Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.22
476.38
4.82

Субсидии инструмент коррупции?

Субсидии инструмент коррупции?

Многочисленные факты коррупции говорят о том, что субсидии в сельском хозяйстве превратились в инструмент незаконного обогащения.

За последний год выявлено рекордное количество случаев, когда чиновники Министерства сельского хозяйства попали в поле зрения правоохранителей из-за махинаций с бюджетными средствами, выделенными на субсидирование фермеров. Складывается определенная тенденция, показывающая системный сбой. Либо бедные фермеры вовсе не так бедны, и могут позволить себе раздавать миллионные откаты, а значит, не нуждаются в субсидиях. Либо в госпрограммы субсидирования изначально заложены коррупционные лазейки. Не исключено, что верны оба варианта.

Примечательно, что львиная доля программ и методов, с помощью которых теперь обогащаются и чиновники, и получатели субсидий, закладывалась при безраздельном владычестве над МСХ Умирзака Шукеева и его протеже Асылжана Мамытбекова. Причем многие из «бедных фермеров» являются членами близкого окружения и получают солидные бюджетные средства благодаря лояльности.

Большая кормушка

Впрочем, обратимся к статистике нарушений. На днях первый заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов отметил, что в сфере субсидирования сельхозтоваропроизводителей имеются высокие коррупционные риски, фиксируются факты нерационального использования бюджетных средств. Это подтверждается многочисленными жалобами фермеров и следственно-оперативной практикой.

В частности, в сфере животноводства выявлены факты двойного субсидирования, а также субсидирования без наличия необходимого поголовья и подтверждающих документов. В Жамбылской области в суд направлено дело в отношении руководителя отдела Управления сельского хозяйства по факту незаконного получения субсидий на племенной скот, без фактического его приобретения.

Также несколько дней назад Антикоррупционной службой был задержан руководитель Управления сельского хозяйства Акмолинской области. Он подозревается в получении от предпринимателей взятки в крупном размере за принятие решения, входящего в круг его полномочий. Акмолинская пресса, между тем, сообщила, что руководителя управления сельского хозяйства Димаша Таласбаева задержали в Алматы с поличным при получении 13 млн тенге. По данным СМИ, общая сумма взятки должна была составить около 30 млн тенге. Есть основания полагать, что факт коррупции связан с субсидированием.

Кроме того, пояснили в Антикоре, выявлены системные недоработки в информационной системе «Subsidy.plem.kz», не позволяющие в автоматическом режиме, достоверно подтверждать документы о наличии у СХТП пастбищ, договоров аренды субсидируемого поголовья и других документов.

В ходе анализа также установлены факты выплаты субсидий физическим и юридическим лицам, не являющимся фермерами. В Туркестанской области предоставлены субсидии в сфере поддержки племенного животноводства на сумму более 825 млн тенге 203 предпринимателям, не имеющим отношение к производству сельхозпродукции (салону красоты, фармкомпаниям, предприятиям, аккредитованным в сфере аренды недвижимости, ремонта автомобилей и т.д.).

Факты безудержной коррупции в сфере субсидирования зафиксированы в большинстве регионов Казахстана. В феврале СМИ опубликовали информацию о том, что в отношении руководителя Управления сельского хозяйства и ветеринарии Шымкента Аскара Каныбекова, а также директора ТОО «Континентал логистикс Шымкент» Темирбулатова и других лиц зарегистрировано досудебное расследование по статье 189, части 4. Позже Каныбеков опроверг информацию о своем аресте.

В начале августа в отношении руководителя Управления сельского хозяйства Алматинской области Максута Джапарова зарегистрировано досудебное расследование по статье «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества». Расследование начато «по факту хищения бюджетных средств в размере 12,5 млн тенге путем необоснованной выплаты одному из коллективных хозяйств области в качестве субсидий по возмещению части расходов. Ущерб подтверждён департаментом внутреннего госаудита», — сообщил источник. Позже сведения подтвердили в Антикоре.

В 2019 году после расследования Антикора был осужден бывший руководитель Управления сельского хозяйства Атырауской области Жанкуатов. «Жанкуатов на системной основе путем мошенничества и вымогательства получал взятки от субъектов агропромышленного комплекса за положительное решение вопроса выдачи субсидий в рамках государственной программы «Агробизнес 2020». Приговором суда № 2 г. Атырау Жанкуатов осужден к штрафу в размере 2,9 млн тенге», — сообщили в ведомстве.

Аналогичные факты, как показывают источники, выявлялись в Карагандинской, Туркестанской, Актюбинской, Павлодарской областях.

А в июне 2021 года в отношении Министерства сельского хозяйства Казахстана начато расследование, о чем завило Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК).

«АЗРК по итогам рассмотрения обращений птицефабрик начато расследование в отношении министерства сельского хозяйства по признакам антиконкурентных действий государственного органа. Признаки нарушения антимонопольного законодательства усмотрены в действиях МСХ РК при распределении субсидий производителям куриных яиц», — такова официальная позиция ведомства. Напомним, что «яичные разборки» длятся не первый месяц.

Системный сбой

Скандальных фактов, связанных с дотациями, хватает с избытком. Ранее глава Антикоррупционной службы Марат Ахметжанов заявлял о массовых хищениях субсидий, выделенных на сельское хозяйство. «За 5 лет на субсидирование выделено более 1 триллиона тенге. Более половины (54%) уголовных дел, возбужденных по сельскому хозяйству, – это хищение субсидий», — сказал глава Антикора.

По словам Марата Ахметжанова, планируется совместное с НПП «Атамекен» проведение анализа рисковых зон в сфере выдачи субсидий и дотаций в агропромышленном комплексе. Также еще в апреле сенатор Андрей Лукин назвал субсидирование в сфере АПК одним из самых коррумпированных. По его данным, с 2017 по 2021 годы объем госсубсидий АПК составил 2,9 трлн тенге. За тот же срок расследовались 144 уголовных дела, связанных с реализацией госпрограммы развития АПК. Уголовные дела в основном заводились за взятки, хищения субсидий и мошенничество, ущерб составил более 2 млрд тенге.

«Есть факты неэффективного и нецелевого использования и хищения бюджетных средств. В частности, фиктивного заключения договоров на приобретение сельскохозяйственных животных, предоставление ложных сведений об освоении кредитов, бездействие должностных лиц в отношении недобросовестных кредиторов. Механизм выдачи субсидий не прозрачен и является одной из коррумпированных сфер, о чем свидетельствует большое количество коррупционных дел», – заявил Андрей Лукин.

По мнению сенатора, систему субсидирования нужно кардинально менять. «Основная причина совершения преступления – это несовершенство нормативно-правовых актов, которые регламентируют порядок и процедуру выдачи субсидий. За последние пять лет правила субсидирования меняли 47 раз, сама процедура выдачи регламентируется 17 правилами. Они имеют единообразное и типовое содержание и не предусматривают ответственность должностных лиц, которые осуществляют выплату госсубсидий», — считает Лукин.

По его словам, согласно правилам субсидирования, ответственность за достоверность информации о развитии животноводства и продуктивности несут сами фермеры, а чиновники лишь формально проверяют полноту данных. «В связи с этим предлагается пересмотреть правила субсидирования АПК, особенно обязанности местных исполнительных органов по рассмотрению заявок от сельхозпроизводителей и ответственность должностных лиц, осуществляющих выплату субсидии», — добавил сенатор.

Приступая к разработке концепции нового развития АПК, для начала нужно установить реальное положение дел в секторе, уверен Андрей Лукин. Он также предложил провести проверки законности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы.

Смычка с селянством

В регионах с сенатором полностью согласны. Разумеется, согласны те фермеры, которых можно назвать малообеспеченными по праву, а не предприимчивые разносчики откатов в высокие кабинеты. Если опираться на опросы, проводящиеся отраслевыми порталами, то выявляется следующее: по мнению рядовых фермеров, система распределения дотаций неадекватна и коррумпирована.

Как считают аграрии, субсидии на местах раздают по желанию руководства соответствующих органов МСХ. Получают средства либо родственники чиновников, либо те, кто готов «поделиться» государственными деньгами. В итоге средства госпрограмм лишь усугубляют плачевную ситуацию на селе. В том, что она плачевна, может убедиться любой казахстанец. Несмотря на затраченные триллионы тенге, страна до сих пор зависит от импорта продовольствия, цены на сельхозпродукцию неадекватно растут, хозяйства разоряются и вновь требуют помощи.

Между тем, в относительно стабильные годы Казахстан мог бы упрочить положение сельчан, завалить рынок дешевыми кормами, мясом, маслом и т.д. Однако тогдашнее руководство МСХ и его покровители занимались собственными «прожектами», организованными на госсредства, но весьма далекими от обеспечения продовольственной безопасности.

Как отмечалось выше, многие коррупционные схемы, в том числе, и касающиеся субсидий, закладывались в годы руководства Асылжана Мамытбекова и его покровителя Умирзака Шукеева. Карьеры Шукеева и Мамытбекова всегда двигались одним курсом, чтобы в этом убедиться, достаточно лишь просмотреть их послужной список.

Напомним, что Умирзак Шукеев, как принято говорить, политический тяжеловес, занимал пост вице-премьера и одновременно министра сельского хозяйства с 2017 по 2019 год. Ранее (с 2011 года) он возглавлял АО «Самрук-Казына».

Асылжан Мамытбеков в 2008-2011 годах работал председателем правления АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро». В апреле 2011 года он получил должность главы МСХ, и подал в отставку 6 мая 2016 года в результате земельных митингов. Тогда президент Назарбаев заявил о неполном служебном соответствии Мамытбекова. Два года экс-министр провел в должности независимого директора «Банк Астана». А в январе 2018 года стал председателем Мясного союза Казахстана. В мае того же года он вновь вернулся в Минсельхоз – на должность ответственного секретаря министра Шукеева.

То есть долгие годы чиновникам предоставлялась возможность создавать госпрограммы и различные схемы обогащения «под себя» и под свое окружение. При этом рядовые фермеры получали неработающую поддержку государства, огромные долги, а бюджет – выброшенные миллиарды.

Как мы делили субсидии

В частности, уже давно деятельность посредников между бюджетом и крестьянством вызывает множество вопросов. По информации из открытых источников, уже несуществующий холдинг «КазАгро» при финансовом вливании в АПК на сумму 323,5 млрд тенге выстроил любопытную схему. Из 117 субъектов, охваченных господдержкой, 63 принадлежали трем крупным группам компаний (ТОО «Алиби» – 37, ТОО «Казэкспортастык» – 20 и ТОО «Иволга» – 6). Таким образом, крупным холдингам досталось 270 млрд тенге, или почти 84% от общей суммы. При этом показатели зерновой и мукомольной отраслей неуклонно снижаются.

А Мясной союз после пришествия туда Мамытбекова, буквально стал борцом за права скотоводов, которых в прошлые годы упорно загоняли в долговую яму. Напомним, что не так давно Мясной союз обратился к депутатам с запросом о погашении огромной задолженности по субсидиям перед животноводами. Общая сумма задолженности составляла порядка 36,6 млрд тенге, как указывалось в запросе, пострадавшие закупали импортный скот.

Интересно то, что инициатором «Мясной программы» является как раз Асылжан Мамытбеков, в бытность свою чиновником суливший золотые горы при покупке импортной скотины. Лоббисты Мясной программы фактически заставили скотоводов связаться с серьезными инвестициями. Как сообщают источники, животноводам предоставлялся доступ к финансированию только при условии освоения целевых показателей по импорту определенного вида скота. При этом ничто не мешало организовать закуп из отечественных репродукторов.

Тем не менее, скотоводам предлагалось под гарантию субсидирования в размере 250 тыс. тенге за голову импортировать на льготные кредиты от АО «НУХ Казагро» телок по цене от 1800 до 2600 долларов за голову. Понятно, что сельчане очень быстро оказались в долгах, бюджетные вливания не вернулись, а дешевая и качественная говядина в магазинах не возникла.

Эксперты провели анализ экономической целесообразности Мясной программы и пришли к выводу, что выгоду она принесла не казахстанским фермерам, а некоторым олигархам и чиновникам, и, разумеется, иностранным поставщикам племенного скота. Теперь же, изрядно обогатившись за госсчет, инициаторы схемы с импортом требуют возврата долгов, так сказать, с другой стороны баррикад.

Описанные выше ситуации говорят о том, что субсидии в АПК многие годы зачастую прокручивались коррупционерами. «Бедные» фермеры, подкармливающие чиновников откатами, в помощи государства явно не нуждаются. Кроме того, возможно, что заложенные в госпрограммах сметы изначально многократно завышены, и это говорит о системных промахах. По свидетельству аналитиков, включая депутатов, программы поддержки АПК нуждаются в радикальном пересмотре. Должны быть налажены эффективные способы субсидирования сельских производителей, исключающие лазейки для массовых злоупотреблений.

17:41
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.