СВМДА: эволюция и дальнейшие перспективы
В октябре 2022 года исполнится 30 лет со дня выдвижения Первым Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым инициативы созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Это произошло 5 октября 1992 года на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Тем самым Казахстан, еще только начинающий делать свои первые шаги на мировой арене, стремился через выдвижение и реализацию международно значимых идей и инициатив занять свое достойное место в качестве самостоятельного, активного и в будущем авторитетного участника международных отношений. К тому же молодая страна определила один из ключевых векторов своей внешней политики и стратегических интересов в отношении Азии.
Глава государства изначально рассматривал СВМДА как общеазиатский диалоговый форум для решения ключевых региональных проблем и развития сотрудничества между странами-участницами. При этом он ожидал, что процесс его создания и дальнейшего развития будет сложен. Поэтому в своем выступлении по этому поводу он отметил многошаговый и поэтапный процесс создания рассматриваемой структуры. Назарбаев также предложил двигаться в этом направлении по следующей схеме: двусторонние отношения –региональные и континентальные структуры и коалиции по отдельным видам сотрудничества (экономика, безопасность, культура и т.д.) – общие континентальные органы сотрудничества по широкому спектру проблем.
Процесс формирования и развития СВМДА прошел следующие основные этапы.
1. Подготовительный этап (1993-1998 гг.). В этот период казахстанской стороной осуществлялась соответствующая дипломатическая работа, включая консультации на двух- и многостороннем уровне. В 1993-1994 гг. были проведены три встречи экспертов внешнеполитических ведомств ряда азиатских стран. По их итогам было принято решение о создании Специальной рабочей группы (СРГ), в задачу которой вошла подготовка документов Совещания. В 1996-1997 гг. в Алматы прошло два совещания заместителей министров иностранных дел заинтересованных государств. А в октябре 1998 г. был проведен международный коллоквиум по вопросам СВМДА, в работе которого приняли участие 24 эксперта из 12 государств.
В целом, на данном этапе была создана организационная основа Совещания. 14 ведущих государств Азии выразили свою абсолютную поддержку инициативе Казахстана по созданию СВМДА и готовность войти в его состав. Были также рассмотрены проекты базовых документов, определяющие принципы взаимоотношений между участниками Совещания, его структуру, внутренние правила и процедуры.
2. Организационное становление СВМДА (1999-2002 гг.). Главными событиями данного этапа стали, во-первых, проведенная 14 сентября 1999 г. в Алматы первая встреча министров иностранных дел, в ходе которой была подписана Декларация, регулирующая отношения между государствами-членами СВМДА на основе следующих принципов: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела и т.д. По итогам данного мероприятия также четко определились следующие категории участников СВМДА: государства-члены, государства-наблюдатели и коллективные наблюдатели в лице международных организаций.
Во-вторых, прошедший 4 июня 2002 г. в Алматы I саммит СВМДА, в котором приняли участие руководители или официальные представители стран-участниц, стран-наблюдателей и международных организаций. По итогам работы саммита были приняты Алматинский акт СВМДА, который определил основные принципы и механизмы функционирования данного объединения, а также Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями.
Согласно первому из этих документов, в рамках работы СВМДА было утверждено проведение встреч глав государств, министров иностранных дел стран-участниц, а также заседаний Комитета старших должностных лиц и рабочих групп. С целью обеспечения административной поддержки регулярных встреч, политических консультаций и другой деятельности, упомянутой в акте, страны-участницы поддержали идею создания секретариата СВМДА и поручили главам своих внешнеполитических ведомств завершить проработку всех аспектов создания этого органа.
Немаловажно, что на данном этапе развития СВМДА Казахстан имел уже качественно иной международный статус — одного из ведущих и авторитетных среди внешнеполитических партнеров региональных игроков. Соответственно этому положению, а также особенностям общей ситуации в мире в целом и вокруг своего геополитического окружения, в частности, он был объективно заинтересован развитием своих отношений со странами азиатского континента сбалансировать свои связи с Россией, США и странами Европы. Это полностью отвечало неизменному принципу многовекторности внешнеполитического курса республики.
3. Политический рост СВМДА (2003-2009 гг.). В течение данного периода были проведены следующие основные мероприятия:
— 22 октября 2004 г. — вторая встреча министров иностранных дел. Ее основным результатом стало принятие Каталога мер доверия, Правил процедуры и Декларации Второй Министерской встречи СВМДА. Каталог мер доверия носит рекомендательный характер странам Азии в вопросах мирного урегулирования и выполнения соглашений по контролю за вооружением и разоружением. В нем также определен комплекс мер в военно-политической, экономической, гуманитарной и других сферах.
— 17 июня 2006 г. — II саммит СВМДА. По его итогам были приняты:
а) Декларация II Саммита СВМДА, в которой нашли отражение общее видение странами-участницами ключевых проблем безопасности и сотрудничества в Азии и в мире в целом, предложения по развитию универсального подхода к пре
одолению неразрешенных проблем и практической реализации мер доверия СВМДА;
б) Соглашение о Секретариате СВМДА, который в этот же день был открыт в Алматы.
— 25 августа 2008 г. — третья встреча министров иностранных дел. По ее итогам были приняты Декларация «Прогресс СВМДА в осуществлении мер доверия», а также подписан Протокол о внесении изменения в Соглашение о Секретариате СВМДА, предусматривающий перенос штаб-квартиры данного органа из Алматы в Астану. Правда, позже он вновь переехал в Алматы.
4. Председательство Турции в СВМДА (2010-2014 гг.). Основным событием данного этапа стала передача полномочий председателя Совещания от Казахстана к Турции. Это произошло 8 июня 2010 года во время проведения в Стамбуле III саммита СВМДА. По результатам данного саммита также была принята Конвенция о привилегиях и иммунитетах секретариата, его персонала и представителей государств СВМДА, что практически завершило институционализацию форума.
5. Председательство Китая в СВМДА (2014-2018 гг.). В ходе IV саммита, прошедшего 21 мая 2014 г. в Шанхае, СВМДА возглавил Китай. В своем выступлении на данном мероприятии председатель КНР Си Цзиньпин, в частности, предложил совместно искать пути обеспечения безопасности и развития с учетом особенностей Азии и общих интересов ее стран. По итогам пятой встречи глав внешнеполитических ведомств, состоявшейся 28 апреля 2016 года в Пекине, была принята Декларация «Продвижение мира, безопасности, стабильности и устойчивого развития в Азии через диалог». В рассматриваемый период также были созданы Молодежный совет и Деловой совет, имеющие статус консультативно-совещательных органов СВМДА и координирующих работу заинтересованных негосударственных и государственных структур в соответствующих направлениях.
6. Председательство Таджикистана в СВМДА (2018-2020 гг.). Таджикистан стал второй, после Казахстана, страной в Центральной Азии и СНГ, возглавившей Совещание. Примечательно, что процедура передачи ему председательства была осуществлена 24 сентября 2018 г. в Нью-Йорке на полях 73-й сессии ГА ООН в ходе Специальной министерской встречи СВМДА. V саммит Совещания прошел 15 июня 2019 г. в Душанбе и завершился принятием Декларации «Общее видение безопасного и более процветающего региона СВМДА».
7. Председательство Казахстана в СВМДА (2020-2022 гг.). Еще выступая в 2019 г. на Душанбинском саммите СВМДА, Президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил преобразовать форум в полноценную региональную организацию по вопросам безопасности и развития, выстроить под ее эгидой полноценную систему коллективной безопасности, способную осуществлять международную медиацию, объединить усилия и потенциала СВМДА и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также создать специальный фонд для финансирования проектов, программ и иной деятельности в рамках СВМДА.
Данные вопросы являются приоритетными в ходе второго председательства Казахстана в СВМДА, которое он принял 24 сентября 2020 года. По итогам шестой встречи министров иностранных дел, прошедшей 21 октября т.г. в столице республики, в частности, был создан Совет мудрецов, призванный стать консультативно-совещательным органом СВМДА по широкому кругу вопросов его деятельности и сотрудничеству. При этом Касым-Жомартом Токаевым была предложена кандидатура Нурсултана Назарбаева на пост председателя данного органа. Рассмотрение данного вопроса должно пройти по отдельной процедуре, и ожидается, что оно будет принято в пользу инициатора создания форума.
Кроме того, с учетом текущих реалий был обновлен в соответствие Каталог мер доверия СВМДА с включением в него таких сфер сотрудничества, как эпидемиологическая безопасность, общественное здравоохранение и фармацевтика. Форум аналитических центров, созданный в 2014 году в интересах информационно-аналитической поддержки Совещания, был преобразован в постоянно действующий консультативный орган. Наконец, признавая свою ответственность за реализацию предложенных им инициатив, Казахстан выдвинул свою кандидатуру на пост председателя СВМДА в 2022-2024 гг. Решение по этому вопросу будет принято на VI юбилейном саммите, который пройдет в Нур-Султане в следующем году.
Таким образом, на сегодня сформирована организационная структура СВМДА, позволяющая осуществлять определенные практические меры по дальнейшему развитию данного форума. Ожидаемое же его преобразование в обозримой перспективе в полноправную международную организацию позволит усилить его политический и организационный потенциал. Заинтересованность различных стран Азии в развитии СВМДА, прежде всего, выразилось в увеличении состава его постоянных членов – с 15 в 2002 году до 27 в настоящее время. Еще 9 стран, включая США, являются здесь наблюдателями. Статус наблюдателей в СВМДА также имеют ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств, Парламентская ассамблея тюркоязычных государств и Международная организация по миграции.
Объективности ради следует отметить, что СВМДА еще не стало общеазиатским форумом. Так, к нему пока не выразили намерения присоединиться Кувейт, Мальдивы, Мьянма, Непал, Оман, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия и т.д. В силу собственных национальных интересов и разновекторной внешней политики стран-участниц и географической отдаленности друг от друга многие из них не проявляют серьезного внимания к проблемам безопасности своих партнеров по форуму. Отсутствие у СВМДА серьезных механизмов обеспечения стабильности в регионе своей ответственности не позволило ему проявить себя в качестве диалоговой площадки по урегулированию конфликтов между своими же участниками (Израиль-Палестина, Индия-Пакистан и т.д.).
Однако отмеченные выше достижения в развитии СВМДА, с одной стороны, и озвученные Казахстаном намерения на его ближайшее будущее, с другой стороны, уже демонстрируют достаточно серьезный политический потенциал данного форума. Казахстан, в частности, может использовать возможности СВМДА для обсуждения афганской тематики и поиска оптимальных решений по ней в широком составе заинтересованных стран-участниц. Тем более, что Афганистан продолжает оставаться среди государств-членов Совещания, а с его новым правительством Казахстан постепенно налаживает дипломатическое взаимодействие.
В целом, для дальнейшего развития СВМДА и его не просто предложенного преобразования, а активной деятельности в формате международной организации важно, чтобы между участвующими в нем странами была налажена континентальная солидарность, независимо от их географического положения, и чтобы каждая из них внесла свой весомый вклад в процесс многостороннего взаимодействия в его рамках.