Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$448.15
483.46
4.86

Стрим по алматинскому кладбищу. Обзор казахской прессы

Стрим по алматинскому кладбищу. Обзор казахской прессы

…Придя на кладбище, правоверные говорят: «Мир вам! О, верующие, обитающие на этом кладбище! Поистине, мы тоже присоединимся к вам, если будет угодно Аллаху. Я прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас».

Одним из самых маститых журналистов Казахстана по праву считается Серик Аббас-шах; в своем время он отвечал за популярные разножанровые телепрограммы на казахском языке в телевизионном агентстве «Хабар». По сути, он был одним из тех, кто поднимал и раскручивал этот телеканал и в целом современное казахское ТВ. Его юмористически-сатирический «77 кун», парафраз некогда очень солидной и бойкой, итожащей неделю информационно-аналитической программы «7 кун» стал прообразом всех нынешних видео-приколов – от ТВ до ютуб-каналов. Другими словами, его можно смело отнести к слою, который принято называть общественностью, к национальной интеллигенции. По-казахски таких людей называют «зиялы кауым».

У него, как у крупного телевизионного, журналистского деятеля, по-прежнему острый глаз, свой своеобразный стиль подачи мыслей, зарисовок, с которыми он охотно делится в социальных сетях, прежде всего в сети Faceebook. Это вызывает огромный интерес у пользователей, недаром на его фейсбучную страницу подписано почти 50 000 человек (!). Буквально днями он выложил целый фоторепортаж пополам со своими комментариями из одной из алматинских локаций… Но прежде чем рассказать читателям об этом, здесь необходимо определенная преамбула.

…Есть такое фигуральное утверждение, что любой город стоит на кладбище. И оно в принципе недалеко от истины и отображает такую действительность. Самый большой город страны, Алматы, который был дважды столицей – сначала КазССР, а после распада СССР – и суверенной Республики Казахстан – вроде не исключение. Но почему «вроде» и одновременно «не исключение»? Например, один из центральных проспектов города, который начинается от железнодорожного вокзала Алматы-II и тянется ровно с севера на юг до проспекта Абая (знаменитого Головного арыка – до сих пор – сегодня это бетонный канал). А в конце позапрошлого века в небольшом городе-крепости Верный описываемый проспект был просто улицей, по которой бегали куры и скот. Называлась же эта улица очень минорно и прозаически – Старокладбищенской. Потом она несколько раз переименовывалась, только во время советской власти несколько раз. Предпоследнее название проспекта, понятное дело, «Коммунистический» – а теперь проспект Абылай-хана – в честь знаменитого казахского хана. Сегодняшний Алматы, даже потеряв державный статус, неумолимо расширяется во все стороны, держит пальму первенства по количеству жителей. И понятное дело, как у любого большого города имеются кладбища, которые тоже растут…

Самое обширное и непрерывно растущее – это Бурундайское. Город активно растет в северном направлении и довольно заметно подступает к нему. Старое т.н. «Ташкентское» кладбище потихоньку замораживается. Городская власть сообщает, что ввод крематория в эксплуатацию переносится ориентировочно на II квартал текущего года. Не стоит забывать, что Алматы – многонациональный и многоконфессиональный город. И понятно, что любой погост как территория, специально предназначенная для погребения умерших, имеет национально-конфессиональные отсеки. Есть деления и другого свойства – есть престижные места вечного упокоения. В Алматы с давних пор таковым считаются кладбища Кенсай-1 (старое) и Кенсай-2. Сегодня это практически мусульманский некрополь, с редкими вкраплениями могил людей другого вероисповедания (например, писатель, немец по национальности Герольд Бельгер). Здесь хоронят элитариев, членов их семей. Некоторые могильные сооружения оснащены… видеокамерами, по всей видимости предостерегающие вероятных вандалов и воров дорогих материалов, металла.

Особенностью Кенсая является тот факт, что оно раскинулось на склонах довольно высоких предгорий в юго-восточном направлении. Как известно, Алматы подковой окружают предгорья, вслед за которыми находится хребет горной системы, называемой Заилийским Алатау. А если напомнить об вышеакцентированном слове «исключение» – то имелось в виду то, что города строятся на кладбищах, поглощая их примерно за 4–5 десятилетий. Но кладбища, расположенные на склонах огромных холмов, окружающих город с южной стороны, вряд ли когда станут местом, где люди будут жить (строиться…) в ближайшие 45–60 и даже никогда… Слишком крутые склоны.

Итак, Серик Аббас-Шах на своей «стене» выложил более 30 фотографий надгробий, памятников Кенсая-2, сопроводив очень интересным и сдержанным текстом. Тут и некие экскурсионно-описательные моменты, когда он объясняет такую композицию – на одной могиле стоит небольшая телебашня, стилизованная под старую алматинскую телебашню, которая стоит едва ли не в центре Алматы, рядом с Новой площадью. Она находится внутри могилы и соседствует рядом со стелой, на которой высечено имя Нуртлеу Имангалиулы – человека, знакомого многим поколениям телезрителей Казахстана как тележурналист, ведущий, диктор… Под этой фотографией есть философский комментарий Серика к стилизации телебашни, мол, у коллеги есть своя телебашня и кто его знает, «она не распространяет сигнал, но возможно принимает»? На стеле, установленной на могиле прославленного кинорежиссера Сатыбалды Нарымбетова, находится фотография, в уголке губ сигарета. Комментируя ее, автор поста пишет: «Сатыбалды-ага и тут с сигаретой… Ему она идет». Оформленный в виде киноленты и съемочной камеры большой портрет на гранитной композиции Фархада Абдраимова, знаменитого киноартиста, подписан словами самого Фары: «Кино снимать надо весело». Понятно, что буквально всех ушедших С. Аббас-Шах знал лично и все эти подписи к фотографиям с мест последнего пристанища этих людей теплые, со светлой грустью… Судя по фотографиям, есть очень красивые и высокохудожественные памятники – у великого танцовщика академического балета Рамазана Бапова, у художницы Гульфайрус Исаиловой, у поэта Есенгали Раушанова….

Но журналист-наблюдатель не спит тем временем в живом Серике, и он рассуждает о вполне земных вещах сквозь призму «города ушедших»… Понятно, что добраться до всех этих могил довольно нелегко. Чтобы добраться нужен автотранспорт и, наверное, имеет смысл – если необходим Кенсай-3, то ему, скорее всего, уже не стоит располагаться еще выше и еще дальше. Он сравнивает Кенсай-1 и Кенсай-2 по чистоте и ухоженности. Ведь установление как роскошных и любых других памятников, мазаров – это строительство, это материалы. Следовательно, какой-никакой строительный мусор.

В комментариях уже под самим постом – а их на момент обзора было уже под сто, один человек, по имени NurSerik Kasymjomart обратил внимание, что все кенсайские могилы оформляются такими тяжелыми материалами, фундаментами и прочими наворотами, которые довольно тяжелы для тамошнего грунта, к тому же все это находится в большинстве своем на крутых склонах. А не дай Бог землетрясение или какие иные природные явления?

Родоплеменная презентация – от рождения до могилы…

«Жас Алаш», как не раз было замечено, – одна из самых интересных и всеохватных по тематике изданий. Как и положено уважающей себя газете с большой историей, имеет недурственный сайт. Иногда там можно увидеть материалы, сделанные с людьми, которых не так-то легко отнести к казахскоязычному дискурсу. Обычно это так или иначе люди науки, государственного и бизнес топ-менеджемента – и т.д. Сравнительно не так давно там вышло интервью с известным казахстанским социологом Гульмирой Илеуовой.

И между прочим оно определенным образом перекликается с тем, что выложил в своем фейсбучном материале Серик Аббас-Шах. Каким образом? На многих могильных памятниках, судя по великолепным фотографиям, выложенным Сериком, помимо ФИО ушедших, какой-нибудь поэтической строки или указания, что камень поставлен родными детьми и родичами, у многих указан «ру», родовая принадлежность упокоенного… Допустим, у генерала Мурата Калматаева указано что он «Найман-Матай», а у того же Сатыбалды Нарымбетова – «Тама», у Розланы Таукиной – «Торе», у последнее, впрочем, внеродовое: «торе» – это «потомки дома Чингизханова»… Дело в том. что интервью Г. Илеуовой озаглавлено так: «Қазақтың ұлттық идеологиясы – рушылдық!»«Национальаня идеология казахов – это род-<племенное сознание>».

Изображение

Ученый-исследователь утверждает, что еще 15 лет в опросных анкетах, в открытом пространстве упоминаний о своем племенной составляющей если и говорили, то оно не достигало современных масштабов (40%). Интервьюируемый говорит, что высшая идея, которая воплощается в такой вот памяти эпохи феодализма кроется в том, что казахи взыскуют почти на подсознательном уровне некую идентичность, от которой им могут прийти какие-то дивиденды, некая опора. В последние годы много подспудно говорилось о мощи Старшего жуза, потом рода шапырашты в отдельности (и понятно почему). И сразу возникает тема равного деления общегосударственных богатств между всеми по справедливости. Это, в свою очередь, рождает весьма негативные (для цельности государства настроения). Например, компактно проживающие в своем регионе адайцы (одно из крупных племен Западного Казахстана – прим.) говорят «Мы Адайцы! Это наш край (имеется в виду Мангистау). Отдайте его нам». Это опасная тенденция. Но мы почему-то ее игнорируем. Если племенная структура необходима сегодня казаху, давайте открыто обсудим. Каждый раз, когда вы уклоняетесь от этой темы, это только разжигает тему. Верно ли такое деление в XXIвеке? Я не знаю ответа на этот вопрос. Никто не может объяснить, если я спрашиваю. Аргумент о том, что надо знать каждому казаху родословную до семи колен предков, нужно знать свой клан, чтобы кровь не смешивалась – он очень слаб»...

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

12:40
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.