Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$475.25
505.52
4.95

Внутренний туризм развивается в Казахстане слабее, чем выездной

Внутренний туризм развивается в Казахстане слабее, чем выездной

За прошлый год в РК в два раза выросла численность казахстанцев, выезжавших в качестве туристов за границу. В других странах побывали свыше 7,7 млн отдыхающих из Казахстана. Рост внутреннего туризма на этом фоне выглядит более скромно: всего плюс 24,6% за год. Численность внутренних туристов составила почти половину населения страны — более 8,6 млн человек, — но, если разобраться, среди них тех, кто ездит по Казахстану, чтобы любоваться красотой нашей природы и отдыхать на курортах, в разы меньше. Об этом чуть позже.

Данные Бюро национальной статистики АСПиР РК за последние пять лет показывают, что туристическая отрасль страны до сих пор не оправилась от шоков пандемии. Об этом говорит, в первую очередь, показатель численности туристов-иностранцев, приезжающих посмотреть на Казахстан. В 2019 году РК посетили более 8,5 млн нерезидентов. В прошлом году к нам приехали 4,7 млн гостей (рост в сравнении с 2021 годом — в 3 раза). При таком скачке, во-первых, это всё равно и близко не дотягивает до «докоронакризисного» уровня показателей, а во-вторых, вряд ли это можно назвать достижением туристского маркетинга, ведь часть приезжих составили россияне, которые прибыли в Казахстан за две миграционные волны (в феврале в связи с началом войны и в октябре в связи с объявлением частичной мобилизации в РФ).

Изображение

Когда на заседаниях чиновники рапортуют о том, как много делается в стране для развития внутреннего туризма, показатель численности казахстанцев, путешествующих внутри РК, приводится как достижение. Более 8,6 млн человек! Но действительно ли это всё туристы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали выбор внутренними посетителями мест размещения, где они останавливались. Итак, в 2022 году из 8,6 млн так называемых внутренних туристов 6,4 млн человек останавливались в гостиницах и отелях, 1,8 млн человек посещали заповедники, заказники и другие особо охраняемые территории, 378 тыс. граждан побывали в санаториях. То есть лишь небольшую часть (всего четверть, или 2,2 млн человек) составили действительно отдыхающие, выехавшие на природу в отпуск или в санаторий для оздоровления. Остальные совсем не обязательно были туристами.

Кроме того, небезынтересны для определения истинной численности туристов в Казахстане и результаты обследования домохозяйств, проведённого специалистами Бюро национальной статистики АСПиР РК. Отметим, что в используемой методологии БНС турист — это человек, который совершает путешествие с ночёвкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью. Так вот, за январь–декабрь 2022 года из более чем 8,8 млн внутренних посетителей таких ночующих посетителей в РК насчитывалось лишь 87%, или 7,7 млн человек. Причём 66,7% из них, или 5,1 млн человек, во время своего путешествия останавливались у родственников. Ещё раз: более чем две трети всех внутренних туристов просто ездили к родным. Ещё чуть более 934 тыс. граждан жили во время поездок в съёмных квартирах.

Тех же, кто ездили в санатории, детские лагеря, на турбазы, в загородные дома или снимали шале в лесу, в 2022-м было всего 578,3 тыс. человек. А если сравнить эти показатели с 2021 годом, то окажется, что численность посетителей этой категории в 2022-м стала не больше, а почти вдвое меньше (578,5 тыс. человек, против 1 млн человек в 2021 году).

При этом обсуждаемый рост численности внутренних посетителей приходится как раз на тех, кто ездит проведать родных. Таких казахстанцев в 2022 году стало больше почти на 767 тыс. человек, или на 17,5%. В то же время посетителей гостиниц, мотелей и санаториев, согласно обследованиям, насчитывалось на 21,9% и на 37,1% меньше соответственно. Цифры говорят сами за себя: казахстанцы стали меньше ездить по турбазам и санаториям, и даже в гостиницах останавливаются реже, зато чаще ездят к родным и друзьям.

Изображение

И, наконец, есть и такие важные данные: в 2021 году эксперты БНС АСПиР РК провели обследование, в ходе которого уточнили у казахстанцев цели их поездок. Оказалось, что 48,9% внутренних туристов ездили просто в гости к родным и друзьям, 5,9% были в поездках по работе, а 8,4% уезжали за пределы своего города ради шопинга. Тех, кто ездили в отпуск, на отдых, в санаторий или на курорт, оказалось всего 33,2%.

Изображение

Об основных проблемах внутреннего туризма казахстанцы часто говорят и в соцсетях, и в социологических исследованиях. Например, прошлым летом специалисты международной компании Picodi.com провели любопытное исследование про отпуска казахстанцев. Согласно результатам, 69% опрошенных граждан РК сообщили, что чаще отдыхали за границей, чем в Казахстане. Самые популярные направления — Турция, Россия, Египет, ОАЭ, Таиланд. Те, кто путешествовали по родине, чаще ездили в туры в Алматы, Астану, на озеро Алаколь или на курорты Борового. 16% из тех, оставались на время отпуска в РК, провели его у родных в деревне или в другом городе.

Из плюсов отдыха в Казахстане респонденты отметили тот факт, что в стране много пунктов общественного питания и там вкусно кормят, людям нравится, что в РК нет толп туристов и местное население гостеприимно. Минусов внутреннего туризма назвали много. Первый и наиболее часто упоминаемый (его отметили 62% респондентов) — несоответствие цен на услуги их качеству. Больше половины опрошенных считают отталкивающими факторами грязь (56%), плохие дороги (55%), отвратительные общественные туалеты (55%) и низкое качество обслуживания (39%).

Изображение

В профильном ведомстве о неприятных впечатлениях туристов, конечно, знают. Все эти препоны для туризма почти в полном составе есть в перечне основных проблем Концепции развития туристской отрасли на 2023–2029 годы. Впрочем, этот список ежегодно переходит из одной концепции в другую, почти не меняясь. Но если вопросы строительства дорог и придорожных сервисов не входят в компетенцию профильного ведомства — Министерства культуры и спорта РК, — то за недостаточный уровень продвижения туристского потенциала на региональном уровне в ответе именно оно.

Судя по открытым данным, специалисты ведомства больше ратуют за продвижение как раз выездного туризма, а не внутреннего. Например, на днях министр культуры и спорта РК Асхат Оралов встретился с председателем совета директоров международной компании-туроператора ANEX Tour Вуралом Карасу. Об этом глава ведомства написал на своей страничке в Facebook.

Встреча проходила в рамках туристского бизнес-форума The Heart of Central Asia, организованного ANEX Tour. Из релизов мероприятия следует, что главная цель, ради которой МКС поддержало форум — развитие въездного туризма. Однако, судя по тому, что на форум приехали представители гостиничных брендов из Турции, ОАЭ, Египта, Вьетнама, авиаперевозчиков и принимающих компаний из Европы, можно сомневаться в том, что эти гости разведывали условия для привлечения иностранных туристов в Казахстан. Понятно, что основная цель — продвижение заграничных туров. Впрочем, и сам туроператор-организатор, судя по данным с его казахстанского сайта ANEX Tour, заинтересован именно в продаже туров из РК за границу. Среди вариантов отдыха в Казахстане ANEX Tour предлагает только путёвки в Актау с проживанием в люксовом отеле. Примечательно: по результатам встречи министр отметил, что ANEX Tour привлечёт в РК 80 тыс. туристов «в ближайшие 3–5 лет», но не указал ни более конкретных сроков, ни того, из каких стран и на какие дестинации планируется привлекать турпоток. Остаётся надеяться, что министерство всё-таки предоставит в этом вопросе более детальную информацию.

А пока профильное ведомство приветствует и поддерживает маркетинг заграничных туроператоров, национальным форумам и выставкам, создаваемым как раз для продвижения внутреннего туризма среди казахстанцев, внимания не уделяется. Взять хотя бы, к примеру, международную выставку охоты, рыбалки и активного отдыха KIOF, которая для министерства менее интересна, чем встреча заграничных туроператоров. Хотя именно развитие внутренней туристской бизнес-инфраструктуры может продвигать в Казахстане и сервис, и качество туристских услуг, и маркетинговые инструменты для туризма въездного.

Даже на уровне регионов необходима информационная поддержка для популяризации туризма, не говоря уже о межрегиональных взаимных рекламных кампаниях. Например, далеко не каждый житель Восточного Казахстана посещал уникальное урочище Киин-Кериш в Курчумском районе. Так называемый Город духов с завораживающими марсианскими пейзажами — уникальное место для туристов. А знают ли о «пылающих» каньонах жители Мангистау, Алматы, Костаная?

Изображение

Пока же наиболее активное наращивание затрат казахстанцев на туризм происходит как раз в сфере заграничного отдыха. Судя по результатам выборочных обследований, в прошлом году жители страны потратили на поездки в другие страны 225,2 млрд тг. Это на 42,9% больше, чем в 2021-м.

Судя по развёрнутым данным, это произошло из-за увеличения расходов на проживание в гостиницах и отелях (плюс 65,2%), перелёты, переезды и турпутёвки (плюс 30,6%), питание (плюс 46,5%). Это основные статьи затрат на заграничные туры. Стоит отметить, что появилась тенденция экономии на услугах турагентств и ужинах в ресторанах.

Изображение

На поездки внутри страны за прошлый год граждане израсходовали, конечно, больше: 419,1 млрд тг, с ростом на 14,1% к 2021-му. Но структура этих трат, в отличие от заграничного отдыха, была немного иной. Больше половины бюджета поездок внутренних туристов составили оплата дороги и покупка товаров. Из 419,1 млрд тг казахстанцы потратили на шопинг 116,7 млрд тг.

Непосредственно на проживание в гостиницах и отелях путешественники-резиденты израсходовали 54,1 млрд тг, или 12,9% от общей суммы. К слову, именно на туристских услугах путешествующие казахстанцы в прошлом году тоже экономили. Турагентствам за 2022-й заплатили всего 217 млн тг — сразу на 35,2% меньше, чем в 2021 году. Расходы на различные лечебные и оздоровительные процедуры уменьшились на 6,5%, с 21,3 млрд до 19,9 млрд тг.

Изображение

11:15
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.