Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

НИШ да гладь: кто привез в села интеллектуальное обучение?

НИШ да гладь: кто привез в села интеллектуальное обучение?

Созданные на бюджетные деньги в качестве пробного прорывного проекта в 2008 году «Назарбаев Интеллектуальные школы» наконец вышли в народ. Как партнеры по частному проекту.

В октябре на научно-практической конференции НИШ в Астане объявили о реализации с 2019 года совместного с частным инвестором проекта «Сельская школа poweredbyNIS». Казахстан ждал этой прекрасной новости 14 лет, потому что изначально дорогие для налогоплательщиков «Назарбаев интеллектуальные школы» и появились как экспериментальная площадка для повсеместного внедрения ее наработок на всей территории страны. В том, что НИШ дает своим ученикам элитное и действительно качественное образование, никаких сомнений нет. Но создатели этой системы так заигрались в автономность от государства, что в последние годы стали получать от общественности все больше справедливых нареканий об очевидной сегрегации среднего обязательного образования на государственном уровне.

Летом 2022 года начались разговоры о том, что систему образовательных учреждений, созданную первым президентом, пора отлучить от бюджетного вымени. Во-первых, потому что это ежегодные десятки миллиардов тенге. К примеру, в бюджете 2020–2022 на НИШ были заложены 66,3 млрд. тенге. Во-вторых, соотношение затрат государства на обучение школьников в НИШ и обычных государственных школах составляет 1 к 10. В-третьих, большой социальной несправедливостью попахивало деление одаренных детей Казахстана на «элитных», кому повезло попасть в НИШ, и «обычных», одаренность которых система могла просто не заметить.

«Рыночная дифференциация образовательных услуг за счет появления частных учебных заведений не только естественна, но и полезна, как и любое другое разнообразие. А вот интеллектуальная сегрегация на государственном уровне, особенно если она происходит уже в начальной школе, – и опасна, и неэффективна. Поскольку здесь неизбежны ошибки субъективного характера, цена которых для нации в целом может оказаться слишком высокой. Ведь многие талантливые дети могут оказаться «за бортом» только потому, что кто-то не сумел или не захотел разглядеть их одаренность. Поэтому нужно подтягивать массовое образование до необходимого уровня, а не запрещать элитарное», – отмечал президент научно-образовательного фонда Aspandau, а ныне депутат Мажилиса Канат Нуров.

Изображение

И с этим сложно поспорить. Министр просвещения Асхат Аймагамбетов лишь отметил, что речи о прекращении бюджетного финансирования НИШ не идет, а если оно и будет сокращаться, то решение – за правлением АОО. Но быстрее всего, вопросы с финансированием решает не исполнительный орган НИШ, а высший попечительский совет, куда входят и первый президент страны, и премьер-министр, и председатель Нацбанка, и первый замруководителя администрации президента, и другие высокопоставленные чиновники. В общем, как раз те люди, кто и распределяет бюджет.

Но теперь посягать на деньги «Назарбаев интеллектуальных школ» вообще нет никакого смысла. Свою состоятельность как уникальная в своем автономном виде система НИШ за 14 лет доказала – ее выпускники действительно по уровню знаний на голову выше всех остальных школьников. Ведь не случайно их даже освободили от сдачи ЕНТ перед поступлением в вузы.

И на фоне того, что НИШ вышли за пределы городов и стали делиться передовым образовательным опытом с казахстанской глубинкой, поддержать «Назарбаев интеллектуальные школы» наоборот нужно. Было бы, на первый взгляд. Потому что за проект по развитию потенциала сельского образования, в самом названии которого присутствует НИШ, первое и главное спасибо надо сказать не главе АОО «НИШ» Куляш Шамшидиновой, а учредителю Фонда устойчивого развития образования Серику Толукпаеву. Он – идейный вдохновитель и меценат проекта, профинансировавший первые 5 сельских школ в рамках проекта «Сельская школа poweredbyNIS» в сумме 1 млрд. тенге. Сама система НИШ этому проекту оказывает методологическую партнерскую помощь. Радует, что бесплатно.

Всего проект на третьем году реализации уже охватывает 23 школы в 17 областях страны, где обучаются более 17 тысяч школьников и трудятся свыше 2 тысяч учителей. Подробности рассказал директор Фонда устойчивого развития образования Данияр Токтарбаев.

«Сельская школа» – это некоммерческий проект по сокращению разрыва в качестве образования между городом и селом, который включает в себя два направления: повышение квалификации учителей и обновление материальной базы сельских школ. Мы считаем, что развитие сельского образования способствует замедлению оттока человеческого капитала из сельской местности и обеспечивает основу для устойчивого развития всей страны, – говорит Токтарбаев. – Проект реализуется Фондом устойчивого развития образования при поддержке партнеров и спонсоров. Работа по нему началась в 2019 году. Активная часть рассчитана до конца 2026 года. В течение этого периода мы планируем охватить более 165 школ – по 1 школе в каждом районе страны.

Что именно происходит в школах, участвующих в проекте?

– На первом этапе анализируем образовательную среду и качество образования в выбранной школе. На основе такого анализа проводятся интенсивные обучающие программы для учителей, и реализуется полное обновление материальной базы школы. Это занимает в среднем 180 дней. Второй этап длится три года, в течение которых наш партнер – НИШ – оказывает методологическую поддержку школе.

Отдельно стоит отметить еще одну, не менее важную часть проекта, – мониторинг. Образование – это сфера деятельности, где дольше всего нужно ждать результатов. По нашему экспертному мнению, наблюдение по каждой школе может длиться до 15 лет, так как для чистоты результата мы должны начать наблюдать результаты ребенка, который пришел в первый класс в тот момент, когда школа прошла модернизацию в рамках нашего проекта. А конечный результат мы уже сможем увидеть только тогда, когда он завершит свое обучение в высшем учебном заведении или начнет трудовую деятельность.

Что вы хотите получить на выходе после реализации проекта?

– Сократить разрыв в качестве образования по территориальному и социально-экономическому признакам за счет создания равных условий в профессиональном развитии педагогов и материально-техническом оснащении сельских школ.

Задач по проекту – пять. Первая – совершенствование технологий преподавания в сельских школах и повышение качества образования. Вторая – это материально-техническое оснащение сельских школ с присвоением им статуса опорной школы и консолидация образовательных ресурсов. Третья – трансляция опыта опорных школ в школы района, в том числе малокомплектным (магнитным) школам, другими словами, создание из школы ресурсного центра. Четвертая – развитие школы в качестве центра сельской жизни (комьюнити-центра). Пятая – это формирование неравнодушного сообщества, состоящего из выпускников сельских школ.

Где именно находятся 23 школы, участвующие в вашем проекте, и по каким критериям их отбирали?

– Критериев было несколько. Во-первых, не менее 300 учащихся. Это рационально, так как спонсорские денежные средства мы, как Фонд, должны использовать максимально эффективно. Во-вторых, школа должна быть полнокомплектной, так как в малокомплектных школах решения актуальных вопросов требуют иного подхода. В-третьих, школа не должна быть в лидерах по качеству образования. Другими словами, школа не должна быть элитарной, то есть при поступлении учащиеся не должны проходить отбор или конкурс. В-четвертых, школа должна находиться в районном или географическом центре района, чтобы в будущем помогала малокомплектным (магнитным) школам, расположенным по соседству. Также при выборе школы мы учитываем мнение спонсора. Зачастую, лицо, оказывающее поддержку, выбирает район или даже конкретную школу.

Школы, уже участвующие в проекте, могу поделить на две группы. В первую входят 5 учебных организаций, с которых наш проект стартовал в 2019 году. Они находятся в Восточно-Казахстанской и Акмолинской областях. Спонсор этих школ – Серик Толукпаев (основатель холдинга AITAS и инициатор нашего проекта) и компании холдинга Aitas. Во вторую группу входят 18 школ из 17 областей страны. Их поддержал Фонд «Қазақстан халқына». Школы выбирались Министерством просвещения РК и НАО им. Ы.Алтынсарина с учетом наших вышеназванных критериев.

Что принципиально нового в сельских школах появилось с начала реализации проекта – методики преподавания, оснащение, форма обучения (сменность в частности)?

Результаты проекта можно уже увидеть по первой группе из 5 школ, так как остальные только в него вошли и проходят анализ, а также частично запущены обучающие программы для учителей.

В школах проекта не меняются ни содержание, ни форма обучения. Они продолжают работать по государственному образовательному стандарту. Но в рамках проекта учителей обучают техникам преподавания, оценки и взаимодействия с ребенком. В целом, в Казахстане есть такой показатель, как «Процент качества знаний». В рамках нашего проекта этот показатель повысился на 10–12% за период реализации.

В рамках проекта обновились практически все кабинеты школы. Они оснащаются всеми необходимыми оборудованием и мебелью, которые можно сравнивать с лучшими школами столицы или Алматы.

Школы проекта больше взаимодействуют с местным населением. Это очень важный момент, так как одной из задач нашего проекта является создание комьюнити-центра на базе школы. Например, в школах часто проводятся тематические дни открытых дверей для местных жителей, руководителей и педагогов из других школ района, родителей.

Школа становится опорной для соседних малокомплектных школ. Педагогический состав школы проводит обучающие мероприятия для коллег из магнитных (малокомплектных) школ, выездные сессионные занятия, объединенные уроки для детей всех школ.

Изображение

Более 17 тысяч учащихся, которые участвуют в проекте, какие-то суперталантливые или самые обычные сельские ученики? Вы их тоже отбирали?

– Еще раз подчеркну, что наш проект не поддерживает элитарные школы, где ведется отбор детей. Мы зашли в самые обычные школы с самыми обычными детьми. И после реализации нашего проекта школа остается общеобразовательной и доступной для всех детей.

Мы вообще считаем, что все дети талантливы. Да, они могут и не должны не учиться на «отлично», но у каждого есть своя способность к чему-либо. Другой вопрос, что в городе есть возможность посещать различные центры дополнительного образования, кружки, тренировки, а в селе ребенок этот талант может обнаружить и развить зачастую только в школе.

Когда сам проект НИШ запускали в 2008 году, это была экспериментальная площадка, на базе которой разрабатывались лучшие методики и стандарты среднего образования для повсеместного внедрения по всей территории Казахстана. Прошло 14 лет. Тот проект, что мы сейчас обсуждаем, это и есть первые шаги к практической реализации тех задач, что были поставлены в 2008 году перед НИШ?

– Не могу так сказать, потому что изначально мы – Фонд устойчивого развития образования – инициировали этот проект при финансовой поддержке Серика Толукпаева и холдинга AITAS, и обратились в НИШ за экспертизой.

Но отмечу, что НИШ – это не только школы, но и Центры педагогического мастерства, образовательных программ, педагогических измерений, информационных технологий, которые также принимают активное участие в формировании системы образования всей страны. Специалисты НИШ и указанных центров занимаются формированием обновленной программы обучения, внедрением различных новшеств и изменений.

Какова общая стоимость проекта, в том числе отдельно – сколько денег выделил школам фонд «Қазақстан Халқына»?

– Помимо выделенных Сериком Толукпаевым 1 млрд. тенге, в 2022 году проект был поддержан Фондом «Қазақстан Халқына». Помощь составляет 4,5 млрд. тенге (из них, в частности, 2 млрд. тенге направлено от «Beeline Казахстан») по 18 школам из 17 областей Казахстана. Эти деньги направлены на обновление материальной базы школ, участвующих в проекте (до 250 млн. на 1 школу).

Все услуги по анализу образовательной среды и по мероприятиям для повышения квалификации сельских учителей, на безвозмездной основе предоставляет наш партнер – АОО «НИШ». Но прямые расходы по организации множества мероприятий по всей стране (курсы, семинары, тренинги, мастер классы и пр.) покрываются холдингом AITAS.

Как итог, наш проект с 2019 года благодаря поддержке спонсоров и партнеров привлек более 5 млрд. тенге на повышение уровня сельского образования.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

11:10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.