Дьявол кроется в мелочах. Обзор казахской прессы
Поручения МИД РК или Пришла пора выручать афганских казахов?..
Как известно, недавно в Астане побывала представительная бизнес-делегация из Афганистана во главе с министром промышленности и торговли Нуриддином Азизи. Были подписаны ряд документов, пресса писала, что Казахстан имеет экспортный потенциал поставок в Афганистан более чем на $500 млн. в пищевой, нефтехимической, химической, металлургической, машиностроительной отраслях и легкой промышленности. Казахскоязычная же пресса в лице портала Аbai.kz озаботилась судьбой афганских казахов. Журналист Нұргелді Әбдіғаниұлы написал материал под кричащим заголовком: «Билікке дат: Бізге Ауғанның тауарынан бұрын қазағы керек!»– «Власти большое замечание: Прежде афганских товаров нам нужны казахи» (тамошние имеется в виду – Ред.).
Любопытно, что приводится мнение двух общественных деятелей Жәнібека Қожықа и Ауыта Мұқибека. Оба имеют отношение не к просто к политике (вплоть до членства в общественном совете при президенте РК), а прежде всего, если можно так выразиться, к профессиональному комплексу казахскоязычия, так Ауыт Мұқибек – например, акын (поэт)… Это, между прочим, часто встречаемое и давно укоренившееся явление – казахский литератор, так или иначе добившийся определенных степеней, за небольшим исключением, всегда близок к политике, к чертогам власти. Это не просто писатели, акыны, на худой конец публицисты – они всегда подчеркивают свой патриотизм. Развитие государственного языка, ход возвращения казахов из-за рубежа на родину предков – вот два главных конька их общественно-политической активности и заодно фон, на котором они проявляют себя.
Прибытие представительной делегации в виде двух сотен талибов из Афганистана довольно широко освещалось СМИ, но не более. Однако наши витии в один голос высказались примерно в таком духе: «Прежде афганских ковров, дынь и арбузов нам нужны казахи!» – это Ауыт Мұқибек. Кавалер ордена «Курмет». Этот орден был получен им чуть более года тому назад и тут же его имя профигурировало в грязном скандале. Ему вторит Жәнібек Қожық. Этот деятель сокрушается что казахи рассыпаны по миру «как просо». Не везде им хорошо живется. Но самые сирые – это афганские казахи. Они просятся на историческую Родину. В Афганистане девушкам нельзя ходить в школу… Но ведь там не только казашкам – а в принципе ВСЕ девушки в шариатском государстве не должны посещать в школу. После чтения таких строк возникает желание узнать подробнее: а раньше, при Раббани или при американской оккупации девочки в Афганистане спокойно посещали школу, да еще отнюдь не в Кабуле или Герате? Сейчас там нет больниц (позакрывались), существует голод и вообще «Ауғандағы қазақтар қырылып бара жатыр» – «Афганские казахи уничтожаются». Жәнібек Қожық держит каким-то образом связь с афганскими казахами и до посещения РК афганской делегацией уже ставил вопрос об этом – еще в мае текущего года на сайте Adyrna.kz он заявлял:
«Тех кто убежал в Сирию на войну, кто убивал, кто занимался терроризмом – посадили и самолетами привезли на Родину…. Тех россиян, что убежали от мобилизации в армию мы миллионами приняли, широко открыли им объятия и выправили им документы. Миллиардным китайцам дали визы – пусть свободно приезжают к нам. Но почему наша власть против возвращения афганских казахов? Почему только на основании того, что в их документах не написано что они «казахи» их толкают в грудь?».
Ну что тут сказать? Дьявол кроется в мелочах. Во-первых, никто террористов не возвращал в Казахстан из Сирии. Эта операция «Жусан», к которой имел отношение известный государственный деятель Ерлан Карин, касалась женщин и детей, которые имели самое прямое отношение к современному Казахстану – ибо были гражданами РК. Второе. Какая бы волна релокантов не хлынула в Казахстан, их не набралось не то что миллион, а даже полмиллиона. Тем более многие приехали в Казахстан и далее двинулись из него в дальнее зарубежье – подальше от России. В третьих, открытие безвиза коснулось не только китайцев, но и казахстанцев – обоюдная выгода. Хотя объективно казахстанцев Китай куда больше привлекает для въезда туда, для решения, допустим, тех же медицинских проблем и закупа товаров, чем наоборот. А вот любопытная информация о том, что в отличие от пуштунов, таджиков, хазарейцев и др. казахи в Афганистане, оказывается, не записаны как «казахи» – это вполне себе юридическая закавыка. Безусловно, эту проблему как-то надо решать казахстанскому МИДу, которому наши защитники афганских казахов жестко апеллируют. При этом Жәнібек уточняет, что хотя с родными языком у афганских казахов уже проблемы (кстати, у тюркоязычных туркмен, узбеков в Афганистане таких проблем нет – Ред.), но некоторые еще помнят какого они рода-племени, т.е. могут доказать свое казахское происхождение… Аргумент может быть принят – но как им пользоваться по писанным, юридическим правилам?..
Мамай как будущий президент. Анекдот?
Ровно неделю тому назад в ютуб-эфир вышло интервью, точнее – первая часть интервью с Амангелді Шабдарбаевым. Когда-то начальник охраны первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухаммеда Кунаева и одно время занимавшего рост председателя КНБ суверенного Казахстана (в конце нулевых). Вышло оно на набирающем вес и количество подписчиков на ютуб-канале Abay Live, который ведет журналист Абай Сейфолла. Его беседа с Амангелді Шабдарбаевым завирусилось, имело отклик на многих медиа-ресурсах, включая и русскоязычные. Причем, некоторые издания даже нашли несостыковки, но прямо скажем, они не сильно тянули именно на твердую аргументацию… Как бы то ни было Шабдрабаев – человек, которому, будучи главой спецслужбы, пришлось быть в буче боевой кипучей под названием казахстанская политика. Из этого крайне интересного интервью можно только представить, что такое горнило власти, какие там бушуют страсти, какие проектируются планы и каков накал борьбы и интриг между кланами, персонами за верховенство, собственно, за власть. Отменно он справлялся и со своими прямыми обязанностями: генерал вспомнил, что при нем никаких «бородачей» не шлындало по улицам и весям Казахстана, никаких эксцессов не было, периодически задерживались огромные партии наркотиков как героин и другие опиаты.
Но как бы не интересны были некие приоткрывания завесов над тайнами самой власти, допустим, из уст генерала спецслужб, не менее интересны суждения и ход мыслей у людей, которых можно отнести к непримиримой оппозиции. И тут речь не о Мухтаре Аблязове или Булате Абилове, а о более простых и более молодых людях. Простых с точки зрения того, что они не были и наверное никогда не попадут во власть, не сделают или по крайней мере не имеют сейчас таких баснословных состояний, которые есть (были) у того же Аблязова, у того же Рахата Алиева и т.д.
Речь пойдет о взошедшей звезде казахстанской оппозиции Аружан Дүйсебаевой, соратнице Инги Иманбай и ее мужа Жанболата Мамая, а следовательно активный член их незарегистрированной партии. Ее образ уже растиражирован с различных митингов, с видео на встречах алматинского акима с населением, где прорвавшись к микрофону она задает неудобные вопросы Ерболату Досаеву и пр. Она считает ныне правящую власть ничем не лучшей, чем прежняя и видит себя в перманентной борьбе против этой самой власти. В беседе с Нурсеитом Жылкышбаем, руководителем и ведущим ютуб-каналап «УАҚЫТ КӨРСЕТЕДІ» Аружан сказала, что она никогда не хотела и не хочет оказаться в чертогах власти, свою миссию девушка видит в изменении власти в лучшую сторону, дабы она стала со временем отвечающей чаяниям простого народа…
Также она знаменита тем, что обвинила известного эстрадного исполнителя Сакена Майгазиева в казнокрадстве, в бытность его при должности «под акиматом» тогда еще Южно-Казахстанской области. Были судебные заседания, которые закончились ничем для сторон. Певец не сел за вменяемые ему общественным активистом незаконные траты, а Аружан Дүйсебаева не была осуждена за клевету… Певец счел правильным прекратить судебные прения. Сама она видит Жанболата Мамая возможным президентом. Когда это случится и случится ли вообще, она точно сказать не может. Но утверждает, что простой народ знает Мамая и уважает его. И вот само собой на память приходит точно такое же ютуб-интервью Абая Сейфоллы – коллеги Нурсеита Жылкышбая – с генералом А. Шабдарбаевым… И можно примерно предположить, что представители этой оппозиционной плеяды, поколения вряд ли доберутся до Ак Орды… А мы обязательно расскажем о второй части интервью бывшего шефа спецслужбы РК. Впрочем, бывших среди прошедших эту службу не бывает…
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора