Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$439.43
473.31
4.82

Год катаклизмов и затянутых поясов – эксперты подвели итоги

Год катаклизмов и затянутых поясов – эксперты подвели итоги

Казахстанцам придется и дальше настраиваться на выживание, однако некоторые положительные подвижки все же есть.

Рекордная инфляция, разрыв товарных потоков, авария на КТК, по которому идет львиная доля нашей нефти, серия аварий на местных ТЭЦ – такова сжатая картина уходящего года. Добавьте сюда январские события и связанные с ними перемены. Как мы выжили в 2022 году? Как будем справляться в наступающем? На эти вопросы ответили казахстанские эксперты.

Периоды между «взрывами» сокращаются

По данным социолога Гульмиры Илеуовой, снижение доходов казахстанцев, безусловно, произошло, однако по сравнению с 2021 годом настроения в обществе улучшились.

– Имеется недовольство, вызванное инфляцией, это известно всем. В пандемический год, хотя многие говорят, что уже о нем не помнят, все социальные показатели были очень плохими. Сейчас они выравниваются, приходят в допандемическое состояние. То есть я не хочу сказать, что до ковида были прекрасные показатели, но существенно лучше, чем во время пандемии. Многие из тех, кто потерял из-за локдаунов доходы, сейчас восстанавливаются, – отметила социолог.

Люди, конечно же, возмущены ростом цен и сокращением доходов, пояснила Гульмира Илеуова, но, с другой стороны, сохраняется хорошее и стабильное самочувствие. По предположению эксперта, на настроение самых незащищенных слоев населения влияет активизация госпрограмм, которые в какой-то мере компенсируют издержки инфляции. «Год мы провожаем не так плохо, как могло бы быть. Простой пример: в 2021 году фиксировалось 15% людей, которым не хватает средств даже на питание, в уходящем году эта цифра возвращается к 3–5%», – подчеркнула Гульмира Илеуова. В опросах, отметила она, фигурируют предприниматели, которые заявляют о том, что не могут восстановить прежние доходы, однако те, кто находится в нижнем сегменте среднего класса чувствуют себя на удивление нормально.

Что касается январских событий и их последствий, то с точки зрения социологии, общество вошло в период, когда напряжение было сброшено, а новое еще накапливается.

– Социальное напряжение накапливалось очень сильно, по нашим оценкам, с 2016 года. Люди и так ощущали давление, потом добавилась пандемия. К 2021 году в рамках одного проекта мы при опросах видели буквально катастрофические вещи: до 40% предсказывали социальные взрывы. За все годы наблюдений такого не случалось. Было недовольство материальным положением, критика правительства и акимов, но чтобы население предсказывало массовые выступления – это беспрецедентно. В 2022 году напряжение было сброшено, сейчас идет период затишья, налаживания жизни.

Если бы к социологии прислушивались, то можно было бы сказать, что мы предсказали январские события, – пояснила эксперт.

– Пар выпущен, пружина разжалась, но я должна сказать, что периоды между кризисами становятся все короче. Факторы накопления протестного потенциала нуждаются в тщательнейшем изучении. Хочу отметить еще один важный момент, он придуман не мной, это общая формула. Экономические проблемы через условный шаг приводят к социальным выступлениям и через два шага – к политическому осмыслению. В Казахстане раньше социальные протесты не приводили к воплощению идей в политической сфере, – добавила она.

Теперь, указала социолог, предпринимаются попытки канализировать протестную энергию в политическую сферу, в частности, создаются новые партии. «Насколько эти попытки эффективны, насколько они сработают, пока сказать трудно. Если массовые выступления участятся – значит, эти каналы и механизмы не функционируют», – подвела итог Гульмира Илеуова.

Казахстанцы не посыпают голову пеплом

Web-издатель Джанибек Сулеев считает, что эхо январских событий будет звучать еще долго, тем не менее, на фоне соседей Казахстан выглядит относительно спокойной страной.

– У всех думающих людей, желающих жить в хоть сколько-то обновленном, стабильном Казахстане, есть запрос на более четкое понимание ситуации. Но давайте посмотрим в целом: наш Кантар в принципе укладывается в мировые тенденции. В этом году в мире произошло рекордное количество катаклизмов, даже если не считать войны в Украине, которая нас непосредственно затронула. В Центральной Азии тоже неспокойно, шли бои на границе Таджикистана и Кыргызстана. Можно сказать, что картина безрадостная практически у всех, – пояснил Джанибек Сулеев.

По словам эксперта, военный конфликт между постсоветскими странами в плане влияния на Казахстан иногда принимает форуму прямого давления. «Российские политики высказывались в наш адрес, мы реагировали. Но давайте поймем, что, когда в нашей стране «находят» хотя бы минимально враждебные заявления, это заявления не официальных лиц. Это всяческие лидеры мнений, оппозиционеры, но никогда не деятели официальных структур. Обычно вы выпускаем ноты, как-то высказываемся только в ответ. При этом наша страна сохраняет стабильность, что сегодня выигрышно смотрится, а наши политики не позволяют себе никаких выпадов», – отметил издатель.

В плане осмысления январской трагедии людям хотелось бы большей конкретики, считает Джанибек Сулеев. «Во-первых, люди задаются вопросом: где виновники? Да, были задержания и суды, но полной ясности все еще нет. Во-вторых, в обществе большой разброс оценок Кантара. Кто-то убежден, что это было народное восстание, причем, многие лично знают тех, кто на площади выходил не жечь и грабить, а искренне отстаивал свои убеждения. С другой стороны, была видна четкая организация выступлений. Собственно, такая вариативность оценок нормальна для гражданских волнений, но у многих остается, что называется, незакрытый гештальт. Прошел почти год, казахстанцы хотят более пространных ответов, объясняющих все детали. Нужны подробные, исчерпывающие доклады, отчет об истинных пружинах событий», – пояснил издатель.

Некая подвешенность в воздухе, отсутствие полного понимания объясняет и определенный мандраж в обществе, добавил эксперт. «Многие просто не знают, к чему еще нужно быть готовым? На события января наложилась совершенно дикая инфляция. Понятно, как я уже сказал, накрыло не нас одних, но хотелось бы видеть плоды нового президентского курса, хотелось бы гарантий. Однако можно посыпать голову пеплом, а можно смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Даже если объективный анализ показывает, что при текущей международной обстановке волшебного разрешения проблем ждать не стоит. Что тут еще сказать? Мы вновь живем в «веселое», интересное время», – подчеркнул Джанибек Сулеев.

Правительство в тупике

Экономист Петр Своик уверен, что в существующей экономической модели у страны мало шансов пережить тяжелый период без серьезных потерь.

– Обсуждая итоги года, можно остановиться только на одном моменте, настолько он характерный – это ситуация с Экибастузской ТЭЦ. Если эту ситуацию экстраполировать на всю энергетику – «большую» и коммунальную – то мы увидим резкое недофинансирование, которое в рамках существующей модели не может быть устранено. Казалось бы, можно повысить тарифы, но платежеспособность населения и МСБ и так уже на пределе. Нужных денег не соберут, к тому же рост тарифов еще сильнее разгонит инфляцию, то есть это концептуальный тупик, – указал эксперт.

По его мнению, нужно переходить на нетарифную схему инвестирования, но для нее нет инструментов, и даже отсутствует понимание такой необходимости. «Правительство в тупике, а если шире посмотреть, то нет внутреннего инвестиционного источника в виде производственного кредита, которого в стране не существует. Есть потребительское кредитование с заоблачной стоимостью, а производственное при такой переплате невозможно. В экономике в принципе отсутствуют источники инвестирования. Нужно переходить к другой модели, но это правительство не способно на такой шаг», – добавил он.

В оценках инфляции Петр Своик пессимистичен. «Мы всегда имели «родную» инфляцию в 8–10%, которую нам устраивал Нацбанк в основном из-за отсутствия в стране производственного кредита и завышенной стоимости денег, то есть постоянно слабеющего курса нацвалюты с ее завышенной стоимостью. На «родную» инфляцию наложилось примерно столько процентов внешней, импортируемой, инфляции доллара», – пояснил экономист. Положение, по его словам, сохранится до окончания мирового катаклизма, вызванного противостоянием крупнейших держав.

– Нужна модель с возвращением государства в экономику, с созданием внутренних инвестиций, как прямых безвозвратных, так и дешевых кредитных. Нужно планирование экономического развития, и правительство, которое выработало бы стратегию и придерживалось бы ее. Шансов на это пока не видно, – считает Петр Своик.

– Можно надеяться только на тезисы Послания президента, которое стало фактически предвыборной программой. Послание наполовину содержит совершенно верные посылы, но также и неработающие идеологемы правительства. Однако есть некоторая надежда, что президент избавиться от правительственной «оболочки» и начнет менять модель. К сожалению, среди его соратников я не могу назвать ни одного человека, о котором можно было бы сказать, что он способен начать пересмотр экономической политики, – заключил эксперт.

Дальнейшей инфляции не избежать

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов считает, что в сложившейся ситуации правительство может лишь латать дыры в экономическом Тришкином кафтане.

Прежде всего, пояснил эксперт, основные проблемы уходящего года возникли не вчера.

– Если говорить о разрыве логистических цепочек, то нужно подводить итоги не 2022 года, а 2020–21 годов. Это уже трехлетие разрыва ранее устоявшихся маршрутов. Вначале сыграл свою роль ковид, и только потом – конфликт в Украине. Вначале была очень низкая цена на нефть, затем на фоне военного конфликта цены выросли. Что касается проблем с КТК, то поломки были устранены, и сейчас мы экспортируем нефть даже на большую сумму. Это положительные итоги года, – сказал аналитик.

– Несколько раз президент поручал разработать новую экономическую программу, однако мы такого документа пока не увидели. У правительства сейчас элементарно нет времени и ресурсов притормозить и думать стратегически, выдвигать инициативы, поскольку события на внешних рынках сменяются с калейдоскопической быстротой. Правительству приходится незамедлительно реагировать, – подчеркнул Расул Рысмамбетов.

– После январских событий идет строительство Нового Казахстана из кирпичей старого Казахстана. Мы видим решение вопросов по переделу собственности. Я бы сказал, старый Казахстан – это Казахстан последних пяти лет. В этот период правительство вольно обращалось с бюджетом, с Нацфондом, и к январским события, привели в основном события последних лет, хотя, конечно, и предыдущие годы, особенно 90-е, внесли свою лепту. Произошел полный разрыв коммуникаций, государственные проекты внедрялись там, где это не улучшало положение населения, – добавил он.

Остановился эксперт и на каскаде аварий в энергосекторе. «Пять-семь крупных аварий, Экибастуз просто самый показательный. Теперь никто точно не скажет, какой срок у нас есть на срочный ремонт ТЭЦ, скорее всего, несколько лет. Это огромные деньги, к счастью, они у нас есть – в Нацфонде. Но если средства инвестируются в модернизацию коммунальной энергетики, нам нужно четко понимать, откуда будет пополняться Нацфонд. А последние пять лет, как я уже сказал, показали, что правительство плохо умеет зарабатывать деньги, зато хорошо умеет брать из кубышки. Видимо там рассуждают, что они и есть те самые «будущие поколения», для которых изначально предназначался Нацфонд», – пояснил Расул Рысмамбетов.

– Знаете, я люблю ругать правительство, но тут сложно им что-то вменять. Сегодня мы в классической ситуации из басни про Тришкин кафтан. Это просто латание самых срочных дыр. Да, к правительству много критики, но я не думаю, что будь кабинет хоть самым лучшим на планете, он смог бы решить сегодняшние проблемы. Казахстан на пороге принятия очень непопулярных мер по повышению тарифов на коммунальные услуги, ужесточения бюджетной и налоговой дисциплины, – отметил эксперт.

По его мнению, не стоит слишком надеяться на быстрый возврат выведенных активов – это долгий процесс, включающий международные суды. Что касается инфляции, то в этом плане Казахстан «идет в тренде» большинства стран мира, в том числе и самых развитых.

– Годовой прогноз дать невозможно, но в первом квартале 2023 года рост цен едва ли прекратится, поскольку он вызван импортозависимостью, – резюмировал Расул Рысмамбетов.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

12:10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.