Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.22
476.38
4.82

Широко раздвинув горизонты: Насколько реалистичен новый генплан города Алматы?

Широко раздвинув горизонты: Насколько реалистичен новый генплан города Алматы?

Среди знаковых событий прошедшего января нельзя обойти стороной процессы грядущей модернизации главных городов страны. В самом конце месяца президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству до конца года разработать, обсудить и утвердить новый генплан Астаны, а в двадцатых числах, аналогичный документ, вынесенный на общественные слушания, довольно оживленно обсуждался в Алматы.

Больше проектов хороших и разных

Представляя свой проект, инициаторы и разработчики в лице городского акимата и ТОО «НИИ «Алматыгенплан» обосновали его актуальность, в том числе и устареванием предыдущего генплана, утвержденного еще в 2002 году.

Формально это было верно, однако, по сути, за время своего существования, генплан образца 2002 года претерпел порядка пяти серьезных корректировок, часть из которых в свое время также торжественно преподносились населению как «обновленный генплан». Что, в принципе, не сильно удивительно, так как базовые принципы генплана-2002 года, в свою очередь, во многом перетекли из еще одного предшествующего документа – генплана Алматы 1999–2001 годов.

Что же до обновлений и корректировок, то например, в 2015 году, управление архитектуры и градостроительства Алматы совместно с институтом «Алматагипрогор-1» объявили о создании очередного «обновленного варианта», который, по утверждениям авторов разработки, вполне мог бы превратить южную столицу в «город-сад».

Если вкратце, то в предложенной тогда концепции решительно заявлялось о «необходимости сохранения уникальности центральной эспланады», прекращения процесса уплотнения центра города объектами жилищно-гражданского строительства, с целью сохранения уютных площадей, городских скверов, зеленых бульваров и тенистых улиц».

Также в проекте указывалось на приоритет общественного транспорта, необходимость разгрузки улиц от транспортных потоков, и строительства большого количества 2-х и 3-х ярусных подземных и полуподземных парковок.

На этих приятных начинаниях все на некоторые время затихло, и в очередной раз зашевелилось уже в августе 2020 года, когда акиматом был сначала был объявлен тендер, а потом оперативно заключен договор с проектировщиком на разработку новой модели генплана с горизонтом планирования до 2030 года, который, согласно условиям, должен был быть подготовлен к концу декабря этого же 2020 года (то есть, фактически за четыре месяца). А вступить в силу – уже с первого января 2021 года.

Эксперты и общественники такой оперативности несколько удивились и в своем обращении на имя тогдашнего акима города Бакытжана Сагинтаева отметили, что «Крайне сжатые сроки, отведенные на разработку, поставили проектировщиков в сложное положение и обусловили высокие риски как для качества конечного результата, так и для полноценного обсуждения с заинтересованными сторонами. Это нереалистичные сроки, учитывая необходимость сбора и анализа большого объема новых данных по текущей ситуации для последующей выработки плана на следующие 10 лет…»

В ответ чиновники заверили, что «проект будет вынесен на общественные слушания в установленный законом срок» и, действительно, в начале января 2021 года попытались провести некие «слушания», которые хоть и прошли в довольно камерной обстановке, но зато поспособствовали выявлению некоторых интересных данных.

В частности выяснилось, что уровень обеспечения социальными объектами от имеющейся потребности в городе весьма неравномерен. Например, общественными туалетами охвачено всего 2,6% от необходимой потребности жителей, количество пожарных депо составляет 27%, детских садов – 64% от необходимой нормы, но зато гостиниц в городе 164% от потребности, а рынков –225%.

Согласно представленным тогда корректировкам генерального плана, новые соцобъекты будут строить в семи планировочных зонах города: Южной, Центральной, Западной, Северной, Восточной, Юго-Западной, ИЯФ в два этапа. На реализацию только лишь первого этапа 2021–2025 годов потребуется порядка 740 миллиардов тенге, большую часть которых предполагалось изъять из местного бюджета.

Утвердить все намеченные корректировки в те дни не удалось, но зато 20 января 2021 года маслихат Алматы принял «Программу развития города до 2025 года», в которой фигурировали семь направлений развития с весьма красивыми и звучными названиями: «Город без окраин», «Умный город», «Город равных возможностей», «Безопасный город», «Зеленый город», «Глобальный деловой центр» и «Культурный креативный город».

Впечатляла и преамбула этого документа, где разработчики похвастались «проведением масштабной работы», ходе которой были «изученысуществующие стратегические планы, проанализированаситуация во всех сферах жизнедеятельности города, обработанытысячи обращений жителей и привлечены более130 экспертов, специализирующихся в различных сферах деятельности».

Даже был определен и высчитан «уровень поддержки горожан», который по версии авторов документа составил 63%.

Также отмечалось, что представленная программа является логическим продолжением предыдущего детища городского акимата – «Программой развития Алматы до 2050 года» (не путать со «Стратегией развития Алматы до 2050 года», которая является отдельным документом), на реализацию которой требовалось 800 миллиардов тенге…

В свою очередь, в июне 2022 года январская маслихатовская программа образца 2021 года была скорректирована в новый документ – «Основные приоритеты плана развития Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года».

В нем уже знакомые нам семь направлений развития немного сменили названия и стали называться: «Комфортная городская среда», «Устойчивый экономический рост», «Управляемая урбанизация», «Социальная устойчивость и стабильность», «Зеленый Алматы», «Смарт сити», «Безопасный город», что, скорей всего, также свидетельствовало о «масштабности проведенной работы».

Немного отвлекаясь от основной «плановой» канвы, можно отметить, что помимо всех вышеперечисленных документов в Алматы действовало еще великое множество различных программ, планов и концепций.

Например, можно упомянуть принятый к реализации в 2020 году Комплексный план «Новый Алматы» с общим бюджетом в 211,4 млрд. тенге: (69,1 млрд. из республиканского бюджета, 112,9 млрд. – из местного, 29,4 млрд. – инвестиции), который надо завершить к 2024 году, выполнив 64 мероприятия с 428 проектами.

Еще есть «Генплан развития пригородной зоны Алматы», «Мастер-план Алматы», программа «Ветхое жилье» (пятилетняя программа реконструкции ветхого жилья по которой к сносу было запланировано 1477 домов, построенных в период с 1930 по 1975 годы), параллельная с ней «Программа реновации жилищного фонда Алматы» (где к сносу добавились еще 708 домов), программа «Vision Zero Алматы» и многочисленные отдельные транспортные и отраслевые программы- схемы.

И все со своей весьма дорогостоящей разработкой и потенциальным финансированием (не говоря уже о крайне оптимистичном наполнении с обилием радужных перспектив).

И снова, снова повторим…

Как это реализовывалось на практике все предыдущие годы, наверное, детально перечислять не стоит.

Достаточно вспомнить систематическую критику, высказываемую президентом Токаевым как на совещаниях по вопросам дальнейшего развития Алматы, так и в ходе встреч с населением города

В частности, на проводимых совещаниях, глава государства подробно и неоднократно рассказывал городским чиновникам о дефиците школ, детских садов и других социальных объектов. Объяснял необходимость озеленения, поддержания чистоты в городе, обеспечения сейсмологической безопасности при строительстве, а также установления строгого контроля в предоставлении земельных участков в горной местности.

Кроме того, еще в 2021 году Касым-Жомарт Токаев поручил акимату разработать интерактивную карту градостроительства для обеспечения максимальной прозрачности в данной сфере, которая, судя по всему, так и не разработана до сих пор (по крайней мере, на сайте ТОО «НИИ «Алматыгенплан» про нее говорится как о проекте будущего).

Помимо вышеперечисленного президент неоднократно подчеркивал необходимость общественного контроля над городской застройкой и, в частности, отмечал, что места, где требуется согласие Общественного совета для строительства, должны быть четко обозначены на карте…

Во время встреч с населением (последняя из которых прошла в ноябре прошлого года) глава государства отмечал многие «болевые» точки города:

«Многочисленные нарекания вызывают неудобная планировка зданий и дорог. Так называемая точечная застройка, или «человейники». Алматы должен стать передовым мегаполисом, соответствующим требованиям современной урбанистики. Город нельзя превращать в каменные джунгли. Алматы должен дышать свежим горным воздухом Алатау – это очень важно для экологии города. В мегаполисе должно быть больше таких мест общественного отдыха, как Ботанический сад. Для некоторых районов этот вопрос является ключевым. Городскому акимату предстоит кардинально решить эту проблему…», – говорил президент и в очередной раз подчеркивал, что при застройке «необходимо учитывать интересы жителей, а не строительных компаний»

В связи с этим, давались и конкретные поручения законодательного характера: «Это требование не предусмотрено действующим законодательством. Поручаю правительству совместно с акиматом тщательно изучить эти проблемные вопросы и разработать соответствующие поправки в закон. Данные меры необходимы для дальнейшего развития Алматы как комфортного и удобного для проживания города», – отметил Касым-Жомарт Токаев и, обратившись к сопровождающим чиновникам, настоятельно призвал их «свою работу выполнять качественно…».

Насчет «интересов застройщиков» было сказано не случайно. В различных комментариях экспертов, неоднократно озвучивалась мысль о том, что функции городского акимата фактически свелись к распределению земельных участков под жилищное строительство, а проектная документация впоследствии подгонялась по факту возведения очередных «человейников».

«Даже утвержденные корректировки не сделали Генплан актуальным. Документ просто подгоняли под то, что было стихийным образом застроено. Например, где по плану должен быть транспортный коридор там идет стройка жилых комплексов», – рассказывал журналистам директор фонда «Urban Forum Kazakhstan» Адиль Нурмаков.

В общем, вот в таких непростых условиях создавался анонсированный «принципиально новый Генеральный план развития Алматы» с расширенным горизонтом планирования до 2040 года.

Торжество утопического футуризма?

Основным разработчиком выступил ТОО НИИ «Алматыгенплан», который некоторое время тому назад возглавил Асхат Садуов (ранее трудившийся в Астане на должности руководителя Центра урбанистики и известный в столице по авторству пешеходного моста «Атырау» и наполнению тематических павильонов и общественных пространств в проекте «Астана ЭКСПО-2017»).

К сожалению, на официальном портале ТОО НИИ «Алматыгенплан» сам проект отсутствует, нет его и на сайте еще одного разработчика ТОО «Алматыгипрогор-1», поэтому любознательным алматинцам пришлось довольствоваться пересказами его обсуждения в СМИ.

В принципе, довольно подробные, обобщающие материалы СМИ дают достаточно цельное представление о документе в целом, поэтому, в рамках этого материала можно сосредоточиться лишь на некоторых его нюансах.

Для начала, по словам самого Асхата Садуова, то, что было представлено на обсуждение, это все-таки еще не конечный Генплан, а лишь промежуточный проект:

«Конечного варианта генплана пока нет. Мы внесем все конструктивные корректировки которые будут озвучены в ходе обсуждения. Сейчас мы представляем наше видение как разработчиков. Затем проект отправится на государственную экспертизу, а после пройдет согласования с центральными органами. Если все пойдет хорошо, то к маю уже могут принять новый генплан».

И то, в несколько усеченном виде, так как весьма важной составляющей документа является формирование так называемых «полицентров» города (таковых, по замыслу разработчиков будет пять). Разработка их персональных мастер-планов намечена на середину лета.

Что же касается озвученных предложений (которых, как и предполагалось, поступило великое множество), то в отличие от подобных мероприятий предыдущих лет нынешнее обсуждение иной раз напоминало увлекательное футуристическое шоу.

Например, сейсмолог Мухтар Хайдаров, обративший внимание на недостаточную оценку в проекте сейсмологической ситуации в Алматы, предложил максимально сосредоточиться на подземном строительстве. Причем, не только паркингов, или, допустим, торговых центров, но и много чего другого. Вплоть до офисов.

А главный научный сотрудник НИИ «Алматыгенплан» (то есть, представитель основного разработчика проекта) Лейла Рахимжанова удивляла собравшихся интересными проектами улучшения экологической ситуации в городе как то – стометровой аэродинамической трубой выдувающей смог (кстати, по словам осведомленного докладчика, таковую уже можно купить в Китае), трубами, подвешенными на фланирующими над городами аэростатами-дирижаблями, и пробиванием арок на первых этажах домов для лучшей вентиляции (здесь, по словам архитектора достаточно выкупить в каждом доме по одной квартире и пробить такую дыру не составит проблем)…

Что же касается обычных жителей города (которых, безусловно, не могла не тревожить до безобразия запущенная экологическая ситуация и которые в ответ на презентацию очередного футуро-проекта в первую очередь ругались на хаотичную застройку), то можно отметить, что их волновали проблемы более прикладного характера. И в частности – все также пресловутая застройка.

Например, жители Алмалинского района сообщили о том, что в районе озера Сайран строятся и сдаются сразу несколько ЖК, но при этом не увеличивается число школ, поликлиник и детсадов, а также растет риск нагрузки на инженерные сети. В ответ представители акимата расплывчато заверили их в том, что экспертиза строительства проводится, замена инженерных сетей будет осуществлена (потом), а детей будут размещать в частных детсадах по госзаказу.

Что же до жителей Турксибского района, большинство из которых, в отличие от населения более центральных районов города (столь любимых «реноваторами»), отнюдь не против переселения в более новые дома из своих каркасно-камышитовых двухэтажек, то им в очередной раз было сообщено, что «сносом ветхого жилья в рамках программы реновации будут заниматься частные инвесторы», но когда и какие именно инвесторы – не уточнялось.

Об уплотнительной застройке много говорили возмущенные жители Бостандыкского района; кроме того его жители заметили, что новый генплан не предусматривает пробивку тупиковых улиц и появление новых. К слову, этим обеспокоен даже аким района Алтай Рахимбетов, который поддержал жителей, заявив, что новые улицы району действительно крайне необходимы.

Однако представители «Алматыгенплан» признав, что в Бостандыкском районе действительно сложилась очень плотная застройка, смогли сообщить лишь об одной транзитной новации – пробивке улицы Байтурсынова до проспекта аль-Фараби. Что же до всего остального, то населению явно придется жить в существующих реалиях.

Жителям Алатауского района поведали о том, что их ждет строительство нового железнодорожного вокзала Алматы-3 и сразу нескольких транспортных развязок, для чего потребуется ликвидация многий строений.

И примерно в это же время аким города Ерболат Досаев вызвал некоторую панику среди населения Ауэзовского района, рассказав им о планах сноса панельных многоэтажек в микрорайонах.

Что же касается развития городского транзита, то здесь в очередной раз возникли горячие споры вокруг целесообразности расширения линий БРТ (кстати, по сравнению с предыдущими планами образца января 2021 года в них внесена лишь одна корректировка – исчезла скоростная полоса по проспекту Достык до высокогорного катка «Медеу»).

В ответ было сообщено, что если не давать приоритета общественному транспорту, не ускорять его движение, не увеличивать его количество, то альтернативы перемещению на авто придумать будет невозможно, так что БРТ будет развиваться и дальше, причем, возможно, и с добавлением принципиально нового для Алматы LRT.

Здесь можно немного обратиться к истории вопроса и вспомнить, что впервые о необходимости строительства LRT заговорил в 2003 году тогдашний аким Алматы Виктор Храпунов. Еще через два года тему активно подхватил его преемник на посту градоначальника Имангали Тасмагамбетов, в мае 2005 года даже сообщивший о том, что акимат Алматы и канадский «Depfa-bank» подписали меморандум о строительстве скоростной пассажирской системы города до 2010 года (со сдачей первой очереди в 2007 году).

Увлекательных подробностей в выступлении акима Тасмагамбетова и директора департамента пассажирского транспорта и коммуникаций акимата Маулена Мукашева назаседании актива города тогда озвучено было много, причем все это преподносилось как уже практически готовое дело, включая создание специального управления при акимате и подробным перечислением будущих маршрутов и даже суммами дохода от их эксплуатации.

Правда, на этом все и закончилось и до нынешнего года о возможности строительства LRTв Алматы говорили лишь отвлеченно и гипотетически (особенно после серии скандалов со строительством LRTв столице). И вот теперь опять очерчены предметные контуры в виде сразу трех линий легкорельсового транспорта…

Что же касается, если можно так выразиться, «общекомфортности» и экологичности будущей жизни города, то здесь ничего принципиально не поменялось – все та же концепция «Города-сада» с высаживанием миллионов зеленых насаждений (на этот раз, в проекте заложена цифра 2,5 миллиона деревьев), перевода на газ ТЭЦ-2 (которую по поручению Нурсултана Назарбаева, данному еще в 2016 году, окончательно должны были перевести на голубое топливо к 2020 году), и прочая газификация промышленных предприятий и частных домов.

Из новаций можно упомянуть намеченный «учет ветрового режима при проектировании строительных объектов». Причем к этому делу проектировщики обещают подойти максимально научно и «при изучении влияния застройки на воздушный бассейн города отныне будут применяться в том числе, и методы математического моделирования».

Жить экологически обновленные горожане (число которых со временем достигнет трех миллионов человек) тоже будут в гораздо лучших и просторных условиях.

Согласно расчетам, приведенным в проекте, объемы нового жилищного строительства в городе Алматы до 2040 года составят 45,6 млн. кв.м общей площади.

Прирост в перспективе населения на 1,1 млн. человек потребует возведения 34млн. кв.м общей площади жилья и компенсации сносимого жилищного фонда, а это ещё 2,6 млн. кв.м общей площади.

Что же до непосредственного улучшения жилищных условий, то на каждого алматинца рассчитывают построить до 33 кв.м жилья.

Предусмотрен и особый план расселения – так, 1,3 млн человек (45% от общей численности горожан) будут проживать в Юго-западной планировочной зоне, полмиллиона человек (18%) расселятся в Центральной и чуть меньше – 450 тысяч (15%) – в Восточной планировочной зоне.

Трудиться жители мегаполиса будут в социальном секторе, в котором число вакансий планируется увеличить на 236 тысяч. В том числе, в учреждениях образования – где число новых рабочих место должно увеличится на 40,3%, в сфере торговли, питания и гостиничного сервиса – на 24,7%, в сфере услуг в области искусства, спорта и развлечений – на 20,7%.

Ну и наконец, если рассмотреть грядущую инфраструктуру города в целом и инженерную инфраструктуру в частности, то и там все будет не просто хорошо, а вовсе отлично:

«Для развития инженерной инфраструктуры планируется ежегодно строить 280 км водопроводных сетей и обновлять 104 км существующих. Каждый год будет прокладываться около 40 км теплосетей. Строительство новых насосных станций и обновление 73 км канализационных сетей обеспечит к концу 2030 года доступ 95% горожан к центральному водоотведению. Планируем реконструировать не менее 39 км тепловых сетей и модернизировать 22 малых котельных ежегодно…

С принятием Генерального плана в городе будет создана инклюзивная среда для каждого жителя с равным доступом к объектам образования, здравоохранения, культуры. Не секрет, что школы перегружены. Мы имеем дефицит по первой смене в количестве 103 тысяч учеников. Существует две программы, по которым будет увеличиваться количество общеобразовательных школ. Запланировано строительство 188 школ. По дошкольному образованию – свыше 300 детских садов появится в Алматы. В здравоохранении будет построено 65 поликлиник, три больницы и 33 физкультурно-оздоровительных комплекса. Особое внимание будет уделено внедрению в городе принципов Smart City за счет развитой телекоммуникационной инфраструктуры…» – вдохновенно рассказывал во время презентации директор ТОО «НИИ Алматыгенплан» Асхат Садуов.

В общем, все должно радикально измениться в лучшую сторону после окончательного утверждения проекта. И очевидно его последующего «привязывания» к уже существующим программам (пока разработчики упоминали лишь о сопряжении с «Программой развития города Алматы до 2025 года и среднесрочными перспективами до 2030 года»), а также такой немаловажной вещью, как расчет и реальное выделение бюджета всего этого великолепия.

В этой связи, например, можно лишь напомнить, что ориентировочная стоимость перевода на газ ТЭЦ-2 менялась уже порядка пяти раз и из начальной суммы в 98 миллиардов тенге (расчет образца 2017 года) к 2021 году выросла то ли до 324, то ли 327 миллиардов тенге, причем корректировки продолжаются по сей день, так как перевод в очередной раз был отложен до 2026 года.

Да и с трудоустройством и доходами населения города все не так просто.

Согласно данным, заложенным в Программе развития Алматы до 2025 года, рост доходов горожан с 2015 года на сегодняшний день составил всего 2%, тогда как инфляция к началу 2022 года равняется 8,8% с тенденцией к последующему росту. (Предчувствия авторов не обманули и по состоянию на январь 2023 года, годовая инфляция в РК составила 20,7%)

Кроме того, в документе отмечалось, что каждый пятый безработный молодой человек страны проживает в Алматы, а 9 из 10 преступлений совершают именно безработные. Вдобавок, трое из пяти алматинцев – приезжие; ежедневно в город въезжает порядка 400 тысяч человек, что резко увеличивает риска роста преступности…

И так далее, и так буквально во всем, включая общую изношенность инженерной инфраструктуры, износ автопарка: «в 2023 году завершается срок эксплуатации порядка 360 подвижных единиц, к 2025 году – 952 единиц транспорта. При этом, уже сегодня сходы автобусов с маршрутов по техническим причинам участились до 300 фактов в день, это около 15% от общего количества автобусов», недостаток квалифицированных кадров в самых разных сферах деятельности и десятки других проблем, с которыми ежедневно сталкиваются сотни тысяч человек.

Справиться с этим постоянно нарастающим негативом предыдущие руководители города, увы, были не в состоянии. Может, из-за отсутствия обновленного и актуального генплана, может из-за чего иного. Теперь вполне возможно, что утвержденный во всех инстанциях новый генплан в этом году все-таки в Алматы появится. И тогда останется лишь набраться терпения на ближайшие двадцать лет его планомерной и плодотворной реализации.

Впрочем, уж чего-чего, а долготерпения алматинцам действительно уже давно не занимать…

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

08:30
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.