Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$449.58
486.94
4.86

Что надеть казахстанского?

Что надеть казахстанского?

В стране есть спрос на одежду собственного производства, но бизнес не спешит его удовлетворять.

Торжество импорта

Казахстанцы щеголяют в российских, турецких и китайских массовых брендах, а в последнее время на рынок ворвались и узбекские изделия. Те, кто побогаче, позволяют себе приобретать одежду итальянского производства. На этом параде импортных товаров казахстанским швейникам и дизайнерам принадлежит весьма скромное место.

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, на долю отечественной одежды нынешней осенью приходится 11% – это очень оптимистичная цифра. Очевидно, здесь учитывается в основном спецодежда, униформа и школьная форма, так как сведения независимых источников куда беспощадней.

Между тем, выставки и опрос рядовых граждан показывают, что казахстанцы были бы рады видеть на себе отечественные штаны и юбки, но с соблюдением ряда условий. Одежда должна быть качественной и относительно недорогой. И вот тут у местных бизнесменов обнаруживаются большие проблемы. Они вынуждены закупать сырье и оборудование за границей, после чего одежда становится буквально золотой и уже не может конкурировать с импортом.

По словам экспертов, чтобы сшить элементарные джинсы, требуется более 10 наименований оборудования, не говоря о ткани и фурнитуре. Следовательно, бизнесмен должен влезть в огромный кредит, однако не факт, что после таких расходов его товар разойдется. Здесь кроется еще одна причина отставания: в стране крайне мало профессиональных швейников.

Кроме того, импортные бренды давно завоевали в Казахстане репутацию и прочно утвердились в своих нишах. Чтобы раскрутить казахстанские товары с нуля, нужны вложения в рекламу, чего рядовой предприниматель не может себе позволить.

Однако вернемся к цифрам. К настоящему времени, сообщает профильное министерство, в республике работает 1366 предприятий легкой промышленности, из них 804 предприятия по производству одежды: 785 малых, 15 средних и 4 крупных. Продукция большинства из них практически не известна широкой публике.

Объем производства одежды за 2021 год составил 54,4 млрд. тенге, а за январь-июнь 2022 года – 27,7 млрд. тенге. Объем экспорта одежды за 2021 год приблизился к 13,8 млн. долларов, объем импорта – к 896,6 млн. долларов.

Как говорит статистика, мы ввозим одежду чуть ли не из сотни стран, но лидируют три гиганта – Россия, Китай, Турция. В разных сегментах они конкурируют друг с другом, оставаясь в первых строчках. Например, в прошлом году Казахстан импортировал из Китая мужской одежды на 41 млн. долларов, из Турции – на 27 млн, из России – на 21 млн. Другие лидеры сегмента Бангладеш, Италия и Узбекистан.

А вот в сегменте женской одежды на первую строчку выбилась Турция с 36 млн. долларов импорта, далее следует Россия с 23 млн. и Китай с 21 млн. долларов. Замыкают основной рейтинг Италия, Марокко и Бангладеш. Приблизительно такая же картина наблюдается и в других сегментах импорта одежды.

Согласитесь, обидно проигрывать Бангладеш или Узбекистану, странам, чьи ресурсы несравнимо уступают казахстанским. В частности, в советское время республика производила внушительные объемы овечьей шерсти, сопоставимые с австралийскими. Правда, несмотря на обилие сырья, к концу 80-х годов «шмоточные» магазины даже в столице не могли порадовать ассортиментом.

Вечная надежда на государство

На плаву преимущественно удается держаться предприятиям, работающим по госзаказу, их благосостояние зависит от бюджетных закупок. Они шьют спецодежду, униформу и школьную форму, вокруг которой постоянно идут баталии.

В этом году стоимость экипировки ученика побила все рекорды, на одну одежду родители были вынуждены потратить примерно 100 тысяч тенге. Между тем, даже в этом сегменте наших производителей сильно теснят зарубежные, так как форма поступает в страну зачастую по контрабандным каналам.

«Крайне важно обеспечить максимальную доступность школьной формы для всех учащихся. Считаю, что детям из отдельных социально уязвимых категорий государство должно предоставлять ее за счет бюджета», — сказал в сентябре президент Касым-Жомарт Токаев. Он добавил, что целевые государственные заказы на приобретение школьной формы нужно направить на развитие отечественной легкой промышленности.

Безусловно, это хорошая новость для индустрии, однако в ней есть и те, кто с трудом может рассчитывать на госзаказ. Предприятия, которые шьют одежду для основной массы населения, создают свой бренд в неравной борьбе с импортом.

Заключения экспертов отличаются от официальной статистики. Например, агентство EnergyProm сообщает, что произведенная в Казахстане одежда покрывает приблизительно сотую часть спроса. В прошлом году в стране было сшито продукции на 20,5 млрд. тенге, в денежном выражении производство выросло на 34,9%.

Практически половину объема делают в трех регионах. Лидирует в стоимостном выражении Алматинская область – 3,8 млрд. тенге, на 12,9% больше, чем годом ранее. На втором месте Алматы, где произвели одежды на 3,4 млрд. тенге, на третьем расположена Карагандинская область с объемом производства в 2,8 млрд. тенге.

Тем не менее, если считать поштучно, то во многих сегментах производство в прошлом году сократилось, иногда до 50-70%. Однако чулочно-носочная продукция продемонстрировала рост, но в целом отрасль принадлежит импорту. Только за первое полугодие 2021 года в количественном выражении объем иностранных товаров вырос в 2,1 раза, а в стоимостном – на 62,4%.

Тем больше поводов отметить предприятия, умудряющиеся сохранить бизнес. В основном они расположены в регионах-лидерах: это, например, ТОО «ТФ Ажар», ТОО «Glasman», ТОО «Texti Market», ТОО «Демеу-Арна», «Textiline Kazakhstan» ТОО «Казлегпром-Алматы» и другие. Некоторые из перечисленных компаний работают на рынке многие годы, сформировали прослойку своих потребителей и вышли на экспорт. Но лишь у немногих из них есть филиалы в крупных городах и только единицы представлены в больших торговых центрах. Развернуться, по словам предпринимателей, мешает заоблачная стоимость аренды в посещаемых ТЦ.

Что касается немаловажного в отрасли фактора – модного дизайна – то большинство из относительно известных брендов не сотрудничают с масс-маркетом, они нацелены на индивидуальные, эксклюзивные коллекции.

К слову, международные эксперты полагают, что в сегменте пошива одежды у Казахстана большие перспективы, поскольку членство в ЕАЭС дает свободный доступ на рынки России, Кыргызстана, Беларуси и Армении. Также в стране можно шить одежду для крупных западных брендов.

Пока же лояльные нам прогнозы не сбываются. Напротив, аналитики отметили, что с началом войны в Казахстан ринулись россияне, скупающие одежду западных компаний, ушедших из России. Казахстанская продукция их не интересует.

Кроме того, чтобы собрать прибыль во время кризиса, к нему стоило готовиться заблаговременно. Участники отрасли неоднократно заявляли, что для качественного рывка нужно строить новые фабрики с современным оборудованием, что без господдержки фактически невозможно. Существует также риск не распродать готовый товар, что, по некоторым данным, происходило с отечественными компаниями в годы пандемии.

Как мы отмечали выше, проблемы швейников упираются в растущую стоимость сырья, которая в себестоимости товара занимает 60-70%. При этом тканей и фурнитуры в республике производится крайне мало, товар приходится импортировать. После этого не удивительно, что цены на одежду неуклонно увеличиваются, становясь неподъемными для населения. По данным статистики, средний ценник растет быстрее в «швейных» регионах – в Алматы, Карагандинской области и в Шымкенте.

Таким образом, если добавить проблему подготовки кадров, чей уровень, по мнению аналитиков, в Казахстане достаточно низок, у местного производителя мало шансов на успешную конкуренцию. Выход видится лишь в усилении роли государства в отрасли легкой промышленности.

Релизы Министерства индустрии дают некоторую надежду. Развитие легкой промышленности запланировано в Дорожной карте на 2022-2025 гг. Среди перечисленных мер привлечение крупных международных брендов для размещения заказов на действующих казахстанских предприятиях. Также упоминается предоставление торговых площадей в крупных торгово-развлекательных центрах и оказание мер государственной поддержки для ведения электронной коммерции, выхода на международные электронные торговые площадки. Ведется, кроме того, работа по сокращению теневого импорта и контрафактной продукции, предусмотрен новый инструмент – промышленные гранты.

Тем не менее, участники рынка считают, что начинать нужно с основ – производства тканей и фурнитуры, удешевления закупа оборудования, а также с обучения мастеров. Помимо прочего, в программы развития, в том числе, в Дорожные карты неоднократно включались различные казахстанские отрасли – от тяжелой промышленности до продовольственной. Как показывает практика, кроме выброшенных на ветер миллиардов никаких значимых результатов бюджетные программы не достигли.

Поэтому, возможно, швейникам следует изучить опыт Узбекистана и Кыргызстана, а также Бангладеш, которые находясь в худших условиях, сумели не просто обеспечить собственного потребителя, но и организовать торговую экспансию. Быть может, тогда в любом магазине найдется качественная и недорогая казахстанская одежда. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

10:15
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.