Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$458.69
501.30
6.52

Политические реформы: что осталось завершить из предыдущих пакетов

Политические реформы: что осталось завершить из предыдущих пакетов

Завершающийся 2022 год ознаменовался кардинальным реформированием политической системы Казахстана. Достаточно отметить внесение двух пакетов поправок в Конституцию РК, затрагивающих, в частности, статус и полномочия президента страны, избирательную и судебную системы. Кроме того, столице республики вернули ее прежнее название – Астана. По линии законодательства упрощен порядок государственной регистрации политических партий и введен запрет для акимов всех уровней на занятие руководящих должностей в их соответствующих филиалах или представительствах.

Вместе с тем следует вспомнить, что в 2019–2021 гг. главой государства Касым-Жомартом Токаевым были заявлены 29 политических инициатив, составивших четыре пакета реформ. Важную роль в их разработке сыграл действующий тогда Национальный совет общественного доверия при Президенте РК. При этом первый из данных пакетов был полностью реализован еще в 2020 году. Речь идет о введении уведомительного принципа организации и проведения мирных собраний, института парламентской оппозиции, 30%-й квоты для женщин и представителей молодежи 18-28 лет в избирательных партийных списках и т.д.

Практически завершенным можно считать и четвертый пакет, включающий полную отмену в стране смертной казни, обязательный учет отмеченной выше 30%-й квоты при распределении депутатских мандатов по результатам парламентских и местных выборов, обновление Концепции семейной и гендерной политики и т.д.

Всего на текущий момент реализовано 22 из 29 соответствующих инициатив, что нашло свое отражение в принятии 19 законов и 7 подзаконных актов (подробно об этом изложено в аналитическом докладе «Казахстан. Токаев. Реформы»). Что касается остальных мер, то работа по их реализации пока продолжается.

Следует отметить, что второй пакет из семи политических инициатив был озвучен президентом 1 сентября 2020 года в его Послании народу «Казахстан в новой реальности: время действий». Наиболее заметной из них стало введение выборности акимов городов районного значения и сельских населенных пунктов непосредственно местными жителями. Вместе с тем в связи с различными сроками завершения полномочий данных акимов, избираемых в свое время маслихатами районов или городов областного значения, выборы их нового состава проходят в разное время. На сегодня проведены выборы 1334 акимов этой категории. А в 2023–2024 гг. они пройдут в 1037 городских и сельских населенных пунктах.

Девять политических инициатив, составляющих третий пакет, были озвучены главой государства 15 января 2021 года во время выступления на открытии первой сессии Парламента РК VII созыва. Среди них выделяется введение прямой выборности районных акимов. Более того, в этом году было решено распространить эту практику также на акимов городов областного значения. В результате 5 ноября т.г. в конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» внесены положения, регламентирующие порядок организации и проведения выборов акимов данной категории. В настоящее время количество таковых составляет 202, включая 164 районных и 38 городских акимов. Причем в 2023 году планируется провести выборы некоторых из них в пилотном режиме.

7 декабря т.г. Мажилис Парламента в первом чтении одобрил проекты законов «Об общественном контроле» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля». Тем самым идет реализация четырех мер из второго и третьего пакетов, направленных на создание и легализацию системы общественного контроля и онлайн-петиций.

Первый из указанных законопроектов направлен на создание правовых условий для обеспечения участия казахстанцев в управлении делами государства посредством осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов, учреждений и квазигосударственных структур. Основными формами осуществления соответствующей деятельности станут общественные обсуждения, общественная экспертиза и общественный мониторинг. Причем данный контроль можно будет одновременно осуществлять в нескольких формах. По итогам контрольной деятельности предполагается разработка осуществляющими ее физическими или юридическими лицами рекомендаций, которые являются обязательными для рассмотрения и принятия решений соответствующими госструктурами.

Второй законопроект направлен на создание единого легитимного института онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Петиция представляет собой коллективное сообщение, отклик или предложение, направленное в государственный орган в электронной форме. Она подается заявителем посредством Интернет-ресурса, определяемого уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества. Причем для размещения здесь данной петиции она должна быть подписана не менее 150 гражданами Казахстана в течение 20 рабочих дней с момента ее подачи.

Далее предусмотрена поддержка петиции путем очередного присоединения к ней в течение не более полугода определенного количества граждан в качестве обязательного условия для последующего направления ее на рассмотрение госоргана, которому она непосредственно адресована. После этого петиция подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению. По результатам рассмотрения первым руководителем соответствующего органа принимается решение либо о полном или частичном удовлетворении, либо об отказе в удовлетворении данной петиции. При этом решение должно быть по содержанию обоснованным и мотивированным с ссылкой на законодательство республики и изложено на государственном языке или языке петиции.

Немаловажно, что перед вторым чтением данные законопроекты пройдут обсуждение в недавно созданной Общественной палате при Мажилисе Парламента РК. В ее состав вошли представители политических партий, неправительственных организаций и экспертного сообщества. Поэтому следует ожидать, что перед внесением в Сенат содержание обоих документов в определенной степени улучшится.

8 декабря т.г. Сенат Парламента принял закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной молодежной политики и социального обеспечения». Им, в частности, предусмотрена мера из третьего пакета реформ, связанная с внедрением Индекса развития молодежи (ИРМ), способного лечь в основу оценки деятельности местных исполнительных органов по реализации молодежной политики.

Речь идет о сводном индексе для анализа реализуемой государственной молодежной политики и уровня развития молодежи по семи основным направлениям: образование, здоровье и благополучие, занятость и возможности, политическое участие, гражданское участие, досуг и безопасность. Правила внедрения и применения данного индекса утверждаются уполномоченным органом (в настоящее время Министерство информации и общественного развития РК – прим.). На их основе местные исполнительные органы областей, районов, столицы, городов республиканского и областного значения обеспечивают проведение мероприятий по реализации ИРМ. Ожидается, что данный закон вступит в силу в ближайшее время после подписания президентом.

Второй пакет реформ также включает следующие меры правозащитного характера:

1) совершенствование национального законодательства по борьбе с пытками и приведение его в соответствие с положениями Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

2) совершенствование правоохранительными органами практики досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с торговлей людьми.

По первой из них 19 октября т.г. в Мажилисе был представлен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан по вопросам прав человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания и предупреждения пыток и жестокого обращения». В частности, в Уголовный кодекс будут введены понятие «жестокое обращение» и меры наказания за него, а также наказания за применение пыток к несовершеннолетним гражданам. Предусматриваются аудио- и видеозаписи допросов. Осужденных в случае определенных болезней ожидает либо освобождение от отбывания наказания, либо предоставление отсрочки, либо замена более мягким видом наказания.

Очевидно, что рассматриваемый законопроект сочетает меры, направленные на гуманизацию уголовного законодательства, с одной стороны, и ужесточение наказания, прежде всего, в отношении сотрудников правоохранительных органов за применение пыток и равноценных им действий в отношении задержанных, подследственных или осужденных граждан.

В рамках реализации второй меры МВД РК разработан проект закона «О противодействии торговле людьми в Республике Казахстан». В частности, в нем определены такие понятия, как «торговля людьми», «торговля несовершеннолетними» и «эксплуатация человека». Также установлены уполномоченные и иные участвующие в борьбе с данным видом преступной деятельности органы и механизм координации и взаимодействия между ними. Еще одним важным моментом законопроекта являются права и меры защиты лиц, ставших жертвой торговли людьми, включая иностранцев и лиц без гражданства.

Таким образом, в Мажилисе Парламента рассматриваются три законопроекта, и еще один будет внесен туда в ближайшее время. Последующее их принятие, которое возможно состоится в 2023 году, а также проведение в 2023–2025 гг. выборов районных, городских и сельских акимов позволит поставить точку в процессе реализации четырех пакетов политических инициатив Касым-Жомарта Токаева. Вместе с тем параллельно будет проводиться работа по осуществлению политических мер, заявленных уже в этом году в мартовском Послании и предвыборной программе главы государства.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

10:50
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.