Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$447.40
477.55
4.76

Возможна ли конкуренция на рынке реализации лекарств?

Возможна ли конкуренция на рынке реализации лекарств?

Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан проведен анализ состояния конкуренции на рынке реализации лекарственных средств за 2019, 2020, 2021 годы.

Основной целью проведения анализа являлось определение уровня конкуренции, выявления субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, разработка комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.

При анализе были использованы данные и сведения государственных органов, государственной статистической отчетности, маркетинговых исследований, публикаций в СМИ, анкетирования потребителей, собственных исследований антимонопольного органа. Также были учтены условия и способ реализации товаров, в том числе оптовая и розничная реализация лекарственных средств и медицинских изделий.

Границами товарного рынка по реализации лекарственных средств определены границы городов областного значения на основе информации от субъектов рынка, которые реализовывали лекарственные средства на территории городов областного значения и действующих ценах на товар.

Одной из цепочек на фармацевтическом рынке реализации ЛС занимает дистрибуция лекарств. В Казахстане осуществляет деятельность 24 дистрибьютора: ATAMIRAS.S, Pharmcenter Distribution, Аль Фараби Фарм Лтд, Альянс-Фарм, Вива-Фарм, Гелика, Зерде НПО, Казмедимпорт, Компания Росфарм, Медин, Медицинский центр «Лекарь», МТ-Фарм, Нидиа-Фарм, Рауза-АДЕ, Садыхан Премиум, ТурСад, Феникс, Чингиз, Шаншаров Фарм, ЭМИТИ. По территориальному расположению дистрибьюторы имеют склады в следующих городах страны: Алматы, Шымкент, Астана, Актобе, Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск, Караганда, Петропавловск, Талдыкорган, Костанай, Кызылорда.

Объем оптовой реализации фармацевтическими препаратами в 2021 году в сравнении с 2019 годом увеличился на 73% или на 620 702 124 тыс. тенге, по оптовой реализации отечественными производителями также наблюдается ежегодное увеличение объемов реализации за период с 2019 по 2021 годы на 154% или с 85 819 295 до 217 975 737 тыс. тенге.

Рынок производства лекарственных средств в Казахстане представлен 22 субъектами, которые производят 753 торговых наименования лекарств различных форм и дозировок, в том числе осуществляют экспорт в страны (Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Монголия, Азербайджан, Грузия, Афганистан, Киргизия, Узбекистан). Учитывая, что в Казахстанском национальном лекарственном формуляре 6 852 торговых наименований по 884 международным непатентованным наименованиям, объем отечественного содержания лекарственных средств составляет всего 10,98%.

За период с 2019 года по 2021 год в целом наблюдается рост объемов производства лекарств в стоимостном выражении с 92 441 570 до 202 195 169 тысяч тенге или на 118% при этом доли по областям распределены следующим образом в Карагандинской области с ростом с 5,2 до 39,6%, при этом снижается производство в Алматинской области с 32,5 до 17,1%, по городу Алматы с 21,6 до 10,2%, по городу Шымкент с 34,5 до 25,4%.

Реализация лекарственных средств, является лицензируемым видом деятельности, согласно сведениям Министерства здравоохранения в регионах страны выдано 155 лицензий субъектам оптовой реализации и 3717 лицензий субъектам розничной реализации, при этом по результатам проведенных анализов территориальными Департаментами рынок монополизирован.

При этом объем розничной реализации в 2021 году в сравнении с 2020 годом снизился на 3,2% или на 10 106 845 тыс. тенге и составил 308 788 151 тыс. тенге.

При аналтзе за период 2019 с 2021 год по регионам определены следующие субъекты, занимающие доминирющее положение на рынке розничной реализации лекарств, из которых ТОО «Зерде-Фарма», ТОО «КФК «Медсервис плюс», ТОО «Витайм», ТОО «Формат kz», ТОО «Ak Niet Group» — имеют сетевые аптеки и отдельные из них являются оптовыми поставщиками.

Основные выводы:

состав субъектов рынка, действующих на рассматриваемом товарном рынке:

на рынке производства ЛС — 22 субъекта рынка

на рынке оптовой реализации — 149 субъектов

на рынке розничной реализации — 1108 субъектов.

Группа лиц в составе участников розничного рынка:

Алматинская – 2 группы лиц между ТОО «Инкар» и ТОО «Медин», ТОО «Тал-Кен» и ИП «Кененбаева Г.М.».

СКО – 3 группы лиц между ТОО «Дәріханалық ем», ИП Костюхина Галина Валерьевна и ИП Костюхина Виктория Валерьевна, ТОО «Реамол-СК» и ТОО «УРАЛ-К-ТРЕЙД», ТОО «ДӘУIР-ФАРМ», ТОО «Фармлайн» и ИП Рахимова Юлия Ринатовна.

Алматы – 2 группы лиц между ТОО «Аптекаплюс» и ТОО «Аптека № 2», ТОО «Садыхан Премиум» и ТОО «Садыхан Социальная Аптека».

Оптовые доминанты 16 субъектов:

ТОО «INKAR» и ТОО «Медин», ТОО «КФК «Медсервис плюс», ТОО «Инкар», ТОО «L-фарма», ТОО «Медин», ТОО «Аманат», ТОО «СК-Фармация», ТОО «Стофарм», ТОО «Мак Ил», ТОО «Эмити», ТОО «Альянс Фарм», ТОО «Green Line», ТОО «Спектр Фарма», ТОО «Медин», ТОО «НПО Зерде», ТОО «Селмур Фармация».

Розница доминанты 33 субъекта:

ТОО «Семейное здоровье», ТОО «Зерде фарма», ТОО «МФК Гиппократ», ТОО «Кудермед», ТОО «КФК «Медсервис плюс», ТОО «Ak Niet Group», ТОО «Амир и Д», ТОО «Актюбфармцентр», ТОО «Фарм Казына», АО «Талап», ТОО «Фаиз-2016», ТОО «Ала фарм», ТОО «Глория-фарм», ТОО «Витайм», ТОО «Acme Contract Services», ИП «Абдрахманова Г.», ИП «Каспакова», ТОО «Тал-Кен» и ИП «Кененбаева», ТОО «Фармаком импэкс», ТОО «Кокше-Вита», ТОО «AlipPharm», ТОО «INKAR», ТОО «Аптекаплюс» и ТОО «Аптека № 2», ТОО «ИНТЕРТИЧ», ТОО «Экология и медицина», ИП «Вахапова Муххабат Маткаримовна, Лечебно-оздоровительный центр «Санитас», ТОО «Формат.kz», ТОО «Фирма Илья» и ТОО «Медимпэкс», ИП «Трофимова» и ИП «Трофимов», ТОО «Амир и д», ТОО «Садыхан фарм-лидер», ТОО «Садыхан».

барьеры входа на рынок:

— экономические — необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на аренду или приобретения помещения, аптек, складов, магазинов медицинских изделий, приобретение расходных материалов, лекарственных средств в объеме, способном обеспечить осуществление оптовой и розничной реализации, а также длительные сроки окупаемости этих вложений.

— административные барьеры, такие, как лицензирование, большое количество отчетности, соблюдение обязательных санитарных мер, требования к хранению отдельных видов лекарственных средств, препаратов, наличие у персонала фармацевтического образования и знания алгоритмов хранения и выкладка товара при оптовой и розничной реализации лекарственных средств, осуществление контроля качества лекарственных препаратов.

состояние конкурентной среды на товарном рынке:

оптовый рынок характеризуется как:

— высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией в следующих регионах: Костанайская, Павлодарская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Мангистауская, Северо-Казахстанская области и в городе Астана.

— умеренноконцентрированный в Восточно-Казахстанской области.

Туркестан, Акмолинская, Кызылординская, Алматы, Шымкент, Жамбыл –рынок оптовой реализации лекарств не анализировался.

розничный рынок характеризуется как:

— высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией в следующих регионах: Костанай, Шымкент, Жамбыл, Павлодар, ЗКО, Актобе, Атырау, Мангистау, Алматинская

— умеренноконцентрированный в Астана, ВКО, Туркестан, Акмолинская, СКО, Алматы

— низкоконцентрированный в Карагандинской области (2020 и 2021 годы).

Рекомендации по развитию конкуренции:

— Сокращение сроков согласования проектов приказов Министра здравоохранения по утверждению Казахстанского национального формуляра и предельных ценКпо утве, составить единый перечень;

— Вывести из-под государственного регулирования цены на все лекарства безрецептурного отпуска (на сегодняшний день определен перечень из 376 наименований лекарств безрецептурного отпуска для реализации без предельных цен);

— Автоматизировать процесс формирования цен (с целью исключения человеческого фактора и ускорения регистрации во все списки), реферировать при наличии более 3 производителей.

— Предусмотреть ответственность и отзыв регистрационного удостоверения, за регистрацию предельных цен для оптовой и розничной реализации для производителей и поставщиков, создающих антиконкурентные условия (при регистрации низкой цены и в последующем поставку на рынок не осуществляют);

— Сохранить национальные процедуры регистрации на период не стабильной геополитической ситуации по примерам Российской Федерации и Республики Беларусь;

— Определить регламент сроков заседания формулярной комиссии;

— Провести цифровизацию процесса подачи заявок и дальнейшего объединения в единый формулярный перечень (вместо 8 существующих на сегодняшний день, в которые нужно попасть особенно для применения лекарств при оказании медицинских услуг в рамках ГОБМП и ОСМС);

— Мониторинг ценового поведения (МЗ совместно с АЗРК)

— Создание базы данных лекарственных средств (единый классификатор/маркировка), Создание платформ «Парсинг» цен Франко-Заводов, дистрибьюторов, розницы.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

17:55
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.