Армения и Россия: шаг к взаимному сближению
Завершившийся 20 апреля 2022 г. визит премьер-министра Николы Пашиняна в Москву во многом стал знаковым для внешнеполитического курса Армении. В отношениях с российской стороной у Еревана накопилось немало вопросов, которые требовали детального обсуждения.
Для России было важно подтвердить свою роль посредника в урегулировании армяно-азербайджанских противоречий, тем самым подчеркнув свою роль в поддержании геополитического баланса сил на Южном Кавказе.
В итоге прошедшая встреча на высшем уровне оказалась весьма результативной не только по количеству подписанных документов. Риторика проведенных переговоров позволяет сделать вывод о том, что Москва и Ереван намерены и дальше оставаться стратегическими союзниками.
Говоря о практической части проведенных консультаций, следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, был подписан пакет двухсторонних документов по линии профильных министерств. Всего было заключено 6 соглашений в таких отраслях как научно-образовательная, культурно-гуманитарная сферах, а также в сферах юстиции, труда и социальных вопросов.
Стороны также договорились, что в текущем году проведут первое заседание российско-армянского диалога общественности. Фактически, речь идет о том, чтобы выстраивать отношения привилегированного характера.
Во-вторых, главы России и Армении подписали совместное заявление, состоящее из 30 пунктов. Стороны явно добивались того, чтобы придать документу дополнительный символизм. Отсылка к 30-летию установления дипломатических отношений между странами не была случайной.
При этом заявление оказалось «перенасыщенным» с точки зрения геополитических месседжей. Москва и Ереван попытались отразить в документе свои позиции по самым принципиальным вопросам.
Так, к примеру, осуждение практики односторонних ограничительных мер и намерение сообща преодолевать их явно отражает желание РФ показать наличие союзников в санкционном противостоянии с Западом.
В свою очередь для Армении важным было указать, что при российском посредничестве будут создаваться благоприятные и безопасные условия для жизни населения Нагорного Карабаха. Тем самым Ереван добился упоминания в международном документа термина «Нагорный Карабах», тем самым противодействуя политике Азербайджана, который настаивает на названии Карабахский экономический район.
Содержание документа дает четко понять, что Москва не собирается отдавать инициативу ЕС в вопросе политико-экономической трансформации Южного Кавказа. Именно через механизм Трехсторонней рабочей группы РФ видит возможность по разблокированию всех экономических связей и транспортных коммуникаций в регионе, а также нормализации отношений между Ереваном и Баку.
И хотя в тексте был упомянут механизм Минской группы ОБСЕ, по факту Россия не видит надобности проводить дальнейшие консультации по нагорно-карабахскому вопросу посредством данной диалоговой платформы.
Так, ранее сообщалось, что сопредседатель от России Игорь Ховаев был назначен на должность специального представителя МИД РФ по вопросам содействия нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. По сути, российская сторона пытается монополизировать право участвовать в подготовке и разработке мирного соглашения между Ереваном и Баку.
Экономика в приоритете
Тесная связь России и Армении обуславливается не только вопросами безопасности на Южном Кавказе. Россия занимает первое место среди внешнеторговых партнеров и инвесторов в экономику Армении. По итогам 2021 г. взаимный товарооборот составил $2,7 млрд, показав рост на 12,8%. В январе-феврале 2022 г. товарооборот между странами рекордно вырос на 42%, составив почти $430 млн.
В условиях геополитической изоляции Россия крайне заинтересована наращивать торговые связи с союзниками. Этим объясняется предложение ускорить подписание новой межправительственной программы экономического сотрудничества между сторонами.
Россия и Армения открыто заявляют, что намерены расширять совместные проекты в таких областях, как энергетика, горнодобывающая промышленность, транспортная инфраструктура, фармацевтика, агропромышленный комплекс. При этом между Ереваном и Москвой достигнуто принципиальное согласие увеличить долю национальных валют при взаиморасчетах.
Ранее министр экономики Армении сообщил о том, что страна перешла на платежи за российский газ в рублях. «Газпром» остается единственным поставщиком природного газа, который продается армянским потребителям. Поэтому сохранение текущих контрактных цен, а именно $165 за тысячу кубометров, является для Еревана первоочередной задачей.
В итоге можно резюмировать, что российско-армянский тандем остается жизнеспособным. Учитывая тот факт, что Никола Пашинян сделал заявление о возможности «снизить планку» по вопросу статуса Нагорного Карабаха, у Москвы появляется больше место для геополитического маневра и примирения позиций Армении и Азербайджана.
Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП