Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.85
474.30
4.80

Чинить нельзя построить. Часть вторая.

Чинить нельзя построить. Часть вторая.

Недавнее подписание совместной декларации о стратегическом партнерстве между Казахстаном и ОАЭ, согласно которой в страну могут зайти инвесторы, готовые купить две гидроэлектростанции в Восточном Казахстане и доли в АО «KEGOC» и «Самрук-Энерго», возможно касаются и энергоснабжения южной столицы. По крайней мере, ряд экспертов высказал предположение о том, что все три алматинские ТЭЦ также могут быть переданы в управление. Как напрямую, так и через компании с формально местной пропиской, но представляющие интересы потенциальных инвесторов.

В любом случае все будет «крутиться» вокруг суммы в 73,7 миллиардов тенге, необходимых на комплексную модернизацию алматинской энергосистемы. При этом, часть из этой суммы должна быть покрыта из увеличившихся тарифов. По крайней мере, так следует из сообщения пресс-службы АО «Самрук-Энерго», которая на днях обнародовала более подробную «разбивку» инвестиционного запроса:

«Реализацию инвестиционной программы планируется осуществить на 73,7 миллиардов тенге, из них за счет заемных средств, планируется осуществить проект расширения ТЭЦ-1 с установкой ПГУ (парогазовой установки) стоимостью 31,7 миллиарда тенге. Перекладку тепломагистрали ТЭЦ-2 ЗТК (Западный тепловой комплекс) планируется осуществить за счет средств бюджета. Таким образом, за счет средств, предусмотренных в проекте тарифа, планируется реализовать инвестиционные мероприятия и капитальные ремонты на сумму 17,8 миллиардов тенге».

В общем, по версии авторов релиза, жители могут не беспокоиться – из их карманов напрямую должны изъять всего 17,8 миллиардов, а остальные будут изъяты опосредованно.

Что же до остальной части проекта, то гадать о том, чем именно займутся инвесторы (в случае их реального появления), мы пока не будем. Для начала должен быть создан совместный энергетический холдинг с участием фонда «Самрук-Казына» и суверенных фондов ОАЭ. Затем он должен «рассмотреть возможность участия частных энергогенерирующих компаний как с казахстанской, так и арабской стороны», а уж потом – приступать к практическим действиям, например, продолжить эпопею перевода на газ Алматинской ТЭЦ-2, которая вообще-то (в идеалах и обещаниях ответственных чиновников) должна была быть газифицирована уже давно, но пока что наиболее остро нуждается в расширении золоотвала, на которое также требуются дополнительные ассигнования в размере одного миллиарда 646 миллионов тенге. То есть, перспектива перехода с угля на газ по-прежнему так и остается перспективой. Причем, отдаленной и несколько призрачной. А вот резкий тарифный рост, наоборот, становится перспективой весьма осязаемой.

Впрочем, непосредственно к грядущему тарифному плану мы более подробно вернемся чуть позже, а пока рассмотрим текущее состояние энергетического хозяйства южной столицы.

Уголь, газ, экология…

Отсчет энергосистемы Алматы ведется с 1931 года, когда началось строительство Алма-Атинской ЦЭС (Центральной энергетической станции), впоследствии переименованной в ТЭЦ-1. Сдача объекта в эксплуатацию произошла в 1935 году и тогда его мощностей вполне хватало, чтобы обеспечить электроэнергией подключенные к системе части города (население тогда немногим превышало 60 тысяч человек). Станция была запроектирована на сжигание ленгерского бурого угля, месторождение которого расположено неподалеку от города Шымкент. Тепловая энергия в те годы еще не вырабатывалась. Впоследствии ТЭЦ-1 неоднократно модернизировалось, и к 1961 году (когда число жителей столицы КазССР уже превысило 460 тысяч человек) завершились прокладки системы централизованного теплоснабжения и началась выработка тепловой энергии.

Произошли определенные изменения и в самой системе станции, поменявшей вид проектного топлива на карагандинский бурый уголь (которого сжигалось в год более 400 тысяч тонн). Вполне естественно, росла нагрузка на экологию города (тем более, что после его разрастания, ТЭЦ стала находиться практически в центре мегаполиса). Так, например, по состоянию на 2013-й год объем выбросов вредных веществ в атмосферу составлял 3 тысячи тонн, что в несколько раз превышало предельно допустимые нормы.

В результате, в 2015 году начался перевод станции на газ, который после прокладки двух газопроводов среднего давления на удивление прошел достаточно планово, оперативно и безболезненно. Полностью ТЭЦ-1, состоящая из четырех котлоагрегатов и двух туброагрегатов, перешла на газ к июню 2017 года (резервный топливом был определен мазут). После чего, объем выбросов вредных веществ снизился до 0,8 тысяч тонн в год.

Правда, на этом модернизация закончилась, что не решило общую проблему изношенности оборудования. И как рассказывал журналистам в конце прошлого года управляющий директор ТЭЦ-1 Исахан Сыргабаев, в настоящее время разработан проект «Реконструкция и расширения АТЭЦ-1 с установкой ГТУ блоков». Однако, дело уперлось в поиск потенциальных инвесторов…

Практически параллельно с реконструкцией «малой» ТЭЦ городские власти объявили о скором переоборудовании на газ и основной энергетической станции города ТЭЦ-2, носящей имя почетного энергетика СССР и одного из руководителей системы энергообеспечения Алма-Аты Айткали Жакупова.

Любопытно, что ТЭЦ-2, строительство которой началось в 1974 году в Каскеленском районе Алматинской области (ныне Карасайский район), является планировочным «близнецом» с ТЭЦ-2 Нур-Султана и карагандинской ТЭЦ-3. Так что у них абсолютно идентичные возможности и, соответственно, похожие проблемы. Да и модернизация этих трех станций скорей всего должна происходить по единому принципу (единственной разницей у алматинской ТЭЦ является ее некоторая «утопленность» из-за просевших грунтов на 12 метров, поэтому и нормативы работы котлов там по своему уникальны, к тому же сами котлы изготовлены с учетом повышенной сейсмоопасности).

Строилась ТЭЦ-2 этапами, последний из которых был завершен в 1989 году (с тех пор единственно значимая модернизация проводилась десять лет тому назад, и по ее итогам в 2016-м году был построен восьмой котел высотой в 42 метра). Важным нюансом являлось изначальная запрограмированность станции исключительно на карагандинский уголь. Что же до мощности, то таковая у ТЭЦ-2 в 3,5 раза выше, чем у ТЭЦ-1, и составляет порядка 145 МВт по электричеству, тепловая – 100 Гкал/час, которые обеспечивают каждый из действующих паровых и водогрейных котлов.

Отдельной темой жизнедеятельности ТЭЦ-2, конечно же, является экология.

Еще в 2009 году городской маслихат обнародовал комплексную программу по снижению загрязнения окружающей среды города Алматы до 2018 года, в которой одним из основных тезисов являлась констатация того, что «значительное воздействие на общее загрязнение атмосферного воздуха оказывают выбросы теплоэнергетического комплекса ТЭЦ-2, располагающегося вблизи западной границы города Алматы». Немало страстей было написано и про сами выбросы: «взвешенные вещества, вызывающие поражение дыхательных путей злокачественными новообразованиями», диоксид и оксид азота «обладающие высокой токсичностью, вызывают изменения состава крови, уменьшая содержание в крови гемоглобина», формальдегид который «вызывает поражение дыхательных путей, злокачественные новообразования, мутацию, сердечно-сосудистые заболевания. Под влиянием формальдегида могут развиваться дегенеративные изменения печени, почек, сердца и головного мозга».

Кстати, в документе указывалось и на то, что само оборудование ТЭЦ в этом безобразии виновато лишь отчасти, так как в последние годы сложилась практика закупа не карагандинского, а более дешевого экибастузского угля, что, между прочим, дало и снижение производительности котлоагрегатов, которая вместо 420 тонн в час стала 380. То есть, тепловая мощность стала меньше запроектированной, но очевидно ценовая разница между сортами угля «перевесила» все остальные аргументы...

Впервые о возможном переводе ТЭЦ-2 на газ заговорили еще в 2011 году. Тогдашний аким города Ахметжан Есимов сообщил о том, что перевод станции на газ заложен в ближайшие планы и уже разрабатываются необходимые для этого документы.

С таковыми, правда, возникли некоторые сложности. Как выяснилось, необходимо было понять, как использовать газ в заглубленном котельном помещении и утвердить на нормативном уровне все дополнительные технические мероприятия. Любопытно, что «банальный» и не самый дорогостоящий проект с небольшой реконструкцией пылеугольных котлов путем установок газовых горелок с необходимыми защитными мероприятиями от утечек и скопления газа ниже нулевой отметки был раскритикован еще до стадии его защиты. Гораздо больше внимания было уделено его конкуренту – «глобальному проекту реконструкции», в ходе которого от всех восьми котлоагрегатов предлагалось оставить только каркасы, а остальное заменить таким образом, чтобы котлы «вознеслись» над нулевой отметкой. Впечатляла и изначальная смета, составляющая как минимум 15 миллиардов тенге. Впрочем, удивительный как по своей смелости, так и некоторой странности проект совсем не глянулся государственной экспертизе, наложившей на него категорическое вето.

Тогда расстроенные проектировщики вообще заявили о том, что перевод ТЭЦ-2 на газ невозможен по техническим причинам и на некоторое время вопрос отошел на задний план.

Вторично, к проблеме вплотную вернулись в 2017 году, после того, как в ходе совещания по вопросам развития Алматы президент Нурсултан Назарбаев поручил городскому акимату совместно с АО «Самрук-Казына» ускорить работу по переводу станции на газ.

В ответ довольно оперативно появился релиз, в котором сообщалось о том, что уполномоченными органами «рассматриваются разные варианты решения этой важной инженерной задачи». Заодно информировалось о уже проделанной работе: «На данный момент заключен договор на разработку предварительного технико-экономического обоснования с проектной организацией ТОО «Стройиндустрия». По поводу перевода ТЭЦ-2 на газ, проведены встречи с представителями компаний «General Electric», «Mitsubishi Hitachi Power Systems», «Mitsui & Co.», «Hyundai Engineering Co.», АО «Казахский институт нефти и газа», «Indar electric» «Electric Power Construction Corporation», «Theisen», «Destco Group», «RWE». Все перечисленные выше компании готовят предложения по дальнейшему развитию ТЭЦ-2…»

Какие предложения подготовили эта внушительная плеяда консультантов и потенциальных инвесторов и подрядчиков по большему счету так и осталась загадкой. Как, впрочем, и фактическая стоимость всех этих работ.

Лишь иногда, на страницах СМИ в очередной раз вспыхивали жаркие дискуссии на тему предстоящей газификации, где высказывались полярные точки зрения (причем, в большинстве своем достаточно щедро подкрепленные как экспертными заключениями, так и различными документами).

Очередным импульсом к возвращению темы стал визит в Алматы президента Токаева в октябре 2019 года, в ходе которого он заинтересовался экологическими проблемами мегаполиса и, вспомнив о том, что «еще два года тому назад Елбасы дал поручение перевести ТЭЦ-2 на газ», поинтересовался, как оно реализуется. А заодно попросил описать экологическую обстановку мегаполиса в целом

– В 2018 году общий выброс в окружающую среду вредных веществ составил 123 тысячи тонн, из них доля ТЭЦ-2 составляет 27 процентов, – отрапортовал аким Быкытжан Сагинтаев и добавил, что «в настоящее время АО «Самрук-Энерго» разрабатывает технико-экономическое обоснование, предусматривающее перевод существующей станции на газ. Реализация проекта позволит снизить долю вредных выбросов в атмосферу в 17 раз. Прошу вас поручить АО «Самрук-Казына» ускорить прохождение всех процедур после разработки соответствующей документации...»

Очевидно, президент поручил. И уже в декабре 2019 года аким Сагинтаев сообщил, что обсудил модернизацию ТЭЦ-2 с руководителями АО «Самрук-Энерго». После чего отметил: «главной целью модернизации является снижение концентрации загрязняющих веществ в дымовых газах до стандартов Европейского союза», а заодно, упомянул о новом проектировщике:

– Специалисты института «КазНИПИЭнергопром» в настоящее время разрабатывают ТЭО проекта модернизации ТЭЦ-2. Предварительные результаты будут получены в марте 2020 года…

То есть, длинный перечень иностранных компаний со звучными наименованиями в итоге сократился до местного НИИ (к слову, действительно имеющего внушительный опыт работы в этом направлении).

В свою очередь, представители общественных организаций предложили подвергнуть разработанный вариант проекта модернизации независимому аудиту.

Затем пришла пандемия, которая, впрочем, не помешала какой-то кабинетной работе и 25 сентября 2020 года АО «Самрук-Энерго» выступило с официальным заявлением, в котором сообщалось что: «Алматинская ТЭЦ-2 будет полностью переведена на газ. Таким образом, поставлена точка в активных дискуссиях о том, как модернизировать ТЭЦ-2 и свести к минимуму ее вредное воздействие от выбросов на окружающую среду. После обсуждений проблемы со специалистами – энергетиками, экологами, экономистами, представителями власти, единственный акционер владельца станции – АО «Самрук-Энерго», учтя мнение общественности и профессионалов отрасли, выбрал приемлемый, экологичный и технически реализуемый вариант – модернизация котлов с переводом на газ».

Некоторые детали проекта со временем были обнародованы в СМИ и в очередной раз вызвали жаркие споры. В частности, недоумение ряда экспертов вызвали планы частичной реконструкции станции путем замена котлов. Причем на практически аналогичные по типу, но более современного производства и, соответственно, легче подключаемые к газу. В очередной раз заговорили о возможном росте тарифов, экологии, которая, дескать, от такой модернизации улучшится не сильно, ну и конечно же географии поставок. Лично у меня сложилось впечатление что не последнюю роль в раздражении некоторых комментаторов сыграло то обстоятельство, что котлы планировали заказать в российском Барнауле, а это (опять-таки по мнению оппонентов) априори «устаревшее производство, основанное на неэкологичных советских разработках».

Впрочем, с этим были не согласны официальные экологи и в частности, тогдашний министр экологии Магзум Мирзагалиев, (с сентября этого года, он трудится на посту министра энергетики).

В феврале нынешнего года тогда еще главный эколог страны Мирзагалиев, сообщил, что по выводам вверенного ему министерства, технико-экономическое обоснование действующего проекта «Модернизация Алматинской ТЭЦ-2» свидетельствует «о безусловной минимизации воздействия на окружающую среду», поэтому этот проект стоит не только внедрять и даже в будущем расширять:

– Частичная реконструкция ТЭЦ-2 для сжигания природного газа на существующих котлоагрегатах и их постепенной заменой, позволит снизить выбросы ТЭЦ на 83%. Такие преобладающие сейчас токсичные вещества, как диоксид серы, пыль золы вовсе исчезнут. Отмечу, что необходимы аналогичные решения по ТЭЦ-3, расположенной в Алматинской области, выбросы которых на 8% влияют на воздушный бассейн Алматы.

Ну и наконец, вроде бы окончательную точку в деле утверждения проекта поставили в конце мая этого года в ходе совещания по вопросам развития электроэнергетической отрасли с участием главы государства.

Выслушав доклады ответственных чиновников, сообщивших, что окончательный переход на газ ожидается к 2025 году, а первые котлы на газе на ТЭЦ-2 заработают уже в 2023 году, президент дал поручение не затягивать проведение работ:

– От решения данной проблемы зависит экология города Алматы и, конечно же, повышение качества жизни граждан. Поэтому поручаю правительству, фонду «Самрук-Казына» вместе с акиматом окончательно определиться с деталями проекта модернизации ТЭЦ-2 и приступить к ее реализации как можно скорее. Затягивание уже совершенно непозволительно…

Казалось бы, изрядно подзатянувшаяся эпопея с модернизацией теплоэлектроцентрали, наконец, близка к окончанию. Но не тут то было.

Вот, новый поворот…

Уже в июне нынешнего года для многих энергетиков (не говоря уж о наблюдателях и журналистах) стало настоящим потрясением новость о том, что очередная госэкспертиза внезапно и категорически отвергла еще недавно так нравившийся руководству страны и уже фактически утвержденный проект «переделывания» старых котлов теплоэнергоцентрали под газ. И их постепенной замены тоже. А если быть точными, то под секвестр попала сама идея газификации ТЭЦ как таковая, и теперь на первый план выходит принципиально новое соображение о строительстве новой станции.

Дополнительным подтверждением этого стало проведенное в самом конце лета правительственное совещание по модернизации ТЭЦ-2 с присутствием акима южной столицы. Среди прочих докладов на нем была оглашена информация министра индустрии и инфраструктурного развития о повышенных рисках техногенной катастрофы в случае перевода котлов ТЭЦ-2 на газ. Затем участники совещания поговорили о неминуемом увеличении тарифов в случае перевода и обсудили возможность строительства на станционной площадке новой парогазовой установки (ПГУ).

Первыми почему-то стали радоваться этому известию экологи-общественники, которые торжественно объявили в социальных сетях о своей полной и окончательной победе (хотя к «зелеными технологиям» этот проект не имеет отношения в принципе). Ведь по большему счету речь идет о блочной ПГУ, которая будет неразрывно связана технологической цепочкой со старой станцией (особенно, это касается ее тепловой части).

Пощелкали своими калькуляторами и экономисты, которые для начала пришли к выводу, что общая модернизация при новом плане может обойтись под 400 миллиардов тенге. Заодно прикинули потенциальную окупаемость и предположили, что даже для того, чтобы «выйти на ноль» через десять лет, потребуется увеличение тарифов за отопление в три раза, за электроэнергию – в полтора. Повлияет на рост тарифов и обслуживание неиспользованной «угольной части» старой ТЭЦ – ведь согласно очередному проекту она не демонтируется, а лишь консервируется (что в принципе достаточно разумно и дальновидно, мало ли что приключится с этим самым газом). Но таким образом, остановленные котлы и турбины ТЭЦ-2 будут поддерживаться из года в год в полной готовности к запуску в любой момент. И это тоже неминуемо скажется на тарифе.

Кроме того, дополнительную интригу наложила весточка о возможной приватизации или передаче станций в управление. В любом случае, задаться вопросом – не в этом ли была истинная причина внезапной кардинальной смене планов и столь решительной, принципиальной позиции госэкпертизы, для многих наблюдателей показалось нелишним.

В общем, в очередной раз реконструкция ТЭЦ-2 возвращена к исходному состоянию. Как впрочем и увязанная с ней модернизация еще одной станции обеспечивающей электроэнергией и теплом мегаполис – ТЭЦ-3. (Под «юрисдикцией» этой станции, расположенный в трех километрах от города в поселке Отеген-батыр, ранее называвшемся «Энергетический», находится Турксибский район города и район аэропорта).

В качестве исторической справки можно упомянуть, что строительство ТЭЦ-3 (до 1996 года носившей название «Алматинская государственная районная электростанция (Алматинская ГРЭС») началось в 1959 году.

Первый энергоблок был введен в эксплуатацию в марте 1962 года, а в 1965 году достигнута проектная мощность – 200 МВт. С вводом в работу в 1967 году котлоагрегата №6, строительство станции было в основном завершено. Исторически, у ТЭЦ-3 в городском энергокомплексе особая роль: станция выполняет роль балансирующего актива, компенсируя снижение выработки энергии двумя другими ТЭЦ. При этом, выработка тепловой энергии не является ее профилем.

В 90-е годы в недоброй памяти период управления городской энергетикой компанией «Трактебель» станцию вообще признавали как «убыточный актив» и даже планировали ликвидировать, но чуть позже наоборот решили, что у нее будет чуть ли не доминирующая роль после строительства четырех городов спутников в направлении Капчагая.

Впрочем, мифические города так и не построились, но и станцию не закрыли. Даже в период 2007–2012 годов произвели определенную модернизацию, вложив в таковую 11,4 миллиардов тенге, в том числе, на расширение и реконструкцию золоотвалов и вентиляторных градирен пять миллиардов тенге, и на выполнение природоохранных мероприятий 1,1 миллиарда тенге. После чего, удовлетворенно вздохнув, приступили к разработке аналогичного с ТЭЦ-2 плана по переводу станции на газ. Предварительные расчеты и анализ возможности перевода завершили в 2019 году и уже в прошлом году, как положено, приступили было к «определению источников финансирования (в том числе за счет бюджетных средств)». Теперь, судя по всему, в преддверии новых глобальных перемен застопорились и эти изыскания.

Ну а пока крайне запутанная история с модернизацией городских теплоэлектроцентралей накручивает новый виток своего развития, городские власти с переменным спехом бороться с изношенным коммунальным хозяйством.

По состоянию на конец прошлого года, износ инженерных сетей в городе превышает 60%.

Так, по официальной информации ТОО «Алматинские тепловые сети: «На 31 декабря 2020 года общая протяженность городских тепловых сетей составляет 1 тысяча 284 километров. На конец декабря, 2020 года доля тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет составляет 62,4%, что на 1,3% больше, чем на начало 2020 года. Общая протяженность тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет ежегодно растет. Износ тепловых сетей в 2020 году вырос на 43,9 километров...»

– Каждый 19-й алматинец не имеет централизованного водоснабжения и теплоснабжения. Центральное теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение отсутствует в 23 микрорайонах Наурызбайского, Алатауского, Медеуского, Турксибского, Бостандыкского и Жетысуского районов. Кроме проблем с теплосетями есть и иные проблемы. 30% улиц города не освещены или освещены частично. В районах с присоединенными территориями – Наурызбайском, Алатауском, Медеуском и Бостандыкском – не освещены почти 40% улиц, – печально информировал жителей о ситуации прошлого года, аким Бакытжан Сагинтаев.

В течении нынешнего 2021 года планировалось реконструировать 8,3 километра тепловых сетей. Для того, чтобы понять много это или мало, достаточно взглянуть лишь на общие цифры износа...

Думаю, что не удивительно, что на этом не сильно радостном фоне «общественные слушания», посвященные изменению тарифной политике проведенные 26 октября этого года, послужили довольно сильным общественным раздражителем.

Напомню, что в тот день рассматривались заявки сразу трех компаний: «Алматытеплокоммунэнерго», «Алматинские тепловые сети» и ТОО Алматинские электрические станции (АлЭС)». Первые две компании относятся к ведению акимата Алматы, а ТОО «АлЭС», которое пока еще управляет всеми тремя ТЭЦ, входит в структуру АО «Самрук-Энерго».

Проект тарифа АО «АлЭС», в частности, предусматривает рост на 36%. Что любопытно, в соответствующем релизе в очередной раз говорилось лишь о планах перевода ТЭЦ на газ, хотя как мы уже знаем, в настоящее время уже доминирует иной, еще более радикальный проект модернизации в виде строительства ПГУ.

Означает ли это, что и этот план уже признан не актуальным и под потенциальных арабско-казахстанских инвесторов срочно «затачивают» какие-то иные решения (например, возвращение к некоторым из предыдущих проектов), пока непонятно. Понятно лишь то, что у обычного человека от всей бесконечной и эквилибристической чехарды, происходящей с проектами модернизации городского энергохозяйства, голова идет кругом уже не первый год. Что, кстати, очень удобно при принятии каких-то скажем так «спорных решений». Ведь будет надежда, что окончательно запутавшееся в происходящем потребители просто махнут на эти «спорные решения» рукой. По принципу – пусть хоть что-то делается, кроме появления бесконечных, взаимоисключающих проектов и не менее бесконечных трат на них немалых денежных средств. От которых ни тепла в батареях, ни электричества в проводах, ни очистки атмосферы по большему счету не увеличивается, а изношенные системы тепло- и электроснабжения ремонтируются если не совсем уныло, то в любом случае изрядно отставая от требований времени и утвержденных графиков. А миллионы и миллионы тенге, образно говоря, впустую сгорают в топках станций, которые так и не могут дождаться окончательного решения своей судьбы…

Здесь, правда, кто-то может возразить, что мол, алматинцам еще грех жаловаться. Ведь несмотря на всю долгоиграющую и местами весьма подозрительную «круговерть» вокруг городских ТЭЦ, они все-таки исправно функционируют и (тьфу-тьфу) не находятся на грани аварийности. Чего не скажешь про станции, находящиеся в других регионах страны. Тому примером, в частности может служить произошедшая на днях масштабная авария на петропавловской ТЭЦ-2, когда вышли из строя сразу три котлоагрегата. В результате, более суток без света остались 145 населенных пунктов Северо-Казахстанской области с населением 50 тысяч жителей. Произошло и резкое снижение нагрузки на тепловые сети, что привело к резкому падению температуры в помещениях. В настоящее время аварию к счастью устранили. А вот серьезные вопросы к техническому состоянию местных ТЭЦ остались. Причем, не только в конкретно Северо-Казахстанской области, но и некоторых соседних областях….

(Продолжение следует)

17:25
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.