Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.22
476.38
4.82

Эта песня будет вечной?

Эта песня будет вечной?

Казахстан готовится стать одним из лидеров экспорта сельскохозяйственной продукции. С таким, скажем так, несколько неожиданным заявлением выступил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов в 20-х числах июня этого года:

– Для обеспечения стабильности внутреннего рынка и прогнозируемого объема экспорта мы планируем с нашими соседними странами, такими как Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Иран и Россия заключать форвардные договора по взаимной поставке картофеля, лука, моркови и капусты в межсезонье и период сборов урожая. В период массового сбора урожая мы можем поставить в соседние страны порядка 765 тысяч тонн овощей! При этом, наш рынок будет своевременно обеспечиваться 280 тысячами тонн импортных ранних овощей. В целом увеличению несырьевого экспорта способствует проводимая министерством проактивная экспортная политика. Нами определены 16 приоритетных видов продукции, с прогнозом увеличения экспорта на 13,5 миллиардов долларов США…

С небес на землю

Несмотря на всю свою увлекательность, оптимистичный рассказ о грядущем овощном изобилии и экспортном вале, честно говоря, немного озадачивал. Хотя бы потому, что буквально за неделю до озвучивания столь жизнеутверждающих планов, тот же министр Султанов с немалым трудом отбился сначала от вопросов коллег в ходе онлайн-заседании правительства, а затем и вопросов представителей СМИ во время брифинга в Службе центральных коммуникаций. Причем, и тех и других, как раз и интересовали проблемы с отечественной сельхозпродукцией, очередной ценовой всплеск на нее и периодически возникающий дефицит на те овощи, которые, казалось бы, не должны переводиться на прилавках магазинов и базаров страны.

– Рост цен на продукты питания наблюдается во всем мире: согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в мае текущего года цены выросли на 39,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это рекордное значение за последние десять лет. К сожалению, мировой рынок повлиял и на нас… – начал с разъяснения скорбного общего Бахыт Султанов во время общения с членами правительства. А затем перешел к не менее печальному частному:

– Вместе с тем, у нас наблюдаются дополнительные проблемы, которые приводят к дисбалансу спроса и предложения на внутреннем рынке. К примеру, по картофелю, по данным Министерства сельского хозяйства, отечественное производство более чем на 108% обеспечивает внутреннее потребление, однако объем товарного производства картофеля составляет всего 1,9 миллионов тонн или 47% от валового сбора. Остальной объем в товарном обороте практически не участвует, так как производится в личных подсобных хозяйствах населения. Вместе с тем, в прошлом году экспорт составил рекордное значение в размере 360 тысяч тонн. Таким образом, доля экспорта картофеля составляет 19% от объема его товарного производства, что приводит к дефициту на полках наших магазинов…

То есть, казалось бы, на первый взгляд, картошки в стране очень много, но на самом деле (на второй взгляд) – крайне мало. И то ли виноваты владельцы подсобных хозяйств, которые сами съедают все выращенные ими корнеплоды, то ли просто «дисбаланс» всему преграда, но на прилавках ее действительно нет. Да и вообще – как не возникнуть дефициту в таких сложнейших условиях, когда с одной стороны был зафиксирован рекордный экспорт, а с другой – этот самый экспорт хоть и составил всего 19 процентов от всей товарной массы, но все равно слишком велик?

Поискал министр Султанов и возможных виновных:

– Эта ситуация, повторяется из года в год, но ни Министерством сельского хозяйства, ни акиматами на местах не принимаются адекватные меры по устранению данной проблемы. Только путем введения в прошлом году запрета на экспорт картофеля удалось стабилизировать цены. Также высокий экспорт в текущем году привел к сокращению запасов отечественной продукции в три раза с начала года… Для восполнения образовавшегося дисбаланса за этот же период было закуплено 28 тысяч тонн дорогого импортного картофеля из Ирана и Пакистана по цене в три раза дороже отечественного картофеля. В целом, за четыре месяца импорт картофеля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 67 раз, а импортная цена с начала года выросла на 47%. При этом акиматы не смогли удержать свой картофель на внутреннем рынке для обеспечения населения, хотя имеют все необходимые рычаги. В стабфондах регионов на текущий момент запасы картофеля практически отсутствуют…

В общем, намекалось на ответственность исключительно Минсельхоза и местных властей, но никак не вверенного ему министерства или например профильных вице-премьеров.

Более тщательно и красноречиво эту же тему министр торговли и интеграции развил на брифинге в ЦСК, отвечая на прямой вопрос журналистов, не ощущает ли он себя виновным за столь резкое подорожание овощей и нет ли у него планов подать в отставку?

– Я бы так вопрос не ставил. Конечно, можно любой вопрос так разворачивать, как только что перед вами говорил. Поэтому здесь же надо говорить о деле. Вы поставили вопрос очень правильный. Я ни на йоту не отходил от своих слов. Единственное, да, сроки смещались, потому что всему есть объективные причины… Я вам сказал, что урожай 2020 года мы и не планировали, не успевали, потому что строительные работы, возведение по урожаю влияния не окажет. Даже урожай 2022 года «вылавливаем». Мы берем только часть, например, картофель, мы ставим ОРЦ только в Павлодарской области, хотя есть и другие районы производства. Это делаются пробные инструменты, чтобы увязать уже в следующих и дать стимул бизнесменам создавать хранилища, выстраиваться в единую систему распределения продукции внутри страны. Поэтому здесь об ответственности никакой не может идти речи…

Разобравшись с персональной ответственностью, министр перешел в вопросу грядущей панацеи, коей, по его мнению, должны стать оптово-распределительные центры (ОРЦ). Здесь будет нелишним вспомнить, что о пользе этих ОРЦ он говорил еще в апреле прошлого года, доказывая, что намеченное до конца 2020 года создание первых пяти оптово-распределительных центров обеспечит страну современными складскими помещениями для круглогодичного хранения сезонных овощей и фруктов и их дальнейшей бесперебойной поставке на полки магазинов.

– Это работа не одного дня. ОРЦ за один день как грибы не вырастают. Есть соответствующий график работ. По семи ОРЦ уже заключены соответствующие контракты и начаты работы… В течение осени мы постараемся уже по протоптанной дороге ускорить подготовку соответствующих документов. И в целом мы планируем к концу 2024 года все 24 ОРЦ ввести в эксплуатацию…

Затем последовала небольшая говорка о том, что «это якорная инфраструктура, она не покрывает всю потребность», и тут же обрисовались еще более широкие горизонты и радужные перспективы. Оказывается, помимо сооружения армады собственных ОРЦ Казахстан готов помочь с их созданием и ближайшим соседям:

– Казахстанские инвесторы также профинансируют строительство девяти оптово-распределительных центров в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Это опять частные инвестиции. Мы приглашаем широкий круг инвесторов. В данном случае мы проехали по двум республикам, объехали шесть областей, встретились с конкретными местными исполнительными органами, отработали конкретные участки. Дополнительную работу надо провести с местными инвесторами. Работа чисто инвестиционная. Приблизительная стоимость – порядка 10 миллионов долларов каждый ОРЦ, где будут формироваться грузы в межсезонье, чтобы формировать заранее продовольственную продукцию, упаковывать по нашим стандартам, выставлять в зеленый коридор…

К проблемам строительства и функционирования новомодных ОРЦ, их предшественника – торгово-логистических центров (ТЛЦ), да и овощехранилищ в целом, мы подробно вернемся чуть позже. А пока продолжим рассматривать перипетии картофельно-морковных страстей.

В начале июня в ходе своей отчетной встречи тогда еще министр сельского хозяйства Сапархан Омаров тоже подробно освещал перед журналистами картофельный вопрос. Правда, в отличие от своего коллеги из Минторга, ни о каком дисбалансе, перекосе в строну экспорта и внутреннем дефиците он не говорил, а больше сосредотачивался на угрозе кризиса перепроизводства:

– По картофелю я хотел бы сказать, что потребление картофеля в РК составляет более 3,6 миллионов тонн. Мы производим четыре миллиона тонн. Обеспеченность по картофелю составляет 108,5%. Если страна обеспечивает себя какой-либо продукцией на 80%, то считается, что эта страна обеспечивает себя полностью своим производством. На сегодня в стране картофеля абсолютно хватает. Производства картофеля достаточно. И перепроизводство может завтра опять же повлиять на то, что сельхозтоваропроизводители не смогут продать картофель по себестоимости даже. Такое бывало в прошлые годы. Поэтому больше, чем положено производить, я бы не посоветовал…

Заодно министр сообщил, что в его подчинении есть целый департамент, который каждый день мониторит цены в магазинах и на рынках страны, да и сам он посещает магазины и рынки в воскресенье, когда у него выходной день. Так что, дескать, ценами владеет и сложившуюся цену за килограмм картофеля в 430 тенге, нормой не считает.

– Если по цене говорить, на сегодняшних день наши сельхотоваропроизводители прямо со своих складов отпускают картофель по цене 200 тенге за килограмм, остальные 200 тенге – это уже надбавки посредников, либо тех же супермаркетов. Для исправления такой ситуации сейчас проводится программа по строительству оптово-распределительных центров. Я думаю, что это нам поможет решить как раз вопрос посредников…

В общем, и в этом случае, все уперлось в ОРЦ. Точнее, в срочную необходимость создания таковых…

Такие недостижимые хранилища

Если немного обратится к истории, то можно легко убедиться, что вопрос наличия в стране агрологистических центров (независимо от их размеров и названия) относится к категории «вечных». Сам факт их необходимости ни у кого сомнений не вызывает. Понятно и то, что именно они должны принимать и абсорбировать продукцию как мелкотоварных подсобных хозяйств, так и крупных фермерских комплексов. Так же вполне очевидно, что с помощью этих центров можно было бы хоть как-то контролировать объем местной сельхоз продукции. Кстати, об этом, в частности говорилось в докладной записке, подготовленной НПП «Атамекен» еще в 2017 году:

«За годы независимости в Республике Казахстан не построено достаточного количества центров и хранилищ, где аграрии могли бы круглогодично хранить свою продукцию, постепенно снабжая ею ретейлеров. Не уничтожена так называемая «базарная мафия», которой выгодно отсутствие таких центров, что позволяет за бесценок скупать продукцию у сельчан, поставляя ее на рынок или за рубеж по своим придуманным ценам: причем желательно сбыть как можно быстрее «здесь и сейчас», ведь полукриминальный бизнес не способен играть на длинных торговых сделках. «Излишки» аграрной продукции при таком подходе не предусмотрены: они гниют, а их место в магазинах занимают пакистанский картофель, туркменский лук и аргентинское мясо. За это же время не вложены инвестиции в наращивание пропускных мощностей наших старых терминалов, пропускная способность которых оставляет желать лучшего… Мы искусственно стали заложниками схемы оборота продукции, при которой у фермера за бесценок во время сбора урожая с поля забирают «серые дилеры» и перепродают его продукцию с высокой маржой…»

Существует и сводная статистика акиматов, согласно которой в республике имеется 1250 плодо-овоще-картофелехранилищ с общей емкостью чуть более 1,9 миллионов тонн. Однако, для хранения годичного урожая картофеля, капусты, моркови, лука и свеклы, а это – порядка 6,7 миллионов тонн, необходимо иметь хранилища емкостью хотя бы в 2,8 миллионов тонн, то есть, в 1,5 раза больше.

Казалось бы, все просто и ясно. И теперь нужно лишь взять и построить искомое. Причем, желательно так, чтобы обеспечить всесторонний охват областей и регионов страны (изживая порочную практику, когда то в одном, то в другом регионе местные власти либо сами пристраивают продукцию на хранение соседям, либо слезно умоляют правительство это сделать за них).

«Дефицит по стране овощехранилищ составляет порядка 70%, а в некоторых регионах эта цифра достигает 90%».Это приводит к большим потерям продукции и невозможности ее хранения в течение длительного периода. К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции – 5%. Это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, ложатся на конечную стоимость продукции», – это фрагмент из доклада министра торговли и интеграции Бахыта Султанова образца апреля 2020 года.

А вот еще одна цитата: «В Казахстане остро стоит проблема дефицита хранилищ плодовоовощной продукции. Эта проблема вполне оправданно звучит, потому, как в стране имеется большой недостаток в инфраструктуре хранения плодоовощной продукции, порядка 200 тысяч тонн, что влияет на стабильность цен, на плодоовощную продукцию. В летне-осенний период у нас производится большой объем сельхозпродуктов, который вполне хватает, чтобы прокормить всю страну. Но из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры, к концу следующего сезона в некоторых регионах происходят всплески цен, и один из главных выходов из сложившейся ситуации является строительство овощехранилищ, над, чем мы и работаем…»

Это уже фрагмент выступления тогдашнего председателя АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» Асылжана Мамытбекова в мае 2010 года.

С тех пор сам Асылжан Мамытбеков успел пять лет побыть министром сельского хозяйства, затем уступил свою должность Аскару Мырзахметову, после чего ведомство возглавил Умирзак Шукеев и наконец до самого недавнего времени, в министерском кресле пребывал Сапархан Омаров.

Все они, надо полагать, над строительством овощехранилищ усердно работали и даже добились некоторого результата в виде создания торгово-логистических центров, которые поступали в ведение СПК, и были наделены аналогичной миссией – раз и навсегда избавить казахстанцев от сезонного колебания цен на сельхозпродукцию.

Согласно озвученным в то время планам и расчетам, предполагалось, что СПК в сезон сбора урожая (например, осенью) будут закупать овощи и фрукты у фермеров, хранить на этих ТЛЦ, а весной реализовывать их через сеть специализированных магазинов по фиксированным, щадящим ценам, таким образом поддерживая социально уязвимые слои населения.

Выглядело это красиво, но на деле, очень быстро выяснилось, что существующих у СПК овощехранилищ недостаточно, многие из них соответствующим образом не оборудованы, а сам процесс хранения весьма затратен. В итоге, складированная загодя продукция через полгода либо банально сгнивала, либо впитывала в себя все затраты на ее хранение и становилась дороже той, что поставляли на рынки ушлые «скупщики-камазисты» (которые, с одной стороны являются сущим проклятием любого фермера, так как скупают продукцию по минимальной цене, а с другой – зачастую его единственным выходом вообще куда-либо эту продукцию сбыть).

Вокруг самого процесса строительства и дальнейшего функционирования ТЛЦ периодически творились (да и творятся поныне) не совсем понятые события.

Например, о строительстве ТЛЦ в Шымкенте было объявлено еще в ноябре 2014 года:

«Четыре проекта общей стоимостью 18,9 миллиардов тенге реализуются в строящемся в Шымкенте торгово-логистическом центре, под который отведена территория площадью 92 га. Строительство торгово-логистического центра (ТЛЦ) рассчитано на два этапа. Первый включает три проекта на площади 20 га с объемом инвестиций 6,2 млрд. тенге. Ввод объектов в строй запланирован на конец этого и начало следующего года. До конца 2014 года планируется сдать в эксплуатацию 11 складов для хранения сельхозпродукции площадью 43,3 тыс. кв.м. Второй этап реализации проекта, в котором учувствует ТОО «Continental Logistics Shymkent» предполагает строительство крупного логистического центра международного уровня на 72 га земли. СПК «Шымкент» является оператором по развитию логистической зоны. Пользоваться услугами ТЛЦ сможет любой товаропроизводитель. Специальные условия будут созданы для всех видов продукции, от сельскохозяйственной до фармацевтической».

Впоследствии проект неоднократно перерабатывался, окончательно «утрясся» в сумме 15 миллиардов тенге и вроде бы даже через пару-тройку лет благополучно реализовался. Правда, в феврале этого года, некоторые масс-медиа распространили информацию о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя управления сельского хозяйства и ветеринарии города Шымкент Аскара Каныбекова. По мнению авторов данной информации, чиновник вместе с некоторыми топ-менеджерами ТОО «Continental Logistics Shymkent» якобы совершили хищение бюджетных средств в сумме 178 миллионов тенге, выделенных в рамках госпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса» на строительство фруктово-овощных хранилищ, которые фактически не возводились. В ответ Аскар Каныбеков выпустил специальное обращение, в котором назвал эти сведения клеветническими, грозно пригрозил их авторам судебным преследованием и внес некоторые пояснения по существу: «Что касается уголовного дела, то оно действительно зарегистрировано, но по факту выделения субсидий. Как вы знаете, по поручению Президента в Шымкенте был построен ТЛЦ, куда уже инвестировано 15 миллиардов тенге. Он оснащен новейшим холодильным оборудованием, овощехранилищем. Тем не менее, уполномоченный орган выдает заключение, что якобы субсидии на открытие ТЛЦ были выданы незаконно, никакого современного оборудования нет и здание не новое, а старое. По закону наше ведомство подало в суд на ТОО «Континентал логистик» о возврате средств»…

Примечательно, что о ходе этого суда (если, конечно, таковой вообще состоялся) никакой информации в открытых источниках найти так и не удалось…

Осенью прошлого года, с очередной силой вспыхнул скандал вокруг логистического комплекса «Almaty Contract Logistics», находящегося в Турксибском районе Алматы (по сути, это два огромных складских помещения площадью 45 тысяч квадратных метров, где хранится и распределяется сельхозпродукция, продукты питания и даже медикаменты, включая вакцины). Стоимость возведения комплекса обошлась бюджету Алматы в 4,5 миллиарда.

Как выяснилось в ходе очередного судебного заседания, где истцом выступило Министерство обороны, владеющее комплексом ТОО «Global Ecological Group Almaty» незаконно выстроило его на землях, принадлежащих министерству, и теперь комплекс препятствует использованию взлетно-посадочной полосы расположенного неподалеку военного аэродрома.

Где было Министерство обороны раньше (комплекс строился с 2014 года, а на его открытии побывало практически все тогдашнее высшее руководство страны) немного непонятно. Но после министерского «озарения» и грозного заявления о том, что «нельзя приносить в жертву коммерческим интересам обороноспособность страны», алматинская судебная коллегия по гражданским делам признала крупнейший в регионе торгово-логистических комплекс «самовольной постройкой» и постановила снести строения. Чуть позже кассационный суд в Нур-Султане отказал в пересмотре дела, а это значит, что склады все-таки должны снести, а землю – вернуть Министерству обороны…

Подобные примеры можно приводить и далее. Но показательно другое – даже в случае благополучного создания и начала функционирования комплексов ТЛЦ панацеей они не становились. Либо что-то мешало в самой организации процесса, либо подводил неправильный маркетинг ответственных лиц региона региона (типа прецедента в Семее, когда из складированных 7500 тонн овощей на общую сумму 450 миллиона тенге, впоследствии удалось реализовать лишь 20% продукции. Остальная часть попросту сгнила). Как выяснилось впоследствии, местная СПК закупила продукцию в стабфонд области по цене выше той, что со временем сложилась на рынке. Продавать ее дешевле не хотелось, дороже не получалось, и конечный печальный результат оказался вполне предсказуем.

В результате, победные рапорта с мест о достигнутой «достаточности современных складских мощностей» (а они звучали практически ежегодно, в чем можно легко убедиться, пройдясь по архивам как республиканских так и региональных изданий) постепенно стали уменьшатся, но зато в прошлом году возникло устойчивое ощущение дежавю или как вариант – замкнутого круга. Произошло это тогда, когда на очередном заседании правительства, министр Султанов впервые торжественно презентовал тот самый проект строительства 24 оптово-распределительных центров общей стоимостью 237,5 миллиарда тенге, куда можно будет складировать более 20 тысяч (!) наименований продукции и наконец избавить страну от дефицита овощей-фруктов и, соответственно, их извечного сезонного удорожания.

– Эта товаропроводящая система, наконец, обеспечит страну современными складскими помещениями для круглогодичного хранения сезонных овощей и фруктов. Сейчас действующих мощностей овощехранилищ хватает максимум на треть от всего объема производства овощей и картофеля. Дефицит по стране составляет порядка 70 процентов, а в некоторых регионах эта цифра достигает 90 процентов. Как результат, вместо потребления собственной картошки и даже экспорта мы вынуждены завозить ее для покрытия сезонного дефицита, но с вводом в строй новых центров ситуация полностью изменится к лучшему, – расписывал министр достоинства нового начинания.

Очевидно, именно для того, чтобы немного сгладить ощущение что «где-то мы уже это все слышали», министерские чиновники в комментариях СМИ поспешили растолковать, что разница между новыми и старыми складами все таки есть:

«Это будут не обычные склады. Это абсолютно новая и совершенно прозрачная цепочка торговли, в которую будут входить и объекты хранения, и торговля, и распределение. Вся цепочка ОРЦ будет оснащена интегрированной автоматизированной информационной системой. В ней будут собираться данные и по хранению, и по учету товаров, включая их объемы и местоположение. На базе системы будет функционировать электронная торговая площадка. И потенциальные покупатели смогут в удаленном режиме видеть объемы, стоимость, качество и сертификацию имеющейся в продаже плодоовощной продукции. то есть фермер, имея запасы на складе, может продать их, не выходя из дома, а покупатель – купить требуемые ему объемы с определенными характеристиками, например, картофель нужного диаметра», – разъяснял казахстанским журналистам преимущества нового проекта директор департамента внутренней торговли МТИ РК Меирхан Толешев.

Еще чуть позже был разработан и алгоритм, согласно которому производители продуктов питания будут поставлять свою продукцию в ОРЦ ежемесячно и по фиксированным ценам. Затем ее будут выкупать торговые сети, (в первую очередь те, кто имеет отношение к стабфондовским программам, в нужных объемах и в заранее оговоренные сроки). И затем реализовывать также по фиксированным ценам населению. Таким образом, в рамках деятельности стабфондов устранятся «темные места» в цепочке «производитель-скупщик», все более-менее ясно станет с условиями хранения и, наконец, появится та самая «прозрачность», некоторая нехватка которой ощущается в настоящее время.

А уж когда сбудется еще одна программа по созданию «Единого национального каталога товаров и продуктов», с последующим электронным отслеживанием цен на продукты в реальном времени, то с планированием и ценообразованием вообще не должно быть никаких проблем.

– Основой будет единая информационный система, которая будет позволять сельхозтоваропроизводителям правильно получать информацию и прогнозировать свои объемы производства и рассчитывать свои инвестиции, направленные на производительность… – расписывал министр Султанов технологические преимущества новации будущих ОРЦ.

Правда, если взглянуть на планы намеченных работ, то, как мы уже знаем – ввод в строй всех 24 ОРЦ намечен лишь на конец 2024 года (и то, если все будет делаться строго по графику без сбоев, заминок и коррупционных скандалов).

Поэтому, как уж тут влиять на урожаи ближайших двух лет в целом, их стоимость в частности, и уж тем более – рассчитать грядущее обилие сельхозэкспорта, о котором говорилось в начале этого материала, немного не ясно.

Ясно другое – очередной «мега-проект» может так и остаться «мега-проектом». И может, именно по этой причине в июле нынешнего года (примерно в те же дни, когда Бахыт Султанов в очередной раз «раздвигал горизонты» в плане ОРЦ), президент Касым-Жомарт Токаев призвал помимо возведения новых суперцентров сосредоточиться и на более традиционных видах хранения продукции:

– Только шесть регионов имеют достаточные мощности хранения овощной продукции – Атырауская, Жамбылская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области. В Актюбинской области – 79%, в ЗКО – 56%, в ВКО – более 50% хранилищ не обеспечены современной инфраструктурой долгосрочного хранения. Следует системно решить эту проблему. Правительству поручается совместно с акимами разработать план строительства и модернизации овощехранилищ. Направьте часть денег из наших многочисленных программ поддержки именно на эти цели…

В общем, инвесторы-инвесторами, а без очередных существенных бюджетных вливаний, судя по всему, опять будет не обойтись. А заодно не обойтись без составления новых планов, определения взаимодействия между центральными и местными властями, республиканским и местными бюджетами и прочими тонкостями, без которых не сдвинется с места ни один кирпич ни одного будущего хранилища. И все это на фоне засухи, прогнозируемой неурожайности целого ряда позиций (в частности, на юге страны произошло резкое сокращение площадей выращивания риса, под угрозой урожай зерновых и капусты) и очередного управленческого кризиса в министерстве сельского хозяйства, при котором «полноценный» министр то есть, без приставки и.о.) вряд ли появится раньше осени.

Той самой осени, по наступлении которой, согласно поговорке, положено и «считать цыплят» (это к вопросу серьезных угроз, нависших над мясной и птицеводческой отраслями страны). И уже очевидно, что грядущие осень и зима в плане обеспечения продовольственной безопасности страны будут крайне непростыми. Даже несмотря на планируемое выделение из местных бюджетов 50 миллиардов тенге для сдерживания цен на продукты первой необходимости (в прошлом году на эти же цели выделялось 33 миллиарда тенге).

И насколько уж эффективна будет та виртуально-переносная «морковка», которую подвешивает перед всеми жителями страны Министерство торговли и интеграции: «Вот построим наши супер-ОРЦ, тогда и заживем в полный рост», каждый решит для себя самостоятельно. Ведь все предыдущие большие и малые проекты подобного рода, проблемы с той же морковью (не условной, а реальной, осязаемой, той, что положено лежать на прилавке и желательно по доступной цене), увы, так и не решили. И вот теперь опять предложено «лишь немного подождать»…

17:50
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.