Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$445.66
474.58
4.78

Ценники в РК: не верь глазам своим

Ценники в РК: не верь глазам своим

Чиновники годами замалчивают реальный рост цен, оправдывая свое бездействие и отсутствие корректировки доходов населения.

В Багдаде все дешево

Экономика страны, где ценники меняются практически ежедневно, не может быть здоровой. Поэтому нас перманентно угощают сводками из пресловутого Багдада, в котором все спокойно и дешево, а инфляция мизерная. Тенге стремительно превращается в фантик, нам приходится выбирать – верить ли официальной статистике или собственным глазам.

Июльская информация Бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам гласит, что по итогам первого полугодия 2021 года уровень инфляции в Казахстане составил 4,6%. Продовольственные товары подорожали на 6,6%, непродовольственные – на 3,9%, платные услуги – на 2,8%.

Однако даже по этим сюрреалистическим оценкам только в июне морковь подорожала в 1,9 раза, свекла – в 1,5 раза, картофель – на 40,7%.

Подсолнечное масло – на 5,6%, баранина – на 2,7%, крупы – на 1,8%. Сахар-песок вырос в цене на 1,5%, мясо птицы, конина – на 1,4%, изделия из мяса – на 1,1%. Макароны и хлеб – на 0,8%, минеральная и питьевая вода подорожала на 1,3%.

Кстати, о подсолнечном масле, без которого не обходится практически ни одно домохозяйство. Его стоимость стабильно растет с марта 2020 года, в нынешнем году оно подорожало на 10,9%, а за последние 12 месяцев – на 48%.

Цены на бытовые приборы выросли на 2,2%, мебель и предметы домашнего обихода – на 1,9%, дизельное топливо – на 1,8%, сжиженный газ в баллонах – на 1,4%. Услуги санаториев подорожали на 3,7%, организации утилизации отходов – на 3%. Тарифы на газ выросли на 1,7%, на электроэнергию – на 1%.

Кроме того, рекордный рост за 3,5 года показал бензин, став, по мнению аналитиков, главным драйвером цен. В апреле его стоимость увеличилась сразу на 6%, это максимальное месячное значение с октября 2017 года.

При этом инфляция за июнь 2021 года, по сравнению с маем, составила 1,1%. Годовая инфляция, по сравнению с июнем 2020 года – 7,9%, это достаточно высокий показатель.

«Народная» инфляция

Реальный рост цен и обесценивание тенге называют «народной» инфляцией. В отличие от официальной она субъективна, ее уровень трудно отследить, так как правдивые данные публикуются редко и разрозненно. То, что в магазинах не успевают менять ценники, знают все, но есть ли статистика, позволяющая усомниться в правительственных отчетах? Приведем несколько примеров.

В частности, можно отметить яичную эпопею. В феврале 2021 года цены на яйца первой категории выросли сразу на 32,9% в годовой динамике и на 3,6% за месяц. В среднем по республике их стоимость достигала 411 тенге за десяток. Дороже всего яйца обходились алматинцам (474 тенге за десяток), дешевле всего – жителям Петропавловска (340 тенге за десяток).

Далее Агентство по защите и развитию конкуренции РК сообщило, что у 13 из 34 крупнейших птицефабрик выявлены признаки ценового сговора при реализации яиц. За два месяца с начала года рост стоимости яиц составил 11,5% (за аналогичный период прошлого года отмечалось снижение цены на 1,4%).

А вот история о мясе, которое дорожает из-за ряда факторов, в том числе, дороговизны кормов. «Цены на мясо растут вслед за ценами на корма и из-за инфляции, потому что производители мяса такие же граждане, им тоже нужно обеспечивать семью. Цена на мясо растет в среднем на 5-10% в год. 10 лет назад оптовая цена на мясо составляла 850 тенге. Сейчас – 1650, — пояснил на днях генеральный директор Мясного союза Максут Бактибаев в интервью Tengrinews.kz.

По его словам, в этом году себестоимость производства мяса выросла примерно на 15-20% по сравнению с прошлым годом. «В первую очередь это связано с подорожанием кормов. В прошлом году ячмень стоил 40-50 тысяч тенге, сейчас – 70-80 тысяч тенге. Сено стоило за тюк 3-4 тысячи тенге в 2020 году, но к концу года подорожало уже до 6-7 тысяч. Сейчас в ряде регионов до 8 тысяч тенге доходит. Рост цены на сено больше влияет на стоимость мяса, чем погодные условия», — рассказал Бактибаев.

Типичная для Казахстана ситуация сложилась на рынке стройматериалов. Около года назад в правительстве пообещали, что цены на основные строительные материалы снизятся на 15%. Различные министерства и ведомства мужественно боролись со спекулятивными настроениями, рассылали грозные письма о ценовом сговоре, и, конечно же, выбивали на благие цели огромные бюджетные средства.

Например, было заявлено о запуске восьми импортозамещающих проектов по производству стекла, труб, сухих строительных смесей, арматуры, керамической плитки. По некоторым данным, затраты на поддержку отечественного производителя составили более 100 млрд тенге. В итоге в 2021 году, по данным участников рынка, цены на определенные виды стройматериалов повысились более чем на 50%.

По мнению участников рынка, местные производства не окупаются и вынуждены сокращать мощности, а импортные товары, разумеется, растут в цене вслед за девальвацией тенге. Поскольку в стоимости квадратного метра жилья до 60% занимают затраты на материалы удорожание стройматериалов ведет к увеличению стоимости недвижимости. В среднем, по официальным данным, за полгода цена на жилье в республике выросла на 9,4%, а кое-где на 12-15%.

Еще один наболевший вопрос – постоянно удорожание лекарственных препаратов. Стоимость фармацевтической продукции в январе-феврале этого года достигла 25,6 млрд тенге – на 30,4% больше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, таковы данные Еnergyprom.kz. При этом реальный рост выпуска составил 9,2%. Стоимость всех основных товарных групп увеличилась в пределах 2,1%-31,3%.

Возвращаясь к бензину, напомним, что в апреле он резко подорожал. В некоторых регионах его стоимость приблизилась к 200 тенге за литр, а кое-где возник острый дефицит. Как информировало Министерство энергетики, среди причин подорожания плановый ремонт на двух нефтеперерабатывающих заводах, импортное сырье и экономический кризис. Кроме того, правительство прекратило регулировать цены на внутреннем рынке нефтепродуктов, что немедленно привело к скачку стоимости.

Мажилисмены предложили безотлагательно принять меры по стабилизации ситуации на рынке ГСМ, а также расследовать возможный ценовой сговор. «Мы не сомневаемся, что всегда можно найти «объективные причины» производственных неполадок. Но, наш взгляд, от этого не должны страдать рядовые владельцы автотранспорта. После новостей о росте цен на бензин Министерство энергетики распространило сообщение, что ведомство не в ответе за стоимость ГСМ. Такая, мягко говоря, странная, а если напрямую – «беззубая» позиция профильного ведомства свидетельствует об отсутствии у него внятной стратегии и адекватных мер реагирования на рост цен на бензин», — говорится в депутатском запросе.

По оценке депутатов, повышение цен на бензин оказывает мультипликативный эффект на конечную цену широкой линейки тарифов, товаров и услуг, от чего опять же страдают простые потребители. С мажилисменами солидарны и экономисты. Треть отечественных заводов получает сырье из России, а там цена за литр давно превысила 200 тенге. По мнению экспертов, если ситуация не изменится, она может стать толчком для неконтролируемого роста цен на множество товаров.

Нет производства – будет инфляция

В этом году россияне, согласно опросам, оценили рост цен примерно в 15%, тогда как официальная инфляция составила менее 6%. Схожая картина наблюдается и в нашей стране, однако комплексных исследований найти не удается. С другой стороны, официальный показатель инфляции сильно влияет на социальное самочувствие граждан, поэтому ожидать правдивых оценок трудно.

По мнению экспертов, реальный уровень инфляции в Казахстане выше 10%. При этом анализ роста цен на отдельные группы товаров может подтолкнуть к выводам и о более высоких показателях. Многие годы в правительстве инфляцию сдерживают в основном административными мерами, полагают экономисты, но в действительности здесь лишь один выход – развитие собственного производства, как в сфере импортозамещения, так и ориентированного на экспорт.

Также должна вестись постоянная работа по выходу на зарубежные рынки, чтобы не возникали ситуации, когда новые производства простаивают из-за отсутствия спроса.

В любом другом случае Казахстан всегда будет зависеть и от и мировой инфляции, и от девальвации доллара, и, конечно, от девальвации тенге, слабеющего крайне быстро, поскольку его «не подпирают» производство и товарная масса.

Один из косвенных маркеров реальной инфляции – это цена ГСМ и электроэнергии. Если растут цены на бензин и на киловатты, то следует ожидать быстрого роста стоимости прочих товаров и услуг. Однако, как мы уже говорили, об открытом сравнительном мониторинге приходится только мечтать.

Отсутствие подлинной статистики, считают аналитики, вполне закономерно. В стране до сих пор четко не определено, какой именно госорган отвечает за контроль над инфляцией и макроэкономическую политику. Эти функции поделены между администрацией президента, министерством Нацэкономики, Нацбанком и другими ведомствами. В результате возникают сомнения, видят ли госорганы проблемы ценообразования, или в их отчетах существует некая усредненная «потребительская корзина», чей ассортимент не совпадает с той, которую казахстанцы заполняют на самом деле.

Для учета действительной картины полезным было бы вести подсчет на основе моделей покупательского поведения на год-два вперед, анализировать «индекс среднего чека» и прочие показатели, давно применяемый в той же России. Во всяком случае, подобные исследования помогли бы ответственным товарищам перестать прятать голову в песок.

Кроме того, от знания реального роста цен зависит не только размер социальных пособий, но и основные инструменты регулирования экономики. Сегодня мы блуждаем во тьме искаженной статистики, что совершенно не помогает исправлять ситуацию.

В июне был сделан прогноз, согласно которому инфляция в Казахстане в этом году может быть выше прогнозируемой. При таком варианте развития событий Нацбанк не исключает ужесточения денежно-кредитной политики.

«7 июня Национальный банк принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9%. В случае реализации рисков со стороны проинфляционных факторов и более медленной динамики дезинфляции по сравнению с прогнозными оценками Национальным банком будет принято решение по ужесточению денежно-кредитных условий», – сообщил председатель НБ РК Ерболат Досаев.

Как известно, ужесточение денежно-кредитных условий, в свою очередь, лишь разгоняет инфляцию. Пока уполномоченные органы не знают и не желают знать реального положения вещей, в стране продолжается тотальное обнищание населения. Без взвешенной и публичной статистики не будет работать ни одна экономическая программа, не подвергнутся корректировке меры поддержки граждан и уровень зарплат. Изменить ситуацию сможет только политика «открытых глаз».

23:30
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.