О президенте и правительстве
Сравнение выступлений президента и премьер-министра даёт интересный повод поразмышлять о природе государственной статистики.
Правительство берет официальные сводки, точнее их позитивную часть и привязывает к своей деятельности.
Президент опирается на материалы проверок, проводимых его администрацией, данные аудита Счетного комитета и информацию подчиненных ему агентств-регуляторов и силовых структур. Не говоря уже о многочисленных обращениях в адрес главы государства. Эти данные, естественно, в пух и прах разносят официальную же статистику.
Правительство и Нацбанк все проблемы связывают исключительно с негативным воздействием внешнеэкономической и внешнеполитической коньюнктуры. Президент здраво указывает на неэффективность самого правительства, забалтывание и чрезмерную бюрократизацию в его работе.
Токаев здраво ссылается на ранее данные собственные поручения, причём уже достаточно давние, и спрашивает за их исполнение.
Такая ситуация чиновничеству должна быть очень неприятной: президент не только даёт поручения, но и контролирует их исполнение. Практически все вопросы постоянно мониторятся его администрацией и у Касым-Жомарта Токаева есть полная и исчерпывающая картина.
При этом президент не просто «троллит» министров, но и корректно указывает на пути и сроки решения проблем.
Очевидно, что его интересует не просто скальп того или иного министра или акима, а результат.
Нужно понимать и то, что практически все основные кадры назначены уже им самим, и Токаеву важно видеть, что его назначенцы показывают хорошие результаты.
Результаты, как мы видим, показывают далеко не все, что подводит к вопросу о границах и сроках кредита доверия.
Токаев уже не раз «счищал» с поля фигур, которые считались непотопляемыми, да и с решительностью у главы государства проблем нет.
Вместе с тем, достаточно очевидно, что принятая система государственного планирования оказалась нерабочей, статистика — некорректной, а некоторые высокопоставленные чины увлекаются доктринами и концепциями в ущерб обеспечения эффективности и адекватности процессов модернизации.
Это подводит к мысли о том, что нужно или рубить головы в педагогических целях или перестраивать систему принятия решения и обеспечения её прозрачности и эффективности.
Сроки остаются очень сжатыми.
Токаев озвучил обширную тематику рисков дефицитов, которые могут взорвать социальную, политическую и экономическую ситуацию уже к середине осени и дал поручения правительству принять меры. Но все понимают, что решить эти проблемы в нынешнем состоянии правительство не сможет. Даже в более пространные сроки.
И этот вопрос нужно решать достаточно системно.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Аслан 1 год назад #
Эти министры выращивались в сервисной экономике. Они с утра до вечера обслуживали интересы российских молочников, российских газовиков, российских сталепрокатчиков, российских атомщиков и прочих российских экономических генералов… Все это шло под лозунгом прошлого лидера: «Лишь бы не было войны»… Свою работу (миссию) они выполнили на 5+. Зачем их(министров) мучать? Они не способны работать по-другому. Это все равно что требовать от молотка сверления идеально точных дыр, или от серпа требовать снятие с бруска полумилиметровой стружки. Ничего здесь не нужно менять в кабинетах, нужны конкурсные проекты типа: — «народный трактор», «народный автомобиль» и т.д., по итогам которых будет куплена лицензия и всё. Я ведь правильно понимаю, что сырьевая песенка под названием: «продам нефть, куплю носки», кончается? Пора обзаводится реальным крестьянством и рабочим классом? Если так, то где наши глашатаи режима с талантами перевода с бюрократического на человеческий язык? Или же г-н Токаев просто хочет смести со стола этих затертых и уставших игроков? Вот похоже что второе.