Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$448.15
483.46
4.86

Авторынок: штормам и дороговизне вопреки

Авторынок: штормам и дороговизне вопреки

Авторынок Казахстана оживает после спада первого года пандемии и стрессов, вызванных проблемами с регистрацией иностранных машин.

На уровне погрешности

По данным Бюро национальной статистики, число зарегистрированных автомобилей в январе-марте увеличилось на 3,5%. В целом на конец весны 2021 года в республике насчитывается 3,849 млн единиц легкового автотранспорта. В I квартале количество этого вида транспорта возросло на 224 тыс. 421 единицу, что на 3,5% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Также, отмечает Бюро, за четыре месяца было зарегистрировано 2621 ДТП, в которых пострадали 3968 человек. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года аварийность уменьшилась на 4,3%.

Кроме того, с 1 апреля 2020 года по 1 апреля 2021 года казахстанский автопарк уменьшился почти на 80 тыс. машин. За прошлый год официальными дилерами было продано 83,6 тыс. новых легковых автомобилей, большая их часть произведена в Казахстане. Как сообщают источники, продажи растут пятый год подряд. Однако темпы реализации все еще отстают от показателя 2014 года, когда было продано 150,7 тыс. машин. Аналитики считают, что в прошлом на увеличение продаж повлиял в то время еще крепкий тенге и предшествовавшая девальвация рубля. В ожидании девальвации тенге вслед за рублем, многие стремились купить авто в России.

Отечественный автопарк также незначительно «омолодился». Если на 1 апреля 2020 года автомобили, выпущенные 10 и более лет назад, составляли в общем автопарке 65%, то на 1 апреля 2021 года этот показатель снизился до 64,6%. Автомобили моложе трех лет на 1 апреля составляли 12,3% автопарка по сравнению с 10,7% годом ранее.

Повлиял на увеличение парка и так называемый «армянский казус». Он возник из-за краткосрочной льготы на ввоз иномарок при вступлении Армении в Евразийский экономический союз. Казахстанцы временно регистрировались в Армении, покупали недорогие авто, а затем ввозили их в родину. О потрясениях на рынке, спровоцированных этим фактором, мы детально расскажем ниже.

Что же касается сокращения парка, то, по словам экспертов, автомобили выбывают с рынка двумя основными способами. Во-первых, через программу утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств ТОО «Оператор РОП», выплачивающего деньги за машину в зависимости от ее комплектации или дает сертификаты, которые можно использовать для покупки новых отечественных автомобилей. Второй способ – это самостоятельная продажа авто его владельцем на запчасти или металлолом.

В связи с убылью машин уровень автомобилизации казахстанцев также несколько снизился. На 1 апреля он составляет 203 автомобиля на 1000 жителей (год назад 210). Максимально мы были обеспечены транспортом в 2016 году, когда на тысячу жителей приходилось 218 машин.

Эксперты считают уменьшение парка временным, уровень снижения фиксируется на 8% от годового объема рынка подержанных автомобилей в стране. Обусловлен этот эффект пандемией, поскольку почти весь прошлый год люди старались не делать крупных вложений из-за опасности потерять доход. В целом же сокращение рынка многими аналитиками оценивается как погрешность.

Кто догонит Chevrolet?

На фоне временного сокращения численности парка, в Казахстане продолжается рост продаж новых авто. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в мае 2021 года продажи новых автомобилей второй месяц подряд превышают 10 тысяч единиц. Кумулятивные продажи за первые пять месяцев достигли 44 369 машин, совокупный прирост по сравнению с прошлым годом составил 68,8%.

Как сообщает АКАБ, в мае казахстанские дилеры продали 9 402 легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, а также 695 единиц грузовиков, спецтехники и автобусов, что на 39,23% больше, чем в мае 2020 года.

Со значительным отрывом пятерку брендов в мае возглавляет Chevrolet – продано 2 791 авто. Далее расположился Hyundai – 1 644 автомобиля, затем Toyota (1 398 единиц). В первой тройке самых популярных моделей в мае 2021 года сохраняют позиции Сhevrolet Nexia (1 522 единицы), Chevrolet Cobalt (1 015 единиц) и Hyundai Accent (747 единиц). Автомобили Kia на четвертой позиции, пятерку самых продаваемых замыкает Volkswagen.

Как отметили в АКАБ, в мае стартовали продажи нового для казахстанского рынка среднеразмерного кроссовера Chevrolet Equinox. Выпуск модели осуществляется на производственных мощностях «СарыаркаАвтоПрома» в Костанае. Преимущества автобренда Chevrolet заключаются в его широком модельном ряде и разных ценовых сегментах, считают в ассоциации.

Если говорить о зарубежных дилерах, то, по мнению экспертов, рынок захватывают автомобили из Узбекистана. По итогам четырех месяцев 2021 года Казахстан импортировал порядка 25,5 тыс. легковых автомобилей, что в 2,1 раз выше прошлогоднего показателя. На покупку иномарок страна потратила 423,7 млн долларов.

В этом году главным поставщиком стал Узбекистан, откуда было ввезено порядка 10,3 тыс. автомобилей (с долей в импорте 40%). Это в 2,5 раза больше, чем за четыре месяца 2020 года. За узбекские авто казахстанцы заплатили 101 млн долларов.

Узбекистан потеснил на рынке Россию, тем не менее, откуда было импортировано 9,9 тыс. авто, что также 2,1 раз больше, чем прошлогодний показатель. За российские авто наши покупатели отдали 173,5 млн долларов. Далее располагается Япония (2,5 тыс. единиц), Южная Корея (1,0 тыс.) и США (813 единиц).

Как отмечают аналитики, невысокая цена, приемлемое качество, территориальная близость и другие преимущества делают узбекские автомобили наиболее привлекательными на казахстанском рынке. Еще в 2016 году импорт из Узбекистана находился примерно на нулевой отметке, а сегодня вырвался в лидеры, и эту позицию он сохранит надолго, прогнозируют специалисты.

Свои железные кони

Возможно, производство отечественных авто развивается не столь фантастическими темпами, как обещало правительство, но в этом сегменте есть определенные успехи.

По данным АКАБ, за три месяца 2021 года на территории Казахстана было произведено 19 848 ед. техники, общей стоимостью свыше 140,4 млрд тенге. В первом квартале было выпущено 17 602 легковых автомобиля, 1 641 ед. грузового транспорта, 349 автобусов, 200 прицепов и полуприцепов и 56 единиц прочей специализированной техники.

В пятерке самых популярных брендов Chevrolet (10 153 ед.), Hyundai (5 508 ед.), JAC (1 642 ед.), GAZ (893 ед.) и Kia (829 ед.). По итогам трех месяцев на костанайском «СарыаркаАвтоПром» произведено 13 063 ед. техники (+34,7%) на сумму 71,6 млрд тенге. Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 5 454 легковых автомобиля общей стоимостью 44,7 млрд тенге. Семипалатинский СемАЗ – 902 ед. коммерческой техники (+9%) на сумму 8,3 млрд тенге.

Кроме того, завод Hyundai Trans Auto произвел 245 грузовиков и автобусов (+199%). В Кокшетау КАМАЗ Инжиниринг выпустил 206 грузовиков (+36,4%). Daewoo Bus Kazakhstan – 50 автобусов.

Экспорт в первом квартале вырос на 84%, достигнув 1 968 единиц. Как сообщают в ассоциации, автомобили JAC и Chevrolet костанайского производства заказывают дистрибьюторы и дилеры марок в России и Узбекистане. Возможность выхода на рынки ЕАЭС стимулирует автопроизводителей к увеличению доли локализации.

В частности, в конце марта начал работу «Локализационный центр» в Костанае, там будет производиться более 1 200 наименований компонентов для сельхозтехники, а также для автомобилей JAC и Chevrolet. В начале апреля в Карагандинской области началось строительство завода по производству шин КАМА и Viatti, что позволит повысить уровень локализации автомобильного производства РК и обеспечить импортозамещение шин. При этом 40% продукции планируется отгружать на экспорт.

Продолжается и строительство завода в Костанае по производству чугунного литья. Первый этап строительства планируется завершить в октябре 2021 года. На заводе будут выпускаться картеры мостов, блоки цилиндров и головки блока цилиндров двигателя для грузовиков КАМАЗ семейства K5. Около 95% продукции предназначается на экспорт.

Авто в кредит

В мае получен ответ на волнующий многих вопрос: будет ли продолжена программа льготного кредитования автомобилей? Напомним, что в прошлом году четыре банка получили 20 млрд тенге по программе льготного автокредитования. Как сообщает пресса, в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития заверили, что в рамках этого проекта предусмотрено ежегодное выделение средств до 20 млрд тенге из средств Нацбанка. В то же время в Нацбанке сообщили, что по льготному автокредитованию предусмотрено выделение денег ежегодно в течение 2019-2023 годов.

Напомним, что программа была запущена 20 апреля 2015 года и имеет револьверный характер. То есть платежи от погашения действующих займов вновь направляются на автокредитование. С 2015 года БРК выделено 82 млрд тенге, а по данным на 1 марта текущего года выдано более 27 тыс. займов на 136 млрд тенге.

Существует несколько условий для участия в проекте. Автомобиль должен быть произведен в Казахстане, его стоимость – не более 15 млн тенге. Срок займа не превышает семи лет, номинальная процентная ставка – 4% годовых, эффективная ставка вознаграждения не должна превышать 7,5% годовых. В программе участвуют Народный, Сбербанк, ВТБ, Евразийский, АТФ, Банк ЦентрКредит и Forte.

Также в апреле обсуждался вопрос изменения тарифов по автострахованию. Как сообщается, последний раз их пересматривали в 2007 году. Как отмечают участники рынка, стоимость полиса для автовладельцев меняется в зависимости от региона эксплуатации. Например, в Шымкенте средняя цена ОГПО составляет 10 315 тенге, в Алматинской области – 14 548 тенге, а в Алматы – 30 240 тенге. Однако вне зависимости от стоимости тариф выплат для всех регионов остается фиксированным.

По мнению некоторых страховщиков, тарифные факторы уже не актуальны. Они не отражают принципа социальной направленности и справедливости в части адекватности страховых рисков. В частности, ранее были увеличены лимиты ответственности страховщика за вред, причиненный жизни и здоровью, а также исключены ограничения по страховому случаю. Большинство экспертов сходится на том, что в 2021 году пересмотра тарифов не будет.

Штормы на рынке

Прошлый и нынешние года ознаменовались двумя крупными скандалами в автомобильном мире. Во-первых, разгорелся конфликт между правительством и «Азия Авто», во-вторых, произошел казус с регистрацией иностранных, прежде всего, армянских машин.

Осенью прошлого года МИИР через суд расторгло соглашения с «Азия Авто» о предоставлении преференций. Владельцы завода пригрозили закрыть производство, лишив тысячи людей рабочих мест. Руководство «Азия Авто» утверждало, что отсутствие господдержки приведёт к закрытию завода, без работы останутся около пяти тысяч человек. Предприниматели записывали видеообращения, пытались организовать мирный автопробег в Нур-Султане.

Предметом конфликта между Министерством индустрии и инфраструктурного развития и группой компаний «Бипек Авто – Азия Авто» стали соглашения, которые 10 лет давали автопредприятию налоговые и таможенные преференции. Взамен руководство завода обязалось построить цеха по сборке и окраске авто и увеличить локализацию.

Преференции составляли освобождение от уплаты НДС при импорте компонентов (75 млрд тенге с 2012 по 2020 год), освобождение от уплаты НДС при реализации готовой продукции (122 млрд тенге с 2010 по 2019 год). А также освобождение от уплаты таможенных платежей (99 млрд тенге с 2012 по 2020 год) и возмещение утильсбора от ТОО «Оператор РОП» (65 млрд тенге с 2016 по 2020 год). Общая сумма льгот и преференций составила 361 млрд тенге.

Первое соглашение МИИР и «Азия Авто» заключили в 2010 году. С 1 июня 2017 года холдинг должен был ввести в эксплуатацию завод, производящий сварку, покраску и сборку кузова хотя бы одной модели авто. Сроки бизнесмены сорвали, и затем их продлили до 2020 года. В МИИР заявили о неисполнении соглашения.

В дальнейшем производственники проиграли несколько судов. Главный акционер «Азия Авто» Анатолий Балушкин продал 10% своей доли российской компании «Энергохолод». Как сообщает хроника автопрома, «Азия Авто» одним из первых начал собирать автомобили в Казахстане. Завод по сборке находится в Усть-Каменогорске, филиалы были открыты во всех крупных городах страны. Компания плотно сотрудничал с российским «АвтоВАЗом, выпуская марки Ladа, Skoda, Kia, внедорожники UAZ.

Мнения относительно конфликта среди экспертов и участников рынка разделились значительным образом. Некоторые требовали поддерживать отечественного производителя любой ценой, упирая на социальную составляющую работы завода. Среди подписавших обращение к правительству были и тысячи рядовых жителей Усть-Каменогорска. С другой стороны, некоторые эксперты назвали поведение владельцев холдинга «наглым шантажом» правительства, и отметили, что бизнес, построенный на преференциях, не стоит спасать, поскольку он не конкурентоспособен.

Так или иначе, но в декабре прошлого года конвейер крупнейшего в стране автозавода был приостановлен, работники отправлены в отпуска на неопределенный срок. Добавим, что в феврале 2021 года суд обязал «Азия Авто» вернуть государству почти 174 млрд тенге. По данным прессы, в марте этого года завод сократил около четырех тысяч человек. Прекращение работы завода «Азия Авто» стало «наиболее травматичным событием» в 2020 году для казахстанской автомобильной индустрии, заявил директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Артур Мискарян. В АвтоВАЗе также заявили о значительной потере экспорта.

Армянский кризис

Шторм на авторынке также породила проблема регистрации иностранных автомобилей. Напомним, в январе 2020 года в МВД заявили, что ввезенные в Казахстан и не поставленные на учет автомобили из России, Беларуси, Кыргызстана и Армении должны пройти регистрацию. В противном случае указанные автомобили будут эвакуированы на штрафстоянку, а затем и вовсе выдворены из страны.

По официальным данным, в Казахстан было ввезено более 170 тысяч транспортных средств, зарегистрированных в Армении, Кыргызстане, Беларуси и России. По сведениям МВД, в прошлом и текущем году в стране было зарегистрировано более 19,5 тыс. автомобилей, ввезенных в республику казахстанцами из Армении. Не прошедшими нужную процедуру остаются еще свыше 1,5 тыс. «армянских» машин. Срок регистрации неоднократно продлевали, отмечают в органах.

В частности, в соответствии с постановлением транспортные средства с левосторонним расположением управления, зарегистрированные на граждан Казахстана в уполномоченных органах Армении и ввезенные в Казахстан до 1 февраля 2020 года, подлежат регистрации в установленном законодательством порядке, с уплатой сбора за государственную регистрацию и государственной пошлины.

Как поясняли в МИИР, часть завезенных из США в Армению 60 тыс. автомобилей позднее была перепродана казахстанцам. Чтобы купить в Армении недорогие машины без оплаты дополнительных пошлин, казахстанцы приобретали временное местожительство в этой стране. По оценке министерства, стоимость такого транспорта была почти вдвое дешевле аналогичного в Казахстане.

В феврале этого года срок регистрации «армянских» автомобилей был продлен еще на год – до 1 марта 2022 года. Как заявили в МВД, имеется ряд объективных причин, не позволивших более чем тысяче владельцев зарегистрировать свои автомобили или вывезти их за пределы страны.

«Возникли проблемы вывоза автотранспорта обратно в Армению из-за ограничений пересечения госграницы, связанных со сложной эпидемиологической ситуацией и ее затяжным характером карантинных ограничений. Некоторые автовладельцы, также по причинам карантина, не смогли своевременно провести испытания переоборудованных автомобилей в аккредитованных лабораториях, которые функционируют не в каждом регионе», — сообщили в ведомстве.

Фактически спор между МВД и владельцами машин с иностранными номерами закончились в пользу последних. Им разрешили ездить по казахстанским дорогам без уплаты многомиллионных сборов, нужно оплатить всего лишь регистрационные сборы в размере 12 тысяч тенге.

Все еще дорого

Учитывая статистику, «армянскую» ситуацию и ажиотаж с кредитами, можно констатировать, что для многих казахстанцев автомобиль все еще остается роскошью. Тем не менее, в целом спрос потребителей устойчиво растет. Кстати, некоторые аналитики считают, что невозможность выехать за границу в пандемию заставила некоторых вложить средства в покупку автомобиля. Кроме того, прогноз отложенного из-за месяцев неопределенности спроса в основном оправдался, к концу 2020 года и вначале 2021 рынок авто заметно активизировался. В частности, стремление продавцов наверстать прибыль и увеличение продаж повлияло и на цены, как на новые, так и на подержанные автомобили.

Несмотря на рост цен и некоторый дефицит предложения, ситуацию сбалансировал выход на отечественный рынок бренда Chevrolet, который предложил казахстанцам более доступные машины, а также льготное автокредитование под четыре процента. Однако в ближайшем будущем эксперты предсказывают дальнейший рост стоимости легковых машин – как минимум, на 15-20%. В случае же ухудшения экономической ситуации, аналитики предрекают расширение государственных льготных программ кредитования.

14:40
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.