Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.85
474.30
4.80

Качество медицинских услуг. Как его обеспечить?

Качество медицинских услуг. Как его обеспечить?

В начале июля две материнские смерти в г.Алматы всколыхнули социальные сети и СМИ, родственники и просто неравнодушные граждане пылают гневом и требуют наказания врачей.

Однако не всегда врачи и их действия становятся причиной летальных исходов. На качество медицинских услуг влияет много факторов, попробуем в этом разобраться.

По данным Всемирной организации здравоохранения качество медицинской помощи – это степень, в которой услуги здравоохранения, оказываемые отдельным лицам и группам населения, повышают вероятность достижения желаемых результатов в области здравоохранения и соответствуют профессиональным знаниям, основанным на фактических данных. Это определение качества медицинской помощи распространяется на укрепление здоровья, профилактику, лечение, реабилитацию и паллиативную помощь и исходит из того, что качество медицинской помощи может измеряться и постоянно повышаться благодаря тому, что медицинская помощь оказывается на основе фактических данных и с учетом потребностей и предпочтений пользователей услуг – пациентов, семей и местных сообществ.

За последние десятилетия сформулированы многочисленные элементы качества. На сегодняшний день существует четкий консенсус в отношении того, что качественные услуги здравоохранения должны быть:

эффективными путем предоставления основанных на фактических данных услуг здравоохранения нуждающимся в них лицам;

безопасными путем не причинения вреда лицам, для которых предназначается медицинская помощь;

ориентированными на потребности людей путем оказания медицинской помощи в соответствии с индивидуальными предпочтениями, потребностями и ценностями в рамках служб здравоохранения, организованных с учетом потребностей людей;

своевременными путем сокращения времени ожидания, а иногда и задержек, причиняющих вред как тем, кто получает медицинскую помощь, так и тем, кто ее оказывает;

справедливыми путем обеспечения одинакового качества медицинской помощи независимо от возраста, пола, гендера, расы, этнической принадлежности, географического местоположения, религии, социально-экономического статуса, а также языковой или политической принадлежности;

интегрированными путем предоставления медицинской помощи, скоординированной на всех уровнях и среди провайдеров услуг и обеспечивающей доступ ко всему комплексу услуг здравоохранения на протяжении всей жизни; и

действенными путем получения максимальных преимуществ от имеющихся ресурсов и недопущения потерь времени и средств.

По данным ВОЗ, от 5,7 до 8,4 миллиона ежегодных случаев смерти в странах с низким и средним уровнем дохода (СНСД) связаны с низким качеством медицинской помощи, что составляет до 15% от общего числа случаев смерти в этих странах. Шестьдесят процентов случаев смерти от состояний, при которых требуется медицинская помощь, в СНСД связаны с низким качеством медицинской помощи, в то время как остальные случаи смерти происходят в результате неиспользования системы здравоохранения.

К сожалению уровень удовлетворенности населения качеством медицинских услуг снизился до 53,3 % в 2020 году (прогнозное значение в 2022 году – 69,6%) и одной из целей национального проекта «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина „Здоровая нация“ является его повышение до 80 % в 2025 году.

В Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения РК отдельное внимание уделено экспертизе качества медицинских услуг, которая подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Экспертиза позволяет проводить оценку уровня качества медицинских услуг, полноту и обоснованность их оказания, соответствие стандартам и клиническим протоколам, их эффективность и своевременность, отсутствие или развитие осложнений после медицинских вмешательств. На каждый критерий предусмотрены свои индикаторы

Внешнюю экспертизу проводит государственный орган в лице Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК с территориальными департаментами в каждом регионе, Фонд социального медицинского страхования в рамках мониторинга исполнения договорных обязательств по качеству и объему медицинских услуг и независимые эксперты.

К слову, внешнюю экспертизу всех случаев материнской смертности (за исключением несчастных случаев) проводит Комитет медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК и в случае выявления дефектов, приведших к вреду здоровья в виде инвалидизации, в том числе с утратой трудоспособности либо летальному исходу, материалы внешней экспертизы направляются в органы внутренних дел для принятия процессуального решения в соответствии со статьей 179 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан

Внутренняя экспертиза проводится в самой медицинской организации, в которой для этой цели там создаются службы поддержки пациента и внутренней экспертизы (СПП). Помимо экспертизы, в задачи ССП входят рассмотрение и разбор обращений (жалоб) пациентов по принципу «здесь и сейчас», а также урегулирование ситуаций, возникших в процессе получения пациентами медицинских услуг.

Кроме того, ССП проводит работу с врачами в части разъяснения требований Стандартов, клинических протоколов, разработку рекомендаций по недопущению дефектов и ошибок.

Еще одним инструментом в области повышения качества медицинских услуг является аккредитация медицинских организаций в целях признания соответствия оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения. Аккредитация медицинских организаций состоит из двух этапов: самооценка и внешняя комплексная оценка, которая проводится специальной экспертной комиссией. При принятии решения об аккредитации медицинским организациям присваиваются категории:

вторая категория — при соответствии стандартам І ранга не менее 60%, стандартам ІІ ранга не менее 60%, стандартам ІІІ ранга не менее 60%;

первая категория — при соответствии стандартам І ранга не менее 70%, стандартам ІІ ранга не менее 65%, стандартам ІІІ ранга не менее 60%;

высшая категория — при соответствии стандартам І ранга не менее 90%, стандартам ІІ ранга не менее 80%, стандартам ІІІ ранга не менее 70%.

Национальные стандарты аккредитации разработаны на основе международных стандартов «Аккредитационные стандарты для больниц Международной объединенной комиссии (Joint Commission International, JCI)» (США).

Справочно: Joint Commission является некоммерческой организацией, более 75 лет ведущей свою активную деятельность в Соединенных Штатах Америки. С 1994 года функционирует международная программа JCI. Аккредитацию по стандартам JCI имеют более 600 клиник по всему миру. В нашей стране около десяти клиник имеют сертификат JCI. Миссией JCI является повышение безопасности и качества медицинской помощи и ухода в международном сообществе посредством предоставления обучения, публикаций, консультаций и услуг по оценке.

Таким образом, система обеспечения качества медицинских услуг в нашей стране соответствует международным стандартам и по логике, должна обеспечивать пациентов качественными и безопасными услугами. Но по факту эта система дает сбои и зачастую на это влияют многие факторы: изношенная инфраструктура государственных медицинских организаций; дефицит кадров (особенно в сельских регионах); работа для «галочки» при соблюдении стандартов аккредитации – владельцы заветного сертификата имеют преимущества при размещении государственного заказа Фондом социального медицинского страхования; плохая разъяснительная работа служб поддержки пациентов (а иногда и полное отсутствие коммуникаций, только бумажные отписки).

Но в случае, если Ваш вопрос не решается на уровне медицинской организации, Вы можете обратиться в Фонд социального медицинского страхования: официальный сайт fms.kz, контакт-центр 1406, мобильное приложение Qoldau 24/7 и SaqtandyryBot в Telegram или в Комитет медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК (г.Нур-Султан, пр.Мәңгілік ел 8, «Дом министерств», 13-подъезд, 8(7172) 74-34-50, kmfk@dsm.gov.kz.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

10:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.