Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

«Столичная» аналитика – змея, целующая себя за хвост

«Столичная» аналитика – змея, целующая себя за хвост

Когда недавно президент Казахстана объявил о повышении минимальной заработной платы с 42,5 тыс. тенге до 60 тыс. тенге, общественность аплодировала стоя. А вот три года назад, Нурсултан Абишевич поручал повысить МЗП с 28 тыс. тенге до 42 тыс. тенге. Тоже были аплодисменты.

Сейчас доля продуктов питания в потреблении домохозяйств по данным бюро национальной статистики в среднем по Казахстану составляет 53,4%, а в трех регионах превысила 60% — Алматинская область (60,6%), Жамбылская область (63,4%), Туркестанская область (62,0%).

Это означает наступившую бедность, а вовсе не то, что мы начали питаться фуагра и икрой, которые выросли в цене. Близки к ним Атырауская (57,8%) и Западно-Казахстанская (57,0%). Идеальных пропорций нет, то можно сделать предположение, что, если расходы семьи на питание составляют более 20%, это уже является проблемой для дальнейшего роста.

Изображение

Последние несколько лет во всех областях бьют в набат, что продукты питания становятся все менее доступными для людей, однако в столице это слышат плохо, как сквозь вату. В столице больше озабочены глобальными проблемами и не всегда адекватными вещами.

Политические активные бедные и голодные люди и сами смогут в буквальном смысле достучаться до властей, однако этот удар, боюсь, будет последнее, что увидят акимы регионов и центральные власти.

А пока государственные органы, квазигосударственный сектор, акиматы и даже президент – опираются на аналитику, которая нередко их обманывает и похожа на невнятные возгласы, а не четко артикулированные выводы.

Скажу больше, после того как госорганы решили, что их будут оценивать по комментариям и постам в Фейсбуке, казахстанский бюджет через разные схемы выделяет не менее нескольких десятков миллиардов тенге на хорошие отзывы о чиновничестве. Создаются IT компании однодневки, они выигрывают тендеры на информационное сопровождение и перезаказывают у фрилансеров. В данной схеме давно нет места для вдумчивого анализа проблем, тут есть потребитель – «госорган», поставщик – «IT банда», исполнители – «случайные лидеры мнений», которых просят бесплатно или платно поддержать какие-то окологосударственные инициативы – от строительства туалетов вдоль трассы до осуждения/оправдания госчиновников, сидящих в СИЗО.

В министерствах, в крупных компаниях, политических партиях уже есть свой штат, числящихся как секретари, сотрудники PR и прочие скромные люди, которые ведут порой по 10 профилей в соцсетях, хвалят руководство и не забывают ругать критиков.

Немного раньше, госорганы, квазигосструктуры осознали, что в соцсетях собирать данные несолидно и надо запускать свои региональные опросы, кабинетную аналитику и прочие аналитические инструменты. Однако крайне важно было сделать так, чтобы результаты и выводы были «правильные» и отражали прогресс на стороне заказчика. Заранее просить аналитические структуры какой-то вывод – опасно и можно нарваться на утечку просьбы, а надеяться на то, что беспристрастный анализ даст хорошие результаты – наивно. Рыночный закон неумолим – спрос рождает предложение.

Вокруг многих госструктур появились аналитические структуры, которые их обслуживают – пишут техзадание для себя, выигрывают этот конкурс, снимают маржу, отдают часть заказчику, а на остаток нанимают аналитиков, которые проводят исследования.

После получения результатов исследования компания-«прокладка» находит нужный ракурс в полученных данных и делает отчет.

Бывает и другое – на основании полученных беспристрастных данных, специально обученная компания пишет краткое резюме, где излагает нужные выводы, а длинные, 100 страничные отчеты и таблицы с тысячами данных – никто и не смотрит.

Таким образом достигается тишина при распределении бюджета, появляется рынок аналитики, которая с одной стороны реальная (потому что привлекают независимых аналитиков), а с другой стороны псевдоаналитика, потому что полные отчеты не читают, а докладывают наверх лишь резюме, которые часто не совпадают с экспертными выводами. А никто и не читает полные версии.

Появился рынок «столичной» аналитики. Она не обязательно привязана к столице, географически это могут быть и региональные структуры, но выводы делаются такие, чтобы можно было только похвалить госорганы.

Похожая ситуация бывает с исполнением госпрограмм, когда квазигоскомпании по ходу выполнения программы, понимают, что не справляются с заданием и вынуждены менять пресловутые KPI и оценивают себя уже по удобным для себя показателям.

Третья, высшая, стадия такой «столичной» аналитической работы – это создание полноценных аналитических структур, которые в своем анализе опираются не на профессиональные знания, здравый смысл и мировые практики, а на измерение соответствия работы госорганов и нацкомпаний их внутренним нормам эффективности.

Как вкратце описал ситуацию эксперт:

«Спрос рождает предложение. Бюджет пилится в тишине. Рождается механизм закупок с одного источника и госзаданий. Соответственно, появляется и рынок внешней закрытой аналитики, хоть реальной, хоть псевдо».

Если греки описывали уроборос, как змея, кусающая себя за хвост, то в случае с аналитикой, эта змея себя за хвост целует и предлагает обществу аплодировать этому.

При этом выводы экспертов, специалистов, независимых и государственных как-то упаковываются в привычные «караван выправляется в пути», «государство готово тратить любые деньги, лишь бы людям жилось хорошо», «впервые в мире людям отдали их пенсию на квартиры, а пенсии платят из Нацфонда» — что создает крикам отчаяния умиротворяющий аккомпанемент с патриотическими нотками.

Удивительно, что выводы Счетного комитета уже публикуются в СМИ; последние мероприятия в СЦК показали, что даже самые терпеливые – «паркетные» журналисты – задают непростые вопросы, однако это не транслируется в поправки в госполитику.

Создается впечатление, что госаппарат, окружив себя красотой отчетов, уже потерял функциональные навыки вычитывания и понимания аналитических исследований, просто выполняя процедуру «заказ-распил-откат-отчет» в режиме двигательного автоматизма.

Возвращаясь к стремительно беднеющим казахстанцам – данная тенденция уже отражена в самых официальных источниках – госстатистике и пока не наблюдается никаких подергиваний госполитики в сторону исправления этой ситуации. К сожалению, если «верхи не хотят» исправить, то «низы не могут» так долго выживать. Госаппарат себя спеленал множеством инструкций и сам не понимает, как выбраться из этой бумажной трясины. Казахстанцы голосуют ногами, кто может, а когда наиболее неимущие захотят исправить ситуацию – будет поздно. Самое время переосмыслить сущность и роль государства в Казахстане, самое время понять – зачем нам чиновники и на что мы платим пусть маленькие, но существенные налоги.

17:35
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.