Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$448.15
483.46
4.86

Вода – это не то, что мы пьем!

Вода – это не то, что мы пьем!

Полгода назад премьер-министр РК А.Смаилов на совещании с участием акимов областей рассматривая ход исполнения «старой-новой» задачи по обеспечению населения питьевой водой, поручил активизировать работу по достижению планов подведения соответствующей инфраструктуры в селах и городах.

Что было вполне логичным. История функционирования водной инфраструктуры показывает, что наиболее слабым и уязвимым звеном в системе производства и подачи воды являются водопроводные сети.

Как следует из технических учебников, основное развитие отрасль получила с 1960 по 1970 годы. В этот период были произведены основные финансовые вложения в строительство объектов водоснабжения и канализации. Разумеется, что с распадом СССР одновременно прекратились и инвестиции в отрасль.

В истории независимого Казахстана своего рода отправной точкой некоторые эксперты считают ноябрь 2001 г., когда состоялись парламентские слушания по вопросу обеспечения питьевой водой населения страны. На уровне законодательного органа признано, что ситуация в отрасли дошла до критической черты и грозит национальной безопасности. Акимам и маслихатам областей и городов тогда было рекомендовано принять системные меры по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и канализации.

Между тем, со временем проблема ничуть не утратила своей актуальности. Простой подсчет возраста этих объектов говорит о запредельном старении основных фондов. Особенно это касается городов – областных центров, где, по оценкам специалистов, от 60 до 80% водопроводных и канализационных сетей изношены и требуют замены. И это, как говорят, «в среднем, по больнице».

К примеру, самый крупный магистральный водопровод в г.Костанае протяженностью 18,4 км «Московский» приближается к шестидесятилетнему возрасту, так как был построен в 1964 г. Дата ввода в эксплуатацию Индустриального водовода, его протяженность 12,5 км, на 2 года позже – 1966 год. Баймагамбетовский водовод построен в 1975 г.

Групповые водопроводы Пресновский, Булаевский и Ишимский, обеспечивающие питьевой водой Северо-Казахстанскую область построены в 1970-х годах. В этот же период построены многие участки водопроводной сети в городах Караганда, Кокшетау, Семей и др.

Впрочем, тезис о том, что большинство водохозяйственных сооружений было построено еще в советский период и на данный момент они и физически и морально изношены, настолько часто произносится руководителями профильных ведомств, что депутаты и эксперты давно уже видят в словах и действиях чиновников системные противоречия.

С одной стороны на реконструкцию инфраструктуры выделяются колоссальные средства, с другой — реальность не меняется.

Об этом, оперируя конкретными фактами и цифрами, писал в своем депутатском запросе в адрес правительства депутат Мажилиса РК Б.Н.Торгаев: «Как видим, закладываются миллиарды тенге, уполномоченный орган рапортует о достижении высоких результатов по обеспечению населения питьевой водой. Но как мы видим на практике, выезжая в регионы, а также из СМИ проблема доступа населения в малых городах, и особенно в сельских населенных пунктах остается актуальной».

Впору вспомнить, что предусмотренные программами «Питьевые воды» и «Ак булак» задачи строительства и реконструкции объектов водоснабжения и канализации в требуемом объеме так и не были реализованы.

Причины известны. В многочисленных публикациях, официальных пресс-релизах надзорных и фискальных органов достаточно освещалось о низком уровне проектно-сметной документации, качества работ, коррупционных схемах, махинациях с бюджетами и других факторах, повлекших десятки уголовных дел и шквал критики депутатов и населения.

Тем временем, проржавевшие от времени трубы (или то, что от них осталось) по-прежнему служат (срок службы стальных труб, по оценке специалистов, составляет 20-25 лет).

К этому тесно примыкает проблема очистных сооружений, многие из которых уже выработали свои эксплуатационные ресурсы и требуют ремонта, другие – работают с перегрузкой, что приводит к несоответствию технологии очистки сточных вод проектным данным. Так, в городах Акмолинской, Кызылординской, Мангистауской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей, процент не дотягивающей до нормативных требований воды составляет от 39 до 72%.

Что, в свою очередь, объективно приводит к попаданию в воду небезвредных для здоровья потребителей веществ.

Как это влияет на питьевую воду?

В Казахстане мониторинг и оценка качества питьевой воды осуществляется согласно Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов», который утвержден приказом Министра национальной экономики от 16 марта 2015 года № 209.

Согласно данным правилам «питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу, и иметь благоприятные органолептические свойства».

Минимальная частота проведения исследований для оценки качества воды, учитывая тип источника водоснабжения, считается для подземных и поверхностных источников – 1 раз в квартал. Для достижения более расширенной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ, частота проведения исследований может увеличиваться до 12 раз в год, то есть ежемесячно.

Само собой, любой, заинтересованный в своем здоровье, казахстанец был бы рад хоть каждый месяц знакомиться с результатами указанных проверок и лабораторных исследований, и конечно же, узнавать о возможных отклонениях от нормы, будь они в регулярном доступе.

Однако, найти эту информацию — занятие не легкое. Даже беглый просмотр официальных сайтов многих акиматов областей, департаментов санитарно-эпидемиологического контроля (ДСЭК) показывает, что этот вопрос либо не считается чем-то значимым, либо компетентными работниками дан бессрочный обет молчания.

К примеру, не нашлось места для водной темы в повестке состоявшейся 18 ноября коллегии ДСЭК Акмолинской области, на которой, как следует из ведомственного сайта, были подведены итоги деятельности за 9 месяцев 2022 г.

Хотя оснований – «выше крыши». Жители Кокшетау не первый год бьют в колокола. Обращения в инстанции, частые публикации в СМИ о том, что вода приобрела цвет кофе, запах дуста и болотной гнили, никакого эффекта, по мнению общественности, на местные власти не производят.

Конечно же в бездействии главного государственного санитарного врача А.Мусину не упрекнешь: проверки проводятся, штрафы выписываются, однако на качество воды эти меры не влияют.

Причина кроется в используемых очистных сооружениях, которые признали негодными и рекомендовали к списанию ещё в 1986 году, также, как и изношенные распределительные сети. В итоге, считают специалисты, в Кокшетау растёт заболеваемость органов желудочно-кишечного тракта, в т.ч. фиксируются острые кишечные инфекции: в 2020 г. 53 случая, в 2021 – 126, с начала этого года – 100. Много случаев панкреатита, холестицита, мочекаменной и других болезней.

У жителей города возникают вопросы и в объективности проверок. По данным ДСЭК, за десять месяцев в Кокшетау исследовано 275 проб водопроводной воды, из них в пяти выявлены превышение микробов и содержание бактерий. Независимая же экспертиза показала, что из 92 отобранных проб не соответствует 61 (надо отметить, что исследования проб еще продолжаются).

Недавно Общественный совет города в очередной раз поставил вопрос о необходимости кардинального решения проблемы перед акиматом, санитарно-эпидемиологической службой и водоснабжающей компанией. Однако очевидно, что акимату города гораздо интересней заниматься иными вопросами, нежели решать проблему качественного и главное, безопасного водоснабжения населения.

Бывший аким Костанайской области А.Мухаметов водный вопрос назвал одним из ключевых проблемных вопросов региона. Что логически предполагало регулярное и объективное освещение на площадках официальных веб-сайтов злободневных водных тем.

Однако, и здесь инфоповоды зачастую инициирует население, а не профильные ведомства. Взять хотя бы ситуацию в селе Торгай Костанайской области, где также, как и в Кокшетау возникли трудности с водоочистным сооружением. С той лишь разницей, что здесь ее реконструкцию уже провели три года назад, потратив почти полмиллиарда тенге. Но вода в трубах лучше не стала, говорят местные жители. Местные коммунальщики считают, что на цвет и вкус воды влияют старые трубопроводы.

Еще несколько лет назад ученые Селях Л.Ю., Галкина О., во время лабораторных исследований органолептических свойств и химических показателей качества питьевой воды в Костанае и близлежащих населённых пунктов, выявили значительное превышение допустимой концентрации аммиака в пробах (в 4 раза).

Аммиак, по википедии относится к токсичным веществам (по ГОСТ 12.1.007-76 его относят к 4-му уровню опасности), к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы.

Эти результаты эксперты также связывали с изношенностью водопроводных и канализационных сетей. Как известно, в Костанае и районах области износ водопроводных сетей составляет 79%.

Добавим, что для решения указанных проблем, в этом году, по данным Управления ЖКХ — на 37 проектов выделили 16,6 млрд тенге. «К концу 2022 года в области планируется обеспечить качественной водой 89 сел, где живет более 58 тыс. человек» — в числе приоритетных задач сообщал заместитель руководителя этого управления Д.Сабитов.

Однако, реалии оказались несколько иными. В отчете регионального Антикора за 9 месяцев этого года содержался «букет» традиционных проблем – нерациональное распределение бюджетных средств, срывы и некачественное исполнение работ. После вмешательства антикоррупционной службы приняты меры по устранению недоработок, возвращены необоснованно выплаченные 26 млн тенге, пересмотрены планы строительства водопроводов.

Чистой, судя по результатам лабораторных проверок, проведенных специалистами ДСЭК Северо-Казахстанской области, является употребляемая петропавловцами вода. Из исследованных в 2021 г. 396 проб на бактериологические и 262 проб на санитарно-химические показатели не соответствовали нормативам всего лишь две и шесть проб, соответственно.

Об этом сообщала руководитель отдела контроля и надзора за коммунальными объектами ДСЭК СКО Г.Джаксылыкова.

«Токсических элементов и радиологических показателей не выявлено. В городе Петропавловске вода соответствует всем нормативам», — проинформировала она.

Что бросилось в глаза – по оценкам местного ДСЭК если и возможны какие-либо изменения в составе живительной влаги, то они ожидаются, в основном, в паводковый период. Влияние съеденных коррозией труб на качество воды рассматривать здесь видимо было не принято.

Санврач добавила, что инфекционная заболеваемость населения, связанная с недоброкачественной питьевой водой, в регионе не фиксируется на протяжении уже длительного времени.

Безоблачный фон рассеялся в июне того же 2021 года. Жители райцентра Бесколь СКО массово обратились за медицинской помощью (всего 148 человек), с признаками отравления: высокой температурой, рвотой.

После проведенной экспертизы ДСЭК признал, что «питьевая вода в ряде домашних очагов аула Бесколь ранее не соответствовала требованиям санитарных правил по бактериологическим показателям».

А директор ТОО «Базис Пром» К.Нуралин добавил, что факты отравлений в Бесколе были зарегистрированы на старом водоводе, где образовалась ржавчина (всего в селе 102 км водопровода, из них 30 км 70-х годов постройки).

К слову, в Северо-Казахстанской области изношенность водопроводной сети составляет — 42,3%, сетей водоотведения — 64,9%. «Наша Венеция» — шутят горожане про свой областной центр из-за частых аварий.

В прошлом году канал «24.kz» уже сообщал о неудачных попытках акимата СКО завершить начатые более шести лет назад проекты по реконструкции водопровода — их продлевали несколько раз. К примеру, был провален проект по обеспечению жителей 15 сёл Есильского и Мамлютского районов качественной питьевой водой. К подключению не были готовы ни головные сооружения, ни трассы, ни насосные станции. Ну а неосвоенные республиканские тенге не раз возвращались в бюджет.

Но задачи никто не отменял. В 2022 г. судя по информации МИО сумма финансирования реконструкции и строительства сетей водоснабжения в СКО была увеличена и доведена до 12,3 миллиарда тенге.

Как следует из публикаций в сети, такие примеры не единичны. Поскольку и состояние трубопроводов, и проблемы с качеством воды, в той или иной степени, аналогичны во многих регионах страны.

Не случайно на вышеупомянутом совещании с акимами премьер-министр А.Смаилов потребовал обратить внимание на содержание водопроводов, а также проработать возможность передачи их в доверительное управление в профильные организации.

В мировом рейтинге по качеству воды наша республика заняла 54-е место из 179.

Приходится признать, что зима с ее сюрпризами для коммунальщиков пройдет, а следом придет весна с ее паводками, что в свете вышеизложенного, внушает весьма серьезные опасения. Ведь губит людей не пиво, губит людей вода!

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

16:10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.