Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$446.49
475.38
4.79

Как в Казахстане поступают с больными и одинокими?

Как в Казахстане поступают с больными и одинокими?

Потребность в домах социального обеспечения растет год от года, однако в этой уязвимой сфере по-прежнему не хватает средств и кадров, а количество скандалов не уменьшается.

Все больше одиночества

В Казахстане увеличилось число домов престарелых и учреждений для лиц с инвалидностью, об этом в марте сообщило Бюро национальной статистики. Самое большое количество организаций, предоставляющих специальные услуги, зарегистрировано в Восточно-Казахстанской области – 31, наименьшее в области Улытау – 3.

В конце прошлого года в стране насчитывалась 281 подобная организация, годом ранее их было 272. Из них 172 стационарного типа, полустационарного типа – 75, временного пребывания – 31, с «несколькими условиями оказания специальных социальных услуг» – 3.

Как сообщает Бюро, численность проживающих в этих организациях составила 40 321 человек, в том числе пенсионеры по возрасту – 13 624 человек (33,8%), участники и инвалиды Великой Отечественной войны – 14 человек (0,03%). Основной контингент проживающих лица с инвалидностью, их численность составила 24 724 человек или 61,3% от общего числа находящихся на обеспечении.

При этом 245 учреждений находятся в государственной собственности, 36 – в частной (в том числе в иностранной собственности – 4).

Кстати, со статистикой, как и во многих других случаях, происходят странные вещи. В частности, в прошлом году портал Finprom.kz заявил о расхождениях. По данным исследователей, в Казахстане проживает почти 697 тыс. человек с инвалидностью, каждый седьмой из них – ребенок. В 2021 году в стране проживало 696,8 тыс. человек с инвалидностью – на 0,2% больше, чем годом ранее. В том числе количество детей среди них выросло на 3,8% за год, до 98,3 тыс.

Больше всего людей с инвалидностью находится в Туркестанской (97,6 тыс. человек), Карагандинской (67,8 тыс. человек) и Алматинской (67,2 тыс. человек) областях. Наибольшая численность детей с особыми потребностями отмечается в Туркестанской (14,9 тыс.) и Алматинской (9 тыс.) областях, а также в Алматы (7,8 тыс.). Меньше всего таких детей предсказуемо нашлось в Северо-Казахстанской области: 2,2 тыс. человек – на 1,8% больше, чем годом ранее.

Однако же численность получателей назначенных государственных социальных пособий по инвалидности по итогам 2021 года выросла на 0,9% за год, до 529,9 тыс. человек. Больше всего получателей государственных пособий в 2021 году проживало в Туркестанской (76,4 тыс. человек), Алматинской (50,6 тыс. человек) и Карагандинской (49,6 тыс. человек) областях, меньше всего – в Западно-Казахстанской области (17,3 тыс. человек, на 0,6% меньше, чем годом ранее).

Таким образом, пишет портал, количество людей с особыми потребностями превысило численность получателей назначенных государственных социальных пособий по инвалидности на 31,5%.

Вопреки распространенному убеждению, в домах социальных услуг находят приют не только одинокие старики или бывшие заключенные, но и люди, воспитавшие детей, а также сделавшие карьеру в сфере искусств, экономике и многих других областях. Казалось бы, заслуженной актрисе или музыканту не грозит жизнь на соцобеспечении, но старость и болезни уравнивают всех. Некоторые пожилые люди сами просятся на государственное попечение, поскольку не хотят обременять семью. Скажем, в алматинских домах престарелых содержатся люди, некогда имевшие известность. И, конечно, самые печальные истории о тех, кто на склоне лет оказался не нужен собственным детям.

Как говорят специалисты, за пару десятилетий контингент немного поменялся: раньше ядром домов престарелых и инвалидов были ветераны Великой Отечественной войны. Теперь их остались единицы, в большинстве регионов последние из героев уже умерли.

Преимущественно в таких организациях оказываются бездетные, те, чьи дети рано скончались, стали инвалидами или находятся за границей. Нельзя отказывать и бывшим заключенным. Безусловно, основная задача этих пристанищ – обеспечить уход за беспомощными людьми, однако некоторые постояльцы ведут весьма активный образ жизни. Путешествуют, участвуют в самодеятельности, нередки случаи, когда в доме престарелых создаются новые семьи и отношения.

Если нет другого выхода

Сегодня многие эксперты считают необходимым в течение трудовой деятельности делать накопления в твердых валютах, либо добиваться пассивного дохода (например, приобрести в ипотеку недвижимость и сдавать ее в аренду). По множеству заключений, подавляющему большинству казахстанцев не хватит пенсионных средств на лечение и индивидуальный уход. Вся надежда на детей и внуков, а в критической ситуации – на государство.

Как сообщают официальные источники, для содержания в доме социальных услуг с пенсионных выплат и пособий по инвалидности удерживается 70%, оставшиеся деньги тратятся на свои нужды. Эти правила были введены в 2016 году, а прежде нагрузка ложилась на бюджет.

Если пенсионер остался без помощи и ухода, а в особо тяжелых случаях и без жилья, он может обратиться к государству. То же самое касается и одиноких инвалидов 1 и 2 групп. Заявитель может столкнуться с очередью, обычно, по словам чиновников, возникающей из-за ремонта в домах социальных услуг или чрезвычайных обстоятельств. Например, в 2021 году в Костанайской (Карабалык) и Павлодарской (Аксу) областях в специальных учреждениях происходили пожары. К счастью, никто серьезно не пострадал, а вот в России только за последние годы в огне погибли десятки стариков и инвалидов.

Однако некоторые казахстанцы, попытавшиеся пристроить родственников в дома социальных услуг, утверждают, что там ощущается серьезная нехватка мест. О растущей потребности и низком предложении говорят в интервью и владельцы частных домов.

Есть, как пишут источники, и некоторые ограничения. В обычное учреждение не примут болеющих туберкулезом в активной стадии процесса, имеющих заболевания кожи и волос, венерические заболевания, СПИД, психические и поведенческие расстройства (не считая неврозов). Таким людям придется обращаться к медикам. В остальном необходимо написать заявление в отдел занятости по месту проживания и сдать нужные документы. Далее заявка обрабатывается, приходит отказ с объяснением причин, либо направление или уведомление о постановке на очередь.

Стандарт содержания предписывает питание согласно медицинским показаниям, круглосуточное наблюдение, при необходимости постояльцев возят в поликлиники или направляют в стационар. Также покупается одежда, осуществляется уход и гигиенические мероприятия, часты концерты самодеятельности и иные доступные развлечения вроде прогулок, творчества или настольных игр. По словам работников домов социальных услуг, на одного постояльца в месяц тратится около 160–180 тысяч тенге.

Кроме того, растет спрос на частные учреждения, где применяются разные форматы содержания. Цены в коммерческих домах начинаются от 100 тысяч тенге, оплату вносят родственники. Однако известны случаи, когда бизнесмены временно принимают людей, оказавшихся в безвыходном положении, иногда инвалидов и пожилых привозят с улицы и даже оставляют у ворот. Более откровенные с прессой, чем работники государственных организаций, частники сетуют на текучку кадров – мало кто согласен заниматься тяжелой и нервной работой.

Сотрудники частных центров считают необходимым искоренять в обществе резко негативное отношение к домам престарелых. Достойная жизнь и квалифицированный уход куда лучше существования с равнодушной родней или вовсе под забором. Помимо этого, нужно повышать заинтересованность государства в партнерстве с частными организациями, поскольку множество стариков хотели бы получить приют, но не могут за него платить.

Также следует напомнить, что определенные категории населения имеют право на специальное социальное обслуживание в своем жилище. Это люди, полностью или частично утратившие способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Добавим, что в развитых странах такой вид помощи один из основных, в Казахстане он тоже задекларирован. Однако тем, кому не повезло столкнуться с патронажем на практике, говорят, что необходимых услуг крайне сложно добиться, еще сложнее контролировать качество.

Директор пенсию украл

В сфере социального обеспечения нередки скандалы. Последний прогремел в апреле этого года, когда выяснилось, что в Жезказгане руководитель дома престарелых занималась хищением денежных средств у инвалидов и пенсионеров, проживающих в учреждении.

По данным Агентства по финансовому мониторингу, были похищены более 12 миллионов тенге. Кражи в сговоре с сотрудниками изобличены территориальным департаментом АФМ.

«В настоящее время проводится досудебное расследование по факту мошенничества в особо крупном размере на общую сумму более 12 миллионов тенге. В ходе проведенных санкционированных обысков в социальном учреждении, а также по адресам проживания фигурантов обнаружены и изъяты пенсионные выплаты постояльцев в размере 799 000 тенге, банковские карты, принадлежащие постояльцам учреждения, а также другие предметы и документы, изобличающие преступную деятельность вышеуказанных лиц», – сообщили в ведомстве.

А в прошлом году в Абае, что в Карагандинской области, арестовали главу дома престарелых, также подозреваемого в хищении пенсий. На содержании социального объекта находились 90 подопечных: 30 инвалидов и 60 пенсионеров. По подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 190, часть 3, пункт 3, Уголовного кодекса РК («Мошенничество, в отношении двух или более лиц»), задержаны и водворены в изолятор временного содержания руководитель дома престарелых и социальный работник.

В прессе публикуются жалобы на халатность, нарушения прав постояльцев и работников. Подобные претензии в адрес руководства домами престарелых поступали из Астаны, Алматы, Павлодара. Где-то пожилые люди заявляли, что сами вынуждены покупать лекарства, хотя пенсию исправно удерживают, где-то сообщалось о неоплаченных переработках персонала, резкой нехватке кадров и антисанитарии в учреждении.

Особенно шокируют статьи о грубом обращении с беспомощными людьми, побоях и спровоцированных отсутствием ухода смертях. Нужно сказать, что после таких публикаций журналисты отправлялись в рейд по учреждению, проводились и ведомственные проверки – и рассказанные ужасы не находили подтверждения. Например, во время пандемии коронавируса публиковались новости о ряде смертей среди пожилых людей, но при проверке оказывалось, что преждевременная кончина обусловлена хроническими заболеваниями, отягощенными инфекцией.

Тем не менее, следует помнить, что за закрытыми дверями могут твориться любые злоупотребления, а большинству из нас следует копить на спокойную старость заранее.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

08:20
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.