Казахстан-Китай: какие вызовы ставит перед логистикой усиление сотрудничества двух стран
В середине августа в городе Шэньчжэнь прошел первый казахстанско-китайский бизнес-форум. Основная цель этого мероприятия — познакомить китайских предпринимателей с инвестиционными возможностями Казахстана. Вице-премьер — министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин выделил три наиболее перспективных направления для международных инвестиций — логистику, сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность.
Логистика стала одной из самых обсуждаемых отраслей в последние два-три года во всем мире: сначала нарушились логистические цепочки из-за ковидных ограничений, затем началась трансформация транспортных потоков в Евразии из-за санкций в отношении России. И Казахстан находится в самом центре этих преобразований, претендуя на роль Евразийского транспортного хаба.
В развитии казахстанской логистики заинтересованы не только власти и бизнес РК, но и все государства континента — включая Китай и ЕС. Если раньше потоки товаров между востоком и западом континента шли преимущественно через Россию, то теперь они идут через Центральную Азию. Появились и активно развиваются альтернативные пути, например, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Однако прошло еще слишком мало времени, чтобы перевозки стабилизировались: есть сложности с дорожной и портовой инфраструктурой, административными барьерами на границах, недостаточной цифровизацией ключевых логистических процессов.
Кроме того, растет товарооборот Китая и Казахстана — и это мотивирует к развитию казахстанского рынка логистики. В прошлом году объем взаимной торговли достиг $24,1 млрд, в первом полугодии 2023 года вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил уже $13,6 млрд. Спрос на перевозки растет, что требует расширения действующей транспортной инфраструктуры.
Именно поэтому инвестиции в казахстанскую логистику сегодня, с одной стороны, необходимы, с другой — перспективны. Важно создавать новые и развивать действующие маршруты, совершенствовать инфраструктуру, строить погрузочно-разгрузочные центры и логистические хабы, модернизировать порты. Такие проекты представляют интерес для крупных международных транспортных операторов.
Со своей стороны власти Казахстана обещают инвесторам преференции. Вице-премьер на бизнес-форуме рассказал о том, что каждая область РК имеет специальные экономические и индустриальные зоны, резиденты которых пользуются налоговыми льготами и преимуществами специального правового режима.
Цифровизация как драйвер инвестиций
Повысить привлекательность сферы логистики для инвестиций можно также за счет повышения прозрачности рынка и эффективности перевозок. В этом помогают проекты цифровизации — как бизнес-процессов отдельных компаний, так и государственных служб.
Сегодня Казахстану важно быстро отвечать на вызовы времени, демонстрируя соответствие рынка логистики мировым стандартам. Европейские и китайские партнеры ждут бесшовности процессов: перевозка должна проходить открыто, одинаково быстро и безопасно на всей территории Евразии.
В условиях роста товарооборота, увеличения объемов перевозок и расширения транзитного грузопотока работать «по старинке» становится сложно. Необходимо сотрудничество всех участников логистических процессов для организации бесперебойных и эффективных поставок. Эту задачу можно решить с помощью современных логистических ИТ-платформ, которые уже работают на рынке Казахстана.
Логистическая ИТ-платформа — это онлайн-площадка, которая объединяет грузовладельцев, перевозчиков, экспедиторские и транспортные компании. Преимущества работы в едином пространстве очевидны: быстрый поиск прямого исполнителя, отслеживание заказа в режиме реального времени, уведомления о статусе перевозки, необходимые формы отчетности и сопроводительной документации. Такая организация логистики позволяет оптимизировать расходы грузовладельцев как минимум на 20% — именно столько добавляют к стоимости услуги посредники.
Дело не только в сокращении затрат, но и повышении прозрачности и безопасности перевозок: грузовладелец всегда знает, где находится груз. Более того, исключаются ошибки из-за «человеческого фактора» и проблемы с коммуникациями.
Как организован процесс на современной логистической платформе:
- Грузоотправитель размещает в системе заявку на доставку груза, описывая его характеристики и место доставки.
- Профессиональные перевозчики откликаются на заказ в течение нескольких минут. После этого грузоотправитель может выбрать наиболее подходящего, изучив сначала его профиль и рейтинг, сравнив цены и отзывы клиентов.
- Крупный грузоотправитель с постоянными и частыми заказами может прямо в системе сформировать пул доверенных перевозчиков и работать только с ними.
- Перевозчики также могут формировать собственные предложения, обозначая статус «свободен» или, например, «возьму попутный груз».
- При поиске грузоперевозчика при помощи фильтров можно сузить параметры поиска, обозначив, например, конкретную цену, сроки перевозки или сформулировав другие требования. Время оценки предложений сводится к минимуму, нет необходимости уточнять у перевозчика никаких деталей— они все автоматически учтены еще на этапе отбора исполнителя.
Это базовые возможности логистической ИТ-платформы, которые сегодня активно развиваются и «умнеют». Например, современные логистические сервисы позволяют сделать процесс грузоперевозки более открытым и контролируемым, быстро проверять информацию об участниках сделки, отслеживать передвижения грузов. И благодаря этому минимизировать риски возможных инцидентов, связанных с мошенничеством и недобросовестными партнерами.
Также логистической ИТ-платформы сокращают время на организацию перевозки и количество рутинных операций, связанных с этим. Таким образом позволяют значительно оптимизировать бизнес-процессы всех участников логистической цепочки.
Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»