Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$448.15
483.46
4.86

Нацфонд Шредингера совращает госаппарат

Нацфонд Шредингера совращает госаппарат

1 сентября, как бы продолжая день знаний, глава государства Касым-Жомарт Кемелевич выступил с посланием к народу.

Жанр послания давно обкатан в политической традиции как других стран, так и Казахстана.

За 3–4 месяца до послания, госорганы начинают писать то, что им бы хотелось сделать. Начинают писать главспецы, осознавая, что им придется выполнять озвученное. Затем эстафетный файл доходит до руководителя аппарата ведомства, вице-министров, заместителей председателя правления квазогоскомпании. По мере продвижения документа вверх по административной лестнице – он обрастает мечтаниями и конкретными проектами под конкретных людей.

В результате это все утверждается главами госорганов и отправляется в администрацию президента, которая вносит незначительные коррективы.

В итоге, вечером читая новости, рядовые главспецы с удивлением узнают, что в нагрузку к тому, что они не успевают сделать, им поручают в два раза больше, без четких спецификаций.

Однако, в недавнем послании главы государства прозвучали тревожные нотки, очень конкретные и требующие реализации уже в этом году.

Касым-Жомарт Кемелевич сказал:

«Во многом благодаря низкому госдолгу и наличию значительных резервов Казахстан сравнительно эффективно преодолевает последствия пандемии…

Однако, в последнее время проявилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличиваются дефицит бюджета и трансферты из Национального фонда. Все время идти по такому «легкому пути» не получится…

Очевидно, что необходимы меры по увеличению доходов бюджета. Но, в первую очередь, нужен контроль за объемами и эффективностью государственных расходов.

Для восстановления активов Национального фонда следует ускорить внедрение бюджетного правила.

Соответствующие законодательные поправки должны быть приняты до конца текущего года.

В целом, стране необходим свод правил по управлению государственными финансами: госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом.

Прошу Правительство и Нацбанк до конца года подготовить Концепцию управления государственными финансами».

Переводя очень сдержанную критику президента на непарламентские выражения – «деньги Нацфонда разбазариваются и скоро кончатся, если не принять меры».

Из истории мы помним, что Национальный фонд Казахстана был создан в 2000 году по инициативе Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Президент тогда сказал, что фонд нужен для будущих поколений, чтобы оставить растущим детям не просто наличность, но и ценные бумаги и доли в прибыльных компаниях.

Последние три десятилетия стали модными для создания фондов национального благосостояния. На мой взгляд, было несколько причин их создания.

В странах с развитой коррупционной пирамидой, такие фонды работали как внебюджетный источник средств, позволяющий запускать гигантские проекты на которых зарабатывают элиты.

В странах с неразвитой коррупцией, но более или менее демократических, такие фонды служат инструментом правительства по развитию экономики в обход парламента. Не секрет, что рассмотрение крупных проектов нередко затягивается на годы, а парламент не дает своего одобрения. Впрочем, эта причина не отменяет серьезных коррупционных схем в развитых демократиях.

Поэтому похожие фонды работают в десятках стран, регионов и выполняют сходные функции. У нас же, как стране с мягкой валютой, накопление валютных поступлений от продажи нефти и газа, металлов, еще помогает регулировать курс национальной валюты от внезапных нерыночных скачков. Таким образом, в свое время решение Нурсултана Абишевича спасло многие правительства от головной боли. Однако и облегчив министерствам и нацкомпаниям жизнь, это и лишило стимула нормально работать. Да и зачем совершать трудовые подвиги, если есть мешок с деньгами на который может упасть любой незадачливый чиновник?

Например в кризис 2008, из Нацфонда взяли средства на реализацию антикризисного плана и поддержать основные отрасли экономики.

Соседние нацфонды были спорным опытом, хуже Нацфонда РК. Буквально недавно Россия часть средств просто вернула на счета Минфина. А до этого, много лет назад, россияне создали Стабилизационный фонд, потом разделили его на Резервный и фонд национального благосостояния, впоследствии все же ликвидировав Резервный фонд и оставив ФНБ.

Узбекистан создал фонд развития регионов – очень сходно по функциям с Банком Развития Казахстана и Нацфондом, однако фонд слабо наполняется. Узбекистан ненамного беднее Казахстана, а в чем-то даже богаче, однако рекордные запасы и добыча золота не всегда доходили до фонда и людей. И все же Узбекистан на средства фонда запустил скоростной поезд, построил ряд нефтегазовых производств и до сих пор планирует новые заводы.

Азербайджанский фонд, тоже созданный после НФ РК, лучше отчитывается по своим вложениям. На его средства построили нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, водопровод в Баку, реконструировали Самур-Абшеронскую ирригационную систему, реализовали проект Баку-Тбилиси-Карс, а также еще с десяток крупных проектов.

Тем не менее, Национальный фонд Казахстана можно назвать спасителем бюджета, правительства и отцом сразу нескольких богатых людей и даже кланов.

Но в какой-то момент правительство Казахстана потеряло чувство, что Национальный фонд несет функции сбережения и приумножения, не один и не два премьер-министра почему-то искренне поверили, что Национальный фонд – это просто еще один кошелек, который можно потратить до дна.

Неоднократно, все составы Счетного комитета предупреждают о проблемах с формированием Нацфонда, то есть наполнением.

Нынешний председатель Счетного комитета Наталья Годунова этим летом сообщила, что в 2020 году правительство Казахстана израсходовало 96% от всей суммы поступлений в Нацфонд.

«К сожалению, есть факты, когда средства, подлежащие перечислению в Нацфонд, не зачисляются по назначению. Это связано в том числе с предоставленным правительством правом субъектам квазигосударственного сектора использовать средства от приватизации активов на погашение их внешнего и внутреннего долга. То есть одной суммой гасят фактически две суммы, ровно 50 процентов Нацфонд, соответственно, теряет. Такую практику нужно исключить», – сказала тогда Годунова.

Нередко, денежные средства компаний нефтяного сектора против правил уходили не в Национальный фонд, а сразу в республиканский бюджет.

«Только за 2020 год по компаниям – партнерам Карачаганакского и Северо-Каспийского проектов недопоступило 664 миллиарда тенге», – сказала Наталья Николаевна.

При этом крупнейший Нацфонд в мире – Норвежский, был создан всего на 10 лет раньше казахстанского и в нем уже 1,3 трлн долларов США. При этом скромно одетое правительство и богатейшие люди Норвегии с миллиардами долларов в активах – нашли способ мирно сосуществовать со своим Нацфондом не покушаясь на него и, представьте себе, зарабатывая деньги не через госпрограммы.

Второй по величине фонд в мире – China Investment Corporation – управляет активами на сумму около 1,2 трлн долларов США. Фонд активно вкладывался в мировых финансовых лидеров, активно рос и лишь недавно начал охлаждать иностранные инвестиции на фоне волатильности на мировых биржах.

Наш Нацфонд уже давно друг и правительства Казахстана и спонсор потрясающих по размаху идей, после чего мы всем миром ищем деньги на ремонт ненужных помещений.

Тем не менее, часть средств все же размещена по рыночным принципам и приносит доход, все же недостаточный, чтобы называть его фонд благосостояния. Неудобно напоминать, но если бы из него не снимали деньги на «прорывные» проекты, не кормили бы этими деньгами бюджет, то Нацфонд давно бы перевалил за 200 и 300 млрд долларов, а не боролся бы сейчас на уровнях 60-70 млрд долларов.

Как не вспомнить главу Национальной инвестиционной корпорации Нацбанка, Берика Отемурата, который в 2016 году через западные СМИ предупредил всех, что Нацфонд управляется неадекватно, после чего ушел из Нацбанка.

«Объем сбережений в так называемом Национальном фонде упал на 17 процентов относительно пикового показателя – 77 миллиардов долларов в августе 2014 года. Правительство ежегодно расходует 9,5 миллиардов из фонда. Казахстанские политики и Национальный банк должны сократить расходы, увеличить сумму налоговых поступлений и вложить средства фонда в высокодоходные активы, такие как прямые инвестиции», громом прозвучали слова Берика Отемурата.

Его слов, как мы видим было недостаточно и даже Тимур Кулибаев в начале 2016 года заявил, что если тратить деньги Нацфонда на ненужные вещи, то его хватит на 3 года.

Возвращаясь к словам Касым-Жомарта Кемелевича и его поручению, что нужны четкие бюджетные правила – эти слова должны были прозвучать еще в 2016 году, однако правительство было слишком занято расходованием средств фонда.

Концепция управления государственными финансами, которую поручено разработать до конца 2021 года – должна быть шире, чем просто спасение фонда, она должна предусматривать куда вкладывать любые государственные средства, нужно ли строить бассейны и спорткомплексы там — где на их содержание будут уходить гигантские госсредства.

Однако следует отметить, что сейчас у нас нет других кошельков кроме Нацфонда и ЕНПФ, а правительство отчаянно бьется, чтобы подрастить экономику в рамках не всегда хорошо просчитанных планов.

Обмануть президента по поводу Нацфонда – несложно. Обычно это делается просто через покупку государственных ценных бумаг с хорошей ставкой, по которой платить будет опять Минфин, опять занимая средства в Нацфонде.

Поэтому концепция должна учитывать незамысловатые финты госаппарата, который привык жить на депозит папы (Нацфонд) и пенсию бабушки (ЕНПФ).

17:25
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.