Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$449.58
486.94
4.86

Мост над санкциями

Мост над санкциями

Экономические санкции как инструмент принуждения в межгосударственных отношениях имеют долгую историю. Они применялись еще в Древней Греции. В 20-м веке, по мере появления на международной арене новых государств, случаев применения санкций стало больше.

Многочисленные исследования свидетельствуют о довольно низкой эффективности санкций с точки зрения достижения поставленных целей. Так, многолетние экономические санкции против Кубы, Судана, Ирана, Северной Кореи и ряда других стран не привели к смене правящих режимов. При этом издержки гуманитарного характера, такие как голод и болезни в странах, находящихся под санкциями, а также негативное влияние на мировую торговлю в глазах многих стран зачастую обесценивают достигнутый результат. Тем не менее, экономические санкции остаются легитимным и довольно распространенным методом защиты своих интересов отдельными государствами.

Начиная с 2014 года Соединенные Штаты и Европейский Союз последовательно вводят все новые санкции против России, а Россия принимает ответные меры. После начала войны на Украине масштабы санкций резко выросли. С учетом высокой интегрированности российской экономики в мировую ущерб от санкций носит глобальный характер. Это признают и сами американцы с европейцами. Однако отказываться от их применения они не намерены, отчасти в силу внутриполитических факторов, но прежде всего потому, что рассматривают их как элемент гибридной войны.

Никогда экономические санкции не применялись столь часто и широко, как в последние десять лет. Но самое главное, никогда раньше эти санкции так не затрагивали национальные интересы Казахстана, как сейчас. Насколько нам известно, в казахстанском МИДе еще 2018 году провели анализ сложившейся ситуации и пришли к следующим выводам.

Во-первых, санкции в отношении России – это не кратковременное явление, которое можно переждать. Они, к сожалению, стали новой нормальностью. Взаимосвязанность казахстанской и российской экономик очень велика и вряд ли уменьшится, учитывая вектор евразийской интеграции. Следовательно, антироссийские санкции должны стать фактором, который необходимо учитывать в среднесрочных и долгосрочных планах и прогнозах. А меры по снижению негативного воздействия от санкций должны стать обязательным элементом стратегического планирования.

Во-вторых, санкции, которые вводят США, основаны на подавляющим экономическом, финансовом и технологическом превосходстве Соединенных Штатов. Противопоставить им что-то невозможно. Подключаться к ответным санкциям против США бесперспективно. В США существует эффективный механизм мониторинга санкционных режимов, а также хорошо разработанная система наказаний и штрафов за их нарушение.

В-третьих, анализ санкций, принятых Соединенными Штатами в отношении России за последние годы, показывает, что принятые Конгрессом законы составлены из довольно размытых формулировок. Они дают возможность их различной интерпретации в зависимости от обстоятельств. По мнению экспертов, в рамках уже принятых санкций возможно и сохранение статус-кво, и ужесточение действующих санкций, и принятие новых.

В этих условиях важно оставаться реалистами и прагматиками. В наших интересах поддерживать геополитический баланс, сотрудничать со всеми ключевыми игроками и центрами силы. При этом следует использовать наши возможности в качестве канала информационного обмена между США и Россией. Предложенные меры по снижению негативных последствий от санкций для Казахстана можно условно объединить в три блока.

Первый блок – это те меры, которые Казахстан в состоянии предпринять самостоятельно. Конечно, развития, диверсифицированная экономика с сильной финансовой системой, которую мы строим, – лучшая защита от любых внешних рисков, в том числе санкционных. Но важно предусмотреть также практические ответы на конкретные угрозы, с которыми наша экономика столкнется уже в краткосрочной перспективе, а также на те, которые могут возникнуть в будущем. Нужна юридическая экспертиза всех соглашений, заключаемых нашими компаниями с зарубежными партнерами на предмет выявления санкционных рисков.

Второе. Переговоры с Соединенными Штатами о том, чтобы их санкции в отношении России не затрагивали Казахстан. При этом считаем важным обсуждать с американской стороной предельно конкретные шаги, точечные меры – какие-то исключения, уступки с их стороны. В связи с этим необходимо заранее определить приоритеты, те вещи, которые для нас являются жизненно важными, а также проработать нашу аргументацию в переговорах с американцами. Важно выстроить каналы информационного обмена с американской стороной, проводить консультации о планируемых сделках и о возможных последствиях.

С другой стороны, наши контакты с американцами не должны быть секретом для российской стороны. Очевидно, здесь нужно будет найти оптимальный уровень раскрытия информации, который позволил бы сохранить высокий уровень доверия в отношениях с нашими партнерами и при этом не наносил бы ущерба национальным интересам Казахстана.

Третий блок должен включать меры, которые мы можем предпринять совместно с нашими партнерами, находящимися под санкциями. Важно разработать и предложить нашим партнерам меры, направленные в первую очередь на защиту наших интересов, но привлекательные также и для них.

Сегодня по этим направлениям ведется практическая работа. 11 марта при содействии Посольства РК в США состоялись казахстанско-американские онлайн-консультации по санкционным вопросам для минимизации негативного воздействия от антироссийских санкций США на экономику Казахстана. От Казахстана в консультациях приняли участие представители заинтересованных государственных органов, ответственных за торгово-экономическую, финансовую, транспортную, оборонную, энергетическую и аэрокосмическую сферы. Американская сторона информировала о недавно введенных санкциях США против России и об особенностях новых санкционных ограничений в торгово-экономической, банковско-финансовой и энергетической сферах. Казахстанским участникам были представлены разъяснения по различным направлениям сотрудничества с партнерами в условиях санкционного режима.

20 мая, в ходе визита заместителя премьер-министра – министра иностранных дел РК Мухтара Тлеуберди в Вашингтон состоялась встреча с Энтони Блинкеном. Госсекретарь подтвердил непоколебимую поддержку Соединенными Штатами независимости, суверенитета и территориальной целостности Казахстана. Он охарактеризовал политические и экономические реформы президента Токаева как позитивный шаг в обеспечении процветания, укреплении безопасности и защите прав человека в Казахстане и Центральной Азии. Госсекретарь Блинкен подтвердил приверженность минимизации воздействия на союзников и партнеров, включая Казахстан, санкций, введенных против России.

Казахстан неоднократно подтверждал, что будет соблюдать все санкции, введенные США и странами Запада в отношении России. При этом мы работаем над тем, чтобы смягчить негативные эффекты от санкций и для Казахстана, и для России, и для тех, кто эти санкции вводит. Каспийский трубопроводный консорциум стал образцом проекта, в котором пересекаются интересы американских нефтедобывающих компаний, работающих на Тенгизе, европейских покупателей казахстанской нефти (преимущественно страны Южной Европы), российских компаний по добыче и транспортировке нефти, а также самого Казахстана.

Благодаря работе казахстанских дипломатов, Министерство финансов США дало разъяснения о том, что нефть, прокачиваемая по КТК, имеет сертификат происхождения. Казахстанскую нефть покупать можно, даже после транзита по российской территории.

К этому стоит добывать, что партнерские отношения между Казахстаном и Россией сохраняются. И постановление Приморского районного суда Новороссийска от 5 июля об административном приостановлении деятельности КТК, и последовавшее 11 июля решение Краснодарского краевого суда об отмене этого постановления и замене приостановки деятельности Каспийского трубопроводного консорциума на штраф в 200 тыс. рублей – это не месть Кремля за отказ признать ДНР и ЛНР, а своего рода санкционный покер между Москвой и Вашингтоном.

Другим примером дипломатического решения санкционных проблем стала ситуация со «Сбербанком Казахстан». После того, как российский банк «Сбер» стал объектом санкций, Агентством РК по развитию и регулированию финансового рынка были проведены переговоры с Минфином США. Была достигнута договоренность о выпуске генеральной лицензии Офиса по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, которая позволила казахстанским фининститутам приобрести дочернее предприятие российского банка в нашей стране – «Сбербанк Казахстан». Это значительно снизило риски для банковского сектора Казахстана.

Состоявшиеся технические консультации по вопросам гражданской авиации позволили взвесить риски казахстанской авиации и выработать правовые пути сотрудничества в условиях санкционного режима. 1 апреля этого года вступило в силу Соглашение между Казахстаном и США о воздушном транспорте, которое включает положения, которые допускают неограниченную пропускную способность и частоту обслуживания, права на открытые маршруты, либеральный режим чартера и открытые возможности совместного использования кодов. Созданы правовые условия для открытия прямого рейса, которое будет способствовать дальнейшему расширению экономического и торгового партнерства.

Важно отметить, что внешняя политика Казахстана в условиях глобального санкционного противостояния совпадает с теми подходами, которые применяют Китай, Индия и другие страны, не участвующие в санкционной войне. На встрече министров иностранных дел стран БРИКС, которая предшествовала саммиту, член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И заявил: «Мы должны выйти за рамки менталитета холодной войны «я выиграл – ты проиграл», уважать и гарантировать безопасность каждой страны и заменить конфронтацию, принуждение, альянсы и игру с нулевой суммой диалогом, консультациями, партнерством и взаимовыгодными результатами. Мы должны действовать в духе истинной многосторонности и выступать против всех видов односторонних санкций и «юрисдикции с длинной рукой». Важно претворять в жизнь принцип неделимой безопасности и содействовать построению сбалансированной, эффективной и устойчивой архитектуры региональной безопасности. Страны БРИКС должны оставаться приверженными независимости, объективности и беспристрастности, выступать за мир, делать все возможное для мира и поддерживать Россию и Украину в достижении мира путем диалога и переговоров».

Казахстанский министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди мог бы присоединиться к этим словам. В каком-то смысле он это сделал в качестве состоявшейся чуть позднее участника встречи министров иностранных дел в формате БРИКС+. С одной, но весьма существенной оговоркой. Казахстан сегодня не выступает с публичным осуждением односторонних санкций. Он работает над их преодолением.

Когда-то у нас любили говорить, что Казахстан – это мост между Европой и Азией. Сегодня мы пытаемся выстроить мост между теми, кто вводит санкции, и теми, против кого они вводятся. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

09:50
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.