Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

Они окружают президентов. Часть 2. Силовики и юристы (начало)

Они окружают президентов. Часть 2. Силовики и юристы (начало)

Силовой блок традиционно контролировался отделом административных органов ЦК, в 1988 г. переименованным в государственно-правовой отдел. При создании президентского аппарата колесо изобретать не стали и уже в мае 1990 г. возник одноименный отдел АП, который возглавил Каирбек Сулейменов, имевший большой опыт работы в прокуратуре, милиции и партийных органах. Одновременно при президенте возникли комиссии по вопросам помилования и гражданства во главе с членами Президентского совета Султаном Сартаевым и Махтаем Сагдиевым. В августе при переименовании Канцелярии президента в Аппарат была утверждена и первая президентская номенклатура, куда вошли исключительно силовые структуры: таким образом, АП перехватывала в этом важном вопросе инициативу у ЦК, который быстро терял легитимность.

При слиянии аппаратов президента и правительства в конце того же года появился пост госсоветника по государственно-правовым вопросам, который получил первый зам. прокурора республики Юрий Хитрин. Госсоветники образца 1990 года были, по сути, теми же вице-премьерами (в Киргизии их вообще назвали тогда же госсекретарями), но летом 1991 года посты вице-премьеров были восстановлены, а Хитрин остался госсоветником. Этот пост так и не был узаконен, хотя и просуществовал до осени 1995 года. Госсоветники образца 1991–1995 гг. были своего рода «вице-премьерами» без портфеля, аналогами современных замруков АП.

В августе 1991 г. – следствие известных событий в стране – Назарбаев создал Совет безопасности, при котором был образован Комитет по защите конституционного строя во главе с Хитриным (в его состав входили силовики, которые формально республике не подчинялись). Осенью по мере распада союзных структур и укрепления суверенитета республики казахстанские власти начали распространять свою юрисдикцию на силовые органы. Как известно, еще в декабре 1990 г. Прокуратура КазССР стала Генпрокуратурой, подчиненной республике (первым генпрокурором стал прокурор Гурьевской области Жармахан Туякбай).

В октябре был создан Госкомитет обороны, который возглавил депутат Верховного Совета Сагадат Нурмагамбетов, за пару лет до того вышедший в отставку с поста зам. командующего войсками САВО. В ведение ГКО перешли органы гражданской обороны и военкоматы (весной следующего года госкомитет стал Министерством обороны и взял под свой контроль все вооруженные силы на территории республики, кроме частей РВСН, переведенных в Россию). В октябре же Сулейменов был направлен первым замминистра внутренних дел, а на его место пришел его первый зам Юрий Обрядин. КГБ возглавил генерал Булат Баекенов, в свое время работавший с Назарбаевым в Карагандинском обкоме (в декабре КГБ полностью перешел в ведение республики, затем взял под свой контроль органы военной контрразведки (особые отделы), в июле 1992 г. стал КНБ, а в августе подчинил себе Пограничные войска и Войска правительственной связи). МВД повоевало с областными советами и администрациями по поводу подчиненности УВД и переподчинило себе РУБОПы (пост министра получил в апреле начальник УВД Уральского облисполкома Владимир Шумов). Генпрокуратура подчинила себе органы военной прокуратуры. А вот региональная группа «Альфа» и 9-й отдел КГБ перешли в прямое подчинение президенту («Альфу», ставшую «Арыстаном», затем отдали в КНБ, а Служба охраны президента так и осталась самостоятельной).

Весной 1992 г. был создана Республиканская гвардия, отдел обороны АП (первый заведующий – начальник Республиканской военной школы-интерната Ким Серикбаев), а заодно вручены первые генеральские погоны.

Сразу обозначим тех, кто в годы независимости получил высокие звания:

Генералы армии: С. Нурмагамбетов (1993), М. Алтынбаев (2002).

Генерал-полковники (госсоветники юстиции 1-го класса): Ж. Туякбай (1992), А. Касымов (1996), С. Токпакбаев (2001), К. Сулейменов (2002), С. Жасузаков, К. Мами (2010), А. Даулбаев (2013), К. Касымов (2015), Р. Жаксылыков, Г. Нурдаулетов, М. Ахметжанов (2022).

Генерал-лейтенанты (госсоветники юстиции 2-го класса, вице-адмирал): Б. Баекенов (1992), Ю. Коноваленко, Ф. Щербаков, А. Константинов (1993), М. Нарикбаев, Б. Закиев (1995), С. Шуткин (1996), Б. Ертаев (1998), М. Сапаров (2001), О. Жумабеков, Н. Дутбаев, А. Шабдарбаев, А. Тасбулатов (2002), А. Толеуханов, В. Симачев, И. Отто (2003), К. Ахмадиев (2004), И. Бахтыбаев, Б. Сембинов, Н. Поспелов, Б. Дарбеков, Д. Сатхожин (2005), К. Маерманов, В. Божко (2006), Б. Джанасаев, Б. Сарсеков, Т. Мусабаев (2007), А. Шаяхметов (2009), М. Аюбаев, А. Сорокин (2010), М. Майкеев (2011), Н. Джуламанов, В. Жумаканов (2012), К. Каражанов, Е. Мерзадинов, А. Жанкулиев, И. Меркель (2013), О. Сапаров (2014), О. Бижанов, М. Демеуов (2015), Н. Орманбетов, Ж. Жанзаков, А. Куренбеков (2016), Т. Мухтаров, С. Абиш, А. Садыкулов (2017), Т. Жанжуменов, Н. Билисбеков, М. Осипов, Г. Байжанов, Е. Кененбаев (2018), М. Алтынбаев (мл.), А. Халиков, Е. Тургумбаев, А. Шпекбаев (2019), М. Бектанов, Т. Дандыбаев, Д. Дильманов, Н. Ермекбаев, С. Камалетдинов, Д. Сартаев, К. Масимов, Б. Асылов (2020), М. Хусаинов, Р. Шпекбаев (2021), С. Изтлеуов, Ю. Ильин, Н. Карбенов, Е. Сагимбаев, М. Кожаев, М. Таласов, О. Бектенов, К. Сунтаев (2022).

Приводить список генерал-майоров будет слишком затратным с точки зрения времени и места…

Летом 1992 г. Хитрина аккуратно переместили на пост главного военного прокурора, но должность госсоветника пустовала три месяца, пока на нее не назначили Каирбека Сулейменова. Одновременно прошли уже упомянутые реорганизации КНБ и МВД с заменой руководителей Пограничных и Внутренних войск (последние в итоге были подчинены МВД). Таможенный комитет, созданный сначала при президенте, был переподчинен Минфину, а главное контрольно-ревизионное управление последнего было преобразовано в Комитет государственного финансового контроля (с 1994 г. – Госкомитет финансового контроля, с 1995 г. – Комитет финансово-валютного контроля при Минфине, с 1997 г. – Комитет финансового контроля Минфина. В 1998 г. упразднен, вновь создан в 1999 г. с тем же названием. С 2004 г. – Комитет финансового контроля и госзакупок, с 2008 г. – Комитет финансового контроля, с 2016 г. – Комитет внутреннего государственного аудита).

Вслед за Хитриным свой пост покинул и Обрядин. Государственно-правовой отдел был упразднен и вместо него создали отдел законодательства (Сергей Тихонов, с весны 1994 г. – Бауржан Мухамеджанов) и отдел правоохранительных органов (Максут Нарикбаев, с осени 1993 г. – Назымбек Акимбеков).

В феврале 1993 г. была принята первая Военная доктрина РК (новые версии последовали в феврале 2000 г., в марте 2007 г., октябре 2011 г., сентябре 2017 г.).

Летом был заново сформирован Совбез и упразднен забытый к тому времени Комитет по защите конституционного строя. Зампредом СБ стал госсоветник Жукеев, руководивший одновременно отделом политического анализа АП. Обеспечением деятельности СБ занимался отдел обороны (кстати, один из сотрудников отдела – полковник Петр Черкашин стал в 1992 г. первым секретарем СБ). Впрочем, Серикбаева и первого командующего Республиканской гвардией Алтынбекова в те же дни Назарбаев снял с работы (без официального оглашения причин). Отдел обороны возглавил бывший глава Таможенного комитета Нурлан Тлемисов. Министром юстиции стал советник президента Нагашбай Шайкенов.

В конце года прошла первая крупная ротация: Верховный суд возглавил Михаил Малахов, Нарикбаев стал его первым замом, КНБ возглавил первый зам Сат Токпакбаев, а Баекенов перешел зампредом Совбеза (уже освобожденным).

Летом 1994 года в рамках реорганизации и раздела аппаратов отделы обороны и правоохранительных органов перешли в правительственный аппарат, а в АП остался отдел законодательных инициатив и правовой экспертизы (Мухамеджанов). Баекенов стал из зампредов секретарем СБ. Сохранил свой пост и Каирбек Сулейменов. Одновременно возникло еще одно силовое ведомство – Управление налоговой милиции Государственной налоговой инспекции Минфина (с 1995 г. – управление налоговой полиции, с 1997 г. – департамент налоговой полиции Минфина, с 1998 г. – Комитет налоговой полиции Минфина (затем Министерство госдоходов), с 2001 г. – Агентство финансовой полиции, с 2003 г. – Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и т.д.).

В этот период силовые органы «трясло»: скандалы вспыхивали вокруг громких уголовных дел и вокруг их руководителей. Осенью пост главы МВД потерял Шумов (который, впрочем, вскоре возглавил управление в… АП РФ), а на его место пришел Баекенов. Секретарем СБ стал Жукеев, потерявший пост вице-премьера, которое занимал чуть более полугода. В АП возник отдел обеспечения законности, правопорядка и судебной реформы, который возглавил зампред Госкомимущества Николай Белоруков.

А страна втянулась в длинные дебаты по правовой реформе: на страницах газет и по ТВ практически ежедневно выступили Сулейменов, Шайкенов, зампред Конституционного суда Игорь Рогов и множество юристов, депутатов и силовиков. Смысла пересказывать содержание диспутов здесь нет, но участники довольно-таки быстро перешли на личности, обвиняя друг друга в популизме и авторитаризме.

На фоне падения Верховного Совета 13-го созыва дебаты были материализованы в проект новой Конституции с большими полномочиями президента. В ходе работы над ней Шайкенов получил статус вице-премьера, а Рогов – пост помощника президента.

В новой Конституции не оказалось излишне самостоятельного Конституционного суда, который был сменен Конституционным советом. Полномочия президента резко выросли, вместо Верховного Совета появился двухпалатный парламент, Кабинет Министров стал правительством и т.д.

После референдума прошла очередная реорганизация. Минюст получил представитель президента в Верховном Совете Константин Колпаков, Рогов остался помощником, Жукеева отправили послом в Южную Корею, а СБ достался бывшему главе Костанайской области Балташу Турсумбаеву, который очень критиковал проект конституции, но с его мнением и популярностью пришлось считаться. Главой изюминкой реформы стало создание Государственного следственного комитета (ГСК), который возглавил Туякбай и который забрал следственные подразделения МВД, КНБ и Генпрокуратуры. Все три структуры получили новых руководителей: МВД возглавил Каирбек Сулейменов, чей пост был окончательно упразднен, Генпрокуратуру – Нарикбаев, а КНБ – прежний первый зам Дженисбек Джуманбеков. Токпакбаев же стал начальником Службы охраны президента (СОП), которая получила самостоятельный статус (первый ее руководитель Сергей Синицин стал его первым замом). Одновременно в СОП перешла правительственная связь. Баекенов не принял реформу и ушел в отставку. С другой стороны, помощником президента стал сотрудник КНБ и начальник ГУБОПиК МВД Альнур Мусаев, который ранее двигался за Баекеновым. Руководство ГСК было сборной соляной из всех силовых структур, но можно отметить, что одним из замов стал первый зам. начальника СОП Амангельды Шабдарбаев. Заодно сменился и министр обороны: Нурмагамбетова сменил первый зам Алибек Касымов.

Произошла перезагрузка судебной системы. Высший арбитражный суд стал коллегией по хозяйственным делам (упразднена в декабре 2000 г. вместе с военной коллегией).

Система руководства силовыми структурами получила весьма запутанная, как, впрочем, и вся система президентской вертикали власти на тот момент. Предполагалось, что политическая и экономическая ситуация стабилизируется и АП будет мудро за ней присматривать. Но так не получилось. Экономика была в кризисе, что вело к социальному недовольству и росту политической протестности. Ближние бояре никак не могли договориться между собой. Весной был учрежден – с полугодовым опозданием – пост госсекретаря (его занял Есимов), который начал методично отбирать функции у АП и СБ. В те же дни грянул скандал вокруг Верховного суда, который привел к отставке Малахова. Во избежание попадания в оппозицию пост помощника президента получил Тохтар Аубакиров. В апреле президент утвердил концепции общественной и экологической безопасности.

В это же время потихоньку заработал Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. У этой структуры была своя генеалогия, в основе которой лежал Наркомат рабоче-крестьянской инспекции. В конце 1990 г. при упразднении Комитета народного контроля (КНК) КазССР было обозначено намерение создать «Государственный контроль» республики, но его создавать не стали. Верховный Совет несколько лет пытался создать при себе контрольный орган, но идея не проходила. Президент образовал как альтернативу в начале 1993 г. Главную контрольную инспекцию, но летом того же года Верховный Совет все-таки создал Контрольную палату, которая попила немало крови исполнительной власти. Поэтому в новой Конституции возник Счетный комитет, состав которого изначально формировался так: председатель от президента, 4 члена от правительства и по 2 от палат парламента. Осенью 1998 г. порядок формирования стал более адекватным: председатель и 2 члена от президента и по 3 от палат парламента, но это будет позже, а пока президент в марта 1996 г. назначил на СК и.о. зав. отделом экономической политики АП Мусиралы Утебаева, а в апреле-мае 8 членов СК были назначены правительством и парламентом.

Летом госсекретарь стал и.о. руководителя АП, а осенью президент сократил полномочия госсекретаря и наделил этими полномочиями первого помощника президента (должность также возникла на год позже, чем анонсировали). Одновременно Мусаев потерял пост помощника и переместился замом в СОП. Генпрокурором стал руководитель правительственного аппарата Степан Шуткин, министром обороны – Мухтар Алтынбаев, а Шайкенова «ушли» в ректоры юридического университета (он в свое время создал этот вуз и пытался сделать его монополистом на рынке). Пост замрука АП потерял Михаил Тимкин, который курировал правовые вопросы. Турсумбаев отправился на дипломатическую работу вслед за Жукеевым, а СБ получил зампред ГСК Бексултан Сарсеков, при котором эта структура стала больше специализироваться на борьбе с преступностью и получила свой секретариат. Сарсеков возглавил и созданную в ноябре Комиссию по высшим воинским специальным и иным званиям. В АП был создан объединенный отдел по вопросам законодательства и судебной системы во главе с Мухамеджановым (Белоруков же получил другой отдел – по вопросам гражданства и помилования).

В феврале 1997 г. Совбез получил три первых МВК – по вопросам внешней политики и обороны, по вопросам внутренней безопасности и по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

В марте Назарбаев рокирнул силовиков. Токпакбаев получил Республиканскую гвардию, а Баекенов – СОП (руководство обеими структурами было возложено на первого помощника президента, т.е. на Абыкаева). Несколько позже секретарь Совета безопасности Сарсеков стал одновременно помощником президента по вопросам национальной безопасности (впервые введенный пост). Для оптимизации структуры Рогова и Аубакирова перевели советниками президента (согласно принятому указу могло быть только три помощника – первый, по экономике и по безопасности). В мае неожиданно для всех Джуманбеков был смещен с поста главы КНБ, а на его место был назначен Альнур Мусаев, на тот момент еще полковник. Вместе с Мусаевым в КНБ из СОП вернулись структуры правительственной связи. Полномочия ГСК президент несколько урезал, тем более что структура никак не хотела оправдывать возложенных на нее ожиданий. Мусаев занялся вопросами борьбы с премьером Кажегельдиным.

Летом появился первый вариант Правил служебной этики государственных служащих (в мае 2005 г. их сменил «Кодекс чести государственных служащих», а в декабре 2015 г. – «Этический кодекс государственных служащих»).

Осенью 1997 г. Бауржан Мухамеджанов получил пост министра юстиции, его зам Талгат Донаков стал зав. отделом по вопросам законодательства и судебной системы АП. ГСК упразднили с передачей полномочий МВД и КНБ, при этом у последнего забрали департамент разведки, из которого создали службу «Барлау». Хитрин был назначен генеральным прокурором, а Туякбай – главным военным прокурором. Налоговую полицию возглавил зять президента Рахат Алиев, который сначала был замом по борьбе с контрабандой, затем – главой Алматинского департамента (через полгода налоговая полиция «съела» департамент экономической полиции МВД – бывший ОБХСС).

В конце года президент начал реформу вооруженных сил: Были созданы виды ВС – Силы общего назначения (СОН), Силы воздушной обороны (СВО) и Силы охраны государственной границы (СОГГ). В СОН вошли Сухопутные войска, в СВО – бывшие ВВС и войска ПВО, а в СОГГ – Пограничные войска и ВМС. В декабре 1999 г. последние были исключены из ВС в связи с возвращением в КНБ. В июле 2000 г. вместо Сил общего назначения были созданы Сухопутные войска в составе военных округов (Восточный, Западный, Центральный, Южный), родов войск (ракетные войска и артиллерия, войска ПВО). Также были учреждены род войск ВС – Мобильные силы, Специальные войска и Тыл ВС. В мае 2003 г. было решено реформировать дальше. Учредили Верховное главнокомандование. Главный штаб стал Комитетом начальников штабов (КНШ). В Сухопутных войсках вместо округов создали региональные командования «Астана», «Восток», «Запад» и «Юг». Самостоятельным видом ВС стали ВМС, а родами войск были определены Аэромобильные войска и Ракетные войска и артиллерия. В ноябре 2004 г. было ликвидировано управление главнокомандующего Сухопутными войсками. В июле 2012 г. вместо КНШ возник Генштаб. Новая структура, принятая в апреле 2018 г., осталась засекреченной. Но это уже будет потом.

Осенью 1998 г. в преддверии досрочных выборов Назарбаев перебросил Абыкаева в КНБ (Мусаев, который где-то в тот период перешел под влияние Алиева, стал первым замом) и вернул разведку обратно в комитет (в июне следующего года в КНБ вернулись и пограничники, которые успели побывать и самостоятельным госкомитетом и в составе Минобороны).

После выборов помощником президента по вопросам национальной безопасности – секретарем Совета безопасности стал Марат Тажин, а Сарсекова перевели представителем президента в Мажилисе. Тажин аккуратно освободил СБ от координации борьбы с преступностью и загрузил его аналитическими и стратегическими вопросами (борьбой с коррупцией – самой актуальной темой года – занималась одноименная госкомиссия, созданная из Высшего дисциплинарного совета). Отделы Донакова и Белорукова были объединены в государственно-правовой отдел, который на полгода остался без заведующего.

В ведение СБ перешли КИСИ и бывший Центр анализа и стратегических исследований АП, ставший аналитическим центром СБ. В Совбезе была учреждена новая структура МВК: по вопросам внешней политики и обороны, по вопросам внутренней безопасности, по экономической безопасности, по информационному обеспечению деятельности СБ, по управлению в кризисных ситуациях (МВК по борьбе с организованной преступностью и коррупцией была ликвидирована, зато в сентябре добавилась МВК по противодействию религиозному экстремизму. В феврале 2000 г. появилась МВК по противодействию терроризму и экстремизму вместо комиссий по противодействию религиозному экстремизму и по экономической безопасности. В марте 2002 г. вместо нее появилась МВК по вопросам экономической безопасности. В октябре 2003 г. учредили отдельную МВК по вопросам военной безопасности, а в сентябре 2006 г. – МВК по антикоррупционной политике. В январе 2009 г. вместо последней была создана МВК по вопросам экологической безопасности, а в декабре 2009 г. – МВК по вопросам стратегии национальной безопасности и по вопросам оперативного реагирования).

В июле было утверждено «протокольное старшинство должностных лиц при проведении внутригосударственных мероприятий», согласно которому помощник президента по вопросам национальной безопасности – секретарь Совета безопасности был указан 13-м (В сентябре 2002 г. он (Оксикбаев) переехал на строчку 24-1, в апреле 2004 г. – на строчку 12-1 при Утемуратове. В апреле 2013 г. секретарь СБ стал 13-м, в октябре 2019 г. – 8-1. Это все приведено без учета тех указов, текст которых был засекречен).

В августе грянул скандал с продажей оружия за границу, который стоит своих кресел Абыкаеву и Алтынбаеву. КНБ снова получил Мусаев (а ДКНБ по Алматы и области – Алиев), а через несколько дней был назначен зам. руководителя АП – зав. государственно-правовым отделом; им стал вице-министр юстиции Кайрат Мами (вскоре он отбил в СБ председательство в Комиссии по высшим воинским и иным званиям, классным чинам). Осенью нашли и нового министра обороны в лице Сата Токпакбаева, а на первой сессии обновленных палат парламента председатель Госкомиссии по борьбе с коррупцией Оралбай Абдыкаримов стал спикером Сената, а главный военный прокурор Жармахан Туякбай – спикером Мажилиса (в мае следующего года их ввели в состав СБ). Обязанности Абдыкаримова временно возложили на Тажина (в апреле комиссию удалось упразднить, зато секретарь СБ обзавелся заместителями – ими стали Тохтар Аубакиров, Даулет Сатхожин и Омархан Оксикбаев, а также отделом по вопросам экономической безопасности, а в октябре следующего года – инспекцией).

В феврале 2000 г. было создано Агентство по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, но оперативными функциями его не наделили и выполняло оно возложенные на него функции чисто теоретически (в декабре агентство тихо передали в Минюст). Зато в апреле возник Республиканский оперативный штаб по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, который возглавил Мами.

В июле широкой коалиции удалось свалить Нарикбаева с Верховного суда (он стал ректором вместо покойного Шайкенова). Обязанности были временно возложены на Рашида Тусупбекова – председателя коллегии по уголовным делам (эту должность он получил год назад после отставки того же Мами), но возглавить суд ему не удалось. Этот пост получил сам Кайрат Мами, а Тусупбеков возглавил Комитет по судебному администрированию. На место Мами перешел Мухамеджанов, а на его место – Рогов. Тут некстати скончался председатель Конституционного совета Юрий Ким. На эту должность перевели Хитрина, зато генпрокурором стал Тусупбеков. Одновременно Каирбек Сулейменов потерял пост главы МВД, сохранив командование Внутренними войсками. Министерство же досталось командующему Республиканской гвардией Болату Искакову, который провел чистку кадрового состава.

В конце 2000 г. началась и очередная судебная реформа. В законе появилась норма, согласно которой могут создаваться специализированные суды (военные, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие), и в январе 2001 г. были учреждены специализированные межрайонные экономические суды, в феврале 2002 г. – специализированные межрайонные административные суды, в августе 2006 г. – специализированный финансовый суд Алматы, в августе 2007 г. – специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, в декабре 2009 г. – специализированные межрайонные суды по уголовным делам, в декабре 2015 г. – суд МФЦА (не входящий в судебную систему РК), в январе 2018 г. – специализированные следственные суды и специализированные межрайонные следственные суды, в январе 2021 г. – специализированные межрайонные суды по административным правонарушениям.

На фоне постоянных конфликтов в элите и обществе президент весной 2001 г. провел новую реорганизацию. Мусаева перевели в СОП, Тажина – в КНБ, а министра культуры, информации и общественного согласия Алтынбека Сарсенбаева – секретарем СБ (через неделю он добился и статуса помощника президента). Рахат Алиев стал первым замом Тажина. Заодно президент упразднил Республиканский оперативный штаб по борьбе с организованной преступностью и коррупцией и поручил премьеру создать у себя МВК по борьбе с преступностью.

Если это было попыткой понизить уровень конфликтности, то удачной ее назвать сложно. Помимо указанных лиц в интригах и дрязгах были задействованы АП, правительство, силовые структуры, СМИ, нацкомпании, банки. Как уже отмечалось, «Казком» и «Туран-Алем» (с примкнувшим к ним «ЦентрКредитом») штурмовали правительство и администрацию. Появление на сцене Алиева, имевшего за собой солидные силовые и медийные ресурсы, привнесло в конфликт еще и тему «престолонаследия». При этом к осени ряд ключевых фигур подчеркнуто ушли в тень. Основная схватка была между Алиевым и банковским лобби, но это только внешний фон. Первым проиграл Алиев, потеряв посты в КНБ и контроль над финансовой полицией. Потом проиграли банкиры, причем проиграли другим банкирам. Затем свой пост потерял Сарсенбаев, который в ходе кампании явно метил на место руководителя АП Калмурзаева. СБ возглавил Тажин, а КНБ – первый зампред Нартай Дутбаев. А потом главой администрации стал Абыкаев, а премьером – Тасмагамбетов, что подвело черту под данной «военной» кампанией. Алтынбаев снова стал министром обороны, Сулейменов – министром внутренних дел, Шабдарбаев возглавил СОП, а Искакова вернулся в гвардию. Мухамеджанов получил пост вице-премьера, Рогов – замрука АП – зав. госправовым отделом, зам. генпрокурора Георгий Ким – министра юстиции. При этом Мухамеджанов возглавил новый Совет по правовой политике при президенте. Токпакбаев же стал советником президента и председателем Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики госслужащими (так сказать, для баланса).

В марте президент утвердил «Положение о порядке согласования, назначения на должность и освобождения от должности политических государственных служащих и иных руководящих должностных лиц центральных и местных государственных органов», согласно которому кадры прокуратуры, полиции, юстиции, таможни и финансовой полиции отнесены к компетенции государственно-правового отдела, а КНБ и Минобороны – к компетенции секретариата СБ.

Осенью Тажина перевели первым замруком АП по внутренней политике, а Совбез (без статуса помощника) получил руководитель Главной контрольной инспекции АП Омархан Оксикбаев. Затем должностей советников президента скопом лишились Токпакбаев, Буркитбаев и Примбетов.

В январе 2003 г. президент назначил первого зам. генпрокурора Оналсына Жумабекова министром юстиции, а Георгия Кима – советником президента и председателем Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики госслужащими. Рогов в апреле перетянул под свое управление Совет по правовой политике при президенте.

Летом после скандала с принятием Земельного кодекса правительство было отправлено в отставку. Оксикбаев стал председателем Счетного комитета, Мухамеджанов – зам. руководителя АП (по регионам), Булат Утемуратов – секретарем Совета безопасности (но также без статуса помощника), а Берик Имашев, ставшим к тому времени сватом Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой, – его замом.

В сентябре в полку штатских силовиков прибыло – председатель Агентства по делам госслужбы Заутбек Турисбеков был назначен министром внутренних дел вместо Сулейменова, вновь ставшего командующим Внутренними войсками.

Весной 2004 г. в рамках глобальной реорганизации перед выборами Калмурзаев, работавший управляющим делами президента, был переведен председателем Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (вместо руководившего им в 1994–1996 и 2001–2004 гг. Болатбека Булгакбаева). Оралбай Абдыкаримов стал госсекретарем и назначен председателем Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики госслужащими (Ким возглавил Комитет по правовой статистике и специальным учетам). Игорь Рогов стал зам. руководителя АП – начальником государственно-правового управления. В ГПУ были созданы 3 отдела – правоохранительной деятельности (Абулхатаев), законодательства и правовой экспертизы (Донаков) и по вопросам судебной системы (Пакирдинов). Комбинация продержалась недолго. В связи с тяжелой болезнью Хитрина в июне он был освобожден от должности председателя Конституционного совета. На его место был переведен Рогов, на место Рогова – Мухамеджанов. В ноябре Утемуратов, будучи секретарем СБ, возглавил Национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества (НКВД).

Продолжение следует

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

16:15
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.