Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$447.40
477.55
4.76

Скандальный путь ОСДП в Мажилис

Скандальный путь ОСДП в Мажилис

Так называемая оппозиционная партия ОСДП все же прошла в парламент. Этой победе предшествовала долгая история, наполненная скандалами, громкими политическими «разводами» и даже драками.

Подробности деятельности наших социал-демократов теперь помнят лишь непосредственные участники, а также особо въедливые политологи и журналисты. Вероятно, для избирателей многолетние эскапады слились в некий «оппозиционный» шум, где не всегда ясно, кто является большим врагом – власть или соратники.

Тем не менее, львиную долю истории ОСДП ее неудачи оценивались аналитиками однозначно: партия неспособна консолидировать даже собственные ряды, не может определиться с лидерами, политическими союзами, не ведет широкой работы в регионах, зациклилась на громких лозунгах и конфронтации. Собственно, долгое время было непонятно, какая конкретика скрывается за выкриками «Долой!», и что партия намерена предложить народу. Нынешняя программа тоже весьма размыта и демонстративно радикальна.

Однако же на волне постянварской оттепели ОСДП все же получила 5,2% голосов, что позволило ей ввести в Мажилис четырех представителей. Ими стали экс-кандидат в президенты Нурлан Ауесбаев, председатель партии с 2019 года Асхат Рахимжанов, руководитель Павлодарского областного филиала и женского крыла ОСДП Ажар Сагандыкова и молодой активист Наурыз Сайлаубай. При этом официальные биографии лидеров Рахимжанова и Ауесбаева представлены очень скупо, ничто в их жизненном пути не дает основания предполагать большой законотворческий талант.

Не убежать от беглых олигархов

Перед изложением красочной истории ОСДП считаем уместным подсветить один важнейший момент. Множество фигур и объединений, так сказать, несистемного политического поля сформированы под влиянием «бунта в верхах» 2001 года. И хотя непосредственно эпопею ОСДП следует отсчитывать с августа 2006 года, когда на базе движения «За справедливый Казахстан» (ЗСК) была сформирована инициативная группа по созданию партии, от «киндер-сюрпризов» социал-демократы не отделимы.

Упомянутый бунт затеяли представители элиты, с помощью «демократических» лозунгов боровшиеся за собственные интересы, которым угрожал президентский зять и зампред КНБ Рахат Алиев. Разумеется, этот драматический процесс был куда сложнее, однако тогдашний премьер-министр, а ныне президент РК Касым-Жомарт Токаев охарактеризовал происходящее весьма метко.

В ответ на демарш «бунтовщиков», создавших 18 ноября 2001 года движение Демократический выбор Казахстана (ДВК), премьер Токаев предложил главе государства сместить «непрофессионалов и интриганов» с постов.

«Эти люди стремятся к переделу собственности. Они хотят бесконтрольно увеличивать собственные состояния. Считаю, что дальнейшее вовлечение людей в политические игрища повлечет за собой хаос и неуправляемость в стране», – сказал тогда Касым-Жомарт Токаев. Следующая его фраза вошла во все хроники современного Казахстана. «Демократия – это не игрушка в руках «киндер-сюрпризов» от политики», – заявил решительно настроенный премьер, дав название целой плеяде оппозиционных деятелей.

Возвращаясь к ОСДП, отметим, что министр соцзащиты Алихан Байменов, вице-премьер Ораз Джандосов, бизнесмен и депутат от партии «Отан» (в будущем «Нур Отан» и «Аманат») Булат Абилов и главное – экс-министр энергетики и банкир Мухтар Аблязов отмечены в портрете социал-демократов крупными мазками.

Тень беглого банкира на многие годы легла на всю несистемную оппозицию. Сегодняшней ОСДП в какой-то мере удалось отмыть свой имидж от последствий деятельности Аблязова, однако отпечатки еще видны. Кроме того, в последние годы партия вляпалась в скандал с предполагаемым финансированием из кармана другого беглого олигарха – экс-акима Атырауской области Бергея Рыскалиева. В 2019 году Рыскалиев, а также его брат экс-депутат и прочая «группа лиц» были приговорены к различным срокам по обвинению в создании ОПГ и коррупции. Сам бывший аким получил приговор в 17 лет колонии заочно, по некоторым данным, он проживает в Великобритании.

Как не попасть в Мажилис

Государственную регистрацию ОСДП получила в январе 2007 года. Ее председателем стал бывший генеральный прокурор, депутат и кандидат в президенты Жармахан Туякбай. Если протестный электорат и связывал надежды с прохождением партии в мажилис, то они быстро рассеялись, поскольку в дальнейшем приоритетом стали нестойкие и непродуктивные союзы и блоки. Распад каждого объединения сопровождался долгим выяснением отношений в СМИ. Даже жаль, что в те смутные времена толком не было социальных сетей, продажи попкорна взлетели бы до небес.

Примечательно, что о политических требованиях ОСДП всегда говорили крайне мало. Конкретика тонула в абстрактных призывах «все отнять и поделить» и претензиях к властям – почему, мол, они не пускают оппозицию порулить. Некоторые остряки, между тем, подбрасывали масла в огонь: дескать, оппозицию нельзя поставить рулить даже общественным туалетом, она обязательно разругается и разбежится по разным углам.

Первым делом ОСДП воссоединилась с партией «Нагыз Ак жол», чьи лидеры поссорились с изначальным «Ак жолом» в лице Алихана Байменова и Людмилы Жулановой. «Настоящий Ак жол» представляли Булат Абилов, Ораз Джандосов, Толеген Жукеев и ныне покойный Алтынбек Сарсенбаев. К 2006 году союзников зарегистрировали.

Немного раньше Туякбая выдвинули единым кандидатом на президентских выборах от блока демократических сил «За справедливый Казахстан». По итогам Туякбай набрал 6,61% голосов. Это был, пожалуй, самый впечатляющий успех, так или иначе связанный с партией. Тем не менее, о серьезной конкуренции с подобными результатами говорить не приходится.

В 2007 году «Нагыз Ак жол» и ОСДП создали избирательный блок ради выборов в Мажилис. Но тут социал-демократов ждало фиаско: всего 4,54% голосов. Итоги выборов союзники не признали. В том же году «настоящие» вышли из состава ОСДП, а затем переименовались в «Азат», председателем стал Булат Абилов. В 2009 году оппозиция провела форум, в котором приняли участие ОСДП, «Азат», Компартия под предводительством Серикболсына Абдильдина и аблязовская незарегистрированная партия «Алга!» под руководством Владимира Козлова.

В том же году «Азат» и ОСДП заявили о слиянии, дабы сообща противостоять партии власти. Название поменялось на ОСДП «Азат», сопредседателями стали Туякбай и Абилов, в партию официально вошли космонавт Тохтар Аубакиров, редактор Гульжан Ергалиева, а также общественник и активист кажегельдинской РНПК Амиржан Косанов.

Следить за этой чехардой довольно утомительно. Без сомнения, электорат тоже притомился и запутался, к тому же кадавра из-за юридических хвостов обеих партий отказывались регистрировать.

К выборам 2012 года сопредседатель Булат Абилов заявил: за единственную оппозиционную партию отдадут голоса около 50% населения. В реальности ОСДП получила 1,68%. Митинг протеста посетило около 200 человек. На выборах в парламент 2016 года социал-демократы заработали 1,18%.

Между этими двумя электоральными кампаниями партия с треском раскололась. В 2013 году Туякбай со сторонниками разругались с Амиржаном Косановым и Булатом Абиловым, Косанова попросту не допустили на очередной съезд. Сами «виновники торжества» в многочисленных интервью рассказывали, что партия так и не стала единой силой, с обеих сторон сыпались угрозы, лидеры интриговали друг против друга, втягивая в распри малочисленный региональный актив.

В разные годы партию довольно демонстративно покинули и другие относительно заметные активисты, например, Толеген Жукеев и Зауреш Батталова. Нет нужды подчеркивать, что раскол и постоянные скандалы самым негативным образом отразились на перспективах ОСДП пройти в Мажилис.

Наступил период застоя, нарушаемый вспышками публичных ссор и слегка абсурдными попытками переквалифицировать социал-демократию в национал-патриотизм, или, по мнению политологов, в национал-популизм.

И снова забугорные олигархи

Надо сказать, что еще в 2007 году политсовет созданной Аблязовым незарегистрированной партии «Алга!» отклонил предложение о слиянии с «Нагыз Ак жолом» и ОСДП. Тем не менее, аблязовцы заверили коллег в дружбе и сотрудничестве.

Дальнейшие взаимоотношения официальной и неофициальной оппозиции были предметом пикантных слухов и сплетен. Кроме прочего, в 2019 году Жармахан Туякбай «ради обновления партии» сложил полномочия председателя, уступив пост редактору кажегельдинской газеты «Дат» Ермурату Бапи. Однако тот просидел в своем кресле несколько месяцев, после чего был смещен соратниками по обвинению в некомпетентности и попытке получения финансирования из-за рубежа. Новым главой партии стал Асхат Рахимжанов.

К причине смещения Бапи мы еще вернемся, но в 2020 году, в разгар пандемии Мухтар Аблязов внезапно призвал сторонников голосовать на предстоящих выборах именно за ОСДП и активно вступать в нее. При этом, по его словам, ОСДП, хоть и называет себя оппозиционной, но на самом деле таковой не является. Она лишь призвана придать выборам видимость демократичности. Аблязов якобы задумал спровоцировать «Нур Отан» на массовые нарушения, а те, в свою очередь, должны вызвать народные волнения. «Наша цель сделать все возможное, чтобы «Нур Отан» получила менее 50% голосов, и это будет возможно, если все мы проголосуем за ОСДП», – сказал Аблязов.

В результате партия отказалась от участия в выборах в Мажилис и маслихаты. Председатель Рахимжанов заявил, что нужно бойкотировать кампанию, показав тем самым «отношение к сложившейся ситуации». По мнению многих аналитиков, Аблязов здорово скомпрометировал ОСДП.

Беглый банкир навел тень на плетень очень вовремя. Как считали эксперты, ОСДП нужно было найти весомый предлог для бойкота выборов. Потеряв лидеров, возможно, и спонсоров, партия едва ли могла рассчитывать даже на дежурный 1%, который, как мы писали выше, им доставался в кампаниях целого десятилетия. Ранее, напомним, Жармахан Туякбай не смог дотянуть и до 7%, баллотируясь на пост президент от ЗСК.

В 2019 году ОСДП решила бойкотировать президентские выборы, а в 2020 году – парламентские. Каждый раз партийцы заявляли, что кампаний на их век хватит, а пока нужно нарастить мышцы. По мнению же политологов, неучастие в выборах показало отсутствие кадровых, организационных и финансовых ресурсов у партии, фактически политическую смерть. ОСДП не вела никакой заметной работы, не выдвигала публичных инициатив, причем коллапс растянулся на годы.

Теперь поговорим о репутации Ермурата Бапи и его откровениях «про спонсоров». Как упоминалось выше, в 2019 году едва избранного председателем Бапи сместили с поста. В сети распространялись фото расписок Бапи и скриншоты его диалогов с неизвестными людьми, где он отчитывался о работе партии.

«Я не скрываю. Эти переписки правдивы. Они проводились с Кажегельдиным и Рыскалиевым. Они спонсоры партии и имеют право знать, какая работа и каким образом ведется», – пояснил сам Бапи на пресс-конференции. О Рыскалиеве и его ОПГ мы уже писали, Акежан Кажегельдин же, напомним, экс-премьер-министр РК, тоже беглый и обвиняемый в коррупции.

По словам Бапи, Рыскалиев стал «хозяином» партии и оплачивал ее расходы, как минимум, покрывал некие долги. «Я скажу, кто является хозяином партии – это Бергей Рыскалиев. Я изначально с 26 апреля этого года, когда был избран председателем партии, Акежану Кажегельдину говорил, что буду не работать с Бергеем Рыскалиевым, он – токсичный человек. Если бы раскрылась ситуация с финансированием со стороны Рыскалиева, это то же самое, как со стороны Аблязова, и партию бы закрыли, нашли бы причину. Я хотел работать открыто, а Бергей Рыскалиев хотел иметь партию в собственности», – сказал Бапи на пресс-конференции.

Соратники принципиальность руководителя не оценили и сместили его с поста, обвинив в попытке продать партию за 200 тысяч долларов. Кстати, в 2020 году во время эфира ток-шоу «31 канала» «Неге?» лидер филиала ОСДП в Алматы Тазабек Самбетбай задал Бапи вопрос о слухах по поводу продажи партии. Он также назвал экс-председателя политическим торгашом и спекулянтом. В ответ Бапи бросился на Самбетбая, плеснув в него водой, затем запустил в оппонента стакан, ударил кулаком и даже попытался пнуть.

Добавим, что этот во всех отношениях интересный деятель на мартовских выборах прошел в Мажилис от Алматы как самовыдвиженец. В первом же депутатском запросе он призвал освободить из заключения лиц, осужденных за разжигание межнациональной розни.

Кто попал в парламент?

Нынешние лидеры партии, избранные в марте депутаты – экс-кандидат в президенты Нурлан Ауесбаев и председатель Асхат Рахимжанов – удивляют, прежде всего, скупостью биографий. Про Рахимжанова говорится лишь то, что он «политолог» и закончил ЕНУ им. Гумилева.

Про Ауесбаева пресса явно не знала, что сказать, поскольку его жизнеописание на сайте ОСДП весьма лаконично. Родился депутат в 1957 году, но вершиной карьеры в биографии видится работа в управлениях Шымкента и Астаны, а также должность главы сельского акимата. В 2005 году депутат поработал в хозяйственном управлении Минсельхоза. Затем Ауесбаев ушел «в бизнес и общественную деятельность». С 2017 года состоял в тогдашней Компартии, к социал-демократии приобщился в 2020 году. За последние десятилетия казахстанцы привыкли к более впечатляющим биографиям мажилисменов, поскольку именно разнообразный опыт предполагает знание ситуации и умение грамотно готовить законопроекты.

Что ж, теперь ОСДП обосновалась в парламенте. Первой ее инициативой был протест против предложенной «Аманатом» кандидатуры премьер-министра Алихана Смаилова. Безусловно, правительство Смаилова, допустившее инфляцию свыше 20%, особого восторга не вызывает, однако никакой альтернативы ОСДП не предложила. Оппозиционеры ограничились туманным заявлением: мол, в Казахстане 20 миллионов человек, можно найти достойного. Словом, любопытно будет посмотреть, разрушит ли нахождение в Мажилисе сложившийся конфликтный и неоднозначный образ партии или лишь усугубит его.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

10:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.