Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

О новациях в законодательстве о выборах и местном управлении

О новациях в законодательстве о выборах и местном управлении

Сегодня все внимание приковано к стартовавшей кампании по выборам президента, но хотелось бы обратить и на те законопроекты, которые сейчас находятся на рассмотрении парламента.

Как раз 3 октября из Мажилиса в Сенат пришли два закона, посвященные реализации мартовского послания президента и июньской конституционной реформы.

В Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» планируется внести норму о том, что акимы и их заместители не вправе занимать должности в филиалах и представительствах политических партий. Норма для освобождения главной партии и маслихатов от опеки акиматов очень и очень важная.

Вводится порядок реорганизации (разделения, слияния) маслихата при реформе тех или иных административно-территориальных единиц. Когда маслихаты переводили на партийные списки, никому почему-то не пришло в голову изменить процедуру реорганизации (раньше-то просто депутаты переходили в другой маслихат вместе со своим округом). Теперь нужная норма появилась.

Появилась и норма о принятии/отклонении маслихатом района или города областного значения отставки избранного акима.

В маслихатах вместо секретаря вводится пост председателя, что даже на символическом уровне персонифицирует и повышает его статус. Обязанности, впрочем, остаются те же.

Филиалы партий получают права отзывать депутатов маслихата. Ранее ротация могла проводиться в случае выхода или исключения депутата из партии, от которой депутат был избран, или прекращения ее деятельности.

Снимается ограничение, по которому ту или иную кандидатуру на пост акима можно вносить маслихату не более 3 раз подряд (ранее отказ на третьем голосовании давал право распустить маслихат).

Статья 32 «Порядок назначения на должность, освобождения от должности и прекращения полномочий акима города областного значения и района области, района в городе областного значения, района в городе республиканского значения и столицы» разделяется на 3 отдельных статьи, по которым (а) аким района (города областного значения) избирается (не более двух раз подряд), (б) аким района (города областного значения) назначается на должность акимом области с согласия маслихата, (в) аким района в городе республиканского значения и столицы назначается на должность акимом с согласия маслихата, (г) аким города районного значения, села, поселка, сельского округа избирается. Разделение а) и б) является нормой для переходного периода.

Аким избирается на должность сроком на 4 года из числа граждан РК в возрасте не моложе 25 лет, отвечающих требованиям данного закона и законодательства о выборах, а последнее добавляет в требования и нормы законодательством в сфере госслужбы (хотя было бы логично собрать требования в одном месте).

Нормы о введении пост председателя маслихата и выборах районных акимов вводятся в действие с 1 января 2023 г., а норма о снятии процедуры 3-кратного выдвижения кандидатуры акима – с января 2025 г.

В конституционный закон «О выборах» вводится норма о том, что «не допускается иностранное вмешательство при подготовке и проведении выборов». ЦИКом вводятся квалификационные требования для членов ТИКов, а ТИКи в свою очередь получают права регистрировать заявления инициаторов по отзыву депутатов, избранных по одномандатным округам, и назначать выборы депутатов маслихатов по избирательным округам вместо выбывших. Вновь вводятся окружные избирательные комиссии.

Членами избиркомов не могут быть лица, выдвинутые и (или) избранные на основании предложения партии или иного общественного объединения, финансируемого со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства.

По новой норме члены областных, городов республиканского значения и столицы ТИКов работают на профессиональной постоянной основе. Раньше норма касалась только председателей (или их заместителей) и секретарей ТИКов.

Появились нормы по агитации:

– запрещается распространение субъектами телерадиовещания любых агитационных материалов в новостных и аналитических программах;

– пользователи онлайн-платформ обязаны воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять указанным лицам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту их чести, достоинства и деловой репутации.

Хотелось бы, чтобы на ЦИК были возложены функции по комплексному освещению электоральных кампаний на региональном уровне, поскольку ТИКи не могут или не хотят заниматься оперативным, своевременным и, главное, полноценным освещением проводимой работы и публикацией итогов выборов. Видимо, нужен системный информационный портал, который был охватывал и центральный, и региональный уровень.

Депутаты маслихатов областей и мегаполисов избираются по смешанной избирательной системе: 50% по партийным спискам, 50% – по одномандатным избирательным округам. В случае нечетного количества мандатов депутатов мандат, превышающий половину, избирается по одномандатному избирательному округу. Депутаты маслихатов районов и городов областного значения избираются по одномандатным избирательным округам. Выборы по одномандатным округам, а также акимов будут проходить в один тур, а победившим считается набравший относительное большинство. Напомню, что с недавнего времени маслихаты избирались только по партийным спискам, что привело к их деперсонализации в глазах населения и лишний раз поставило под контроль акиматов – через вышеупомянутые филиалы. Маслихаты и так не самый заметный и сколько-нибудь эффективный институт в стране – при всей его важности, а после последних выборов вообще пропали с поля зрения.

Предусматривается, что право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихатов по одномандатным округам имеют партии, общественные объединения, филиалы и представительства, а также граждане – путем самовыдвижения. Лицо, включенное в партийный список для избрания в депутаты Мажилиса или маслихата, не вправе выдвигаться по одномандатным округам. Кандидаты в акимы могут выдвигаться от партий и в порядке самовыдвижения (последнее со сбором подписей: не менее 1% голосов от общего числа избирателей); предусмотрен избирательный взнос за каждого кандидата.

В соответствии с итогами референдума из полномочий президента исключается право отменять либо приостанавливать полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Это право остаётся у правительства.

Таким образом, вводится новая система формирования местных исполнительных и представительных органов власти. Все низовые акимы будут избираться, а маслихаты перейдут частично на смешанную модель, частично – на выборы по одномандатным округам.

Напомним, что по инициативе Касым-Жомарта Токаева летом 2021 года был внедрен механизм прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. И выборы идут уже более года. Президент анонсировал и переход к всенародным выборам районных акимов с 2024 г. (но, судя по проекту закону, график сдвигается на 2023 год – видимо, для проведения экспериментальных выборов). Понятно, что последнее вызывает немало дискуссий, но оценить реформу можно будет только после ее частичного воплощения в жизнь.

В марте с.г. президент утвердил новый порядок встреч акимов с населением, предусматривающий регулярность, выездной характер и диалоговый формат.

В июне в рамках конституционной реформе был введен механизм, предусматривающий назначение акимов областей и мегаполисов на основе голосования в маслихатах минимум по двум кандидатурам, т.е. своего рода косвенные выборы. И уже 5 акимов были назначены/избраны по новой процедуре.

В июне были созданы 3 новых области, что приблизило власть к населению и должно дать толчок для развития достаточно депрессивных регионов.

Готовится новый закон о местном самоуправлении, предусматривающий создание новых органов – таких, как кенесы.

И нынешняя реформа направлена на дальнейшее развитие, повышение ответственности и транспарентности государственной политики на региональном уровне, более адекватное представительство интересов населения.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

12:35
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.