Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.22
476.38
4.82

​Подсчитали-прослезились. Часть третья. Растратам кризис не помеха…

​Подсчитали-прослезились. Часть третья. Растратам кризис не помеха…

В октябре этого года президент Касым-Жомарт Токаев провел рабочую встречу с председателем Счетного комитета Натальей Годуновой (уже четвертую в этом году), в ходе которой, помимо рассмотрения внушительного списка других вопросов, был заслушан отчет о предварительных результатах аудита расходования антикризисных средств, направленных на поддержку агропромышленного комплекса и реализацию программы «Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы».

Более полный и подробный документ (в котором также анализируются расходы средств, направленных на поддержку экономики и социально уязвимых слоев населения) Счетный комитет представит главе государства в декабре этого года. Но уже сейчас понятно, что идиллической картины повального благополучия там не будет и близко.

Как сообщила в ходе октябрьской встречи Наталья Годунова, согласно предварительным итогам проверкой охвачены расходы на сумму порядка 940 миллиардов тенге и ревизорами уже установлен целый ряд финансовых нарушений, а также фактов неэффективного планирования и использования денежных средств.

Каких-либо дополнительных подробностей и цифр, пресс-служба Акорды оглашать на стала, но зато сам текст предварительного отчета по Дорожной карте занятости появился на официальном портале СК, что уже само по себе является событием, заслуживающим внимания.

Итак, согласно документу, из охваченных аудитом 482,3 миллиардов тенге, нарушения были выявлены по использованию 87,5 миллиардов тенге, из которых 11,6 миллиардов тенге пришлись непосредственно на финансовые нарушения, 71,6 миллиардов тенге попали под графу «неэффективное планирование», а еще 4,4 миллиарда оказались неэффективно использованными.

Не очень утешительными оказались данные и по мониторингу сложившейся ситуации: «Обращено внимание, что отмеченные Счетным комитетом в рамках мониторинга (июль 2020 года) системные недостатки при реализации Дорожной карты занятости сохранены, работа по их устранению со стороны отраслевого министерства и регионов не проведена, что подтверждается предварительными итогами аудиторских мероприятий».

И наконец, довольно удручающая картина возникла при анализе конкретных проектов: «Низкий уровень проектов, направленных на создание долгосрочных активов и генерирование финансовых потоков в будущем. За счет бюджетных и внебюджетных средств предусмотрена реализация 6 762 проектов, из них лишь 910 (или 13,5%) являются долгосрочными, направленными на строительство и реконструкцию объектов. Остальные проекты (5 932 единиц или 86,5%) не предполагают создание долгосрочных активов…

Более того, при проведении анализа отбора проектов на предмет создания долгосрочных экономических активов и объектов, способствующих развитию человеческого капитала, включены проекты, не отвечающие требованиям экономической эффективности (строительство парка имени Абая Кунанбаева в селе Караул Восточно-Казахстанской области при малочисленности населения села Караул и расположении в отдаленности от населенного пункта; Строительство средней школы на 1 500 мест в селе Узынагаш Жамбылского района и в микрорайоне Карлыгаш г. Каскелен Карасайского района Алматинской области при отсутствии проблемы 3-сменности в школах этих населенных пунктов)».

Что же касается непосредственно рынка труда, то, в первую очередь, было выявлено отсутствие должного мониторинга за подтверждением достоверности трудоустройства граждан и как следствие – искажение дальнейшей статистики: «Установлено некачественное ведение МИО учета созданных рабочих мест в предназначенной для этих целей Единой информационной системе социально-трудовой сферы (далее – ЕИС СТС).

Сведения формируются с опозданием, некорректно (по расходам, количеству завершенных проектов, численности трудоустроенных), что предопределяет их несопоставимость со статистикой Министерства труда и социальной защиты населения».

А затем следует прямой намек на приписки и подтасовки данных со стороны соответствующих уполномоченных органов власти: «Из подвергнутых аудиту Счетным комитетом 4 329 трудоустроенных по 113 проектам имеется 251 факт повторного внесения одних и тех же физических лиц в базу ЕИС СТС, с одной и той же датой трудоустройства. Также установлен 1 101 факт (из подвергнутых аудиту 11 997 трудоустроенных по 226 проектам) одновременного отражения физических лиц в качестве трудоустроенных самостоятельно работодателем, так и через центры занятости населения.

Кроме того, количество трудоустроенных не подтверждается уплатой отчислений в Единый накопительный пенсионный фонд. Только по Павлодарской области не подтверждено создание 41% рабочих мест (создано 11 085 рабочих мест, имеют пенсионные отчисления 3 722 из 6 365 человек, трудоустроенных через центры занятости)…»

Подмечено ревизорами и номинальное трудоустройство безработных:

«Фиксируется отсутствие требований о трудоустройстве безработных через Центры занятости населения на весь срок реализации инфраструктурных проектов. Тем самым созданы предпосылки для искусственного завышения трудоустроенных за счет обеспечения занятости на краткосрочный период до 1-2 месяцев с принятием на работу в рамках проекта большего количества людей за счет их сменяемости. Особенно актуальны данные риски по проектам, где заявленное плановое значение по созданию рабочих мест в разы превышает потребность в трудозатратах, рассчитанную в рамках ПСД. К примеру, по данным акимата г. Нур-Султан запланированное количество создаваемых рабочих мест не выполняется в сфере строительства, транспорта, энергетики и ЖКХ города при плане в 10 515 рабочих мест создано 6 296 мест (или 59,9% от плана)».

В результате было констатировано «отсутствие значимого влияния программы на занятость населения».

И в первую очередь это связано с тем, что в областях в большинстве своем создавались лишь временные рабочие места, о чем гордо рапортовали местные власти, но через непродолжительное время люди опять оставались без постоянного заработка:

«В 2020 году за счет реализации 6 762 инфраструктурных проектов планируется создать порядка 256 873 рабочих места, из них временных – 241 404 рабочих мест (или 94%) и постоянных – 15 469 рабочих мест после завершения проектов (или 6%). Наиболее высокий показатель создания постоянных рабочих мест запланирован в Атырауской области на уровне 1 207 (или 14,5%), в остальных регионах доля постоянных рабочих мест варьируется в пределах 3,1–8%. Данное обстоятельство не позволяет обеспечить поддержку трудоспособного населения через гарантирование продуктивной занятости».

В общем, становится не совсем понятно, на что же в конечном итоге были потрачены немалые средства, согласно докладам исполнителей программы, были вроде бы как неплохо освоены?

Или опять получается «освоение ради освоения»?

Будем надеется, что в декабре как и обещано специалисты СК представят более полный и подробный анализ на этот счет.

Ну а теперь для контраста бегло посмотрим некоторые данные по реализации этой государственной программы, прозвучавшие из других источников. Вот, например, цитата из сентябрьского обращения группы депутатов нижней палаты парламента к премьер-министру Аскару Мамину с просьбой продолжить полноценное финансирование программы в следующем году, в связи с ее эффективностью в году нынешнем: «Работой обеспечены более 180 тысяч человек со средней заработной платой 130 тысяч тенге, с учетом членов семей участников программы доходами обеспечены около 700 тысяч человек. Заказы получили 19 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса на сумму 370 млрд тенге. Благодаря дорожной карте занятости построено 683 новых объекта социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры. В рамках Дорожной карты планируется создать более 240 тысяч рабочих мест…»

Как указывают сами парламентарии, эти сведения ими были получены от Министерства труда и социальной защиты.

А к середине октября, (то есть, аккурат к периоду, когда был озвучен предварительный отчет СК), цифры министерства стали еще более воодушевляющими: «В рамках Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы реализуются более 6,6 тысяч проектов, на которых заняты 196 тысяч человек со средней заработной платой 130 тысяч тенге. Всего в рамках ДКЗ планируется создать 255 тысяч рабочих мест...»

В общем, как говорится, «почувствуйте разницу». Возможно, после того, как отчет Счетного комитета из предварительного станет окончательным, и с ним опять ознакомится глава государства, чиновникам придется несколько подкорректировать свои оптимистичные данные (это к слову о вышеупомянутой в отчете СК «несопоставимой статистике»), а заодно придумать веские объяснения по поводу миллиардных финансовых нарушений…

В конце октября были обнародованы и некоторые итоги государственного аудита эффективности планирования и использования трансфертов общего характера и целевых трансфертов, передаваемых из республиканского бюджета в областные. Отрадно, что на оглашении этого документа присутствовали представители большинства республиканских министерств (в том числе и национальной экономики), а также местных органов власти.

В результате они помимо всего прочего смогли узнать о том, что «в ходе государственного аудита выявлены: отсутствие механизма мониторинга и контроля за использованием местными исполнительными органами субвенций из республиканского бюджета, непрозрачность механизма распределения межбюджетных трансфертов, отклонения по целевым текущим трансфертам»

Не лучше и результаты анализа деятельности чиновников республиканского уровня: «Допущенные нарушения и недостатки при планировании бюджетных средств на антикризисные меры показывают неготовность министерства национальной экономики обеспечить качественный результат в условиях необходимости оперативного исполнения поручений Главы государства».

В общем, досталось «всем сестрам по серьгам», но самое главное, что буквально в двух абзацах была продемонстрирована беспомощность и неготовность работать на результат у одних, и непрозрачность вкупе с бесконтрольностью у других. Поэтому не удивительно, что в числе рекомендаций помимо наказания виновных было предложено основательно пересмотреть некоторые законодательные нормы и нормативно-правовые акты. Иначе, судя по всему, ситуация так и не выйдет из замкнутого круга.

Что же до планирования и освоения средств, направленных на антикризисные меры, то предварительные итоги показали нарушения и недостатки в Алматинской, Карагандинской и Туркестанской областях и столице страны. Особых подробностей на этот счет в релизах СК, к сожалению, нет, но зато кое-что о ситуации в Нур-Султане рассказала в своем интервью Наталья Годунова: «Пока нет четкого понимания по дальнейшему применению возведенной в период пандемии модульной инфекционной больницы за 5,5 миллиардов тенге. Будет ли она утилизирована или реконструирована с дальнейшим использованием для лечения социально опасных инфекций? Есть проблемы. Это касается государственной поддержки граждан из социально-уязвимой категории населения в части возмещения коммунальных услуг в период объявления чрезвычайного положения. Юридические документы недоработаны, информирование населения запоздало. В результате не воспользовались получением компенсации 40 тысяч человек или 73%. Остались неиспользованными 1,2 миллиарда тенге. Мера поддержки завершена, а средства на момент аудита не были возвращены в бюджет…»

Параллельно с текущей работой стало известно и о некоторых планах СК на будущее. В частности, в следующем году комитет проверит расходование средств займа Всемирного банка на сумму 67 миллионов долларов, которые выделили на финансирование проекта «Модернизация среднего образования». Такой ответ, получили не так давно депутаты парламентских фракций «Ак жол» и «Nur Otan», которые в своих запросах проявили любопытство по поводу эффективности использования направленных в систему образования трансфертов из республиканского бюджета на сумму 27,2 миллиарда тенге, и судьбы вышеупомянутого займа Всемирного банка.

Еще некоторые планы будущей деятельности можно обнаружить в тексте интервью Натальи Годуновой:

– Нами продолжаются аудиты эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора. Мы уже приступили к проверке АО «Национальная компания «Казмунайгаз» и его отдельных дочерних организаций, АО «Национальная атомная компания «Казатомпром». Запланированы аудиторские мероприятия в АО «Казпочта». В 2021 году планируются интересные аудиты по управлению земельными ресурсами, использованию трансграничных водных ресурсов. Не останутся без внимания вопросы теневой экономики, государственная программа «Цифровой Казахстан»…

Последнее предложение, мне показалось особо любопытным. Тут одно из двух – либо сама программа «Цифровой Казахстан» постепенно перешла в разряд «теневой экономики» (что, в свете последних шумных скандалов и громких арестов даже как-то не сильно удивляет), либо все-таки это два разных направления и «вопросы теневой экономики» Счетным комитетом будут аудироваться отдельно. В любом случае, можно предположить, что конец нынешнего года и год следующий не будет обделены новыми впечатляющими открытиями в области исследования бюджетных трат. Так что, к этой злободневной теме, мы непременно еще вернемся.

16:20
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.