Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$ 432.28 down
€ 490.16 down
₽ 5.89 down

Как сломалась экономическая машина Германии

Как сломалась экономическая машина Германии

Экономика Германии не росла почти пять лет, темпы ее восстановления после пандемии Covid-19 были слабее, чем у любой крупной развитой экономики. Способность страны удовлетворять свои энергетические потребности находится под вопросом. И теперь страна, когда-то известная как экономический двигатель Европы, балансирует на грани рецессии, пишет The Wall Street Journal.

Это резкий поворот судьбы для крупного производственного сектора Германии, который процветал в течение последних двух десятилетий, когда в других западных странах промышленные рабочие места мигрировали в Азию.

Крупная и давно успешная ставка Германии на производство опиралась на четыре двигателя: свободную и открытую мировую торговлю, растущий спрос со стороны Китая, эффективную внутреннюю рабочую силу и дешевые российские энергоресурсы.

Пандемия Covid-19 и война в Украине нарушили цепочки поставок и вызвали стремительный рост цен.

Экономический рост в Китае, крупнейшем торговом партнере Германии, резко замедлился, поскольку его рабочая сила стареет и начинает сокращаться, и он достигает пределов роста, обусловленного инвестициями.

Ожидается, что собственная рабочая сила Германии сократится примерно на пять миллионов в течение следующего десятилетия по мере старения населения.

Энергетический кризис в стране усугубился в среду, когда Россия сократила поставки природного газа в Западную Европу по трубопроводу «Северный поток». Топливо использовалось в качестве тактики давления с тех пор, как Россия вторглась в Украину в феврале.

Германия на протяжении десятилетий использовала нефть и газ из России, экономя средства, но также рискуя зависимостью. До недавнего времени российский импорт составлял более 55% потребления газа в стране, 50% потребления угля и 35% потребления нефти.

В этом году показатели снизились, поскольку страна изо всех сил пытается найти других поставщиков и обновить внутреннюю энергетическую инфраструктуру, в значительной степени законсервированную после предыдущих решений о поэтапном отказе от атомных и угольных электростанций.

Ограничение Россией поставок природного газа и западные санкции против Москвы за ее вторжение в Украину также привели к росту цен на электроэнергию, нефть и уголь. Берлин разработал планы нормирования поставок производителям, перенаправляя поставки на домохозяйства и больницы. Он уже предпринял такие шаги, как замена угля на газ для выработки электроэнергии и создание финансовых стимулов для компаний по энергосбережению.

Согласно опросу, опубликованному в конце июля Ассоциацией немецких торгово-промышленных палат (DIHK), почти каждая шестая промышленная фирма в Германии сокращает или прекращает производство из-за высоких цен на энергоносители.

«Это тревожные цифры», — сказал президент DIHK Питер Адриан, заявив, что многие компании понимают, что не могут в достаточной мере повысит цены для своих клиентов.

Heinz-Glas, баварский производитель стекла с 400-летней историей, производит каждый четвертый парфюмерный флакон в мире. Среди его клиентов Estée Lauder, Cos. и L’Oréal. Компания заявила, что может быть вынуждена перенести производство за границу, где рабочей силы больше, а энергоресурсы дешевле.

Компания, в которой работает около 1500 сотрудников в Германии, сильно зависит от природного газа из России: для производства стекла требуется температура около 3000 градусов по Фаренгейту. Без стабильного газоснабжения плавильные печи компании стоимостью более 10 миллионов евро каждая остынут и будут серьезно повреждены.

Компания платит в 10 раз больше, чем она платила за энергоресурсы до войны в Украине, сказал финансовый директор Франк Мартин. «Наши конкуренты во Франции и в Южной Америке. Энергетический кризис не затронул их в такой же степени», — сказал Мартин.

Международный валютный фонд в конце июля резко понизил свои прогнозы экономического роста Германии до 1,2% в этом году и всего 0,8% в следующем году по сравнению с показателем в 2,9% в 2021 году.

«Стать более интернациональным»

«Наш урок из кризисов последних двух с половиной лет заключается в том, что те эффективные модели, которые у нас были в прошлом, становятся очень неэффективными, если происходят сбои», — сказал Томас Нюрнбергер, управляющий директор по продажам и маркетингу в Ebm-papst Group, компании, которая производит двигатели и вентиляторы на юге Германии.

Более трех четвертей годового объема продаж компании, составляющего 2,3 миллиарда евро, осуществляется за пределами Германии, в то время как большая часть полномочий по принятию решений, исследованиям, разработкам и производству приходится на страну.

Теперь, после того как система доставки необходимых материалов оказалась ненадежной, компания выстраивает три отдельные цепочки поставок в Азии, Америке и Европе, закупая большинство материалов рядом с производством в этих регионах. «Это делает нас более независимыми от контейнеров и судов», — сказал Нюрнбергер.

А также позволяет переместить новые рабочие места и инвестиции за пределы Германии. «Мы хотим стать более интернациональными», — сказал он.

Экономическое чудо Германии — ее подъем из разрухи после Второй мировой войны в одну из богатейших стран мира — во многом было основано на экспорте. Примерно четверть рабочих мест в Германии зависит от экспорта, по сравнению с примерно 6% в США. Внутренний рынок Германии слишком мал, чтобы поглотить избыточное производство ее промышленных фирм.

Но экспорт Германии остановился с конца 2017 года после поправки на инфляцию, а объем промышленного производства сократился примерно на 15%. Это отчасти отражает потерю конкурентоспособности: в последние годы немецкая промышленность отстала от итальянской из-за роста стоимости рабочей силы, высоких корпоративных налогов и десятилетий низких инвестиций, вызванных общенациональной сосредоточенностью на сокращении долга.

Новые барьеры для международной торговли также возникли на фоне скептицизма в некоторых местах в отношении преимуществ интегрированной мировой экономики. Бывший президент США Дональд Трамп ввел пошлины на товары, импортируемые из Китая и Европейского Союза, в том числе. Трамп долгое время критиковал высокое положительное сальдо торгового баланса Германии и угрожал ввести пошлины на импортные немецкие автомобили.

«Нынешний кризис не закончится через несколько месяцев», — сказал канцлер Германии Олаф Шольц в июле, открывая серию переговоров между бизнес-группами и профсоюзами, которая длилась несколько месяцев и была направлена на выработку экономических решений. «Мы должны быть готовы к тому, что эта ситуация не изменится в обозримом будущем».

V&B Fliesen GmbH, производитель плитки в Западной Германии, заявил в июле, что в этом году перенесет производство из Германии в Турцию. Около 200 рабочих на заводе компании в Германии будут переведены или уволены.

Он обвинил чрезвычайно высокие затраты на энергоресурсы, транспорт, упаковку и сырье, а также высокий уровень заработной платы в Германии. Другие страны, особенно Испания и Италия, сохранили издержки отрасли на низком уровне и получили конкурентное преимущество.

Жесткий контроль над затратами, даже в компаниях, производящих сложное оборудование или высокотехнологичную продукцию для мировых рынков, исторически был ключевым фактором эффективности Германии.

SiltronicAG, мюнхенская компания, производящая кремниевые пластины для полупроводниковой промышленности, недавно предпочла Сингапур Германии в качестве места для строительства нового завода стоимостью 2 миллиарда евро, что стало крупнейшей инвестицией в истории компании.

Это связано с более низкими эксплуатационными расходами в Сингапуре, в том числе на энергию и персонал.

«Стоимость всегда имеет значение, даже если у вас есть продукт с относительно ограниченной конкуренцией», — сказал Кристоф фон Плото — генеральный директор компании.

По его словам, его конкуренты производят аналогичные пластины, поэтому преимущество дает цена, а не качество. В Германии «у нас нет конкурентоспособных цен на энергию, что является одним из основных факторов затрат в такой отрасли, как наша», — сказал он. По его словам, Сингапур в настоящее время производит около 60% общего объема производства компании, и ожидается, что объем производства снова удвоится благодаря новому заводу.

Немецкий бизнес уже сталкивался с крупными экономическими потрясениями, включая беспорядочное воссоединение Восточной и Западной Германии в 1990-х годах. Тогда федеральное правительство потратило сотни миллиардов долларов на восстановление бывшего коммунистического Востока. Высокие расходы привели к росту внутренних цен и подорвали конкурентоспособность немецкого экспорта, что помогло поднять уровень безработицы до послевоенного максимума в 12%.

Ряд реформ рынка труда в начале 2000-х помог снизить стоимость рабочей силы и восстановить конкурентоспособность Германии. После этого экспорт резко вырос, чему способствовало введение единой европейской валюты, стоимость которой снизилась из-за более слабой экономики южной Европы, что сделало немецкие товары менее дорогими в других валютах. В течение нескольких лет Германия была даже крупнейшим экспортером товаров в мире, опережая США и Китай.

После короткой, но резкой рецессии, последовавшей за глобальным финансовым кризисом 2008 года, экономика Германии резко восстановилась, опередив даже США, поскольку ее бизнес переключился на продажи в Китай. Растущий средний класс Китая с энтузиазмом скупал роскошные немецкие автомобили, в то время как немецкие фирмы производили машины и инженерное оборудование, необходимые Китаю для строительства городов, автомагистралей и железных дорог.

Примерно в то же время бывший канцлер Германии Ангела Меркель заключила соглашения с Путиным, которые резко увеличили импорт дешевых энергоресурсов из России.

Развивающаяся автомобильная промышленность

Помимо энергетического кризиса, ослаблению роста способствуют структурные изменения. Автомобильная промышленность Германии, на протяжении десятилетий являвшаяся жемчужиной ее производственного сектора, резко сокращается по мере перехода от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям. А китайские производственные фирмы все чаще бросают вызов немецким фирмам на международных рынках.

Одним из следствий этого является то, что многие немецкие компании переносят производство за границу. Это примечательно тем, что Германия была избавлена от части массового аутсорсинга фабричных рабочих мест, через который многие страны с развитой экономикой, включая США, прошли в период расцвета глобализации за последние три десятилетия.

Kostal Automobil Elektrik, поставщик автомобилей с вековой историей, базирующийся в Западной Германии, заявил в июне, что к концу 2024 года прекратит производство в Германии, закрыв три немецких завода. По данным профсоюзов, около 900 рабочих мест будут перемещены или сокращены. Это включает в себя около 100 рабочих мест в сервисных центрах, которые будут переведены в Будапешт.

Семейная компания, продукция которой используется примерно в половине всех автомобилей по всему миру, винит в этом высокую стоимость в Германии, усугубленную пандемией и войной в Украине. Компания заявила, что также необходимо вкладывать значительные средства в новые технологии, поскольку автомобильная промышленность переходит на питание от аккумуляторов.

Профсоюзы предупредили, что действия Kostal могут вызвать эффект домино. «Существует риск потери компетенции и, как следствие, потери рабочих мест для всей автомобильной промышленности Германии, а также ползучей деиндустриализации региона», — заявил Фабиан Фербер, представитель профсоюза IG Metall в Kostal.

FordMotorCo. заявила в июне, что выбрала Испанию, а не западную Германию, для производства электромобилей следующего поколения.

Стюарт Роули, глава Ford of Europe отказался подробно комментировать причины принятого решения, однако аналитики отмечают, что более высокая заработная плата и затраты на электроэнергию в Германии ослабляют ее конкурентоспособность. Роули сказал, что немецкий завод Ford в регионе Саар продолжит производство компактных автомобилей Focus до 2025 года, но после этого его будущее остается неясным.

Сосредоточенность экономических властей и предприятий на протяжении десятилетий на сокращении долга сдерживает рост инвестиций и производительности. В результате чистый акционерный капитал страны увеличился на 21% за два десятилетия до 2019 года по сравнению с 41% во Франции и 54% в США, по данным брюссельского аналитического центра Bruegel. Данные показывают, что даже в ключевом производственном секторе объем инвестиций в Германии постоянно ниже, чем в Италии и Франции.

Канцлер Шольц планирует в ближайшие годы увеличить государственные расходы, в том числе на оборону и зеленую энергетику, что может создать новые источники спроса и помочь сократить разрыв в государственных инвестициях с другими странами с развитой экономикой.

По данным агентства, с середины 2018 года поставщики автомобилей в Германии потеряли 13% своих рабочих мест, согласно данным DeutscheBank.

С учетом демографических изменений — Германия была одной из первых европейских стран, где с 1970-х годов наблюдалось резкое падение рождаемости, — это означает, что в стране ощущается острая нехватка рабочих рук.

Почти половина немецких машиностроительных компаний жалуются на то, что нехватка квалифицированных рабочих тормозит производство. Это самый высокий уровень за всю историю наблюдений, относящийся к 1991 году, согласно опросу, проведенному в июле Немецкой ассоциацией машиностроительной промышленности.

По данным федерального агентства по труду, Германии необходимо привлекать около 400 000 рабочих в год в ближайшие годы, чтобы просто стоять на месте, не двигаясь вперёд, пока ее стареющие представители поколения бэби-бумеров уходят на пенсию.

Koerber AG, инжиниринговая компания, насчитывающая около 12 000 сотрудников, базирующаяся в Гамбурге, недавно удвоила свою команду по подбору персонала до 20 человек. В настоящее время в компании открыто 600 вакансий.

12:30
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.