Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.22
476.38
4.82

Насколько реальна очередная программа развития рыбной отрасли в Казахстане?

Насколько реальна очередная программа развития рыбной отрасли в Казахстане?

В стране взят очередной курс на изобилие. На этот раз – рыбное. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, каждому человеку в год необходимо потреблять не менее 16 килограмм рыбы. Казахстанцы пока съедают лишь четыре килограмма. Исправить это упущение, а оставшиеся излишки продать за границу и резко нарастить экспортную выручку, собственно, и призвана новая программа развития рыбной отрасли до 2030 года. И ее основной оператор – созданный в декабре прошлого года Комитет рыбного хозяйства Министерства экологии, геологии и природных ресурсов.

Вообще-то «рыбные программы» существовали в стране и раньше. Достаточно вспомнить «Программу развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004–2006 годы», «Концепцию развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2007–2015 годы» утвержденную постановлением правительства №963 в октябре 2006 года, и последнюю «Государственную программу развития рыбного хозяйства РК до 2020 года».

Был в республике и Комитет рыбного хозяйства. Просто ранее он функционировал при Министерстве сельского хозяйства, где зарекомендовал себя не самым лучшим образом и попал под ликвидацию в 2014 году.

Под сочным рыбным соусом

Теперь, судя по всему, все будет по-иному. По крайней мере, описывая прошедшее в феврале этого года республиканское совещание по вопросам развития рыбного хозяйства под председательством премьер-министра Аскара Мамина, корреспондент одного из официальных деловых порталов не жалел ярких и сочных красок:

«Совещание на таком уровне – это большое достижение для всей рыбной отрасли Казахстана! Впервые за период суверенитета Казахстана проводится такое мероприятие именно по рыбе! До сих пор подобные совещания проводились только в целом для АПК, где рыба совершенно терялась в общей массе вопросов. На совещании присутствовало более 110 участников: работники министерств, акиматов, представители бизнеса, науки, общественных объединений. Участники совещания шутили «Здесь делается история!», но в каждой шутке есть доля правды, на самом деле это историческое событие. Активные участники процесса подготовки программы, как мы ее назвали «Рыба-2030» помнят, сколько усилий было приложено для того, чтобы 27 февраля состоялось это совещание. За 25 лет несколько раз готовились программные документы. И, наконец, одна из попыток достигла пока еще полуфинала. Теперь осталось доработать саму программу и утвердить ее в правительстве РК».

Менее официальные порталы были настроены более скептически. «Провалив мясной проект, чиновники Казахстана затеяли рыбный», – гласил один из заголовков на тему новых перспектив, а в самом материале рисовалась довольно мрачная картина текущего положения дел с целым рядом проектов и программ, которых так и не получилось «довести до ума».

И ведь действительно, с хилыми результатами по некогда широко разрекламированному «мясному проекту» спорить будет затруднительно.

Выполнена эта программа оказалась всего на пять процентов. То есть, вместо запланированного экспорта говядины в 180 тысяч тонн в год ежегодно удавалось реализовать чуть более шести тысяч тонн. Компенсировать разницу пытались экспортом живого скота, затем начались «пробуксовки» и по этому направлению (и в цифрах запутались, и выяснилось, что прибыль от экспорта живого скота в пять раз меньше чем от товарной говядины) и в итоге на «мясной проект», похоже, попросту махнули рукой. Ну а вместо мяса умами отечественного чиновничества завладела рыба.

И в этой связи безусловно становится интересно – насколько правы оказались как оптимисты, предрекающие стремительный взлет рыбной промышленности страны, так и пессимисты, намекающие на то, что ничего не получалось раньше, не выйдет и теперь?

Для начала будет нелишним оценить «полную дислокацию».

В августе 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев указал на необходимость развивать имеющиеся возможности и поручил до ноября этого же года, разработать и утвердить региональные программы развития рыбного хозяйства.

Кроме того, в прошлом году на пленарном заседании нижней палаты парламента, посвященном в том числе и состоянию рыбной отрасли в стране, был оглашен депутатский запрос на имя премьер-министра Аскара Мамина, под которым подписалось внушительная группа мажилисменов из всех парламентских фракций. При этом они ссылались на аналогичный документ более раннего периода, который, по их данным, так и не получил должного внимания со стороны исполнительной власти:

«Еще в 2016 году членами депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана, фракций партий «Нур Отан» и «Народные коммунисты» был озвучен депутатский запрос в связи с накопившимися проблемами в развитии рыбного хозяйства Республики Казахстан, которые не решаются, а из года в год только ухудшаются. Так, в советский период рыбное хозяйство Казахстана было одной из высокоразвитых доходных отраслей народного хозяйства, только в 1991 году объем вылова рыбы и производства рыбной продукции составлял свыше 80 тысяч тонн в год. Вместе с тем, начиная с 1991 года по настоящее время общий объем добычи биоресурсов снизился в несколько раз. Практически перестало существовать целое направление рыбного хозяйства – товарное рыбоводство. Несмотря на свои ценные качества, рыбная продукция стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкого уровня платежеспособного спроса…»

По поводу товарного производства рыбы, кстати, существует показательная статистика, которая вполне доступна на сайте МСХ РК в презентационных материалах, посвященных очередной программе развития рыбного хозяйства. Согласно указанным архивным данным, добыча рыбы в Казахской ССР, например в 1975 году, составляла 100 тысяч тонн. К этому еще нужно прибавить 1,8 тысяч тонн рыбы, выращенной для товарного производства. В 1990 году естественный вылов сократился до 68,6 тысяч тонн, но зато благодаря более совершенным технологиям товарное производство достигло своего пика, к которому с тех пор ни разу не смогло приблизиться – 9,8 тысяч тонн продукции в год.

Что же касается последних лет, то, по данным Научно-производственного центра рыбного хозяйства, в 2018 году улов рыбы в Казахстане сократился до 36 тысяч тонн при общем допустимом улове 60 тысяч тонн. До этого средний объем улова за три предыдущих года составил порядка 41 тысяч тонн. В 2019 году сократился и лимит добычи (действительно, зачем устанавливать высокие планки, если и так ловят мало?)

Так, по данным Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, в 2019 году предельный лимит вылова рыбы в стране составлял 51,8 тысяч тонн. Сам улов составил 45 тысяч тонн и в результате переработки было получено 35 тысяч тонн рыбной продукции. Что касается аквакультуры, то в том же 2019 году в Казахстане было выращено семь тысяч тонн товарной рыбы. Из этого объема, половина пришлась на семейство карповых. Производство осетровых (то есть, самых ценных пород) составило всего 179 тонн.

В итоге, по состоянию на 2020 год самообеспеченность внутреннего рыбного страны составляет менее 60%. (Экспорт рыбы составил 45,5 тысяч тонн на сумму более 74 миллионов долларов США).

Это то, что имеем. А что хотим? Здесь как и положено – все масштабно и красочно.

Занимательная ихтиология

В частности, запланировано увеличить производство (выращивание) товарной рыбы с нынешних семи тысяч тонн до 270 тысяч тонн (этим займутся 545 новых рыбоводных хозяйств). Кроме того, у казахстанцев проснется острая потребность в рыбных блюдах. И уже через десять лет (на радость ВОЗ с ее рекомендациями есть побольше рыбы) внутреннее потребление должно вырасти с 67 тысяч тонн до 134 тысяч тонн.

Не забыто и зарабатывание валюты. Экспорт намечено увеличить с 30 тысяч нынешних до 136 тысяч тонн.

Что для этого нужно? Конечно же, деньги. Первоначальные, так сказать, вложения. Бюджет развития был определен в сумму 541,3 миллиардов тенге. Из них 51,8 миллиардов тенге требуется получить из республиканского бюджета, еще 144,5 миллиардов тенге из местных бюджетов, а основную сумму в 345 миллиардов тенге предполагается привлечь путем внебюджетных инвестиций.

К громадью планов (и особенно – возможности их практической реализации) мы вернемся чуть попозже. А пока вкратце рассмотрим текущее состояние материальной базы, на которой, собственно, и предстоит работать.

На сегодня в Казахстане функционируют более тысячи субъектов рыбного хозяйства, за которыми закреплено 1646 рыбохозяйственных водоемов и их участков. Из больших производств существуют 128 рыбокомбинатов (правда, наиболее активны лишь 54). В целом же, в отрасли занято более 11 тысяч человек.

Что же до географии, то основное рыболовство ведется в Атырауской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Кызылординской областях.

А вот в аквакультуре лидером по искусственному выращиванию рыбы является Туркестанская область с производством в пять тысяч тонн (68,7% от общего объема) и Алматинская область – около тысячи тонны (12,8%).

Здесь все так же зависит от объемов субсидий. Этот факт подметил на уже упомянутом «историческом» совещании с участием премьер-министра Аскара Мамина министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев:

– На корма для рыб было выделено 407 миллионов тенге субсидий. 81,5% от общего объема субсидирования или 332 миллионов тенге выдала Туркестанская область. Как я отмечал ранее, этот регион и является лидером по производству рыбы. Другими словами, это говорит, о прямой зависимости развития рыбной отрасли от объемов, выделяемого субсидирования. Поэтому просим увеличить объем трансфертов регионам для субсидирования рыбоводства…

Для убедительности министр также развил тему «раздвигания горизонтов»:

– Таким образом, учитывая имеющиеся водные ресурсы, существует потенциал для роста объемов выращивания рыбы до 600 тысяч тонн, объем экспорта можно увеличить в 10 раз, привлечь порядка 500 миллиардов тенге частных инвестиций, налоговые поступления в бюджет могут составить около 28 миллиардов тенге в год. Кроме того, это будет способствовать созданию не менее 100 тыс. дополнительных рабочих мест и повышению доходов населения преимущественно в сельской местности…

Здесь, правда, можно было задастся вопросом: почему все это так и не было выполнено при реализации многочисленных предыдущих программ, но как выяснилась – ответы были готовы заранее. Оказывается, все упиралось в несовершенство законодательства (особо отмечалось наличие запрета на строительство рыбоводных хозяйств и сооружений в водоохранной полосе и необходимость возмещения потерь при строительстве рыбоводных хозяйств на землях сельхозназначения).

Еще одним тормозящим фактором, по словам ответственных лиц, являлась недостаточность мер господдержки. На сегодня меры господдержки существуют лишь на корма, технику и оборудования для рыбопитомников и озерно-товарных рыбоводных хозяйств. А надо – на «рыбоводно-биологические обоснования, приобретения рыбопосадочного материала, возмещение затрат на приобретение и содержание ремонтно-маточных стад ценных видов рыб, затрат на создание и расширение садкового рыбоводного хозяйства, рыбоводного хозяйства с замкнутым циклом водообеспечения, а также комплексов по переработке».

Кроме того, средства для субсидирования рыбоводства зачастую выделялись акиматами лишь по остаточному принципу, потому как до недавнего времени акимами явно считалось, что рыбоводство не являлось для них приоритетным направлением (теперь, очевидно, все должно изменится и региональные власти наконец осознают всю перспективность ведения рыбного хозяйства на местах).

Улучшится понимание проблемы и на республиканском уровне. Последняя попытка поддержать рыбную отрасль была сделана с помощью программы «Агробизнес-2020». В качестве инструмента поддержки предполагалось использовать субсидирование содержания ремонтно-маточного стада, но по целому ряду причин («объективных, «технических» и прочих) реальные деньги в отрасль, увы, так и не пришли. (Да и если бы даже и пришли, то ничего кардинально бы не изменилось, так как оператор этой программы – Министерство сельского хозяйства – считало, что надо частично субсидировать лишь корма для взрослой рыбы, хотя сами рыбоводы утверждают, что наиболее затратной кормовой частью является первый год, когда выращивают мальков из икринок). Теперь таких досадных «проколов» быть не должно (в теории, конечно).

И наконец, катализирующую роль в «рыбном прорыве» возьмет на себя созданный в январе нынешнего года Комитет рыбного хозяйства под управлением профильного специалиста Наримана Жунусова и совсем не профильного специалиста – вице-министра Алии Шалабековой. Потому как на протяжении последних шести лет (после упразднения предыдущего комитета) охрана, воспроизводство и рациональное использование рыбных ресурсов реализовывались Комитетом лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии. А функции в рыбной сфере были разделены между комитетом, местными исполнительными органами и органами самоуправления субъектов рыбного хозяйства. Все это, дескать, и мешало централизованной эффективной работе.

А теперь опять вернемся непосредственно к перспективам, а точнее – к проблемам реализации поставленных грандиозных задач.

Эх, хвост, чешуя…

Допустим, в части внутреннего потребления казахстанцы постепенно поменяют свои пищевые пристрастия и вкусы, и год за годом начнут все больше и больше потреблять рыбу (цена будет максимально привлекательной, реклама эффективная появится, чиновники и блогеры наглядный пример подадут…). Предположим, что благодаря планам программы произойдет и импортозамещение ценных пород рыбы путем выращивания осетровых и лососевых. По крайней мере, министр Магзум Мирзагалиев заверяет, что за счет запланированных частных инвестиций обеспеченность внутреннего рынка осетровыми увеличится к 2024 году с 10% до 65%, а по лососевым – с 6% до 86% (вопрос наличия этих самых частных инвестиций мы пока просто принимаем на веру).

Но вот экспорт, который, напомню, предстоит увеличить почти в пять раз, вызывает немало вопросов у весьма большого числа специалистов, которые предпочитают оперировать реальными, а не будущими показателями.

Если взглянуть на текст программы, то в ней основные надежды возлагаются на КНР, которая ежегодно импортирует рыбы на 14 миллиардов долларов. Со всего мира естественно. Да и вообще, в Китае проживает 1 миллиард 442 миллиона человек, а потребление рыбы там составляет в среднем 20 килограмм на человека. Поистине безграничные возможности рынка. Но касается ли это конкретно казахстанских экспортеров?

В 2019 году из Казахстана в Китай через пограничный переход Хоргос было экспортировано 975,5 тонн замороженной рыбы общей стоимостью 1 миллион 450 тысяч долларов США. Это был самый рекордный показатель за последние несколько лет.

Но в целом, экспортный маршрут в Китай пока «погоды» так и не делает, ведь согласно данным «Kaznex Invest», большую часть экспорта казахстанской рыбной продукции (порядка 80 процентов) составляет рыбное филе, которое отправляется в страны Европы, Канаду, Таджикистан и Узбекистан.

Китай больше интересует рыба, выловленная в естественных водоемах (например, карповые из Балхаша). Но поскольку госпрограмма предполагает рост фермерского выращивания рыбы, то некоторые эксперты не уверены, что она будет востребована за границей, где аналогичной продукции и так хватает. Кроме того, в том же Китае выращенная в искусственных условиях рыба стоит несколько дешевле. Здесь в пример приводится нильская тилапия казахстанского производства, которая имеет себестоимость 1500 тенге за кг, а китайская уже с торговой наценкой продается в магазинах нашей страны за 1200 тенге килограмм.

Второй пример – Россия, где также активно развивается аквакультура и производится большой объем карпа. В среднем по году, этот вид рыбы там стоит 200 рублей за килограмм (то есть, в пересчете 1200 тенге). Однако летом, когда идет вылов в диких водоемах, цена за килограмм падает до 50 рублей (или 300 тенге). При этом, согласно программным «прикидкам», планируется отправлять казахстанского карпа на российский рынок по цене 800 тенге килограмм. И в эту стоимость еще не включены НДС и транспортные расходы. Будет ли там на него спрос? Вопрос явно из категории риторических.

Таким образом, есть опасность того, что столкнувшись с проблемой спроса на искусственно выращенные сорта, чиновники потребуют резкого увеличения вылова рыбы в естественных водоемах. Что в свою очередь, приведет к истощению природных ресурсов. А аквакультура начнет испытывать кризис перепроизводства, как это уже бывало с местными картофелем или чечевицей. И еще один важный нюанс – говоря о выловленной в естественных условиях рыбе, мы каждый раз используем лишь статистику официального лова, а ведь есть еще и теневой, браконьерский. По данным экологов, в настоящее время незаконный вылов рыбы, превышает официальные цифры более чем в три раза и составляет примерно 170–190 тысяч тонн. То есть, реально из природы изымается 200–240 тысяч тон рыбы ежегодно. Как с этим эффективно бороться (и возможно ли бороться в принципе) в программе, увы, не раскрывается…

Итак, вопросов к реальности исполнения программы пока гораздо больше, чем ответов. А наличие четкого ответа (не говоря уже о каких-то гарантиях), собственно, и является тем условием, под которые могут прийти те инвесторы, на которых возлагаются самые большие надежды (исчисляемые, напомню, весьма серьезной суммой в 345 миллиардов тенге). Или не прийти – как это было все предыдущие годы. И тогда произойдет либо колоссальная растрата бюджетных средств с последующими громкими разбирательствами на тему самой целесообразности этих трат, либо большая часть намеченных планов так и останутся красивыми «бумажными прожектами». А чиновничество в очередной раз азартно переключится на какой-то другой, не менее значимый и масштабный «прорывной проект десятилетия». Впрочем, нам к этому уже давно не привыкать.

14:20
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.