Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.32
473.33
4.76

Решит ли аким Досаев проблемы Алматы?

Решит ли аким Досаев проблемы Алматы?

Некоторые алматинцы встретили назначение Ерболата Досаева в штыки, однако, как полагают эксперты, новый аким уже начал наводить в городе порядок.

Залечить раны января

Ерболат Досаев возглавил мегаполис 31 января этого года, сразу после самых тяжелых дней за всю историю существования Алматы. В это сложное время нужно было не только мобилизовать управленческие структуры, но и оказать помощь пострадавшим.

«Город обеспечивает пятую часть валового внутреннего продукта, более 25% доходов бюджета и треть торговли. На сегодняшний день Алматы полностью восстановлен после трагического января, экономика города стабильно развивается», — сказал президент Касым-Жомарт Токаев, посетив Алматы в ноябре. Возможно, его слова – лучшая похвала акиму Досаеву.

По официальным данным, в январе было повреждено около 30 государственных учреждений, сильнее всего досталось четырем из них: городскому акимату, резиденции президента, зданию телеканал Qazaqstan и зданию управления спецучетов Генпрокуратуры. Некоторые объекты решили снести, а вот акимат восстанавливают полным ходом.

«Мы будем восстанавливать акимат. Впервые мы создали консорциум из пяти наших алматинских компаний, которые будут заниматься ремонтом этого нашего достояния. Мы планировали, что работы завершатся до конца года, но с учетом того, что были очень нелегкие проектные решения, работа будет проведена до нашего казахского нового года – до Наурыза следующего года», — пояснил Ерболат Досаев. Напомним, что на месте сгоревшей резиденции президента разобьют сквер для жителей. Реконструкция акимата потребует 17 млрд тенге, заявили в акимате. Также в городе активно восстанавливаются разграбленные коммерческие объекты.

Ни один аким не справится?

Незаконная застройка, уродующая облик города и превращающая жизнь алматинцев в кошмар – давняя проблема, с которой не справился еще ни один аким. Тем не менее, пробыв в должности всего два дня, Ерболат Досаев приостановил все виды точечных застроек. Речь шла о 19 участках, в том числе на территории микрорайона Самал-3, а также Достык, 125, бывших предметом ожесточенных споров между жителями и строительными компаниями.

Напомним, что президент Токаев запретил портить город точечными многоэтажками еще в 2019 году, но запрет постоянно нарушался. В ноябре этого года глава государства повторил поручение.

«Многочисленные нарекания вызывает неудобная планировка зданий и дорог в Алматы. Так называемая точечная застройка, или «человейники». Алматы должен стать передовым мегаполисом, соответствующим требованиям современной урбанистики. Город нельзя превращать в каменные джунгли. Алматы должен дышать свежим горным воздухом Алатау, это очень важно для экологии города», — сказал президент, подчеркнув, что при застройке «необходимо учитывать интересы жителей, а не строительных компаний».

Добавим, что в ходе визита в колыбель независимости президент Токаев дал старт строительству завода по производству автомобилей марок Changan, Chery, Haval, что говорит в пользу индустриального развития Алматы. Также он одобрил программу развития и озеленения города, напомнив горожанам, что по проекту акимата строится пять центров досуга, с парками и прочей инфраструктурой.

Хочется верить, что Досаев попытается упорядочить строительство в Алматы, однако жители и общественники постоянно сигнализируют о нарушениях всех мыслимых норм.

Например, в апреле экоактивистка и представитель общественного объединения «Защитим Алматы» Салтанат Ташимова на встрече с акимом заявила, что алматинцы настроены решительно и будут бороться за свой город, в том числе и на митингах.

«Сейчас идет настоящая война, невидимая война жителей города с застройщиками, ко мне постоянно обращаются всё новые и новые люди. Разовые запреты не решают проблемы нарастающей катастрофы, нужно немедленно остановить стройки, проверить их на соответствие всем существующим нормам, доработать Генплан с учетом согласования с учеными, специалистами, и только потом будет ясно, где можно строить, что строить, какой высоты должны быть здания, и так далее. И тогда не будет никаких стихийных митингов и акций», — сказала Ташимова. Аким Досаев выразил желание обсуждать каждый спорный случай.

«Я говорю и городу, и застройщикам: наша идея — зафиксировать понятные единые правила, которые должны быть соблюдены. В городе будет восстановлен градостроительный совет, на котором будут рассматриваться все проекты с участием экоактивистов и всех остальных представителей общественности», — пояснил градоначальник.

Тем не менее, в ноябре активисты вновь сообщили о варварской застройке предгорий, хотя экологи неоднократно призывали «тянуть» Алматы не в горы, а в сторону Капшагая. По словам активистов, сегодня массово вырубаются яблоневые сады, застраиваются оползнеопасные участки, идет незаконная передача земель. По некоторым данным, ради застройки в жилую зону перевели несколько сотен гектаров природоохранных и рекреационных зон. На их месте планируется построить элитные многоэтажки, коттеджи и таунхаусы. Как пояснили активисты, в частные руки под жилищную застройку передана даже знаменитая Бутаковка – излюбленное место отдыха горожан.

Уничтожение предгорий может добить Алматы, считают специалисты. Будут окончательно перекрыты потоки воздуха, возрастет транспортная нагрузка на «верхние» районы, увеличится опасность разрушительных селей и землетрясений. Кроме того, скандалы вокруг застройки предгорий не раз становились триггером разборок внутри элит, причиной громких разоблачений и отставок. Но, как утверждают активисты, сегодня затягивается рассмотрение в судах даже тех случаев, где застройщиков поймали за руку.

В июне аким Досаев сообщил, что строительство на горных склонах запрещено. Однако нередки инциденты, когда бизнесмены срезают холм и продолжают возводить коттеджи и ЖК на голой скале. То, что это потенциально грозит гибелью элитным жильцам, их не волнует. Помимо сказанного, начиная масштабное строительство, хапуги не задумываются над тем, что инженерные коммуникации в верхних районах предназначены для дач советского времени и крупной реконструкции не подвергались.

Сейчас у активистов и горожан теплится надежда: аким, начавший свою работу с запрета точечной застройки – шага, снискавшего признательность алматинцев, попытается вмешаться в процесс уничтожения предгорий и остановить его. К тому же следует учитывать: когда гнев жителей, вызванный наплевательским отношением к природе, достигает пика, обычно вмешивается уже президент и бьет по рукам и недобросовестных чиновников и жуликоватых застройщиков.

Каждый аким должен…

…Написать собственную программу развития Алматы до 2030 года. Поскольку некоторые градоначальники ограничивались лишь эпистолярными фантазиями, отношение к этим документам у горожан скептическое. Однако по свидетельству экспертов, аким Досаев программу не просто написал, но и воплощает в жизнь.

В сентябре на сессии маслихата Ерболат Досаев рассказал, что на развитие мегаполиса уйдет более шести трлн тенге. Программа основана на семи основных целях: это «Комфортная городская среда», «Устойчивый экономический рост», «Управляемая урбанизация», «Социальная устойчивость и стабильность», «Зеленый Алматы», «Смарт сити» и «Безопасный город». В рамках документа планируется возвести упомянутые президентом пять полицентров, которые позволят горожанам отдыхать и веселиться в своих районах, не простаивая в пробках лишнее время.

«Для меня лично, как для акима города и коренного алматинца, главным критерием успеха и эффективности реализации программы развития станет повышение качества жизни жителей во всех районах города. Мы должны стремиться войти в топ-70 рейтинга The Global Livеability Index до 2030 года. Это интегральный индекс благоустроенности городов, который отражает, как сами жители оценивают комфортность жизни в городе по более чем 30 показателям. Мы хотим увидеть Алматы в этом индексе как мегаполис с комфортными условиями проживания, точку притяжения передовых технологий, инноваций и качественного человеческого капитала со всего мира», — заявил аким.

Впрочем, Urban Forum Kazakhstan немедленно подверг программу критике. «Urban Forum Kazakhstan с 2017 года поднимает вопросы полицентричности, устойчивого транспорта, а также того, как нерешенность этих проблем влияет на экологию и экономику Алматы. В этой связи, мы приветствуем акценты, которые презентация акимата ставит на этих темах, однако мы не увидели в ней четкого принятия транспортно-ориентированного развития при планировании застройки. Этот принцип должен стать основополагающим в принятии градостроительных решений», — в частности, говорится на сайте организации.

«Контрмагниты-полицентры на окраинах будут способствовать расползанию города, а не компактности. Их заявленная многофункциональность, сочетание промышленной экономической активности и благоприятной городской среды потребуют высокого качества разработки мастер-планов, зонирования, а также жестких регламентов их застройки. В Казахстане нет примеров такого планирования и важно не допустить ошибок, полагаясь на старые подходы и методы», — добавили эксперты.

Досталось акимату и за малую протяженность запланированных линий для магистральных автобусов (всего 40 км) и за намерение пустить по ним такси. В целом же аналитики традиционно упрекнули акимат в недостаточности диалога с обществом, а также в нереалистичности многих поставленных задач.

Тем не менее, независимые наблюдатели отметили успехи акимата в деле расширения индустриальной зоны Алматы для привлечения частных инвестиций. Ее территория увеличивается, идет подготовка кадров на базе образовательного кластера, на новые предприятия планируется трудоустройство жителей города. В 2022 году в индустриальной зоне будет реализовано 13 проектов на сумму 13,3 млрд тенге, а к 2025 году планируется ввести в эксплуатацию 40 промышленных парков, общая площадь производственных помещений которых составит 250 тыс. кв. метров.

Также заявлен и производится ремонт ливневой канализации, поскольку каждый сильный дождь Алматы буквально топит. Городские власти намерены в нынешнем году завершить ремонт арычной системы по улице Крылова, проспекту Рыскулова, проспекту Райымбека, на углу улицы Брюсова, возле вокзала Алматы-2, по улицам Москвина и Самырсын. Кроме того, будут восстановлены водоотводные коллекторы по проспекту Райымбека, что сократит дождевой поток с верхней части города. На очереди у акимата строительство новых школ, так как дефицит учебных мест в Алматы сегодня составляет более 19,6 тыс.

Разумеется, каждый аким должен еще и озаботиться переводом алматинских ТЭЦ на газ. Ерболат Досаев продемонстрировал готовность работать в этом направлении. «По поводу ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 сегодня, примерно, 36% выбросов идут от наших энергоисточников. Поэтому нам очень важно по проекту до конца 2026 года, когда произойдет полный перевод на газ, что нынешние 49 тыс. тонн выбросов в год уменьшаться до пяти тысяч. Это получается в 10 раз», — заявил Досаев в августе.

По его словам, первый этап перехода алматинской ТЭЦ-2 на газ вершится в 2024 году, полный переход до конца 2026 года. По ТЭЦ-3 акимат готовит проектно-сметную документацию. Кроме этого, решается вопрос о строительстве нового газопровода.

Транспорт и доходы жителей

Еще одна годами «загнивающая язва» Алматы – загруженность городских магистралей. Подчиненные Досаева взялись и за нее. В частности, замакима Аскар Амрин сообщил, что общественный транспорт мегаполиса крайне неэффективен. «Главная проблема – это неэффективность общественного транспорта Алматы. Основная доля пассажиропотока приходится на автобусы и троллейбусы. Средняя скорость автобусов на выделенных путях 25 километров в час, в общем потоке 15-17 километров в час. Это неудобно для пассажиров и занимает много времени», — сказал Амрин.

«Недостаточно эффективно организована маршрутная сеть. Большинство городских маршрутов длинные, нет четкой связи пригородного и городского общественного транспорта, отсутствуют удобные для пересадки транспортные хабы. Почти 76% маршрутов имеют протяженность больше 15 километров. В качестве решения рассматривается вариант сокращения расстояния существующих длинных маршрутов на короткие, менее 10 километров, и создания сети магистральных маршрутов», — добавил он.

Замакима отметил, что город субсидирует автопаркам убытки, полученные из-за низкого тарифа. Только в этом году сумма субсидий составляет 56 млрд тенге. Но взамен горожане получают медленный, нерегулярный общественный транспорт, некачественное обслуживание и старые машины – эта проблема также нуждается в решении. С целью же улучшения качества дорог планируется ежегодно проводить ремонт протяженностью не менее 200 километров и строить не менее 70 километров новых трасс.

Также власти мегаполиса предложили за счет введения выделенных полос и развития интеллектуальных транспортных систем увеличить скорость движения автобусов и троллейбусов. До 2025 года будет продлена действующая линия БРТ до полицентра «Восточные ворота» и запущена новая линия БРТ по проспекту Райымбека. В 2025 году будет введена в эксплуатацию станция метро «Калкаман», начнется строительство следующих трех станций в западном направлении. К 2027 году планируется запустить первую линию скоростного легкорельсового трамвая по улице Толе би.

Акимат также намерен заняться коррекцией доходов алматинцев, эту идею озвучил

заместитель акима города Алишер Абдыкадыров. По его словам, экономика мегаполиса в большей степени является сервисной, в ее структуре преобладает торговля. Около 70% инвестиций также приходится на недвижимость, транспорт и торговлю.

«Это является причиной низкой диверсификации экономики. В результате рост доходов населения замедляется. Он составил всего 1,4% с 2015 года. Это означает, что Алматы находится в «ловушке средних доходов». Анализ международного опыта показывает, что необходимо изменить структуру экономики. Нужно повысить долю обрабатывающей промышленности, которая в развитых городах составляет выше 10%», — пояснил замакима.

Для решения этой задачи акимат Алматы определил приоритетные отрасли – это обрабатывающая промышленность, креативные индустрии и IT, а также туризм.

«При этом акцент будет сделан на создании рабочих мест с высокой производительностью труда в приоритетных отраслях с экспортным потенциалом, а также на привлечении инвестиций и улучшении деловой среды. Для успешной реализации этих мер общая потребность по трем приоритетным направлениям составляет 200 млрд. тенге, в том числе 91 млрд. тенге до 2025 года. При этом каждый потраченный 1 тенге бюджетных средств позволит привлечь 12 тенге частных инвестиций», — добавил он.

Обеспечение устойчивого роста экономики Алматы направлено на увеличение ВРП на душу населения до 30 тысяч долларов, производительности труда в обрабатывающей промышленности до 55 тысяч долларов и на повышение доли среднего предпринимательства в экономике до 25% к 2030 году, сообщили в акимате.

Разрешил митинг против самого себя

Как говорилось выше, в момент назначения Досаева некоторые горожане были настроены резко критически. В частности, петицию против распоряжения президента подписали около семи тысяч человек, что для двухмиллионного города капля в море.

В петиции новому акиму припомнили все грехи на прошлых должностях, а также обвинили его в фигурировании в списке богатейших казахстанцев Forbes на 19 позиции. Граждане требовали выборов акима, но для начала – митинга против Досаева. Ко всеобщему удивлению митинг против себя градоначальник разрешил, упомянутое собрание состоялось в феврале, при участии около сотни человек, не считая журналистов и полиции.

Кстати, президент Токаев на вопрос о том, не намерен ли он пересмотреть свое решение назначить акимом Досаева в связи с недовольством горожан, ответил, что для восстановления города после январских событий отлично подойдет именно эта кандидатура.

«Конечно, это непростая задача. Решить ее было поручено новому акиму Ерболату Досаеву. Считаю, что у него получится это сделать, ведь он имеет большой опыт работы в бизнесе и на государственной службе. Он толковый и трудолюбивый человек. Надо дать ему возможность работать», — сказал президент.

Что касается претензий, изложенных в петиции, то, по мнению экспертов, президент сделал ставку на руководителя, способного усилить развитие мегаполиса как финансового центра, восстановить деловую активность, обеспечить новый приток инвестиций. Судя по всему, с указанной задачей аким справляется. Кроме прочего, необходимо отрегулировать отношения с крупным бизнесом и поддержать МСБ, что для успешного предпринимателя не должно представлять трудностей.

К тому же, если Досаев официально входит в список Forbes, это означает, что он не прячет свои доходы в подставных компаниях, а также есть вероятность того, что аким сосредоточится на проблемах Алматы, а не на лоббирование личных интересов в алматинской экономике. Ерболата Досаева многие рекомендуют как хорошего дипломата, умеющего договариваться с местными элитами, а как показала практика, с общественниками аким тоже контактировать не боится. Во всяком случае, под его руководством Алматы смог пережить тяжелейший период и начал первые шаги к тому городу будущего, который обрисован в программе развития. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора 

09:10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.