознанием населения Казахстана через налоги и ограничения на потребляемые продукты питания, то почему до сих пор не запретило сахар в стране в принципе?

Российские исследования показывают, что 55% сахара люди потребляют в чистом виде, но казахстанцам свойственным традиционные чаепития за дастарханом, где нет кока-колы, зато много сахара, варенья и мучных изделий, жареных в растительном масле.

– В 2015–2016 годах в Казахстане было проведено национальное исследование с участием ВОЗ, – подчеркнула Алия Мамытбаева. – Эффективной стратегией для Казахстана, по рекомендации Всемирной организации здравоохранения, является снижение потребления соли и трансжиров, потому что в Казахстане исторически высокое потребление мясных продуктов и содержащих высокое количество углеводов. А рекомендация ввести налог на сахаросодержащие напитки была в основе исследования Всемирного банка. Но оно не внушает особого доверия, так как в самом начале этого документа говорится следующее: «Содержащиеся в настоящей работе выводы, толкования и заключения могут не отражать позицию Совета исполнительных директоров Всемирного банка или правительств представляемых ими стран. Всемирный банк не гарантирует точности данных, содержащихся в данной работе». И тем не менее, именно эта работа стала «спусковым крючком» для принятия дополнительных фискальных мер в отношении индустрии сладких напитков.

Даже Всемирный банк понимает, что такая мера приведет к монополизации рынка крупным бизнесом, а большая часть малого и среднего бизнеса уйдет с рынка. Нужно учитывать, что в Казахстане 95% рынка занимает как раз МСБ, и основное производство генерирует дополнительно 7-8 рабочих мест. То есть введение акцизов отразится и на смежных отраслях тоже – упаковке, дистрибуции, рознице, ресторанном секторе. Последствия будут колоссальными и необратимыми.

А они будут таковы, что при 20-процентном акцизе:

производство напитков в Казахстане сократится на 26,4%;

исчезнут 12 тысяч рабочих мест по всей цепочке создания стоимости;

годовая прибыль производителей сократится до 102 млрд. тенге.

В качестве примера можно привести развитие событий в пивной отрасли, где акциз активно повышается с 2014 года. За 8 лет закрылись три крупных завода и значительно снизились инвестиции в производство.

Кстати говоря, в ассоциации производителей сладких напитков говорят, что есть некое заключение правительства по поводу акцизов на их продукцию, в котором Минфин указывает на чисто фискальный смысл затеи с акцизами. И также шла речь о том, что внедрение этого нового налога имеет проблемы технического характера. В технических регламентах ЕАЭС нет самого определения «сахаросодержащих напитков». Следовательно, чиновникам вначале предстоит разобраться вообще с понятийным статусом продукции, а уж потом вводить на нее дополнительные сборы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

09:45
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.