Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.35
475.54
4.82

Мобилизация, тенге и МИРные деньги

Мобилизация, тенге и МИРные деньги

Мобилизация в России для продолжения боевых действий в Украине не была неожиданностью. Тем не менее, после официального ее объявления появился ряд вводных, обязательно влияющих на экономику России, а, следовательно, и на экономику Казахстана, для которого РФ является крупнейшим торговым партнером.

Попробуем спрогнозировать как данные военно-политические мероприятия на территории РФ могут повлиять на казахстанскую экономику через торговый баланс и валютные качели.

Рост бюджетных расходов

РФ определяет правовой статус добровольцев из квази-государств востока Украины.

Владимир Путин сказал: «Он (правовой статус) должен быть таким же, как и у кадровых военнослужащих российской армии, включая материальное, медицинское обеспечение, социальные гарантии».

По разным оценкам, количество добровольцев составляет 20–25 тыс. человек. Российский юрист Марат Хасянов обнародовал данные, что зарплата российского контрактника в Украине составляет 163 тыс. рублей в месяц – что в целом составляет немногим более 4 млрд. рублей в месяц чистыми зарплатами. Не считая расходов на питание, обмундирование и другие услуги.

Частичная мобилизация по разным источникам предполагает вовлечение в данный цикл еще 300 тыс. человек. В случае проведения минимальной подготовки – 1 месяц – расходы на сборы составляют около 500 долларов на человека (курс молодого бойца) – 150 млн. долларов США.

Если все 300 тыс. мобилизованных введут в зону боевых действий, то вероятнее всего им будет выплачиваться похожая зарплата – итого 48,9 млрд. рублей в месяц или 586,8 млрд. рублей за 12 месяцев (по нынешнему курсу ЦБ РФ – немногим менее 10 млрд. долларов). В случае ранений, смертельных исходов – расходы увеличатся на 15–20%.

Не вдаваясь в детали, можно сказать, что с обеспечением всех 300 тыс. человек хотя бы 1 автоматом и 30 патронами, ежедневным питанием, дополнительные расходы российского бюджета предположительно увеличатся на 3–4 млрд. долларов, при курсе в 55–60 рублей за 1 доллар США.

А с 1 января 2023 года штатная численность военнослужащих РФ увеличится на 10%.

Вкратце, при снижении валютных поступлений, российскому Минфину придется решать вопрос увеличения бюджетных расходов, что вероятнее всего будет сделано через увеличение эмиссии рубля. Другими словами, рублей в экономике РФ станет больше.

Рост объема рублей в экономике автоматически должен снизить курс рубля к твердым валютам, в которых Казахстан торгует с Россией.

Переход экономики на военные рельсы

«Указ о частичной мобилизации также предусматривает дополнительные меры по выполнению государственного оборонного заказа. На руководителях предприятий ОПК лежит прямая ответственность за решение задач по наращиванию выпуска вооружений и военной техники, по развертыванию дополнительных производственных мощностей. В свою очередь все вопросы материального, ресурсного и финансового обеспечения оборонных предприятий должны быть решены правительством незамедлительно», было сказано в обращении Кремля.

Как известно, по оценкам Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), военные расходы России составили 65,9 млрд. долларов (на 2,9% выше чем в 2020).

Можно сделать обоснованное предположение, что военные расходы на дополнительный персонал, замещение выбывшей техники и увеличение количества имеющейся увеличат расходы на 45-50%, что может привести к уровню около 95–100 млрд. долларов в 2022 году и не менее 120 млрд. долларов в 2023 году.

Слабеющий к твердым валютам рубль не сделает российские военные расходы более терпимыми, так как часть оборудования в военной сфере, энергетической и других отраслях – иностранные, а следовательно, Рособоронпрому, нефтяным и газовым компаниям придется обращаться к «параллельному импорту», другими словами к серым схемам, которые увеличивают расходы в твердой валюте.

Тенге и МИР

В силу короткого срока после объявления частичной мобилизации, сложно оценить все экономические последствия, однако можно выделить основные.

Въезд в Казахстан военнообязанных, подлежащих призыву. В данном случае, можно ожидать кратковременный скачок цен на недвижимость в крупных городах Казахстана.

Однако данный рост является возможностью для налоговых служб Казахстана наконец легализовать все арендные договора с выплатой положенных налогов. Не секрет, что бюджет Казахстана не добирает значительных сумм начисленных налогов, поэтому самое время сделать поквартирный обход и занести всех арендодателей в базу индивидуальных предпринимателей. Тем более, что это легко можно сделать и онлайн.

Вероятнее всего, миграция российских призывников будет кратковременной, так как между прокуратурами двух государств подписано много документов о сотрудничестве. Поэтому две меры сделают бессмысленной попытку уклонения от мобилизации. Пусть мы и критикуем цифровизацию Казахстана, однако наша страна является самой продвинутой в СНГ в сфере обмена данными между базами данных разных госорганов, поэтому найти человека, которому нужна регистрация, ИИН и банковская карточка – не составит труда.

Вероятное удорожание российских продуктов питания в Казахстане. Долгое время, усилиями правительств Казахстана импорт российских продуктов питания в нашу страну рос, составив около 48-50% в 2021 году от объема потребления.

В случае фокуса правительства РФ на «быстрые победы», с большой долей вероятности часть продуктов питания и сельхозсырья – запретят к вывозу из РФ.

Кроме того, в РФ может возникнуть необходимость в казахстанском ГСМ, который мало того дешевый, так еще и беспрепятственно вывозится из страны.

В данном случае, логичным было бы установить пункты таможенного мониторинга, которые запрещали бы к вывозу ГСМ. Принимая во внимание то, что январские события начались после газовых протестов, самое время такие пункты установить.

Очевидно, что в 2022 году, удельная доля России и Беларуси во внешней торговле Казахстана снизилась. Если российская экономика всеми колесами встанет на военные рельсы, то это будет означать дальнейшее снижение товарооборота. Вот о чем пишет казахстанская статистика.

Изображение

Как мы видим, товарооборот между РК и РФ растет в абсолютных значениях, однако удельная доля экспорта Казахстана в РФ – снизилась с 12,5% до 8,4%, а импорт из России пусть и вырос на 3,9%, тем не менее, доля РФ снизилась с 41,4% до 37,8%.

Конечно, надо учитывать контрабанду и прочие противоправные варианты торговли, однако статистика неумолима: доля стран ЕАЭС снижается.

Курс тенге. Поднятие процентной ставки ФРС сделало доллар немного сильнее, а до середины 2023 года американская валюта продолжит укрепляться к другим мировым валютам. Поэтому в дальнейшем ослаблении тенге к доллару – нет ничего удивительного.

А вот привязка тенге к рублю – в силу объемов товарооборота – может сыграть с нами злую шутку.

Дело в том, что после введения санкций рубль де факто перестал быть конвертируемой, рыночной валютой, а российские экономисты считают, что высоки риски фиксированного курса рубля и ограничения работы обменных пунктов.

Поэтому расчеты в рублях становятся бессмысленными для казахстанских компаний, а другие валюты – почти недоступными для российских компаний. Высока вероятность, что Казахстан и Россия перейдут на другие валюты расчета, доступные РФ – например, китайский юань. Нынешний курс в 7,5 тенге за 1 рубль – в значительной мере фиктивный и не рыночный.

При этом казахстанские банки скорее всего закроют обслуживание карточек российской платежной системы МИР, включая эквайринг (возможность оплаты по POS-терминалам).

После жесткой риторики со стороны США в адрес платежной системы МИР – наши банки и даже сам регулятор не рискнут работать с ней, чтобы не терять доступ к другим странам.

Поэтому буквально через месяц можно ожидать возникновения проблем в торговле, если не появится какой-то универсальный платежный инструмент.

Вот, что видно на данный момент после объявления частичной мобилизации в Российской Федерации. Можно ожидать ужесточения санкций, включая вторичные – после референдумов. Хочу подчеркнуть, что применение каких-либо санкций против казахстанских компаний ни в коем случае не должно являться поводом для паники. Имея прозрачную границу в 7,5 тыс. километров, народ с низкими доходами и перестройку административной системы – сложно уследить за всеми компаниями.

Дальнейшее развитие событий покажет, куда двинется ситуация.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

09:20
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.