Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$443.85
474.30
4.80

Вместе и навсегда: почему Казахстан и Китай нашли общий язык по нефти и газу?

Вместе и навсегда: почему Казахстан и Китай нашли общий язык по нефти и газу?

Инвестиции КНР в развитие нефтегазового комплекса Казахстана за 25 лет составили 45 млрд. долларов, выплаты в бюджет – 50 млрд. долларов, 410 млн. долларов – в благотворительность и социальные проекты.

В 2022 году страны отметили 30-летний юбилей установления дипломатических отношений и 25-летие нефтегазового сотрудничества. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) в Казахстане представляет отраслевые интересы всей КНР, потому любые межстрановые переговоры на самом высоком уровне обязательно включают в себя обсуждение перспектив дальнейшего наращивания взаимовыгодного партнерства. В сентябре 2022 года Си Цзиньпин впервые после локдауна выехал с государственным визитом именно в Казахстан. Эксперты видят в этом исключительно подтверждение тому, что китайский рынок открыт к сбыту углеводородов и продукции нефтехимии, произведенных в Казахстане.

На прошедшей недавно в Алматы научно-практической конференции, посвященной 25-летию казахстанско-китайского нефтегазового партнерства, многие специалисты отрасли отметили, что коэффициент полезного действия технологичных проектов CNPC в общей системе диверсификации экономики в Казахстане значительно выше, чем у других зарубежных инвесторов, зашедших в республику в 90-е годы.

«Казахстан заинтересован в занятии своей ниши на рынке Китая», – отметил главный научный сотрудник Института востоковедения Министерства науки и высшего образования Еркин Байдаров. – Поэтому экономическое и, прежде всего, нефтегазовое сотрудничество с Китаем для Казахстана имеет важное, стратегическое значение. В этой связи подписание 25 лет назад соглашения о сотрудничестве в области нефти и газа между Министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, а также соглашения по строительству нефтепровода из Казахстана в Китай можно назвать началом полномасштабного сотрудничества в нефтегазовом секторе. Это позволило развивать ряд совместных проектов с участием обеих сторон, значимых для экономики Казахстана».

Изображение

По словам эксперта, решение о строительстве магистрального нефтепровода «Атасу-Алашанькоу» в 2004 году, его запуск в 2005–2006 годах, и дальнейший запуск 1–2 очереди 2-го этапа казахстанско-китайского нефтепровода «Кенкияк-Кумколь» стало частью политики диверсификации экспортных возможностей Казахстана, подкрепляемой финансовой надежностью партнера, активностью китайских банков и предсказуемостью покупателя.

По данным Союза нефтесервисных компаний Казахстана, в 2021 году доля Китая в добытой казахстанской нефти составила 17–18 %. По уровню уплаты налогов в бюджет на 4 казахстанско-китайских проекта приходится доля в 10% из 50-ки крупнейших бизнесов республики.

«Динамичное развитие газовой отрасли чрезвычайно важно для всей экономики Казахстана, поскольку фактор газа становится ключевым трендом в мировой энергетике, и газовая отрасль будет только расти», – подчеркнул Еркин Байдаров. – «За последние годы успешно реализован ряд проектов, включая строительство газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент», который стал частью газопровода «Казахстан-Китай», а также завершение строительства газопровода «Центральна Азия – Китай» в 2014 году. Таким образом, с 2009 по 2022 годы включительно по газопроводу было транспортировано в Китай около 400 млрд. кубометров природного газа, обеспечивая голубым топливом более 500 миллионов жителей».

Руководитель программ Азиатских исследований Евразийской ассоциации международных исследований Антон Бугаенко назвал казахстанско-китайское энергетическое сотрудничество ярким примером тому, как из миллиона можно выжать миллиард.

Изображение

«Китай зашел в Казахстан в 1997 году, купив самый проблематичный актив «Актобемунайгаз» и фактически заняв нишу аутсайдера на казахстанском рынке. Но за 25 лет работы в Казахстане экспорт минеральных ресурсов в Китай диверсифицирован», – отметил эксперт. – «Пик экспорта пришелся на 2011-2013 годы, после этого было значительное падение, связанное с экономическими проблемами у наших казахстанских партнеров. С 2018 года началось восстановление, и значительно вырос экспорт природного газа. Сейчас он уже может по объемам сравниться с экспортом нефти».

По доле экспорта в Китай от общего экспорта Казахстана пик также пришелся на 2011–2013 годы – 15%, а сейчас около 3–4% казахстанской нефти экспортируется в Китай.

«Это связано с тем, что большую часть добытой Китаем нефти идет на наш внутренний рынок», – подчеркнул Бугаенко. – «Природного газа в денежном исчислении мы экспортировали больше половины в 2021 году именно в Китай. В условиях важности диверсификации экспорта это хороший показатель. Кроме того, 28% от всех экспортируемых продуктов казахстанского химпрома отправляется в Китай».

По индексу инновационного потенциала Кызылординская и Актюбинская области, где присутствуют китайские мощности, превосходят средние казахстанские показатели. Индекс Актюбинской области, с которой 25 лет назад началось казахстанско-китайское нефтегазовое сотрудничество – 12,5%, и она занимает 3-е место после Астаны и Карагандинской области.

Принятие новой дорожной карты по развитию конкуренции в Казахстане также изменит в ближайшие годы потоки распределения газовых ресурсов так, что CNPC будет направлять часть экспортируемого газа на внутреннее потребление.

«Строительство и запуск газопровода «Центральная Азия–Китай» также открыл Казахстану возможности зарабатывать на транзите газа, что очень важно с точки зрения геополитики. Мы в этом смысле повышаем свое влияние в Центральной Азии, так как являемся основной страной-транзитером газа», – отметил Антон Бугаенко. – «Магистральный газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент» обеспечил бесперебойное газоснабжение всего Южного Казахстана, самого быстрорастущего по населению региона. Так что этот проект был особенно важным даже не с точки зрения роста собственно казахстанской экономики, сколько снижения социального напряжения».

По поставкам на НПЗ 80% объемов нефти приходится на тандем «КазМунайГаза» и CNPC. С принятием новой дорожной карты решился вопрос с посредниками при транспортировке нефти, что дает возможность осуществлять на заводы прямые поставки.

Официальная статистика сообщает об увеличении роли Китая в экспортных операциях – нефтепродукты Казахстана востребованы на китайском рынке, это хорошая ниша для создания новых производств в нашей республике. Помимо экономических показателей идет наращивание инфраструктурного потенциала.

«В развитии многостороннего взаимодействия» между двумя странами важную роль играет CNPC. Корпорация вносит значительный вклад в производство и переработку углеводородов в нашей стране. За четверть века компания инвестировала в нефтегазовую отрасль Казахстана более 40 млрд. долларов и открыла 30 тысяч рабочих мест. Сегодня для общего блага CNPC участвует в освоении месторождения Кашаган, в эксплуатации нефтепровода «Казахстаг-Китай» и газопровода «Бейнеу-Шымкент». Уверен, что вместе мы способствуем процветанию нефтегазовой отрасли Казахстана и будем расширять сферу нашего взаимного сотрудничества», – отметил накануне государственного визита Си Цзиньпина в Казахстан в сентябре 2022 года Касым-Жомарт Токаев.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

09:15
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.