Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$447.40
477.55
4.76

Аграрный сектор: ниже всякой критики

Аграрный сектор: ниже всякой критики

Традиционные сельскохозяйственные регионы понесли в этом году большие потери. Учитывая неработающие механизмы господдержки, смогут ли они насытить внутренний рынок?

Неурожайный год

К концу лета стало ясно, что капризы природы и хаотичная работа госорганов привели к снижению урожайности. Под вопросом даже насыщение внутреннего рынка, какие перспективы ждут экспорт – пока не ясно. Практически по всей стране аграрии несут убытки, а та помощь, которую до сих пор им предоставляло государство, зачастую развеивается в полях или оседает в карманах коррупционеров.

По данным на середину августа, в этом году Министерство сельского хозяйства Казахстана ожидает снижение урожайности на 20% по сравнению с показателем прошлого года. Такой прогноз озвучил исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Ербол Карашукеев.

Карашукеев напомнил, что в этом году в ряде областей сложилась очень сложная обстановка из-за засухи. «Сейчас министерство совместно с экспертами ведет расчеты. Через неделю-полторы мы сможем сделать точный прогноз. Пока мы прогнозируем урожай ниже показателя прошлого года где-то на 20%», — сообщил и. о. министра.

В прошлом году посевная площадь составила 15,8 миллиона гектаров. Было намолочено 20,1 миллиона тонн зерна при средней урожайности 12,8 центнера с гектара, что выше показателя 2019 года на пять миллионов тонн. Как отмечают в министерстве, полученные объемы производства зерновых и зернобобовых культур позволили полностью обеспечить внутреннюю потребность страны. Кроме этого, зерно казахстанского производства в объеме 7-8 миллионов тонн было экспортировано в 40 стран мира.

В этом году положение аграрного сектора вызывает тревогу. Несмотря на постоянные финансовые вливания, сельское хозяйство страны оказалось крайне уязвимым, большинство фермеров не имеют никакой «подушки безопасности» и бессильны перед катаклизмами природы.

О Севере не помнят

Для начала рассмотрим ситуацию на примере Северо-Казахстанской области и других северных краев. СКО является одним из трех крупнейших зерновых регионов Казахстана наряду с Акмолинской и Костанайской областями. Каждый из них производит примерно от 20% до четверти от всего казахстанского зерна. В основном это пшеница и ячмень, а также кукуруза, рожь, овес и просо.

На днях аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов признал, что из-за засухи фермеры могут недополучить часть урожая. В то же время, по его мнению, потери могут быть компенсированы за счет цены на зерновые и масличные. «По сравнению с прошлым годом, пшеница подорожала с 83 тысяч тенге до 103 тысяч. Рапс сейчас стоит 180 тысяч тенге. За тонну льна в прошлом году давали 180 тысяч тенге, сейчас цена поднялась до 250 тысяч», — отметил аким.

То есть, администрация области рассчитывает поправить дела фактически за счет природных катаклизмов и неумелого хозяйствования, толкнувших цены вверх. Также Кумар Аксакалов добавил, что в этом году остро стоит вопрос по обеспечению кормами. По данным отраслевых союзов, в этом году в некоторых регионах из-за погодных условий было заготовлено только 30% кормов.

Пресса процитировала представителя аграрного бизнеса, отметившего, что хотя в СМИ публикуют в основном призывы о помощи скотоводов Мангистауской и Кызылординской областей, на севере ситуация также сложная. В тех регионах, где обычно ожидается хороший урожай (Костанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская области), наблюдается дефицит осадков. В этом году там сильно упала урожайность, что ведет к увеличению себестоимости. По словам бизнесмена, из-за недополученной урожайности себестоимость продукции может вырасти в три раза, соответственно ожидается рост цен на корма.

Летом скотоводы СКО и других северных регионов заявляли о том, что вынуждены массово уничтожать скот. Проблема возникла как из-за капризов природы, так и из-за дефицита пастбищ – земли отдали под посевы местным предприятиям.

«С одной стороны военные стрельбища, с другой – засеяно все. Пасти коров совершенно негде, также телят. Овец пришлось увезти в Мамлютский район, потому что здесь пасти негде. Удой упал в два раза, коровы похудели, телята тоже, потому что молока мало. Хотел взять кредиты, чтобы развивать сельское хозяйство. А сейчас думаю, вот как брать?» — процитировал одного из крестьян центральный телеканал.

В местном акимате признали, что дефицит пастбищ в регионе возник из-за того, что фермеры решили массово засеивать землю. А в управлении сельского хозяйства области пояснили, что в половине сел региона наблюдается дефицит пастбищ. Как сообщается,

в этом году чиновники уже изъяли 77 тысяч гектаров земель у аграриев и вернули их в статус пастбищ. Тем не менее, в областном акимате категорически заявили о том, что

что фактов массового забоя скота в СКО не зарегистрировано.

Однако экономика области критически зависит от сельского хозяйства. Регион традиционно считается депрессивным, в нем практически отсутствуют добывающие предприятия, сохраняется огромный отток населения, а пустые села на границе с Россией вызывают тревогу.

В марте этого года в правительстве заявили о грандиозных планах по возрождению СКО. На развитие области до 2025 года планируется направить 1,8 трлн тенге, заявил

министр национальной экономики Асет Иргалиев. Комплексный план социально-экономического развития предусматривает реализацию инвестиционных проектов, развитие жилищной и иной инфраструктуры, социальной сферы, а также обеспечение общественного правопорядка и гражданской защиты.

«Общая сумма реализации плана составляет 1,8 трлн тенге, в том числе из республиканского бюджета – 517,9 млрд тенге, местного – 43,9 млрд тенге, частные инвестиции – 1,3 трлн тенге», — заявил министр. Обеспокоенность вызывает надежда на инвесторов, в поисках которых ни правительство, ни акимы на местах не сильны.

На сегодня, по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам, сельское хозяйство Северо-Казахстанской области – ведущая отрасль региона. Сельское, лесное и рыбное хозяйство являются приоритетными отраслями по освоению инвестиций в основной капитал – это 54,2% от общих инвестиций в экономику региона в первой половине 2021 года. Резкие спады в этой стратегической отрасли могут отрицательно сказаться на намерениях инвесторов вкладываться в аграрный сектор.

Примечательно, что в марте этого года аким Кумар Аксакалов ставил перед регионом амбициозные задачи по развитию сельского хозяйства. Между тем, и прошлый год для отрасли был неудачным. Из-за птичьего гриппа в 2020 году в регионе пострадало три птицефабрики Кызылжарского района, где поголовье птиц было полностью уничтожено. Производства яиц было снижено на 60%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объём произведённой продукции в сельском хозяйстве уменьшился на 3%.

«Все должно восстанавливаться очень быстрыми темпами. Через СПК выделяем крупные суммы на проекты в сельском хозяйстве. Очень много выделено средств по программам льготного кредитования и поддержке малого и среднего бизнеса. Должны увидеть не только планы на бумаге, а конкретных инициаторов, у сельхозтоваропроизводителей должно быть понимание реализации», — заявлял Кумар Аксакалов.

То есть здесь создается классическая ситуация, когда средства выделяются, но из-за неумелого руководства и нечеткого планирования вместо их успешного освоения и рекордов производства мы вновь получаем провал и просьбы фермеров о помощи.

С трудом докричались

Государство, наконец, услышало и фермеров Костанайской области, пострадавших из-за засухи. Нынешним летом, напомним, правительство занималось в основном западными и южными регионами, где также массово погибал скот. Сам факт обращения аграриев говорит о закредитованности сельских производителей, о том, что у них нет свободных средств.

В августе костанайские аграрии направили предложение о пролонгации погашения кредитных обязательств перед финансовыми институтами АО «НУХ «Байтерек».

«Предложения мы направили в центральный аппарат НПП РК «Атамекен». По двум уже есть положительные решения. Это пролонгация кредитов перед финансовыми институтами АО «НУХ «Байтерек» и пролонгация исполнения обязательств по поставке сельхозпродукции по договорам форвардного закупа в АО «Продкорпорация». Сейчас местными исполнительными органами составляются списки сельхозтоваропроизводителей, желающих воспользоваться данными мерами господдержки», — сообщил начальник отдела АПК Палаты предпринимателей Костанайской области Каир Айсин.

В числе прочих предложений костанайских сельчан – выделение дополнительных бюджетных средств по программам инвестиционного субсидирования, снижение процентной ставки по кредитам и лизингу сельскохозяйственной техники и т.д.

О субсидиях нужно говорить отдельно, но многие эксперты уверены, что катастрофических последствий засухи можно было бы избежать. В стране сегодня существуют все органы по прогнозированию, реагированию и информированию населения и бизнеса о вероятности природных катаклизмов. За прогнозы отвечает РГП «Казгидромет», министерство экологии, геологии и природных ресурсов. А информированием фермерских хозяйств и сельских хозяйств на местах должны заниматься областные акиматы через территориальные управления сельского хозяйства. Должны они и помогать сельчанам грамотней выстраивать бизнес-стратегии, чтобы потом не пришлось в пожарных условиях выделять миллиарды и оплакивать забитую скотину.

В середине августа в правительстве заявили о выделении 12 млрд тенге в помощь фермерам в борьбе с засухой. Из этой суммы более 3,5 млрд тенге направлено Мангистауской и Кызылординской областям на покупку кормов для скота. Также поступила информация о том, что Евросоюз выделит 200 тысяч евро в качестве гуманитарной помощи жертвам засухи в Казахстане.

Ербол Карашукеев – оптимист и пессимист

Напомним, что предыдущий глава МСХ Сапархан Омаров был отправлен в стремительную отставку из-за последствий засухи. Нынешний и.о. министра видимо еще не определился со стратегией: он то раздает критику по площадям, возможно, пытаясь отвести от себя удар, то бросается в чрезмерный оптимизм.

В середине августа Ербол Карашукеев заявил, что кормов в Казахстане заготавливают в два раза меньше зоотехнической нормы и потребности. И добавил, что засуха была ожидаема, и надо было заранее готовиться к такому сценарию событий.

«То, что мы не были готовы, показал этот год. Приведу простой пример: по данным учёных у нас в стране кормов производится ежегодно почти в два раза меньше от зоотехнической нормы и потребности. Причём около 70% этого объёма заготавливается на естественных сенокосах, продуктивность которых всецело зависит от погодных условий. Здесь и кроется одна из основных причин низкой продуктивности скота, который находится в личных подсобных хозяйствах», — пояснил и. о. министра сельского хозяйства Ербол Карашукеев.

По его данным, доля кормовых культур в севообороте находится на уровне 15%. Это в два раза ниже рекомендованного наукой показателя. «Можно констатировать, что у нас нарушены основные принципы развития животноводства. Увеличение поголовья скота проводилось без опережающего укрепления кормовой базы. По моему мнению, одной из причин, серьёзно сдерживающих развитие программ повышения экспортного потенциала животноводства за счёт массового импорта племенного поголовья, является несоблюдение базового принципа: хочешь успешно развивать животноводство – убедись в достаточности кормов. Вроде бы простой тезис», — сказал Ербол Карашукеев.

А вот в высказываниях относительно последствий засухи в зерновой отрасли и.о. министра слишком оптимистичен. В августе Ербол Карашукеев заверил, что зерна хватит и для внутренних потребностей, и на экспорт.

Более чем на 85% площадей посевов зерновых их состояние оценивается как хорошее и удовлетворительное. По данным акиматов областей, отметил Ербол Карашукеев, прогнозный объем валового сбора зерновых ожидается на уровне 15,3 млн тонн. При этом в республике имеется в наличии переходящий остаток зерна в объеме 3,5 млн тонн, в том числе пшеницы – 2,8 млн тонн.

«Ожидаемый объем валового сбора зерна с учетом переходящих остатков достаточен для полного обеспечения внутренней потребности республики, а также реализации определенных объемов зерна на экспорт», — успокоил глава МСХ.

Однако независимые эксперты полагают, что, возможно, мы не будем сидеть без хлеба, но его цена возрастет. К весне хлеб подорожает до 170-200 тенге за булку, предрекают аналитики. Напомним, что жаркое лето сказалось на урожае зерновых. По данным «Казгидромета», в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях, являющимися основными зерносеящими регионами, выпало чуть больше половины среднегодовой нормы осадков.

В частности, СМИ процитировали прогноз президента аграрно-промышленного союза Казахстана Алмаза Зарипова. «Мука фасованная, та, что сейчас стоит 2-3 кг по 550-650 тенге, будет стоить в районе 900 тенге. Соответственно, булка «кирпича» будет стоить от 170 до 200 тенге», — считает он.

Если экспортный спрос на отечественное зерно и муку будет высоким, соответственно, цена вырастет и внутри страны. Значимым игроком на этом рынке является Афганистан, куда уходит около 30% всего нашего потенциала зерна и муки. Однако из-за политического кризиса в Афганистане возникают большие сомнения в платежеспособности потребителей.

Убытки и субсидии – знак равенства

По мнению представители Зернового союза Казахстана, 100 тыс. тенге за тонну — «точка неубыточности» казахстанских аграриев в 2021 году. Наряду с тяжелыми погодными условиями, участники рынка отметили некомпетентные действия чиновников, усугубляющих состояние внутреннего рынка.

«Формирование внутренних цен выше «точки безубыточности» зернопроизводителей не гарантировано, следовательно, сохраняются высокие риски, связанные с убыточностью зернопроизводства в предстоящем сезоне, срывом исполнения зернопроизводителями своих обязательств и серьезному ухудшению их финансового состояния», — говорится в сообщении союза. Кроме того, в ЗСК считают, что крайне важно отложить любые меры господдержки определенных участников зернового рынка, ведущие к искусственному ограничению внутреннего платежеспособного спроса и сокращению доходов зернопроизводителей.

Вопрос государственных субсидий – один из самых наболевших в сельском хозяйстве. Анализ ситуации позволяет предположить, что в последние годы из инструмента поддержки субсидии превратились в инструмент незаконного обогащения. Коррупционеры и их протеже набивают карманы, а действительно нуждающиеся фермеры остаются один на один с кредитами и кризисами.

Недавно заместитель председателя Агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов отметил, что в сфере субсидирования сельхозтоваропроизводителей имеются высокие коррупционные риски, фиксируются факты нерационального использования бюджетных средств. Это подтверждается многочисленными жалобами фермеров и следственно-оперативной практикой.

В частности, в сфере животноводства выявлены факты двойного субсидирования, а также субсидирования без наличия необходимого поголовья и подтверждающих документов. Например, в Жамбылской области в суд направлено дело в отношении руководителя отдела Управления сельского хозяйства по факту незаконного получения субсидий на племенной скот, без фактического его приобретения. Также пару недель назад Антикоррупционной службой был задержан руководитель Управления сельского хозяйства Акмолинской области. Есть основания предполагать, что нарушения связаны с субсидированием. Факты оголтелой коррупции в сфере субсидирования зафиксированы в большинстве регионов Казахстана. Скандальные «посадки» буквально следуют одна за другой.

Кроме того, пояснили в Антикоре, выявлены системные недоработки в информационной системе «Subsidy.plem.kz», не позволяющие в автоматическом режиме, достоверно подтверждать документы о наличии у СХТП пастбищ, договоров аренды субсидируемого поголовья и других документов.

В ходе анализа также установлены факты выплаты субсидий физическим и юридическим лицам, не являющимся фермерами. В Туркестанской области предоставлены субсидии в сфере поддержки племенного животноводства на сумму более 825 млн тенге 203 предпринимателям, не имеющим отношение к производству сельхозпродукции (салону красоты, фармкомпаниям, предприятиям, аккредитованным в сфере аренды недвижимости, ремонта автомобилей и т.д.).

Ранее же глава Антикоррупционной службы Марат Ахметжанов заявлял о массовых хищениях субсидий, выделенных на сельское хозяйство. «За 5 лет на субсидирование выделено более 1 триллиона тенге. Более половины (54%) уголовных дел, возбужденных по сельскому хозяйству, – это хищение субсидий», — сказал глава Антикора.

Перечисленные факты говорят о необходимости немедленного пересмотра и упорядочивания процессов субсидирования аграриев. Дальнейшее бездумное финансирование в нынешнем режиме обогащает коррупционеров и ничего не дает рядовым производителям, что в конечном итоге сказывается на безудержном росте цен на продовольствие, непосильном для большинства казахстанцев.

18:10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.