Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

Финтех — драйвер развития МСБ в современных реалиях

Финтех — драйвер развития МСБ в современных реалиях

Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане остаётся острой необходимостью. Поддержка этого направления — одна из ключевых задач, поставленных перед правительством и прочими управляющими структурами в РК. Было создано множество госпрограмм, которые прямо или косвенно должны были оказать положительное влияние на сектор, однако проблем всё ещё достаточно: в то время как в развитых (и не только) странах мира доля МСБ в ВВП страны превышает 50%, в РК показатель не достиг даже 35%, сообщает Finrpom.

При этом серьёзным толчком развития для МСБ стали цифровизация и финансовые технологии, открывшие целый ряд новых возможностей. Так, к примеру, с развитием безналичных платежей и переходом бизнеса в онлайн-формат количество малых компаний и индивидуальных предпринимателей заметно выросло.

Если в 2009–2013 годах количество активных малых компаний практически не менялось, то с 2015-го наблюдается динамичный рост в секторе. В итоге к февралю 2022 года показатель достиг 167,1 тыс. предприятий — на 26,6% больше, чем пятью годами ранее. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, в свою очередь, всего за год — с февраля 2021-го по февраль 2022-го — увеличилось на 70,7 тыс., или на 5,8%, до 1,3 млн.

Изображение

Развитие технологий и платёжной инфраструктуры способствовали упрощению работы МСБ практически по всем фронтам. К примеру, ранее, чтобы открыть и зарегистрировать свой бизнес, предпринимателям нужно было обращаться в соответствующие органы, это сопровождалось бюрократическими проволочками и неудобствами. Сейчас ИП можно открыть через мобильный банкинг, а вести бизнес — непосредственно через интернет, что освобождает, в числе прочего, от аренды помещений. Особенно это удобно для сектора торговли.

Упростились также вопросы проведения платежей. Развитие безналичных расчётов стало ключевым драйвером роста количества индивидуальных предпринимателей и малых компаний.

Сыграла свою роль и пандемия. До 2020 года количество торговых предприятий, принимающих к оплате платёжные карты, не превышало и 100 тыс., а годовой рост варьировался от 5% до 19%. Однако уже к концу 2021-го показатель подскочил до 273,9 тыс. компаний, увеличившись за год более чем в 2,5 раза, или на 165,8 тыс.: колоссальный рост. К слову, ситуация благоприятна ещё и тем, что способствует сокращению теневой экономики, которая была ахиллесовой пятой развития страны.

Высокие показатели обусловлены также заметной поддержкой со стороны как государства, так и крупных компаний — технологических гигантов, включая международные. К примеру, с февраля текущего года предприниматели Казахстана могут обучаться навыкам электронной коммерции бесплатно. Mastercard и Министерство торговли и интеграции РК при поддержке технологического партнёра BTS Education запустили Школу электронной коммерции для МСБ, которая сосредоточится на помощи предпринимателям в развитии и масштабировании бизнеса в онлайн-формате через бесплатные образовательные онлайн-курсы, вебинары, партнёрские предложения (IT-инструменты, CRM, платёжные системы, конструкторы сайтов и т. д.), а также в бизнес-акселерации тем компаниям из сектора МСБ, которые планируют выйти на новые рынки. Участники научатся зарабатывать в цифровом пространстве и узнают про актуальные digital-тренды.

Изображение

Ещё один важный фактор технологического развития — расширение инфраструктуры для оплаты товаров и услуг с использованием платёжных карт и возросшая популярность бесконтактных платежей. Количество POS-терминалов выросло в 2,4 раза и составило 509,2 тыс. устройств. Из них 97% поддерживает функцию бесконтактной оплаты.

Такой способ оплаты также на руку МСБ. Так, к примеру, благодаря технологии Tap on Phone от Mastercard, предприятия могут использовать смартфон как бесконтактный POS-терминал для приёма безналичной оплаты. Внедрение этой технологии позволяет компаниям сегмента МСБ экономить на приобретении дорогостоящих POS-терминалов и снижает затраты по обслуживанию. И если для крупных компаний подобные затраты не составляют сложности, то для малых и средних представившаяся возможность — серьёзная статья экономии.

Изображение

11:00
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.