Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

ОДКБ и ЕАЭС стремятся к устойчивости

ОДКБ и ЕАЭС стремятся к устойчивости

В условиях обострения международных отношений и возросшего геополитического соперничества возможно изменение роли действующих интеграционных объединений на территории Евразии, что является вызовом для участия Казахстана в их работе

В мае 2022 года мы станем свидетелями усиленного взаимодействия ряда стран в интеграционных форматах постсоветского пространства. 16 мая состоится юбилейная встреча шести глав государств-участников саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Москве. В нынешнем году ОДКБ, куда входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, отмечает сразу две весомых даты: 30-летие заключения Договора о коллективной безопасности и 20-летие создания Организации.

Спустя десять дней, 26–27 мая руководители пяти государств (кроме Таджикистана) встретятся в Бишкеке в рамках заседаний Евразийского Экономического форума и Высшего Евразийского экономического совета. В 2022 году случился еще один юбилей: исполнилось 10 лет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), создание которой ознаменовало переход евразийской интеграции на новый институциональный уровень развития. После подписания президентами Беларуси, Казахстана и России Декларации о Евразийской экономической интеграции в 2012 году с намерением организации единого интегрированного рынка появилось Единое экономическое пространство. Его конечная цель — создание к 2015 году ЕАЭС была достигнута в задуманный срок.

Такие международные институты сотрудничества, экономической интеграции и коллективной безопасности, как ОДКБ и ЕАЭС возникли в иную эпоху, которая, возможно уже завершилась. ОДКБ была основана для военно-промышленного сотрудничества, поддержания стабильности и обеспечения отпора внешнему агрессору. ЕАЭС предоставляет определенную свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В двух организациях постоянно проводился анализ возможностей кооперации государств-членов на военно-политическом и экономическом контурах с третьими странами.

В последние годы эти организации развиваются в условиях обострения международных отношений и возросшей геополитической конкуренции. Беларусь и Россия находятся под санкциями западных государств, которые через давление стремятся оказать влияние на их внешнеполитический и экономический курс. При этом в силу своих размеров и возможностей на деятельность ОДКБ и ЕАЭС российская сторона оказывает наибольшее влияние. В этом смысле для Казахстана актуализировался вопрос о том, как использовать эти институты в интересах собственного развития в международном окружении, которое становится более сложным.

При этом данные организации, ранее в основном развивавшиеся параллельно, редко пересекаясь, 11 мая обсудили вопросы возможного сотрудничества. На встрече председателя коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича с руководителем Секретариата Парламентской Ассамблеи ОДКБ Сергеем Поспеловым речь шла об углублении взаимодействия между ПА ОДКБ и коллегией ЕЭК. Также в ходе встречи были намечены и рассмотрены возможности совместной разработки модельных законодательных актов по теме экономической безопасности. Кроме того, участники встречи договорились об общей работе экспертов двух структур, в том числе на форумных площадках.

Все вышеперечисленное — достаточно серьезный повод для того, чтобы оценить как нынешнее рабочее состояние ОДКБ и ЕАЭС, так и их перспективы для Казахстана. К тому же ряд факторов, негативно повлиявших на нынешнюю систему международных отношений, были заранее провидчески обозначены в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020–2030 годы.

***

Еще год назад некоторые эксперты задавались вопросом, имеет ли ОДКБ, называя ее «бумажным тигром», несмотря на достаточно долгий срок существования, перспективное будущее? Утверждалось, что страны-участницы, в сущности, не нуждаются в ОДКБ для реализации своих стратегических целей, за ней закреплена только некоторая координационная военно-политическая роль. Зато организация имеет статусное и символическое значение, в связи с чем ее распад или роспуск маловероятны, а стагнация остается наиболее реальной перспективой. Но вскоре пессимистические акценты начали смещаться.

В частности, вызовы и угрозы безопасности Казахстана и его национальным интересам начали исходить с южного направления. Среди них традиционно наибольшую обеспокоенность вызывали международный терроризм, религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотиков, территориальные конфликты и проблемы водных ресурсов у южных соседей, а также нелегальная миграция. Этому способствовала относительная прозрачность границ в пределах Центральной Азии.

Вопросы водоснабжения, а также качество пресной воды на сегодняшний день являются настолько важным фактором в жизни центральноазиатских республик, что его игнорирование способно привести к дестабилизации социально-экономической и политической ситуации в регионе. Контроль над водными ресурсами становится причиной межгосударственных кризисов, таких как конфликт на кыргызско-таджикской границе в апреле-мае 2021 года, в результате которого 55 человек было убито и 277 ранено. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказал тогда обеспокоенность по поводу напряженной ситуации, поручив затем оказать Кыргызстану гуманитарную помощь и отправить 10 тысяч тонн муки.

После падения в августе 2021 года в Кабуле проамериканского режима и захвата власти радикальным исламистским движением «Талибан» ожидалось, что Афганистан стремительно превратится в новую горячую точку, где укрепят свои позиции международные террористические организации.

События в Афганистане пока проходят относительно мирно, их можно считать внутренним делом без иностранного вмешательства. Но история предыдущих десятилетий все-таки дает причины для беспокойства. В 1990-е годы исходящий из Афганистана экстремизм имел целью подорвать стабильность всей Евразии. Новое афганское руководство говорит о том, что оно не намерено распространять влияние движения за пределы страны, но исключать этого полностью нельзя. Поэтому ситуация в Афганистане все еще несет в себе риски, вызывает беспокойство и требует активизации совместных усилий. Никто из стран ОДКБ официально признавать власть запрещенного движения «Талибан» пока не торопится.

В интересах нейтрализации исходящих вызовов и угроз, военно-политическим руководством государств, являющихся участниками ОДКБ был осуществлен ряд превентивных мероприятий. Только в 2021 году состоялось восемь масштабных учений, причем пять из них – на территории Таджикистана, вблизи афганской границы. В частности, в ходе оперативно-стратегического учения ОДКБ «Боевое братство-2021», специальных учений «Эшелон-2021», «Поиск-2021», «Взаимодействие-2021» военнослужащие шести государств отработали совместные действия по отражению вторжения условных террористов на территорию стран региона.

В апреле нынешнего года посол по особым поручениям МИД Казахстана Талгат Калиев принял участие в очередном заседании рабочей группы по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ. В своем выступлении отметил существенный вклад Казахстана в международные усилия по стабилизации ситуации в Афганистане в целях обеспечения региональной безопасности.

Действительно, в течение многих лет Казахстан оказывал немалую системную помощь Афганистану и его народу, но при этом он сам является относительно уязвимой страной в военном отношении, с протяженными границами, не защищенными природными барьерами, и низкой плотностью населения. ОДКБ для него служит наиболее адекватным и относительно малозатратным инструментом, позволяющим повысить защищенность страны от внешних угроз.

В январе 2022 года в связи с обращением главы государства Касым-Жомарта Токаева и ввиду угрозы национальной безопасности и суверенитету, вызванной в том числе вмешательством извне Совет коллективной безопасности ОДКБ в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности принял решение направить Коллективные миротворческие силы ОДКБ в Казахстан на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки. Фактически это был первый случай, когда миротворческий потенциал ОДКБ был реально задействован.

В феврале президент Казахстана в интервью на телеканале Qazaqstan назвал это решение абсолютно верным. «Миротворческий контингент ОДКБ, находясь в нашей стране, не произвел ни одного выстрела, — сказал он. — Об этом надо говорить прямо и открыто. Его миссия заключалась лишь в защите основных стратегических объектов. И в этот момент силовые структуры Казахстана вступили в дело и дали отпор вооруженным террористам. Между силами ОДКБ и казахстанскими силовыми структурами была установлена тесная связь и координация».

События трагического января стали важной вехой в формировании эффективных совместных усилий в обеспечении индивидуальной и коллективной безопасности, а также свидетельством того, что ОДКБ удается адекватно реагировать на неожиданные вызовы. Уроки из минувшей ситуации были извлечены в самой ОДКБ, в других международных организациях, в Казахстане, а также во многих государствах Евразии.

Выступая в феврале на заседании Совета Безопасности, посвященном вопросам сотрудничества между Организацией Объединенных Наций (ООН) и ОДКБ, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш описал три важнейшие сферы взаимодействия между ними. Это предотвращение конфликтов, миротворческие операции и сотрудничество в контексте событий в Афганистане.

Страны ОДКБ проведут в этом году несколько совместных учений, в том числе на территории Казахстана (специальные учения с силами и средствами разведки «Поиск-2022» и с силами и средствами материально-технического обеспечения войск (Коллективных сил) ОДКБ «Эшелон-2022», а также командно-штабное учение с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2022»).

Недавно было объявлено, что Казахстан откроет в Москве постоянное представительство при ОДКБ, постоянным представителем государства стал Марат Сыздыков, освобожденный от должности заместителя министра иностранных дел. В конце апреля состоялось заседание Постоянного совета ОДКБ. По его итогам стало известно, что завершена работа над проектом Заявления Совета коллективной безопасности в связи с юбилеем Договора о коллективной безопасности и ОДКБ. Наверняка оно будет иметь особое значение.

В целом, в 2022 году отмечается укрепление сотрудничества в сфере безопасности между рядом стран постсоветского пространства. Осталось только выяснить, насколько ОДКБ способна стать ядром более широкой «экосистемы» безопасности, которая могла бы гибко и разнообразно реагировать на предстоящие вызовы. А их спектр в нынешних непростых условиях может быть крайне широк. Еще в 2016 году была принята Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года. Этот важный документ не просто фиксирует цели развития Организации, приоритетные направления деятельности ее стран-участниц, но и обозначает конкретные шаги по обеспечению безопасности в привязке к сложившейся военно-политической обстановке и на среднесрочную перспективу.

***

В рамках ЕАЭС также была принята Стратегия-2025, утвержденная главами государств. Она заложила прочный фундамент для обеспечения нового качества экономического развития, основанного на гармонизации интересов государственных институтов, бизнеса и граждан. Помимо традиционных сфер экономического сотрудничества, документ предусматривает координацию гуманитарной повестки в области образования, здравоохранения, спорта и туризма.

Для ЕАЭС 2021 год стал успешным по экономическим показателям. Согласно статистическим данным от ЕЭК, в 2021 году в Союзе рост ВВП был обеспечен на 4,6% (2,1 трлн долларов США), что превысило допандемийный уровень. Рост ВВП отмечен во всех странах объединения. Суммарный эффект за шесть лет работы ЕАЭС (с 2016 по 2021 годы) говорит о приросте ВВП на 9,8%. Исторический максимум за время существования ЕАЭС был достигнут в минувшем году во внешней и взаимной торговле — 844 млрд долларов США.

По мнению авторов исследования, проведенного Институтом развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, углубление интеграции приводит к благоприятным экономическим эффектам. Так, за период 2016–2021 годов рост реального совокупного ВВП стран Союза составил 9,1%, при этом 0,66% в этом изменении является выигрышем стран от интеграции.

Также в работе указано, что в 2020 году наблюдаемый экономический спад на пространстве ЕАЭС составил 2,7%, однако положительный интеграционный эффект облегчил падение. То же касается и сокращения взаимной торговли ЕАЭС, которое в 2020 году оказалось равным 13,6%. Интеграционные процессы смягчили это снижение: без них падение могло бы составить 18,7%.

При этом ЕАЭС находился в состоянии эволюционного развития, не все страны-участницы скрупулёзно исполняли свои обязательства, часто предлагалось использовать формат разноскоростной интеграции, постоянно велась борьба с изъятиями, ограничениями и барьерами на внутреннем рынке Союза. Теперь странам необходимо более внимательно присмотреться к прикладным возможностям правовой базы сотрудничества.

К тому же текущая ситуация изменений экономической конъюнктуры характеризуется ограничением доступа к традиционным рынкам, поворотами транспортно-логистических связей, и нет реальных оценок сроков и масштабов преодоления негативных тенденций. Странам ЕАЭС надо быть готовыми к быстрому решению вопросов, которые ранее они оставляли на потом, держать их на контроле. Необходим взвешенный, аккуратный подход к определению и пониманию инструментов их достижения, находить новые эффективные формы сотрудничества. Это ключевые факторы устойчивого развития экономик государств ЕАЭС в новых условиях.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил создать под эгидой ЕЭК рабочую группу для оценки рисков и выработки экономических мер, направленных на смягчение негативных последствий санкций в отношении России и Беларуси. В развитии этого предложения Совет ЕЭК образовал в марте 2022 года группу высокого уровня по созданию условий для повышения внутренней устойчивости и устойчивости к внешним вызовам экономик стран-участниц ЕАЭС. В ее состав вошли отдельные члены ЕЭК, министры экономики и финансов, главы национальных банков и Евразийского банка развития.

Деятельность группы охватывает 33 меры и четыре блока, (которые могут дополняться):

— таможенное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, защитные меры;

— внутренний рынок и кооперация;

— финансовые и валютные рынки;

— международное экономическое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями.

Кроме того, в ЕАЭС уже начали подготовку основных направлений экономического развития до 2035 года. Это документ стратегического планирования, необходимый, чтобы определить цели, задачи и перспективы ЕАЭС, сформировать возможные сценарии и спрогнозировать эффекты. Принятие данного документа органами Союза, который должны представить в 2023 году, позволит государствам получить дополнительные экономические преимущества от интеграции.

Казахстану по-прежнему требуется от ЕАЭС расширение возможностей для экспорта своей продукции, содействие реализации транзитного потенциала, создание условий для роста деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности, формирование в стране финансового центра Союза, развитие инновационного кластера и реализация совместных инфраструктурных проектов.

Таким образом, от того, насколько эффективными окажутся предусмотренные меры и механизмы, зависит успех как ЕАЭС, так и ОДКБ если не на мировой, то на региональной арене. Сформированные системы коллективной безопасности и экономической интеграции по-прежнему составляют взаимодополняющие инструменты сотрудничества, механизмы противодействия современным вызовам и угрозам. Накопленный опыт коллективных действий должен позволить ОДКБ и ЕАЭС стать эффективными, устойчивыми и многофункциональными региональными международными организациями, одними из авторитетных коллективных институтов на евразийском пространстве.

Эдуард ПОЛЕТАЕВ

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Автор:
15:20
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.