Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$445.66
474.58
4.78

Чинить нельзя построить. Часть седьмая.

Чинить нельзя построить. Часть седьмая.

В начале декабря этого года жители Караганды были несколько заинтригованы новостью о переходе двух городских ТЭЦ и Топарской ГРЭС на газовое топливо. По крайней мере, такой переход сулили бодрые заголовки некоторых новостных агентств, разместивших в своих лентах весть о грядущей реконструкции.

Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что речь идет лишь об весьма отдаленных планах. И как уточнил в республиканских деловых СМИ вице-министр энергетики Жумабай Карагаев, пока что даже не разработано технико-экономическое обоснование способа этой самой газификации. Кроме того, в настоящее время нет достаточного количества газа, так как возможности и ресурсы снабжающего столицу и Карагандинскую область газопровода «Сарыарка» весьма ограничены. И вообще, даже в случае разработки ТОО и появления достаточного количества голубого топлива, переход на сжигание газа Топарской ГРЭС ориентировочно займет лет десять, а двух карагандинских ТЭЦ – не менее пяти лет.

В общем, в обозримой перспективе придется жить с тем, что в наличии. И с извечной проблемой осуществления «точечной» модернизации действующих станций только в обмен на повышение тарифов.

В принципе то, что газа на всех не хватает, жители области поняли уже давно. Очередное подтверждение этого пришлось на нынешний сентябрь, когда жители села Талап осознали, что могут остаться на зиму без тепла. Как выяснилось, газификация региона идет с годовым отставанием от графика, тарифы не утверждены и те жители, которые поверив в заверения местных властей о скором приходе газа, поторопились разобрать у себя угольные печи и поставить газовые котлы, оказались в весьма затруднительном положении. Впрочем, чиновники разного уровня оптимизма не теряли, обещали проблемы постепенно решить и на всякий случай даже проинформировали, что через 15 лет, то есть – к 2036 году, в области будет подключено к газу более 42 тысяч абонентов…

Что же до самого областного центра, то о начале отопительного сезона здесь (как, впрочем, и по всей области) объявили 25 сентября. С небольшими оговорками о том, что при старте сразу произошло несколько мелких аварий на сетях, которые необходимо устранить как силами компании ТОО «Теплотранзит Караганда», так и задействовать местные КСК, а заодно было решено в кратчайшие сроки завершить затянувшуюся реконструкцию тепловой сети в 28-м микрорайоне.

Присутствовавший на проходившим в режиме онлайн аппаратном совещании глава региона Женис Касымбек вспомнил и о некоторых «исторических проблемах»:

– Исторически есть некоторые проблемы с инфраструктурой. Это, прежде всего, вопросы ТЭЦ-2 в Темиртау. Необходимо учесть все ошибки прошлых лет…

Более подробно к этим «историческим проблемам» вернулись уже на другом аппаратном совещании, прошедшем в октябре, когда выяснилось, что очередной ремонт котла на темиратуской ТЭЦ-2 в лучшем случае завершится в самом конце месяца, а в строй он вступит в лишь начале ноября. Кроме того, на подающей электроэнергию КарГРЭС в начале октября произошло аварийное технологическое нарушение на котле №10 и по вине персонала произошло ошибочное отключение котла №9, в результате чего остановились две турбины, но все-таки со временем их смогли включить в сеть и восстановить температурный режим. А в областном центре есть задержки с подключением 11 домов, но и они, по заверениям акима города Ермаганбета Булекпаева, тепло непременно получат, надо лишь немного подождать…

Короче говоря, сезон был открыт. В дальнейшем все было как всегда – жители то одной, то другой части областного центра на некоторое время оставались без тепла в связи с аварийными работами на сетях (в середине ноября отключали 17 домов, где меняли трубу диаметром 219 миллиметров, чуть ранее, из-за смены трубы большего диаметра на ухудшенный режим подачи тепла переводили всех жителей сектора Новый город). Традиционно меньше «везло» темиртаусцам, где например, 3 декабря часть города полностью отключили от теплоснабжения, а ряд микрорайонов перевели на ухудшенный режим теплоснабжения из-за крупной аварии на магистральной теплотрассе, а когда 4 декабря ее все-таки починили и подключили, то произошел новый прорыв…

В принципе, от аварий не застрахован никто и нигде, и весь вопрос в том, носят ли они характер «форс-мажора» или относятся к категории «системных проблем». В случае с Карагандой и ее окрестностями, к сожалению, речь скорее идет о системной категории, к которой, собственно, можно отнести не только плачевное состояние тепловых сетей как таковых, но и всей местной энергосистемы в целом.

История успеха или хроника деградации (нужное – подчеркнуть)

Изначально энергетическая система Караганды, ведущая свой отсчет с 1932 года, была ориентирована на обслуживание промышленных объектов.

Карагандинская ТЭЦ-1 (созданная на базе одноименной ЦЭС) проектировалась как котельная, предназначенная для централизованного отопления стволов шахт и снабжения их электроэнергией. Запуск первой очереди произошел в 1960-м году, затем произошло наращивание мощностей еще четырьмя котлами и турбоагрегатами и ТЭЦ-1, войдя в состав районного энергетического управления «Карагандаэнерго», стала способна подавать тепло в сети активно строившегося района Новый город.

С ростом города и, соответственно, растущей потребностью в тепло- и электроэнергии, в 1970-м году началось строительство ТЭЦ-3, расположенной в 2 километрах к северу от жилого района Майкудук.

Гораздо более мощная в сравнении с ТЭЦ-1 станция приобрела свой законченный вид в 1980-м году, когда был построен третий блок, позволивший наладить централизованное теплоснабжение жилых районов Майкудук, Юго-Восточный, Пришахтинск и Сортировка.

Всего же в настоящее время в областном центре насчитывается 2440 многоэтажных жилых домов с централизованным отоплением.

В 2012 году на станции была введена турбина мощностью 120 МВт. В настоящее время электрическая мощность ТЭЦ-3 составляет 532 МВт, а тепловая мощность – 1174 Гкал/час (для сравнения – у ТЭЦ-1 энергетическая мощность всего 24 МВт, а тепловая – 226,8 Гкал/час).

Обе теплоэлектростанции являются активами ТОО «Караганда Энергоцентр», в свою очередь принадлежащего другому частному ТОО «Казахстанские коммунальные системы», по профилю деятельности основному поставщику тепловой и электроэнергии в Карагандинской, Туркестанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской областях, и городе Шымкент. По данным «Forbes Kazakhstan», владельцами ТОО «Казахстанские коммунальные системы» являются супруги Магда и Динмухамет Идрисовы, занимающие весьма достойную строчку в рейтинге самых богатых бизнесменов страны.

В общую энергосистему региона также входят расположенная в 60 километрах от Караганды Топарская ГРЭС (бывшая Карагандинская ГРЭС-2), одно из мощнейших энергетических предприятий страны, в настоящее время являющееся собственностью компании «Казахмыс», и принадлежащая компании «АрселорМиттал Темиртау» Карагандинская ТЭЦ-2, расположенная в Темиртау.

Что же касается городских тепловых сетей, то их основная прокладка была осуществлена в период 60–80-х годов прошлого века. С наступлением независимости сети неоднократно меняли владельцев, разделялись на магистральные и распределительные (каждый участок со своим управляющим), что создавало неразбериху в случае аварийной ситуации. В конце 90-х годов сети в очередной раз были сведены под эгидой единого управленца, а в 2006-м году выделены в самостоятельную энергопередающую организацию – ТОО «Теплотранзит Караганда». Общая протяженность сетей, находящихся на его балансе, составляет 448 километров (магистральные – 110,5 км, распределительные – 337,5).

Любопытным нюансом в жизнедеятельности карагандинской энергетики является постоянное курсирование многих представителей ее топ-менеджмента во власть и обратно. Так, например, один из генеральных директоров частного ТОО «Караганда Энергоцентр» Андрей Ляпунов, за последние десять лет побывал на должности заместителя акима Караганды, затем перебрался в кресло руководителя государственного ТОО «Теплотранзит Караганда», потом снова отправился на госслужбу, став заместителем акима области, а еще чуть позже, опять вернулся в ТОО «Караганда Энергоцентр», где пребывал на должности генерального директора до февраля этого года. В феврале новым генеральным директором ТОО «Караганда Энергоцентр» стал Сабыргали Идрисов, в предшествующей трудовой биографии которого так же значится пост заместителя акима области. А до государственной службы Сабыргали Идрисов работал все в том же ТОО «Караганда Энергоцентр», сменив там Андрея Ляпунова, который на некоторое время, как уже говорилось выше, вошел в руководство областного центра.

Таким образом, создалась несколько забавная ситуация, когда чиновники возмущаясь огрехами в работе тех же ТЭЦ, опосредованно обращались сами к себе (потому как все проблемы на станциях копились и в период их руководства таковыми), а затем менялись местами.

Небольшим исключением, является трехлетний период работы на посту генерального директора ТОО «Караганда Энергоцентр» Мади Абишева (2014–2017 годы), который впоследствии не стал затем экспериментировать с акиматовскими должностями, а попросту перебрался в столицу, где сначала вошел в правление АО «Астанаэнергосервис», а после того, как это АО было с треском расформировано в связи с дублирующими функциями, трудится одним из руководителей АО «Астана-Энергия», в чью «епархию» входит комплекс столичных ТЭЦ (о трудностях и чаяниях тамошней энергетики, мы писали в первой части этого цикла).

Еще одной характерной особенностью функционирования энергосистемы угольного региона является ее перманентная модернизация (по крайней мере, в декларациях и выступлениях отраслевого менеджмента за очередной отчетный период) и не менее перманентные жалобы представителей этого же менеджмента на критический износ и нехватку модернизации (особенно, при аргументировании необходимости увеличения тарифов).

Так, например, бессменный генеральный директор ТОО «Казахстанские коммунальные системы» (учредитель ТОО «Караганда Энергоцентр») Наби Айтжанов несколько лет тому назад сообщал в интервью республиканским СМИ о том, что на инвестиционную программу реконструкции карагандинских ТЭЦ выделено более 38 миллиардов тенге.

– Оборудование с годами не становится лучше. Оно стареет, растет количество неплановых ремонтов. Надеяться лишь на профессионализм сотрудников, поддерживающих такое оборудование в рабочем состоянии, до бесконечности просто было невозможно, предприятия остро нуждаются в модернизации. Вот смотрите, ТЭЦ-3. В большинстве своем котлы и турбины здесь установлены в 80х годах. Сейчас им порядка 35 лет. По ТЭЦ-1 ситуация более критичная – здесь оборудование 60-х годов запуска. Производители тепловой и электрической энергии очень нуждаются в изменениях, которые бы позволили привлечь инвестиции в производство, именно с целью поддержания оборудования, которое приблизилось к порогу выработки ресурса. Все наши усилия направлены на проведение качественных капитальных ремонтов на котельном и турбинном оборудовании. На Карагандинской ТЭЦ-3 на шести котлах из семи – были проведены три расширенно-текущих ремонта и шесть капитальных. Капитальные ремонты уже прошли на трех турбоагрегатах, все турбины будут капитально отремонтированы… Мы начали новый проект расширения Карагандинской ТЭЦ-3. Проводятся работы по установке нового энергетического блока …

Казалось бы, все складывается хорошо и в скором времени станции начнут работать на новеньком оборудовании производства ведущих мировых фирм. Но прозвучавшая в марте нынешнего года оценка ситуации со слов нынешнего генерального директора ТОО «Караганда Энергоцентр» Сабыргали Идрисова, оказалась, мягко говоря, далека от идеала:

– Хочу обратить внимание на то, что износ оборудования станций – ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 – достиг критической отметки. ТЭЦ-1 работает с 1960 года, а ТЭЦ-3 – с 1977 года. В течение шести лет, из действующего тарифа была исключена инвестиционная составляющая. Это лишило нас возможности вкладывать средства в производство… На ТЭЦ высокая текучесть кадров, молодые люди с высшим профильным образованием не спешат идти работать на станцию. Кадры «стареют», молодежь на предприятии не задерживается. Основная причина этого – низкая оплата…

С этим мнением солидарен и предыдущий директор Андрей Ляпунов:

– ТЭЦ-3, введенная в эксплуатацию в 1970-х, катастрофически стареет. Ее оборудование не выдерживает возросших за пос­ледние десятилетия нагрузок. Если температура воздуха на улице опускается до -15 градусов, то, в принципе, мы температурный график соблюдаем. Когда температура на улице опускается ниже минус 15 градусов и поднимается ветер, мы график не выдерживаем. Недогреваем теплоноситель…

(В правдивости этих слов неоднократно убеждались как обычные потребители тепла, так и контролирующие органы. Например, в феврале 2021 года на ТОО «Караганда Энергоцентр» был наложен административный штраф в размере 4,6 миллионов тенге после жалоб жителей на холод в квартирах. Итоги внеплановой проверки показали, что «фактические параметры на подающих и обратных трубопроводах ТЭЦ-3 серьезно отклонялись от заданных»).

Также оба директора единодушно сходятся в том, что единственным выходом из ситуации является повышение тарифов:

– Благодаря росту тарифа, у предприятия появляется источник инвестиционных затрат, который позволит осуществлять мероприятия по реконструкции, модернизации и расширению станций…

А заодно, опять-таки по мнению бывших и нынешних топ-менеджеров, увеличение платы за электричество и тепло поможет избежать экологической катастрофы и полной остановки станций:

– С 2017 по 2020 годы предприятие направляет средства на наращивание дамб действующего золоотвала и строительство нового золоотвала с 2021 года. При отсутствии свободной емкости для складирования золошлаковых отходов возникает угроза полной остановки ТЭЦ-3, экологического бедствия, а также крайне негативных социальных последствий для Карагандинского региона – отсутствие подачи тепловой энергии в отопительный период и энергоснабжения города и промышленных предприятий, – расписывал в конце марта этого года возможные катаклизмы Сабыргали Идрисов.

В принципе, энергетики своего добились, и тарифы в ноябре этого года были подняты. И как подчеркивал в ходе публичных слушаний по этому вопросу г-н Идрисов:

– Прежде всего, это требуется для реализации инвестиционной программы на предстоящий пятилетний период, которая оценивается в 15 миллиардов тенге. Только лишь текущий и капитальный ремонт оборудования (двух котлов и двух турбин) ТЭЦ-3 запланированный на 2021 год, обойдется в 8,9 миллиарда тенге…

Очевидно в качестве дополнительного аргумента были озвучены и цифры убыточности вверенному ему ТОО, которые растут буквально ежегодно:

– На протяжении последних лет ТОО «Караганда Энергоцентр» работает в убыток. В 2016 году убыток составил 667 миллионов тенге, 2017 – 800,4 миллиона тенге, 2018 – 877 миллиона тенге, в 2019 – 1,4 миллиарда тенге, в 2020 – 1,8 миллиарда тенге. Все это связано с низким тарифом на производство тепловой энергии… – озвучил версию столь удручающих результатов финансово-хозяйственной деятельности генеральный директор ТОО.

Из всего вышесказанного получается, что даже при дефиците «инвестиционной составляющей» (которая, как мы уже убедились, величина весьма непостоянная и ее наличие или отсутствие, напрямую зависит от тематики выступления руководства ТЭЦ), предприятие все равно работает себе в убыток. Да и с продажей тепловой энергии тоже не все благополучно, так как ее покупателем является ТОО «Теплотранзит Караганда», финансовые показатели которого, так же, мягко говоря, неутешительны.

Партнеры по несчастьям

В декабре прошлого года увидело свет аудиторское заключение, подготовленное сотрудниками ревизионной комиссии по Карагандинской области, согласно которому положение ТОО «Теплотранзит Караганда» оценивалось как финансово неустойчивое, в связи с преобладанием кредиторской задолженностью над дебиторской.

Были в отчете и другие любопытные цифры. В частности, указывалось, что в течение 2018-го и 2019-го годов (период, охваченный аудитом) ТОО «Теплотранзит Караганда» получил от своего учредителя – городского акимата, 9,2 миллиарда тенге в качестве бюджетных кредитов для осуществления ремонта теплотрасс. В итоге, на конец 2019 года долгосрочные обязательства ТОО увеличились на 8,5 миллиардов тенге, или 103,4%.

2018 год предприятие завершило с убытком в размере 321,9 миллионов тенге. Но как подчеркивается в документе: «Несмотря на неэффективные действия руководства ТОО «Теплотранзит Караганда» по управлению госактивами, акимат пополнил его уставной капитал на 117,1 миллиона тенге путем передачи недвижимого имущества».

«Отрицательное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, значительное преобладание кредиторской задолженности над дебиторской позволяет говорить о неустойчивом финансовом положении ТОО «Теплотранзит Караганда». При этом реальная отдача от вложений в товарищество незначительная, поступление в бюджет чистого дохода в 2018 году составило 0 тенге, в 2019 – 3 млн. тенге, или 1,8% от объема вложений», – говорится в заключении, подписанном членом ревизионной комиссии Карагандинской области Айгуль Кутжановой.

В свою очередь, местные СМИ отмечали, что проблемы этого государственного предприятия ведет свои корни с еще более давних времен (когда форма собственности предприятия была смешанной, частно-государственной) и приводили данные, согласно которым, несмотря на систематические бюджетные вливания, число аварий на трубопроводах постоянно росло: 2005 год – 2853 аварии, 2006-й – 4612, 2007-й – 4890 и так далее.

В 2008 году ТОО полностью перешло под юрисдикцию акимата, а осенью 2009 года хозяйственной деятельностью этой компании заинтересовалась финансовая полиция, по версии следователей которой, тогдашнее руководство ТОО «Теплотранзит-Караганда» не совсем законно оперировало громадными бюджетными средствами, выделенными ранее на пополнение уставного фонда компании и проведение масштабных ремонтов тепловых сетей.

В результате работавший в ту пору директором ТОО Виталий Згонник, был арестован по подозрению в крупных хищениях и злоупотреблении должностными полномочиями на сумму около пяти миллионов долларов США.

Заодно была оглашена информация технического аудита, согласно которому износ основных фондов ТОО «Теплотранзит-Караганда» достигал 80%…

Судя по всему, положение не сильно выправилось и в наши дни. Согласно данным, озвученным советником акима Караганды по коммунальным вопросам Бекетом Кощегуловым, из 896 километров теплотрасс и магистралей 112 километров не имеют изоляции. Чтобы ее восстановить нужно более 5 миллиардов тенге.

Мало того, несмотря на систематически выделяемые средства по государственной программе «Нурлы Жол», компании «Теплотранзит Караганда» не хватает денег даже на то, чтобы ремонтировать свои сети в нормативных объемах. Если в 2013 году было заменено 34 километра труб, то в 2018-м ремонтные показатели снизились до 26 км, а в 2020-м – и вовсе до 16 километров.

В начале нынешнего года стало известно о выделении из бюджета 5 миллиардов тенге на изоляцию сетей отопления. Но как сообщили сами ремонтники, до конца года будет выполнена изоляция лишь 16,6 километров труб, при требуемых объемах в 76,2 километра…

С бедственным положением вверенного ему предприятия солидарен и генеральный директор ТОО «Теплотранзит Караганда» Алишер Ибрагимов, который в октябре прошлого года рассказывал о трудностях, испытываемых его товариществом. Среди таковых особо отмечались высокий износ тепловых сетей и оборудования, необходимость расплачиваться по госкредитам, которые компания «Теплотранзит Караганда» брала на реконструкцию магистральных сетей (более 12 миллиардов тенге), а также нехватка кадров в связи с низкой заработной платой

– Сейчас мы имеем дефицит почти по всем статьям затрат. Особенно плачевная ситуация складывается по оплате труда, ГСМ, охране труда и технике безопасности, а также налоговым платежам, – жаловался директор ТОО и так же как его коллеги-смежники из руководства ТОО «Караганда Энергоцентр» активно ратовал за повышение тарифов.

Дальнейшая судьба ТОО «Теплотранзит Караганда» тоже туманна. Возможно, городским властям просто надоело возиться с опостылевшим трубным хозяйством, износ которого достигает 80 процентов, возможно были еще какие-то причины, но в любом случае, как стало известно, предприятие оказалось включено в комплексный план приватизации на 2021-2025 годы.

Оценочная стоимость объекта еще не определена. При этом, согласно данным реестра государственных предприятий, долгосрочные активы ТОО «Теплотранзит Караганда» оцениваются в 12,2 миллиарда тенге, обязательства – в 16,7 миллиардов тенге, а собственный капитал имеет отрицательное значение – минус 3 миллиарда тенге.

Насколько при таких условиях объект может быть привлекателен для потенциального покупателя – вопрос весьма непростой. И судя по всему, четкого ответа на него пока не предвидится…

Пожалуй, единственно позитивной новостью, касающейся «трубного вопроса», можно считать строительство тепломагистрали от ТЭЦ-3 до юго-восточных районов города. Впервые о ней говорил еще в 2014 году тогдашний аким области Нурмухамбет Абдибеков, который оценивал проект в 10,3 миллиарда тенге (средства на его реализацию должны были поступить из республиканского бюджета по программе «Нурлы Жол»). Затем, в 2016-м году, ориентировочная стоимость новой теплотрассы возросла до 15 миллиардов тенге, а срок строительства был запланирован на три года (то есть, до 2019 года). И вот в нынешнем году стало известно, что строительство новой тепломагистрали стоимостью в 22 миллиарда тенге скорей всего завершится в следующем году и таким образом «решится давно наболевший вопрос бесперебойного теплоснабжения жилых домов в юго-восточной части областного центра»…

В общем, у почти полумиллионного населения «угольной столицы страны» всегда есть «право на надежду». В том числе и на то, что нынешний отопительный сезон, в отличие от прошлых, будет чуть менее аварийным и дискомфортным. По крайней мере, так им обещали чуть ли не все уполномоченные лица города и области и даже подкрепили свои слова новыми тарифами, благодаря росту которых теперь очевидно будет возможно превентивно выявлять очередные «слабые места» многострадальной энергосистемы региона.

Кстати, практически одновременно с Карагандой запрос на повышение тарифов был озвучен и в Восточно-Казахстанской области (напомню, обе ТЭЦ города Усть-Каменогорска так же принадлежат ТОО «Казахстанские коммунальные системы»). Как и в случае с Карагандинской энергосистемой, необходимость корректировки тарифов в сторону увеличения объяснялась убыточностью деятельности местных теплоэлектростанций, необходимостью выполнения инвестиционной программы и борьбой за экологию (в частности, снижения в воздухе диоксида серы, выброс которого от двух городских ТЭЦ составляет более 8 тысяч тонн в год). Последний раз об этом вредном химическом соединении усть-каменогорцы активно вспоминали совсем недавно, в конце ноября – начале декабря этого года, когда у сотен жителей областного центра в очередной раз начались жалобы на ухудшение самочувствия, трудности с дыханием, кашель, насморк, воспаление слизистых и симптомы общего отравления. И действительно, согласно замерам экологов, содержание в атмосфере диоксида серы в эти дни превышало допустимую норму почти в три раза. Правда, департамент экологии ВКО пояснил, что произошедшее загрязнение воздуха еще не относится к категории экстремально высоких. Тем не менее, более подробные данные о виновных было обещано предоставить чуть позже. А заодно официальные экологи напомнили особо чувствительным горожанам, что при сжигании твердого топлива в городских ТЭЦ и автономных котельных, накопление в воздухе вредных веществ и образование смога неизбежно.

В ответ, в социальных сетях города стали вспоминать прошлогодние обещания министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума Мирзагалиева о том, что ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ» внесет свой действенный вклад в дело экологического оздоровления атмосферы. И попутно интересоваться – куда же делись потраченные на это важное дело 7,6 миллиардов тенге?

(Продолжение следует)

10:31
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.