Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.32
473.33
4.76

Чинить нельзя построить. Часть восьмая.

Чинить нельзя построить. Часть восьмая.

В середине ноября этого года жители Усть-Каменогорска активно обсуждали сразу две новости, так или иначе относящиеся к теплоэнергетике.

Во-первых, 12 ноября 2021 года постановлением правительства №810 был утвержден новый генеральный план областного центра, в котором в очередной раз профигурировал проект строительства в левобережной части города новой ТЭЦ.

А во-вторых, руководство действующей ТЭЦ подало новую заявку об утверждении тарифа на производство тепловой энергии и инвестиционной программы в 2021–2025 годах, в которой вполне предсказуемо попросило этот самый тариф увеличить. Мотивировалось это и удорожанием угля, и необходимостью проведения модернизационных работ на самой станции, часть оборудования которой нуждается не только в ремонте, но и полной замене. Заодно энергетики жаловались на убытки предыдущих лет в размере более 4,7 миллиарда тенге, которые, по их словам, получились исключительно из-за низких тарифов. Ну и конечно же, указывалось на то, что при существующем положении дел весьма скоро может возникнуть дефицит теплоэнергии, так как действующие мощности с трудом сопрягаются с расширением жилого фонда.

В ходе общественных слушаний большинство их участников сошлись на том, что тарифы действительно придется повышать. Но окончательное решение, конечно же, будут принимать специалисты Департамента по регулированию естественных монополий ВКО и, может быть, даже весьма скоро.

В принципе, с тарифами все более менее ясно, тем более, что на самом деле нынешняя тарификация изрядно отстает от общереспубликанской планки. А вот новость о гипотетическом появлении на карте города ТЭЦ-2 вызвала у жителей стойкое ощущение «дежавю» из серии – «Что, опять?», а заодно целую серию мрачных пророчеств о неминуемом крахе и этого проекта. Впрочем, о причинах столь пессимистичного настроя мы поговорим чуть позже, а пока по традиции рассмотрим нынешнее положение дел.

Традиционные «из рук в руки»

До 1997 года энергетика края была формально разделена на две области (Восточно-Казахстанскую и Семипалатинскую), но на деле составляла единое целое и находилась в подчинении районного управления энергетического хозяйства (РУЭХ) «Алтайэнерго».

Сначала был упразднен единый управляющий орган, затем, в марте 1997 года, в рамках приватизации на торги были выставлены четыре ТЭЦ – Лениногорская, Семипалатинская ТЭЦ-1, Согринская ТЭЦ и Усть-Каменогорская ТЭЦ, а в мае этого же года с административной карты страны исчезла Семипалатинская область, слившись с ВКО.

Таким образом, все энергохозяйство стало единым даже по форме, и покупатель (точнее, концессионер) тоже оказался один – американская фирма «AES Corporation», которая в июле все того же 1997 года сначала забрала в концессию на 20 лет все ТЭЦ, а также Усть-Каменогорскую и Шульбинскую гидроэлектростанции, затем добавила в этот список тепловые сети областного центра (АО «Усть-Каменогорские тепловые сети»), а в 1999 году – региональные энергетические компании (РЭК) в Усть-Каменогорске и Семипалатинске.

Названия объектов оставались прежними, только теперь перед каждым из них добавилась аббревиатура «AES».

По условиям концессионных договоров, перспективы выглядели весьма красиво и даже впечатляюще. Например, инвестиционные обязательства корпорации в Усть-Каменогорскую ГЭС составляли 50 миллионов долларов США, а в Шульбинскую – 410 миллионов долларов.

В реальности все оказалось куда как прозаичнее. Инвестиционная программа откровенно «хромала», управленцы ссылались на низкие тарифы, которые ввергая предприятия в убытки, не позволяли эту самую инвестиционную программу полноценно осуществлять и во всем винили неуступчивость казахстанских анитимонопольщиков в лице АРЕМ. В свою очередь, представители государственных ведомств, периодически осуществляли контрольные проверки работы предприятий и по их итогам накладывали внушительные штрафы, которые иностранные менеджеры, впрочем, оплачивать, особо не торопились. Забегая вперед, стоит сказать, что в результате сложилась интересная ситуация, когда, постепенно возвращая некоторые объекты в госуправление, выяснялось, что в их «наследство» входят и миллиардные долги по неоплаченным штрафам. Для примера, одна только энергоснабжающая организация ВКО ТОО «Шыгысэнерготрейд» задолжала государству штрафов на общую сумму 3,2 миллиарда тенге.

Были и другие шумные скандалы. В своей хозяйственной деятельности зарубежные управленцы не особо церемонились с должниками. В частности, в одну из морозных зим они демонстративно отключили отопление тепличному комбинату в пригородном поселке Согра, таким образом уничтожив все растения и фактически разорив это хозяйство, да и просто оказывали моральный прессинг, публикуя фамилии даже самых незначительных должников в СМИ и изматывая их судебными исками.

А финансовая деятельность казахстанских подразделений AES (например, привлечение кредитов под 35,2% годовых от головной компании) становилась предметом серьезных разбирательств не только на областном, но и на республиканском уровне, когда создавались межведомственные правительственные комиссии, призванные разбираться – насколько управленцы выполняют условия контрактов и не собираются ли вообще обанкротить вверенные им предприятия.

В общем, постепенно напряжение нарастало с обеих сторон, и начался «разводный процесс», в итоге которого часть энергокомпаний вернулась в государственную собственность, а еще часть была оперативно перепродана другим претендентам. Например, Усть-Каменогорская и Согринская ТЭЦ в апреле 2017 года достались казахстанской компании ТОО «Казахстанские коммунальные системы», вышедшей из недр южно-казахстанской корпорации «Ордабасы», возглавляемой Динмухаметом Идрисовым.

Вот так и живем…

Запущенная в 1947 году Усть-Каменогорская ТЭЦ (основной источник теплоснабжения города) традиционно считалась передовой по своему оборудованию. Модернизации ее мощностей регулярно проводились как в советское время, так и в период независимости. Последнее крупное обновление стоимостью в 11,5 миллиардов тенге состоялось в 2016 году, когда был введен в строй новый турбоагрегат мощностью 120 МВт, что позволило увеличить установленную электрическую мощность станции еще на треть. В настоящее время установленная тепловая мощность станции составляет 859,9 Гкал/час, электрическая – 372,5 МВт.

Что касается инвестиционной политики, то согласно заявлениям ТОО «Казахстанские коммунальные системы», инвестиции 2020 года составили 1 миллиард 740 миллионов тенге. Инвестпрограмма УК ТЭЦ на 2021 год также декларировалась на сумму свыше одного миллиарда тенге и предусматривала строительство нового золоотвала и капитальный ремонт сразу трех турбоагрегатов…

Вторым по значимостью источником тепла областного центра является построенная в 1966 году Согринская ТЭЦ, которая обеспечивает теплом и горячей водой юго-восточный район города (около 4000 абонентов поселков Новая Согра, Радужный, Солнечный). Также в число потребителей вырабатываемой этой станцией тепловой энергии входят АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат» и «Тепличный комплекс». Вырабатываемая ТЭЦ электроэнергия продается энергоснабжающей организации ТОО «Шыгысэнерготрейд». Мощности станции не очень велики – располагаемая тепловая мощность составляет 100 Гкал/час, а электрическая 57,3 МВт.

Собственно, низкая мощность Согринской ТЭЦ и приводила к так называемым «точечным» замерзаниям окраин областного центра, когда жители военного городка Ново-Ахмирово, поселков Согра, Радужный и Солнечный периодически жаловались на низкую температуру в своих жилищах. Что же до центральных районов города, то до прошлой зимы там практически не знали проблем с температурным режимом своих батарей.

Зима 2020/21 годов сопровождалась целым шквалом жалоб от потребителей, сетующих на температуру в квартирах в районе 15–16 градусов, что иногда даже вызывало промерзание стен. В первую очередь, в происходящем подозревали ТЭЦ, якобы не дающую нужный режим, однако руководство станции обвинения категорически отрицало и предлагало повнимательней присмотреться к АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» с их трубным хозяйством, а там, в свою очередь, во всем винили организации ответственные за обслуживание домов.

– Данные по соблюдению температурного графика передаются в акимат и Департамент по чрезвычайным ситуациям. Причин, почему в доме или квартире неудовлетворительная температура внутреннего воздуха, может быть много. Это отсутствие технической готовности объекта к отопительному сезону, невыполнение какого-либо из видов работ по подготовке в полном объеме и должным образом, недоработки в организации эксплуатации систем теплопотребления. Часто определяется повышенная теплопроводность строительных материалов ограждающих конструкций в связи с их разрушением вследствие длительной эксплуатации, использование тепловой энергии потребителем не в полном объеме, разрегулировка систем теплопотребления, засорение дроссельного устройства, грязевиков или фильтров, трубопроводов и отопительных приборов системы отопления, – разъяснял технический директор АО «УК ТС» Асхат Букатов.

В ответ возмутились руководители КСК, заверившие, что с их стороны перед началом отопительного периода все необходимые работы были проведены, а низкая температура воды наблюдается «на входе», так что вопросы, мол, все- таки к ТЭЦ.

Таким образом, круг замкнулся и виновных во внезапном «ледниковом периоде» (как окрестили прошлую зиму жители областного центра) толком найти так и не удалось. Зато в очередной раз актуализировался вопрос изыскания дополнительных тепловых мощностей.

– Город расширяется, строятся новые микрорайоны. Хватит ли тепла им, если уже сейчас дефицит появился? – волновался в ходе обсуждения этого вопроса секретарь маслихата Усть-Каменогорска Александр Светаш.

На это директор по ремонтам Усть-Каменогорской ТЭЦ Токстар Айталаков, пояснил, что строительство нового котла и полная замена одного из турбоагрегатов в действующую инвестпрограмму пока не внесены. Однако, они значатся в планах перспективного развития станции; непонятно лишь, кто эти модернизации оплатит.

– Ввод новых мощностей на Усть-Каменогорской ТЭЦ позволит увеличить установленную тепловую мощность станции на 241,2 Гкал/ч в целях обеспечения потребностей развития системы централизованного теплоснабжения города, а также повысить ее надежность. Ведется работа с Министерством энергетики по определению источников финансирования.

Попутно выяснилось, что в обозримой перспективе перевода на газ ждать не стоит, потому что в окрестностях областного центра и нет ни собственного газового месторождения, ни необходимого для такого перевода газопровода, ни даже технико-экономических обоснований строительства такового. Да и вообще, перевод на газ приведет к увеличению тарифов минимум в три раза, что вряд ли придется по вкусу горожанам. Так что, по-прежнему основным топливом будет оставаться уголь с месторождения Каражыра. Надо лишь получше соблюдать требования к его качеству, чтобы исключить высокую зольность и сернистость.

Насчет «зольности и сернистости» вопрос в общем-то не праздный, так как несмотря на заверения руководства как самой ТЭЦ, так и ее владельца ТОО «Казахстанские коммунальные системы» в том, что по сравнению с 22 тысячами труб частного сектора станция дает смога куда как меньше (при этом, отапливая 5480 городских объектов), именно в ней многие видят чуть ли не основного виновника экологических проблем города. Настолько, что в 2016 году ТЭЦ вообще оказалась на грани закрытия.

Тогда в ходе заседания областной прокуратуры, посвященного проблеме загрязнения воздуха, были озвучены данные природоохранной прокуратуры региона, согласно которым из общего числа выбросов серы в атмосферу над городом 21% приходится именно на Усть-Каменогорскую ТЭЦ. Кроме того, прокурор Восточно-Казахстанской области Багбан Таимбетов возмутился фактом отсутствия на предприятии комплексного плана по снижению уровня выбросов и заявил, что при таких условиях, приостановка деятельности станции очень даже реальна:

– Пусть руководство предприятия предоставит экологический план работы. Если обещанное не будет выполнено в срок – остановите ТЭЦ! В городе дышать нечем! – подвел итог обсуждения экологических проблем прокурор области и поручил природоохранному прокурору взять этот вопрос на особый контроль.

В 2019 году были озвучены суммы инвестиций, выделенных со стороны ТОО «Казахстанские коммунальные системы» на мероприятия по оздоровлению экологической ситуации: таковых за последнюю десятилетку набралось 7,6 миллиардов тенге.

«В 2014 году предприятие и внедрило в производство наилучшие доступные технологии. Снизился удельный выброс твердых частиц в атмосферу на 51,3%, диоксида серы – 17%», – расшифровывалась конкретная польза от проделанной работы в релизах, подготовленных энергетиками.

Правда, в декабре прошлого года тогдашний глава Минэкологии Магзум Мирзагалиев (с июня 2021 года он трудится на посту министра энергетики) все равно назвал ТЭЦ одним из главных предприятий загрязнителей атмосферы, хотя и облек это в гораздо более мягкие формулировки нежели прокуроры. А заодно и предложил комплексное решение проблем:

– Объем вредных выбросов достигает 16 тысяч тонн в год, что недопустимо. Однако, заметна работа по внедрению зеленых технологий. Для снижения объема выбросов вредных веществ необходимо разработать дополнительные программы, модернизировать котлоагрегаты и разработать план полной замены очистных сооружений. Кроме того, необходимо автоматизировать все станции контроля качества воздуха в городе и усилить взаимодействие с общественными активистами, населением и СМИ. Нужно постоянно встречаться с населением.

Главная задача – быть максимально открытыми для общества…

Чиновники и энергетики пообещали, что все именно так и будет в самом ближайшем будущем, с чем, собственно, тогда и разошлись.

И так уж совпало, что именно в этот сезон случился уже упомянутый выше «ледниковый период», а заодно обострилась обстановка вокруг АО «Усть-Каменогорские тепловые сети», на которое был наложен крупный штраф.

Если вкратце, то новейшая история тепловых сетей Усть-Каменогорска условно делится на два этапа – пребывание в составе входящего в структуру AES ТОО «Иртыш Пауэр энд Лайт» (с 1998-го по июнь 2013 года) и нынешняя деятельность под юрисдикцией городского акимата.

Что касается периода иностранного управления, то сами зарубежные менеджеры оценивали его достаточно комплементарно. Это видно даже из прощального пресс-релиза ТОО «Иртыш Пауэр энд Лайт», в котором его руководство скромно перечислило все свои многочисленные заслуги в деле обеспечения теплоснабжением:

«На момент передачи в АО накопилась задолженность за теплоэнергию перед ТОО «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ», остро стоял вопрос сборов с населения, теплосети были разделены между различными теплопередающими организациями… За 15 лет управления АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» стало передовой компанией, произошла консолидация активов теплосетей города. По сравнению с 1997 годом в 2,5 раза снизилось среднее количество дней отключения горячего водоснабжении, в пять раз снизилось количество дефектов на сетях. Акимату Усть-Каменогорска передается финансово устойчивое предприятие, соответствующее передовым стандартам управления…»

С одной стороны, определенная правда в этом была. Консолидация городских сетей действительно состоялась, к общим магистралям были присоединены квартальные сети районов КШТ, Защиты, Аблакетки, поселка имени Куленова, микрорайона Промбазы, аэропорта, села Меновное. Ликвидировалась и задолженность перед ТЭЦ (здесь проще, ведь фирмам, находящимся «под одной крышей», договорится всегда возможно).

А вот с другой стороны, вопросы все-таки оставались. И в первую очередь, это касалось технического состояния сетей. По крайней мере, об этом свидетельствовал технический аудит трубного хозяйства, фрагменты которого даже попали в «Программу развития Усть-Каменогорска до 2015 года»: «Общая протяженность тепловых сетей составляет 339,5 км (в двухтрубном исчислении). Требуемый текущий ремонт – 100%».

В принципе, некоторые деньги привлечь удалось довольно быстро. Так, согласно финансовой отчетности АО «Усть-Каменогорские тепловые сети», в 2015 году предприятию в рамках программы «Нурлы жол» был выдан кредит из республиканского бюджета в сумме 154,7 миллионов тенге на 20 лет по ставке вознаграждения 0,02% годовых со льготным периодом по выплате основного долга шесть лет. В апреле 2016 года был заключен еще один кредитный договор на сумму более 1,1 миллиарда тенге. Финансирование прошло по той же программе. Однако, сами тепловики продолжали жаловаться на нехватку средств:

– Износ тепловых сетей в городе составляет более 67%. Но инвестиционная программа нашего предприятия не позволяет нам выполнять такой объем работ, – сетовал в начале 2016 года технический директор АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» Александр Сурченко.

Как часто бывает в таких случаях, деньги решили занять еще и на стороне. И в июле 2016-го года аким области Даниал Ахметов и директор ЕБРР по Казахстану Джанет Хекман подписали предварительное соглашение по проекту модернизации системы теплоснабжения Усть-Каменогорска. Согласно этому документу, планировалось совместное финансирование работ по модернизации системы теплоснабжения города на сумму до 5 миллиардов тенге, в том числе с займом Европейского банка реконструкции и развития в три миллиарда тенге. На практике это означало капитальный ремонт и строительство сетей теплоснабжения, закупку оборудования и специальной техники как для капитального, так и рутинного ремонта труб.

Еще через год, в августе 2017 года был подписан сам договор, и сразу же стало понятно, что скорого его исполнения ожидать не приходится. Даже не смотря на то, что по проекту уже были проведены конкурсные процедуры и определены субподрядные строительные организации. Однако, как выяснилось, подписание контрактов с победителями конкурсов возможно только после подтверждения о выделении государственного гранта, а также после подписания трехстороннего соглашения по реализации проекта между акиматом ВКО, Министерством индустрии и инфраструктурного развития и непосредственно ЕБРР

– До сих пор мы не можем приступить к реализации проекта, столь необходимого городу. Затраты ЕБРР не включены в тариф, нам отказано в получении субсидий, не подписано трехстороннее соглашение, отсутствует бюджетное софинансирование, – проинформировала о положении дел на конец 2019 года финансовый директор АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» Алла Фатеева.

Судя по всему, в настоящее время этот проект по прежнему находится в таком же вялотекущем состоянии как и два года назад. Текущий ремонт сетей конечно же проводится (примерно 9 километров ежегодно), но о широко разрекламированной масштабной реконструкции сейчас стараются вспоминать поменьше.

Что же до уже упомянутого выше штрафа, то в середине февраля текущего года, областной Департамент Комитета по регулированию естественных монополий провел внеплановую проверку в отношении АО «УК ТС», по результатам которой было установлено нарушение законодательства в части правомерности начисления за услуги теплоснабжения, а также по соблюдению обязанности заключения договоров в соответствии с типовыми договорами. То есть, начисление за услуги теплоснабжения в период с производилось по неким собственным расчетам, а не по утвержденной местным исполнительным органом норме потребления тепловой энергии. Это не соответствовало требованиям законодательства и попадало под соответствующую статью Кодекса РК «Об административных правонарушениях».

Однако, сами тепловики с результатами проверки категорически не согласились, заявили, что 4 миллиона 667 тысяч штрафа выплачивать не намерены и попытались обжаловать решение ДКРЕМ в суде. Впрочем, безрезультатно, так как в июне этого года решением судебной коллегии по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.

Обиженные энергетики намекнули, что подобные подрывают и без того не самое стабильное финансовое положение компании, что может сказаться на качестве дальнейшего обслуживания сетей.

Очевидно устав от перманентной борьбы за выделение средств, чиновники решили проблемные активы в очередной раз передать в «хорошие руки» и в мае 2021 года на свет появилось постановление «О некоторых вопросах приватизации имущества Восточно-Казахстанской области на 2021–2025 годы» в котором, среди предприятий, подлежащих передаче в конкурентную среду, значилось и АО «Усть-Каменогорские тепловые сети» (в компании с коллегами из ГКП «Теплокоммунэнерго» города Семей). Их планируется выставить на торги с последующей передачей в доверительное управление с правом последующего выкупа.

Кстати, вопреки мнению ряда экспертов, в список приватизируемых предприятий не попала другая энергопередающая компания – ТОО «Шыгысэнерготрейд».

Также некогда входившее в состав корпорации AES, это ТОО впоследствии было продано американцами АО «Самрук-Энерго», руководство которого в сентябре 2017 года в свою очередь тоже заявило о его перепродаже. Но судя по всему, очень далеко от государства, точнее квазигосударственного сектора это ТОО не ушло, так как стало подразделением АО «Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания» (АО «ВК РЭК»), с недавнего времени переименованного в АО «Объединённая энергосервисная компания» (ОЭСК), в чье хозяйство входят 35 тысяч километров линий электропередач.

С тех пор предприятие постоянно просит о повышении тарифов на электроэнергию, а заодно жалуется на высокий уровень износа воздушных и кабельных линий, а также неудовлетворительное состояние оборудования подстанций. Согласно публикуемым данным, в 2019 году таковой составлял 75 процентов, но сейчас немного снизился до 70 процентов…

Ну и конечно же, практически все энергокомпании города периодически дают понять, что их возможности отнюдь не безграничны и во избежание энергетического дефицита властям стоит задуматься о расширении мощностей. Так, согласно данным АО «Усть-Каменогорские тепловые сети», по техническим условиям нехватка тепловой энергии в областном центре ВКО в 2019 году составила 176 Гкал/час, а в 2020 году, дефицит тепла увеличится в два раза – до 368 Гкал/час.

Такие загадочные проекты…

О том, что Усть-Каменогорску жизненно необходима новая теплоцентраль, говорили уже несколько лет. Этому даже посвящена отдельная колонка на официальном интернет портале акима Восточно-Казахстанской области, где сообщается о разработке технико-экономического обоснования Левобережной ТЭЦ, на строительство которой ориентировочно потребуется порядка 300 миллиардов тенге. В местный бюджет средства не заложены, а Министерство национальной экономики хоть поддерживает проект на теоретическом уровне, но финансирование из республиканского бюджета также не предусмотрено.

Периодически, появлялись и возможные инвесторы. Так, судя по сообщению региональных СМИ, в ноябре 2015 года, Усть-Каменогорск посетила делегация нескольких европейских компаний, вроде как готовых инвестировать в проект по строительству ТЭЦ и внедрить на ней современные технологии. Представители таких фирм как «Global Invest Ltd», «North Trade Energy» и «E3P Group» встретились с акимом ВКО Даниалом Ахметовым и обсудили перспективы участия в проекте. Затем все уперлось в разработку конкретного ТЭО и постепенно сошло на нет.

Поэтому, пока в качестве временного решения проблемы планируется лишь строительство нового котла в Левобережной котельной №2, после чего ее мощность увеличится на 50 Гкал, что по расчетам достаточно для обеспечения теплом примерно трехсот 60-квартирных домов. Правда, в лучшем случае работы по монтажу котла завершатся в 2022 году. Ну и в 2024 году ориентировочно может появиться новый котел на самой ТЭЦ. Здесь, правда, все опять упирается в вопросы финансирования и взаимодействия с республиканскими органами…

Кстати, все перечисленные выше энергетические проблемы областного центра хоть и являются характерными для всего региона в целом, но имеют в нем, скажем так, не сильно выраженный характер. Иное дело, второй по значимости город ВКО – Семей, жители которого из года в год мерзнут в своих домах и периодически ощущают себя брошенными на произвол судьбы.

За подачу тепла в жилища проживающих в городе 350 тысяч человек отвечает созданное в 2003 году Государственное коммунальное предприятие «Теплокоммунэнерго». В настоящее время в его ведение входят одна ТЭЦ (введенная в строй еще в 1934 году), 16 локально расположенных котельных средней и малой мощности, 72 тепловых пункта и 303,3 километров тепловых сетей. Обеспечение теплом потребителей правобережной и левобережной частей города Семея осуществляется раздельно и дислокация энергосистем выглядит следующим образом: на левом берегу Иртыша расположены ТЭЦ-1, РК-1, РК-2 и котельная «Психбольница» поселка Шульбинск; На правом берегу базируются крупные котельные: РК-3 (бывшая ТЭЦ-2), «Центр», «Габбасова», «103-103А», «Зооветинститут», «МЭН», «35 квартал», а также котельные небольшой мощности – «Тубдиспансер», «Дорожник», «Квартал АБ», «Солнечная», «ВИРП».

ТЭЦ-1 обеспечивает теплом 70% жилья и административных зданий левого берега. А это – ни много, ни мало – 324 жилых многоэтажных дома, 41 социальный объект, и в общей сложности почти 22 тысячи жителей.

Последний раз частичная реконструкция станции проводилась в 2016 году по программе инфраструктурного развития «Нурлы жол» (общая сумма средств, потраченных на реконструкцию ТЭЦ за последние годы, составила по документам 24,2 миллиарда тенге), и докладывая об этом радостном событии тогдашнему премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву, аким области Даниал Ахметов сразу оговорился, что принимаемых мер все равно недостаточно и для решения проблемы теплоснабжения в Семее необходимо построить новую ТЭЦ, проект которой находится на стадии разработки. (Кстати, ТЭО по этому проекту было готово еще в 2013 году за счет средств, выделенных со стороны АО «Самрук-Энерго»).

В 2017 году вроде как даже нашлись потенциальные инвесторы для строительства ТЭЦ-3. По крайней мере, сам Даниал Ахметов в тот период весьма активно проводил переговоры с представителями турецкого консорциума «Unit Group», которые заявляли о готовности построить в Семее ТЭЦ-3 энергетической мощностью 450 МВт и тепловой – 650 Гкал. (Ориентировочная стоимость проекта определялась в 1,3 миллиарда долларов США.)

Впоследствии, взаимоотношения продвинулись настолько далеко, что даже декларировалось создание ТОО «UNIT Energy Investment», которое сможет заключить инвестиционный контракт с Комитетом по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию РК.

Однако, внезапно переговоры зашли в тупик, больше о консорциуме ничего слышно не было, а выступая в том же 2017 году на расширенном заседании правительства, аким области уже докладывал о другом потенциальном партнере из КНР:

– Это, прежде всего, совместный проект по финансированию строительства ТЭЦ-3 в городе Семей. Сейчас наша совместная казахстанско-китайская группа изучает. Мы хотим, чтобы доля собственного капитала китайской стороны непосредственно выросла до 15 процентов. Кроме того, Китай собирается финансировать проект в целом…

Эту же информацию Даниал Ахметов озвучил и в ходе своей пресс конференции в СЦК в апреле 2017 года:

– Мы готовимся к совместному проекту, который позволит построить ТЭЦ-3 в Семее. При этом, китайская сторона не только предполагает финансирование, но и участие в капитале. Это для нас является принципиально важным…

Затем пропали новости и про китайцев. Республиканские и региональные СМИ некоторое время выдвигали различные версии на тему, чем могли не угодить зарубежные инвесторы главе области, но так как в основном там все строилось на предположениях, а не на фактах, повторять их мы, пожалуй, не будем.

А вот от фактов практически ежегодного замерзания города все-таки никуда не деться. Менялись акимы (в частности, один из предыдущих городских руководителей – Мейрахмет Айнабеков был показательно снят с должности именно за замерзание вверенного ему города), однако проблемы оставались прежними. Последний раз повальный дефицит тепла в Семее наблюдался практически в течение всего прошлого отопительного сезона. При этом городское и областное начальство ломало головы над его первопричинами.

– Здесь выделяли большие средства на ремонт котельных ТЭЦ-1, также на ремонт РК-1. Сейчас оборудование работает в штатном режиме. Тем не менее есть определенно проблемы по отоплению домов. С чем это связано? Мы должны расчетным путем это определить – специалисты работают. Вообще в целом, в перспективе предусматривается использование профицита тепловой энергии левого берега на правый берег, потому что нас беспокоит нехватка тепловой энергии, и это недопустимо. Будем разбираться, – успокаивал жителей тогдашний заместитель акима области Бакытжан Байахметов (с июня этого года он стал акимом Семея и теперь, скорей всего, сможет детально вникать в ситуацию на месте).

– Подвели первые итоги проделанной работы. По информации комиссии, главная причина, которая привела к ухудшению качества теплоснабжения города – некачественная подготовка к отопительному сезону. То есть, несвоевременно выполненная работа на вышеперечисленных объектах привела к износу оборудования. Тем самым, располагаемая мощность котельных снизилась. Необходимо отметить отсутствие контроля как со стороны акимата города, так и ответственных специалистов, что привело к нестабильной работе теплоисточников. В этой связи, принято решение выделить деньги на то, чтобы покрыть критический дефицит, – чуть позже, подвел промежуточные итоги аким области и поручил главе города «детально изучить ситуацию с привлечением экспертной компании».

И в конце зимы прозвучало одно из экспертных мнений, опять-таки озвученных лично Даниалом Ахметовым:

– Хочу отметить, что в городе Семее нет эффективного гидравлического режима. То есть, проблема не в дефиците высокой температуры, а в хорошей гидравлике или, проще говоря, нет перепада давления…

Рецепта как повышать этот самый гидравлический режим, глава области, к сожалению, не дал, но зато пообещал учесть все ошибки предыдущего сезона и выделить в 2021 году на ремонт котельных бюджетные средства.

Таковые действительно поступили в размере 2,6 миллиарда тенге, и теперь руководство ГКП «Теплокоммунэнерго» обещает, что в течение нынешнего и будущего года дефицит тепла будет устранен.

Правда, затянувшиеся ремонтные работы в октябре этого года не позволили подключить к отоплению жителей трех кварталов, где расположено около 40 трех- и четырехэтажных домов, но здесь виновным определили подрядчика, который вроде как экономил на заработной плате своих рабочих, в результате чего добился кадрового дефицита.

А уже в ноябре выплыла проблема неплатежей на центральной теплоэлектроцентрали города, более тысячи сотрудников которой, как выяснилось, не получали зарплату с лета 2021 года:

– С августа зарплату не платят, хотя она и без того очень небольшая, в пределах 120 тысяч тенге. Вместо денег предлагают брать талоны на молоко и другие продукты. Также предлагают списывать с зарплаты коммунальные счета, но это ведь неприемлемо. Мы словно вернулись в 90-е годы, – жаловались журналистам работники ТЭЦ.

В свою очередь, руководство станции проблему в принципе признавало, долг по зарплате в размере 145 миллионов тенге не отрицало, но ссылалось на форс-мажорные обстоятельства, связанные с арестом счетов, и обещало к концу года все долги погасить. А заодно призвало потребителей тоже погасить накопившееся коммунальные долги, составляющие порядка 300 миллионов тенге.

– Нашу заработную плату мы не получаем от государства. Мы заработную плату именно по тарифу получаем от потребителей. Как наши потребители оплачивают нашу дебиторскую задолженность, мы оплачиваем и заработные платы и текущие ремонты, всё это зависит, грубо говоря, от населения, – разъяснял принципы денежного круговорота директор ТОО «Теплокоммунэнерго» Азат Сарпеков.

В общем, из всех энергетических достижений последних лет жителей Семея может порадовать лишь появление в городе горячей воды в летний период (да и то, это, казалось бы, банальное благо цивилизации, внезапно исчезнувшее вместе с СССР, возвращали горожанам более двадцати лет)…

Таким образом, у жителей ВКО тоже есть «право на надежду». Начиная от мечты о строительстве новых энергетических мощностей, кончая упованием на разработанный в прошлом месяце законопроект «О теплоэнергетике», призванный навести порядок в этой отрасли. По крайней мере, разработчики законопроекта в лице специалистов Министерства энергетики особо подчеркнули, что в настоящее время «отсутствие прочной специализированной правовой базы для отрасли привело к реальным и существенным проблемам недостаточные –темпы развития систем теплоснабжения, низкий уровень инвестиций в отрасль, отставание теплоэнергетики от основных целевых показателей в устойчивом и социально ориентированном развитии».

Кстати, в числе сопутствующих этому законопроекту нормативных актов предусмотрена и «реализация принципа неотвратимости наказания за нарушение законодательства о теплоэнергетике»…

(Продолжение следует)

11:00
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.