Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$477.57
503.22
4.92

Возможно ли в Казахстане справиться с электросамокатным хаосом? Часть вторая

Возможно ли в Казахстане справиться с электросамокатным хаосом? Часть вторая

Маркетинг продвижения электросамокатов в качестве легитимного городского транспорта, держится на двух основных тезисах – якобы безопасности и удобности их использования, и «безусловной экологичности». В качестве доказательства последнего приводится довод о «нулевом выбросе углерода», что в свою очередь – «безусловно сдерживает глобальное потепление» и, таким образом, электротранспорт в целом и электросамокат в частности являются чуть ли не благом для окружающей среды.

«Улучшение мира» или новая угроза экологии?

Первыми начали использовать эти пропагандистско-маркетинговые ходы основатели кикшерингового бизнеса в США – компания «Bird», рекламщики которой договорились до того, что и сама фирма была создана вроде даже не столько для извлечения прибыли, сколько с целью сделать этот мир немного лучше:

«Bird основан с целью помочь создать более чистый и гостеприимный мир. Скутеры сокращают использование транспортных средств и уменьшают интенсивность движения на дорогах. Они помогают уменьшить загрязнение окружающей среды и улучшить качество воздуха. Сделайте шаг к чистой поездке!» – в частности, рассказывается на портале этого кикшерингового сервиса.

Нечто подобное с разной степени пафосности можно обнаружить и на страничках других прокатных сервисов. Но вот о чем там невозможно прочитать в принципе, так это о таких важных нюансах как о сроке службы самих скутеров и самокатов и техники их последующей утилизации.

Как поясняют инженеры по безопасности, долгосрочной статистики жизненных циклов этих транспортных средств не существует в принципе и в том числе из-за закрытости подобной информации в самих кикшеринговых компаниях. В итоге, американские эксперты, например, сошлись в том, что с учетом климатических и субъективных факторов использования, срок службы одного самоката может составлять от месяца, как это утверждалось в исследовании американского журнала «Quartz», где анализировались те немногочисленные данные, которые удалось раздобыть, до полугода, о чем иногда вскользь проговариваются представители самих компаний.

Причем, это касается непосредственно железа и ходовой части агрегата (что уже явно недостаточно, чтобы назвать их экологически устойчивым, или как минимум – нейтральным видом транспорта).

А ведь помимо этого, есть и другая, не менее, а может быть и более важная проблема – утилизация выработанных батарей.

В настоящее время рынок электрических скутеров и самокатов, который, по данным агентства «Markets & Research», к 2025 году может составить 14 млрд. долларов, в основном перешел на литий-ионные (Li-ion) батареи, которые с одной стороны легче и более долгосрочны в использовании чем другие типы, однако, с другой стороны, несут в себе повышенный экологический риск – начиная с добычи самого металла и заканчивая токсичными отходами.

Кроме того, аккумуляторы электросамокатов не обладают серьезным запасом прочности и любое, даже самое незначительное повреждение приводит к тому, что литий-ионная батарея может взорваться или загореться. Да и сам срок ее службы весьма ограничен.

Что делать с этими отходами, в кикшерингах не знали буквально до недавнего времени, и лишь в 2022 году еще один лидер американского проката – фирма «Lime» заявила о планах (пока только о планах) сотрудничества с компанией, в технических возможностях которой утилизация около 70% использованных в самокатах батарей.

А пока та же «Lime» озабочена решением еще одной технической сложности – подзарядки своих прокатных самокатов

Исследование, проведенное в Университете Северной Каролины, доказало, что топливные затраты на один километр транспортировки самокатов для подзарядки превышают аналогичные показатели для обычного автобуса (не говоря уже про электроавтобусы, которые сейчас становятся все популярнее в мегаполисах).

Под давлением экоактивистов, кикшеринговые компании попытались найти «зеленое» решение этой проблемы – привлечение волонтеров для самостоятельного сбора и подзарядки самокатов – за это им было обещаны определенные скидки при аренде.

Однако, на техническое обеспечение самих волонтеров фирма все же пожадничала, и через некоторое время те стали жаловаться на то, что компенсация за зарядные устройства им приходит не вовремя или не в полном объемы и кроме того, счета за электричество им тоже никто оплачивать не собирается.

Теперь вроде бы появились планы оснащения фирмы экологичными электро-пикапами, которые будут курсировать по улицам городов и заниматься подзарядкой (пока в США внедрен лишь пилотный проект, так что ждать таких пикапов в других кикшеринговых сервисах, в том числе и казахстанских, мы может еще очень долго).

Поняв что вся «экологичность» является понятием весьма относительным и прикинув колоссальные объемы потенциальных кладбищ самокатов и электроскутеров (вот так выглядит одно из них), власти ряда американских городов стали решать проблему простым и испытанным бюрократическим способом – выдавать лицензию кикшеринговым компаниям лишь после того, как те предоставят план экологичного использования оборудования, включая подробную информацию об утилизации. В результате, в ряде американских городов кикшеринговые службы так и не смогли начать свою бизнес-деятельность.

В Российской Федерации вопрос с утилизацией был поднят в конце 2021 года.

Как сообщили информационные агентства РФ, первым программу утилизации отработавших свое самокатов запустил кикшеринг «Urent», направив партию на рециклинг в один из немногих в России комплексов (он расположен в Подмосковье) по переработке электронных отходов, где было утилизировано 565 самокатов и 323 аккумулятора.

Компоненты делят на фракции: металл, пластик, батареи утилизируют отдельно. О стоимости переработки в компании говорить отказались, но известно, что переработка литий-ионных батарей обходится дороже, чем другого подобного вторсырья.

«Понимая всю важность этой работы, мы обсуждаем с партнерами проект переработки самокатов и аккумуляторов. Часть неиспользуемых в аренде скутеров уже хранится на нашем складе и готовится к утилизации. Сейчас на нем находятся несколько тысяч транспортных средств, а всего в 20 российских городах парк составляет 40 тысяч единиц…», – размышляли над проблемой в пресс-службе еще одного кикшеринга – «Whoosh».

Таким образом, становилось понятно, что по мере развития и расширения этого бизнеса проблема утилизации с каждым годом будет приобретать все больший размах, и кроме того, если на кикшеринговые сервисы еще как-то можно было административно повлиять, то вопрос утилизации тех электросамокатов и их комплектующих, что находятся в частном пользовании, регулированию пока не поддается в принципе.

Не решен вопрос с утилизацией даже в крупнейшем производителе таковых – Китае, где по данным экологов, в ближайшие десять лет скопится около семи миллионов тонн литий-ионных аккумуляторов, отработавших свой ресурс.

Пока ответственность за переработку аккумуляторных блоков там лежит исключительно на производителях, но так как соответствующие стандарты утилизации аккумуляторов и производственная цепочка не до конца сформированы, то в большинстве случаев часть разряженных АКБ попадает на заводы по разборке и в небольшие мастерские без профессионального оборудования. И как уж там впоследствии соблюдают экологические стандарты их утилизации – никому не известно.

В Казахстане вопрос утилизации электрических аккумуляторных батарей пока «завис» на экспертном уровне и предсказуемо упирается в дефицит инфраструктуры по обращению с АКБ после истечения срока их эксплуатации.

При этом, ряд экспертов апеллирует к международному опыту ограничения флота электросамокатов в городах (по принципу – меньше самих самокатов, проще их последующая утилизация).

Например, в Стокгольме (порядка два миллиона жителей) городской совет ограничил количество электросамокатов в 1500 единиц на одну компанию. И это с условием полного решения проблемы безопасной утилизации к 2025 году, в противном случае может встать вопрос отзыва лицензий у всех операторов сразу.

Урегулируй это…

Что же касается другого зарубежного опыта (и в частности ограничительных мер в отношении использования электросамокатов в городской черте), то там учитывались не только потенциальные экологические проблемы, которые исходят от «самого экологичного транспорта», но и общую статистику правонарушений, а также возможности эти нарушения своевременно выявлять или предотвращать.

И когда большинство экспертов приходило к выводу, что такое невозможно в принципе, то принимались весьма жесткие меры.

Так, с 1 сентября этого года полностью будет запрещен прокат электросамокатов в Париже (городе, который, напомню, самым первым в Европе внедрил кикшеринг). Таков итог референдума, при этом меру полного запрета кикшеринга поддержали 90 процентов избирателей (всего в референдуме участвовали более 103 тысяч человек).

С результатами референдума выразила полную солидарность и мэр Парижа Анн Идальго (занимающая эту должность с 2014 года), которая заявила, что из-за электросамокатов движение на улицах Парижа стало слишком хаотичным, их беспорядочная парковка заграждает тротуары и парки, а еще их часто бессистемно паркуют или бросают в пруды и реки, где литиевые батареи отравляют водную среду.

По данным газеты «Le Figaro», в 2022 году в Париже в ДТП с самокатами пострадали 456 человек, трое наездников погибли. Главная причина – отсутствие шлемов и высокая скорость.

Кроме того, горожан возмутил случай, когда от наезда погибла 31-летняя женщина: она гуляла вдоль Сены и ее насмерть сбил электросамокат с двумя пассажирами. Тогда в СМИ было заявлено о том, что самокатчики стали настоящим кошмаром мегаполиса.

Официально электросамокаты полностью запрещены в Торонто.

Однако власти признавали, что в реальности запрет работает слабо, поэтому весной 2022 года там ввели пилотный проект, согласно которому, управлять самокатом можно только при наличии шлема и при существенном ограничении скорости даже на велодорожке (20 км/ч). Если проехал быстрее, грозит штраф до 25 000 долларов и/или лишение свободы на срок до шести месяцев.

В Великобритании сначала вообще было запрещено использовать электросамокаты где-либо, кроме частной территории, но затем, в июле прошлого года, после долгих общественных споров власти пошли на некоторые уступки.

«По улицам разрешается ездить только на прокатном самокате, только с правами и в определенных зонах», – оговаривается в новых поправках к закону о безопасности дорожного движения. Кроме того, управлять электросамокатом можно только с 18 лет, а сам водитель должен иметь действующие водительские права. Скорость – не более 20 км/ч.

В Германии правила достаточно строгие: перемещается по пешеходным тротуарам категорически запрещено (разовый штраф за незначительное превышение скорости начинается от 55 евро, за проезд, не спешившись по пешеходной дорожке или перевозку пассажира – 180 евро, управление в минимальном нетрезвом виде, до 1,09 промилле – составляет 500 евро). Можно перемещаться исключительно по велодорожкам, ну а если таковых нет, то выезжать на проезжую часть (крайне правая сторона) по направлению общего движения. Кроме того, в правительстве обсуждают вопросы ввода прав на управление этим транспортом.

В Сингапуре самокатчикам запрещено ездить по тротуарам; можно только по специальным дорожкам. Иначе – штраф до 2000 сингапурских долларов и/или тюремное заключение на срок до трех месяцев.

В Дании, Норвегии и Испании можно ездить только в шлеме и запрещено парковаться в центре городов. Похожие правила и в Бельгии: ездить можно только совершеннолетним и только в специально отведенных зонах (центральные части городов к таковым, как правило, не относятся, не говоря уже о парках или скверах).

Кстати, в конце прошлого года американский кикшеринговый сервис «Bird» объявил о том, что прекращает работу в Германии, Швеции и Норвегии.

Одна из причин, озвученных владельцами этого сверхрентабельного бизнеса: «ненадежность нормативно-правовой базы, регулирующей работу в сфере микромобильности», а также, вводимые властями европейских городов новые ограничительные меры, снижающие количество потенциальных пользователей.

В большинстве же штатов США электрические самокаты разрешены как к индивидуальному владению и пользованию, так и с применением прокатных сервисов. Однако, конкретные правила могут варьироваться от штата к штату. Например, в Индиане управлять любым самокатом можно только при наличии водительских прав.

В Российской Федерации в отдельную категорию транспортных средств самокаты и прочие средства индивидуальной мобильности выделили недавно. Соответствующее постановление правительства РФ вступило в силу 1 марта 2023 года. Этим документом регулируется использование электросамокатов, электроскутеров и даже моноколес.

Штрафы, правда, пока не сильно пугающие – не спешился перед пешеходным переходом – 800 рублей; создал помеху движению транспорта – 1000 рублей; наезд на пешехода (без причинения травм) – 1500 рублей.

Кроме того, в июле этого года в Москве стал внедряться пилотный проект обязательного оснащения электросамокатов системой «ЭРА-ГЛОНАСС»

«Это повысит безопасность их использования и исключит необходимость их полного запрета в России, который по сути уже стал назревать» – подчеркнул генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.

Подключенные к «ЭРА-ГЛОНАСС» самокаты (кикшеринговые сервисы уже обязали подключиться к системе) будут автоматически снижать скорость в установленных «медленных зонах» и соблюдать уже установленные правила дорожного движения. Максимальная скорость средств индивидуальной мобильности в специально отведенных зонах передвижения, типа велодорожек не будет превышать 25 км/ч, а в парках и местах скопления пешеходов или повышенного трафика, пешеходных переходах – замедляться до 5–10 км/ч.

Кроме того, подключение электросамокатов к «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет и в онлайн- и офлайн-режимах устанавливать геозоны с конкретными скоростными режимами и оперативно корректировать, и актуализировать эти параметры. Например, при проведении массовых мероприятий достаточно добавить временные «медленные зоны» на всех прилегающих улицах, и теперь, по заверениям разработчиков, это можно сделать за считанные минуты…

Таким образом, даже при беглом взгляде на пресловутый «международный опыт» становится ясно, что претензии топ-менеджмента казахстанского кикшеринга к якобы слишком строгим нормам казахстанского варианта закона выглядят не совсем обоснованными.

Будет статистика – будет шок

Что же касается статистики правонарушений, то проблема заключается в том, что подавляющее большинство таковых не фиксируется. Как, впрочем, и мелкие ДТП. Как сообщил вице-министр внутренних дел РК Игорь Лепеха, статистика наездов водителей электросамокатов на пешеходов пока не ведется и появится лишь после вступления в силу нового закона.

Поэтому, по текущим данным МВД, в 2022 году в Казахстане произошло только лишь 41 серьезное ДТП с участием электросамокатов (там, где имелись пострадавшие, которым потребовалась экстренная госпитализация, и произошел вызов полиции).

Один случай в Бостандыкском районе Алматы, когда девушка 1995 года рождения на самокате врезалась в открытую дверь авто, закончилась летальным исходом…

Иной раз, нарушители выявляются с помощью бдительных прохожих, успевавших произвести видео-фиксацию.

Так, благодаря таковой, в Алматы удалось установить и впоследствии задержать водителя электросамоката, который, катая подружку, сбил на тротуаре 4-летнего ребенка и скрылся с места происшествия.

Впоследствии, задержанный объяснил свой поступок тем, что… он, мол, не хотел нести ответственность за содеянное.

Вот такая примитивная логика и как минимум – пониженное чувство личной ответственности. Кстати, в 2022 году пострадали от самокатов 23 ребенка.

Случай гибели человека на самокате имел место и в этом году:

«С начала текущего года в городе Алматы с участием самокатов произошло 10 серьезных дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, в результате один человек скончался, еще 10 травмированы.

Бывают случаи, когда на одном самокате следуют по несколько пассажиров, что является грубым нарушением ПДД. И введенные поправки в закон о дорожном движении, уверена, кардинально улучшат, во-первых, дисциплину этой категории участников дорожного движения – они будут осознавать ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь окружающих» – сообщила в начале этого года официальный представитель департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек.

«От горожан поступает много жалоб в отношении малогабаритного транспорта», –комментировала ситуацию и заместитель начальника департамента полиции Алматы Ольга Агафонова в ходе заседания Совета по транспорту.

«Есть ряд вопросов, на которые необходимо обратить внимание. К примеру, самокаты часто оставляют не только на тротуарах, но и на проезжей части улиц. Нашим работникам потом приходится их убирать. Никем не контролируются и стоянки для такого транспорта. Нужно увеличить число парковок, согласно маршрутам следования, предусмотреть специальные крепления и фиксаторы, а также законодательно установить штрафные санкции за самокаты, оставленные в неположенном месте…»

«Учет пострадавших на тротуарах от наездов не ведется ни одним уполномоченным госорганом, доказать вину самокатчика нет возможности. О ситуации на тротуарах мы можем судить только по собственному опыту, по больничным сводкам, напоминающим фронтовые, травматичным историям, о которых пишут в социальных сетях. Хотя опросы персонала травмопунктов говорят о том, что в мегаполисах ежедневно каждая больница принимает в среднем трех-четырех участников происшествий с электросамокатами», – заявил депутат Мажилиса Сергей Пономарев в мае этого года, обратившись с депутатским запросом к первому вице-премьеру Роману Скляру

«Ежемесячно в республике продаются десятки тысяч новых транспортных средств, а на рынок Казахстана активно заходят сервисы по аренде электросамокатов. В сферу самокатов зашел такой гигант, как «Яндекс». Это, как вы знаете, крупнейший игрок на рынке такси. И сегодня встал логичный вопрос безопасности пешеходов», – подчеркнул в своем обращении парламентарий.

В свою очередь, сами представители кикшеринга, отвечая на вопросы журналистов о том, почему вопреки всем правилам распространена парная езда, оправдывались тем, что они не в состоянии контролировать вес пользователя, так как самокаты не оборудованы весами, но обещали протестировать некие технологии, которые якобы смогут позволить видеть, сколько человек едет на самокате.

Также, по их словам, через некоторое время должна решится и проблема упорядочивания парковок.

Что интересно, изначально в Алматы акимат не разрешил внедрять бесстанционный кикшеринг (то есть, с возможностью зональной парковки по принципу «там, где захочу»).

Были даже разработаны места для станций для парковки самокатов на пересечениях улиц и проспектов. Например, Жарокова – Кабанбай батыра, Байсеитовой – Абая, Шевченко – Желтоксан, Розыбакиева – Кабанбай батыра. Однако, через некоторое время все было пущено на самотек.

«Могу предположить, что многие будут говорить про культуру и менталитет. А все дело в правильном регулировании. Лично я не слышал и не видел, чтобы акимат поднимал этот вопрос и работал над этим. Из-за отсутствия реагирования страдают все. В странах Европы и Америки, Китая и даже России через это уже прошли. Власти обязали шеринговые сервисы иметь лицензии, а также зафиксировали зоны парковки, где можно парковать электросамокаты. Если нарушают твои пользователи – ты несешь за них ответственность и прощай лицензия. И в Алматы, изначально кикшеринговые компании тоже планировали станции. В приложениях даже были стройки, но когда поняли, что акимату нет до этого дела, то расслабились и разрешили парковаться где угодно. Почему нет такой проблемы у велошеринга «Алматы Байк»? Потому что его можно только на станции парковать. Но что мешает пользователю бросить велик где попало и уйти? Потому что не завершится поездка и имущество на твоей шее по договору. Если ты не вернул велик на станцию – есть нехилые шансы заплатить 500–800 тысяч за утерю вверенного имущества», – заявил представитель городского велосообщества и активист по велоинфраструктуре Ербол Султанбаев, три года изучавший тематику шеринговых сервисов.

По мнению эксперта, модель решения проблемы неправильной парковки электросамокатов состоит из появления самих станций для самокатов по принципу парковки и зарядки, что автоматически позволит его группировать, а не бросать где попало.

Кроме того, необходимо чтобы неправильную парковку не давало сделать само приложение – нельзя завершить поездку пока не отгонишь на станцию и как дополнение к этому, необходимо ввести ответственность владельцев сервиса, которых требуется штрафовать за каждый брошенный самокат. Тогда они довольно быстро научатся сами разбираться со своими пользователями.

В ответ директор компании JET Мусалав Алибеков рассказал о системе работы «скаутов» – сотрудники JET, которые собирают самокаты, припаркованные в неположенных местах, и даже упомянул о гипотетических штрафах:

«У нас предусмотрены штрафы за парковку в зонах, для этого не предназначенных (такие зоны можно увидеть в клиентском приложении). Штрафы – вынужденная мера, направленная на обеспечение порядка и устойчивости работы сервиса. Мы стараемся не сразу выписывать штрафы, а сначала сделать предупреждение, донести до людей, что они неправильно припарковались, объяснить, как нужно парковаться правильно. Штрафы получают те, кто категорически отказываются идти на диалог и не соглашаются парковаться правильно…»

Также директор компании JET не согласился с предложениями ввести штрафы за неправильную парковку для владельцев бизнеса.

И вообще, по его мнению, «мировой опыт и собственные наблюдения специалистами компании показали, что штрафы не оказывают долгосрочное позитивное влияние на поведение пользователей. Казахстанцы чаще всего более критично относятся к своим соотечественникам, хотя на самом деле большинство населения – прекрасные люди, с которыми не хочется вести диалог на языке штрафов.

«Но к сожалению, почти везде находится определенная категория населения, которая пренебрегает элементарными правилами поведения. Особенно грустно наблюдать за случаями вандализма, зная, сколько сил операционная команда прилагает для обеспечения бесперебойной работы сервиса…», – сообщил журналистам Мусалав Алибеков.

Еще более лаконичен был сам акимат Алматы, который порекомендовал горожанам в случае обнаружения арендных электросамокатов, стоящих на тротуарах и мешающих движению пешеходов, отправлять фотографии подобных нарушений либо в Open Almaty или через формы обратной связи кикшеринговых компаний.

Насчет обратной связи или правил парковки, пожалуй, стоит упомянуть журналистский эксперимент («тест-драйв»), проведенный сотрудниками делового издания «Курсив» осенью прошлого года.

В частности, согласно опубликованным выводам, в службе поддержки компании JETотреагировали на звонок-обращение лишь через 72 минуты (в сервисе Ozim не отреагировали вовсе), остальные кикшеринги, справедливости ради, оказались несколько оперативнее.

Да и с парковкой в большинстве случаев у корреспондента-тестировщика все было весьма просто: «Завершила тест-драйв я проверкой, насколько серьезно сервисы подходят к соблюдению правил парковки. Самые строгие требования к пользователям у Whoosh. Завершить поездку можно только в определенных местах, отмеченных в приложении знаком «P»...

У Jet такие значки в приложении тоже есть, но они обозначают не конкретное место, а участок местности. И иногда в границы этих участков могут попасть и тротуары. Я, как добросовестный пользователь, оставлять самокат поперек тротуара не стала, хотя возможность у Jet такая есть. В приложении Eleven знаков парковки вовсе нет. Вместо этого есть только участки, где парковка будет невозможна. Например, в парке самокат нельзя поставить даже на паузу. Завершить поездку на самокате Ozim можно не только на тротуаре, но даже в парке (где для других сервисов это невозможно в принципе)…»

Здесь стоит отметить, что с тех пор если что и изменилось, то отнюдь не в лучшую сторону. Так, электросамокаты Whoosh можно встретить в Алматы припаркованными (а попросту говоря – брошенными как попало) в самых неожиданных местах. Соответственно, можно предположить, что та самая парковочная зона «P» у них стал гораздо более расширенной.

Как, впрочем, и у «Яндекс GO», который не был протестирован в то время по объективной причине своего отсутствия на рынке.

В июне этого года, вопросы о парковках в очередной раз поднимали на заседании Совета по транспорту.

«Места парковки самокатов никем не контролируются. Необходимо увеличить количество особых мест для стоянок электрических самокатов по маршрутам следования. Предусмотреть специальные крепления и фиксаторы для них, предпринять меры по предотвращению беспорядочной парковки электросамокатов», – озвучили свою точку представители Департамента полиции Алматы.

В ответ акимат тщательно перечислил введенные в июне этого года «зоны ограничения передвижений арендных электросамоваров (на личный транспорт запрет, кстати, вообще не распространяется, так как их пока никто не контролирует в принципе):

«Передвижение на электросамокате запрещено в парках: «Южный», 28 гвардейцев-панфиловцев, Культуры и отдыха, и Первого президента. Также запрет выставлен на территории скверов «Северный» и перед КБТУ, в Ботаническом саду, на пешеходной зоне Арбата (по пр. Жибек жолы от пр. Назарбаева до пр. Абылай хана) и на Терренкуре. Кроме того, на территории пешеходной зоны по ул. Панфилова и в сквере по ул. Макатаева между улицами Желтоксан и Чайковского введены ограничения скорости до 10 км/ч. При этом на всех указанных участках, а также по ул. Тулебаева запрещена парковка электросамокатов».

Насколько действенен этот запрет, сказать трудно, так как подобный мониторинг еще никто не проводил.

Но, например, по моим личным наблюдениям, на том же «Атакенте», несмотря на все запретительные значки, расставленные тамошней администрацией у входов и въездов в парковую зону, периодически мчатся пользователи сервисов «Jet» и «Яндекс GO». Так что, вполне возможно, что туда, куда не заезжает один кикшеринг, вполне можно попасть с помощью другого сервиса. Как говорится, было бы желание…

«Запрет на езду электросамокатов по тротуарам мешает в основном асоциальным агрессорам и материально заинтересованным лицам.

Материально заинтересованные – это компании, сдающие в аренду самокаты, владельцы электросамокатов, которые потратили деньги на их покупку, производители и продавцы, а также лица, «крышующие» этот бизнес. Им нужна собственная выгода. Так же запрет не нужен уличным хулиганам, которые нашли в самокатах новый способ объединяться, выплескивать свою агрессию в обществе, и маскировать свою злобу под обывательское хобби. Им просто нравится хамить людям и видеть страх на лицах прохожих. Для них важен сам факт создания атмосферы негатива и бескультурия в обществе, и самокаты им прекрасно в этом помогают.

Самокаты притягивают так же любителей экстрима, которые не задумываются даже о своей собственной безопасности. Кроме того, сам по себе самокат провоцирует у своего владельца чувство превосходства и вседозволенности, никакие ограничения по скорости или специальные дорожки здесь не помогут. Тем более, что самый многочисленный контингент самокатчиков – это подростки и молодые люди, а молодежь в целом склонна к эмоциональным поступкам и неконструктивным решениям…» – таков неутешительный вердикт психолога, опубликованный на одной из российских интернет-платформ. Возможно, он несколько категоричен...

Но ведь и более лояльно настроенные к вопросам дальнейшего использования электросамокатов в городской среде эксперты и наблюдатели постоянно говорят том, что существующее положение дел уже достигло критической отметки, а вопрос соблюдения принятых поправок пока остается открытым:

«Я не знаю, как в других городах, но в Алматы это большая проблема. По тротуарам стало невозможно ходить – эти самокатчики носятся как угорелые, в основном молодежь. Ограничение – 6 километров в час. Конечно, здесь сразу возникает вопрос: кто будет проверять эти 6 километров в час и как их можно проверить? Потому что я слышал, что у полиции вроде нет возможности проверить эту скорость. Но я надеюсь, что шеринговые компании будут ограничивать уже искусственно…» – размышляетпо итогам принятия нового закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения» член Общественного совета города Алматы Бекнур Кисиков.

В настоящее время на площадке НПП «Атамекен» был подготовлен очередной меморандум между исполнительными органами, органами внутренних дел, НПП «Атамекен», службами доставки и представителями услуг кикшеринга о дорожном движении и снижении рисков ДТП.

Впрочем, подобные документы из серии «За все хорошее, против всего плохого» принимались и раньше. Например, летом прошлого года. Так же, как и формально отнюдь не распустилась «Ассоциация экологичного транспорта», созданная самими кикшернинговыми компаниями и, по их словам, призванная добиться соблюдения пользователями правил ПДД и культуры парковки.

Результаты деятельности Ассоциации и почти ежегодного принятия подобных меморандумов вполне можно испытать на себе, попросту выйдя практически на любую улицу Алматы.

Так что теперь надежды остались лишь на вступление в силу нового закона (напомню, это произойдет в последний день августа). А там глядишь и задействуются обещанные вице-министром внутренних дел Игорем Лепехой такие средства контроля, как автомобильные передвижные комплексы – «кибершерифы», способные распознать превышают ли пользователи скорость в 6 км/ч на тротуарах или нет.

Потому как, кроме жесткого контроля над соблюдением нового закона со стороны всех соответствующих органов и ведомств, противопоставить окончательно распоясавшимся «электрохамам», похоже, по-прежнему нечего. Да и все угрозы о сокращении бизнеса со стороны некоторых топ-менеджеров кикшеринга, это, на мой взгляд, всего лишь способ психологического давления.

Никто добровольно никуда не уйдет. Уж слишком большие деньги уже несколько лет крутятся в этом бизнесе, слушком большая вольница наблюдается там по нынешнее время и слишком влиятельные люди втянуты в его орбиту. От непосредственных бенефициаров сложившегося самокатного хаоса до их явных и тайных покровителей в кабинетах исполнительной власти всех уровней…

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

14:15
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.