Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.85
474.30
4.80

Отмена «визарана»: изменится ли миграционная ситуация?

Отмена «визарана»: изменится ли миграционная ситуация?

Подобно мартовскому половодью, в считанные дни затопившему населенные пункты в ряде регионов, совсем скоро ожидается оживление потока иммигрантов, который традиционно хлынет в большие города Казахстана: как известно, пик миграционной активности приходится на весенне-летний сезон.

Напомним, что в преддверии этих процессов, в начале года введены новые правила въезда и пребывания иммигрантов (утверждены постановлением Правительства РК от 31 декабря 2022 года №1146).

Правила вступили в силу 27 января этого года. Отныне в Казахстане на законных основаниях могут находиться иммигранты, прибывающие в страну без визы — в течение 30 суток, а суммарно – до 90 дней на протяжении одного календарного периода в 180 дней.

Ну, а граждане стран ЕАЭС смогут пребывать в нашей стране 90 дней, но только на протяжении одного календарного периода в 180 дней.

Тем самым отменен так называемый «визаран» – способ, позволявший гражданам стран ЕАЭС обновлять срок пребывания в Казахстане путем повторного пересечения границы после его истечения (предыдущая редакция постановления не содержала ограничений на пребывание в течение полугодового периода).

Изменения не будут касаться иммигрантов, которые после прибытия в страну оформят в установленные сроки визу или РВП (разрешение на временное пребывание).

В многочисленных публикациях, посвященных этому событию, сразу же сделаны выводы о том, что Казахстаном взят курс на ужесточение порядка въезда и пребывания для иностранцев. Отдельные журналисты посчитали эти новшества реакцией властей на прошлогодний наплыв в страну граждан России, бежавших от мобилизации.

Между тем, по словам главы управления внешней миграции МВД Казахстана Аскара Алдонгарова обновление миграционного порядка нельзя считать ужесточением. Речь идет о приведении законодательства в соответствие с международными нормами. «Во всех странах 90 дней можно просто находиться, а затем уже должно быть оформление документов», – уточнил он, выступая на брифинге еще в конце прошлого года.

Действительно, для Казахстана, являющегося составным элементом Евразийской миграционной системы, синхронизация законодательства с аналогичными актами, действующими на территории стран СНГ выглядит логичным.

С другой стороны, нормативные нововведения видятся вполне адекватным реагированием на возросшую в прошлом году (после снятия карантинных ограничений) интенсивность миграционного потока.

Так, в 2022 году, по данным МВД, в страну въехали более 6 млн иностранцев (из них около 3 млн граждан России, 2,3 млн – Узбекистана, 730 тысяч – Кыргызстана, более 330 тысяч – Таджикистана.

Примечание: в 2020-2021 годах, в период пандемии количество въезжающих в Казахстан иностранцев составляло около 2,5 млн человек в год.

Не секрет, что доминирует в этом потоке трудовая миграция. И здесь уместно упомянуть, что минтруда и соцзащиты продолжает реализацию программ защиты казахстанского рынка труда, в частности, путем ежегодного установления квоты на привлечение иностранных специалистов.

Например, на 2023 год общую квоту по отношению к численности рабочей силы в республике установили в размере 0,24%, или 22,2 тысячи единиц.

Исходя из этих приоритетов меняется и миграционное законодательство. Еще в 2019 году в Закон РК «О миграции населения» внесены изменения, согласно которым разрешение трудовому иммигранту выдается при представлении документов, подтверждающих, в том числе уплату предварительного платежа по индивидуальному подоходному налогу на период, указанный в заявлении на получение разрешения.

В марте 2022 года правительство внесло изменения в Правила въезда и пребывания иммигрантов (утверждено постановлением от 21 января 2012 года), гласившее, что «иммигранты, временно пребывающие в Республике Казахстан, не допускаются к осуществлению трудовой деятельности без соответствующих разрешений, выданных местным исполнительным органом». То есть для иностранцев исключалась любая возможность трудоустроится в обход установленного государством порядка.

Помогла ли коррекция законодательства держать сугубо в правовом поле трудовые отношения между иммигрантами и казахстанскими работодателями?

Мнения экспертов по этому вопросу разнятся, но чаще звучит позиция о том, что ужесточение правил игры приводит скорее к обратному эффекту, а именно — загоняет иммигрантов в теневой сектор.

К примеру, в России председатель Центрального комитета профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов и вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова в числе основных причин роста нелегальной миграции видят сокращение миграционных квот.

Как указал Каримов, только в Москве в нелегальном поле находится около 1 млн трудовых мигрантов. А в масштабах всей страны, по словам Власовой, число нелегальных мигрантов достигает 8 (!) млн человек.

В Казахстане, являющейся страной назначения, как и в России, миграционные процессы, во многом, идентичны. Иммигранты, нередко, заявляя на границе одни цели и сроки пребывания в стране, к примеру погостить у родственников или обучиться в вузе, заведомо предполагают другое: от занятия торговлей на рынке или работы на стройке до водителя такси и, тем самым, автоматически переходят в разряд нелегала-правонарушителя со всеми вытекающими.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного Международной организацией по миграции (МОМ), в 2022 году среди иммигрантов, проживавших в трех мегаполисах – Алматы, Астане и Шымкенте, 65% респондентов сообщили, что прибыли в Казахстан в целях трудоустройства.

На вопрос о том, как они нашли свою работу, 60% респондентов сослались на личные знакомства по прибытии в Казахстан. Второй наиболее упоминаемой причиной (26%) были личные знакомства до отъезда.

Очень немногие респонденты (менее 1%) воспользовались услугами государственного или частного кадрового агентства в своей стране, чтобы найти работу в Казахстане.

Разумеется, речь идет об иностранцах, как правило, не имеющих высокой квалификации и образования и занимающих ниши в иерархии строительных специальностей.

О масштабах этих явлений можно судить по результатам проверок строительных объектов, рынков и тому подобных организаций — каждая из которых завершается выявлением органами внутренних дел многочисленных нарушителей правил въезда и пребывания иммигрантов.

В одном Алматы по итогам рейда в прошлом году в приемник-распределитель водворены 1538 иностранцев, находившихся без документов, удостоверяющих их личность, за нарушение правил пребывания из страны выдворено 836 иностранцев.

В Астане в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Нелегал-2022» за нарушения правил пребывания к административной ответственности привлечены 1358 иностранных граждан, часть из них по таким же причинам выдворена из страны, передает inbusiness.kz со ссылкой на столичный ДП.

В ходе аналогичного мероприятия в Алматинской области было выявлено 1475 случаев правонарушения в области миграции (источник: «Пятый регион»). В Атырауской области к административной ответственности привлечено 1486 человек. Выявляют их и в других регионах.

Добавим, что содержание задержанных нарушителей – ощутимая нагрузка на бюджет, и это, не считая других сопутствующих затрат в виде их медицинского обеспечения (при необходимости) и т.д.

Инициаторами ухудшения миграционной ситуации часто выступают сами работодатели. Будучи заинтересованными в недорогой рабочей силе, они охотно нанимают незаконных мигрантов, чем создают напряженность на рынке труда и не доплачивают налоги.

Вне объективной оценки пока остаются и объемы зарабатываемых гастарбайтерами и вывозимых из Казахстана денег. Тема содержит много темных пятен, поскольку, помимо банков и официальных систем денежных переводов, для этих целей активно используются и неофициальные каналы, которые к тому же содержат риски их вовлечения в криминальный оборот.

Не сдает своих позиций и паразитирующая на спросе на иностранных работников криминальная прослойка посредников, так называемых «помогаек», «толкачей», оказывающих различные «иммиграционные услуги»: от выдачи поддельных приглашений казахстанских предприятий, медицинских справок, результатов ПЦР-тестов (во время пандемии) до заключения фиктивных браков с гражданами Казахстана.

В сети можно найти немало публикаций на эту тему, с негативной оценкой факторов, создающих предпосылки к эскалации коррупционных проявлений и наносящих значительный ущерб экономике страны.

Поэтому вопрос о том, насколько жизнеспособными окажутся новые правила въезда и пребывания иммигрантов далеко не праздный. Ответ на него, как видим по разнонаправленности проблем, должны давать не только правоохранители.

По мнению экспертов все будет зависеть от уровня межведомственной координации в области миграции и эффективности механизмов мониторинга миграционных процессов.

Напомним, что эти функции год назад указом Главы государства переданы из МВД в Министерство труда и социальной защиты населения.

Практически по горячим следам в структуре минтруда и соцзащиты был создан комитет миграции, внесены изменения в законодательство (Трудовой кодекс, законы «О беженцах», «О миграции населения», «О документах, удостоверяющих личность» и «Об органах внутренних дел») и, наконец, разработана новая Концепция миграционной политики Казахстана на 2023-2027 годы (утверждена постановлением Правительства РК за №961 от 30.11.22г.).

Председатель этого комитета Ильяс Испанов 13 декабря на брифинге СЦК в числе прочего рассказал, почему актуальна данная концепция и что планируют делать с прибывающими мигрантами и кандасами.

Судя по его выступлению, спустя почти год с момента образования, вышеуказанный комитет все еще переживал стадию осмысления того, чем он будет заниматься в ближнесрочной перспективе и, до решения насущных проблем, отдельные из которых указаны выше, пока не добрался.

Отдельные специалисты-миграционщики, позитивно отмечая положения новой концепции, все же высказывают скепсис относительно практической его реализации, которой, по их мнению, будут мешать застарелые проблемы — несовершенство системы учета и контроля за трудовыми мигрантами, фокусировка основных объемов миграционных потоков в Астане, Алматы и Шымкенте, которая также усугубляется нерегулируемой внутренней миграцией, перенаселенностью южных регионов.

В информационном обзоре Международной организации по миграции (МОМ), говорится, что точной информации о трудовых мигрантах в Казахстане очень мало (МОМ, 2020), а понимание феномена трудовой миграции в стране ограничено.

Справедливости ради нужно отметить, что такую же проблему испытывают и другие государства СНГ – как доноры, так и реципиенты.

Имея высокую латентную составляющую, трудовая миграция во многих странах является одним из самых трудно учитываемых экономических явлений.

Хотя надо признать, что понимание проблемы в комитете миграции все-таки есть. На вышеупомянутом брифинге Ильяс Испанов поделился планами по созданию Единой интегрированной информационной системы учета движения по 13 направлениям мигрантов. В списке обещанных опций — возможность оформления получателями услуг разрешительных документов онлайн по принципу «единого окна», проведение мониторинга процессов, цифровая идентификация мигранта, отслеживание его финансовых операций и, даже — мониторинг физического местонахождения и передвижения.

Насколько качественно и в сроки удастся реализовать задуманное – другой вопрос.

Ну а пока, на казахстанском рынке труда быстрыми темпами прогрессирует кадровый голод.

Так, в декабре 2022 года на Электронной бирже труда размещено 106,1 тыс. вакансий и 36,6 тыс. резюме. По сравнению с предыдущим месяцем, спрос на специалистов в разных сферах деятельности увеличился на 16%, а предложение уменьшилось на 27%.

«Количество вакансий возросло в большинстве регионов. Так, за месяц в Туркестанской области прирост вакансий составил 170%, до 15,3 тыс., а в Алматинской области – 105%, до 10,6 тыс. При этом в четырех регионах (Туркестанской и Алматинской областях, городах Астана и Алматы) было размещено 44% от всех вакансий за месяц», – проинформировала управляющий директор АО «Центр развития трудовых ресурсов» Александра Молчановская.

В разрезе отраслей больше всего потребность в кадрах зафиксирована в сельском хозяйстве (13,3 тыс. вакансий), предоставлении прочих видов услуг (10,3 тыс. вакансий) и среднем образовании (9,8 тыс. вакансий).

В декабре 2022 года во всех регионах, кроме столицы, наблюдалось снижение активности соискателей. «Больше всего уменьшилось количество резюме в Алматинской (-48%), Карагандинской (-47%), Восточно-Казахстанской (-45%) и Туркестанской областях (-45%). При этом Туркестанская область (3,3 тыс. человек), наряду с городами Алматы и Астана, продолжила лидировать по числу опубликованных резюме», — отметили в минтруда и соцзащиты.

Поэтому прогноз по притоку в Казахстан волны иммигрантов весной-летом этого года, а также идущих следом проблем, предсказать не так уж и сложно.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

20:00
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.