Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz

Найдут ли управу на электросамокатчиков?

Найдут ли управу на электросамокатчиков?

Число ДТП с участием электросамокатов лишь растет, встанет ли закон на защиту пешеходов?

Никуда от них не спрятаться

Последние пару лет крупные города, особенно Алматы, окончательно перестали быть территорией пешеходов. Кроме угрозы постоянных и страшных аварий с участием автомобилей, людей буквально терроризируют обладатели мобильных средств передвижения. Лихач на самокате может выскочить на тебя на тротуаре, во дворе, в парке, и поделить с ним жизненное пространство довольно затруднительно. «Наехать» умудрились даже на акима южной столицы Ерболата Досаева, что уже говорить о простых смертных?

Характерно, что статистика подобных правонарушений весьма противоречива. Кроме того, в официальные данные явно не попадают многочисленные случаи легких травм, порчи имущества или стресса, который может принести серьезный вред пожилым людям или меленьким детям.

Например, по августовским данным МВД, с начала 2022 года в Казахстане произошло 41 ДТП с участием электросамокатов, большинство из них – в Алматы. Однако в июле СМИ распространили сообщение полиции мегаполиса, согласно ему за шесть месяцев 2022 года в Алматы произошло 77 ДТП с участием мобильного транспорта. В них получил ранения 81 человек, один человек погиб. Как уточнили в полиции, мопеды поучаствовали в 49 ДТП (ранения получили 58 человек), электросамокаты – в 22 ДТП (23 пострадавших).

«Действительно, в Алматы на данный момент остро стоит вопрос с передвижением средств индивидуальной мобильности, ведь зачастую лица, управляющие данными видами транспорта, нарушают правила дорожного движения. Как показывает статистика, число дорожно-транспортных происшествий с участием альтернативных средств передвижения за последние месяцы только возросло», — заявили в полиции.

Основная часть аварий происходит на центральных улицах мегаполиса. В июне зарегистрировано ДТП со смертельным исходом – это случай мгновенно облетел соцсети.

Напомним, что водитель машины Nissan Patrol открыла дверь, в которую врезалась молодая женщина, управлявшая электросамокатом. От полученных травм женщина скончалась в больнице. Также в этом году отмечено 21 ДТП с участием несовершеннолетних, управлявших самокатами или мопедами. Травмы получили 23 ребенка.

Правоохранители подтвердили то, что известно каждому горожанину: нарушители передвигаются по двое на одном самокате, не спешиваются на перекрестках и ездят по тротуару, что запрещено при отсутствии велодорожек. В полиции напомнили о новых правилах, согласно которым скорость электросамоката не может превышать 25 километров в час. Для управления устройствами, которые разгоняются до 50 километров, понадобится водительское удостоверение категории А.

«Назрела необходимость на законодательном уровне определить статус электросамокатов как автотранспорт, как транспортное средство. Соответственно, определить статус лиц, управляющих электросамокатами, как участников дорожного движения, где предусматриваются для них как права, так и обязанности. Сейчас разработан стандарт. В перспективе внесение изменений в закон о дорожном движении. Как только они будут внесены, конечно же, будут внесены изменения в Правила дорожного движения и в Кодекс об административных правонарушениях», — пояснила официальный представитель ДП Алматы Салтанат Азирбек.

В прошлом году, гласят данные полиции, в Алматы было совершено 277 дорожно- транспортных происшествий с участием электросамокатов, в которых погибло пять человек, травмы получили 296 человек. Отмечается, что в 2018 году зарегистрировано всего 66 таких ДТП, но уже к 2020 году их количество возросло в два раза, до 130 случаев.

СМИ собрали целую коллекцию трагедий. В мае прошлого года ехавшие на самокате по тротуару в Алматы парень и девушка сбили четырехлетнего ребенка, после чего скрылись с места происшествия. К счастью, ребенок выжил, а нарушителей задержали по горячим следам.

В июле 2021 года в Костанайской области мужчина 43 лет пересекал проезжую часть на самокате, но врезался в автомобиль. В результате самокатчик погиб. В августе в столице водитель электросамоката впал в кому после столкновения с пешеходом.

В прошлом году сайт Informburo.kz опубликовал статистику несчастных случаев в алматинской городской больнице № 7. Уже к июню туда обратились 48 человек, получившие травмы, так или иначе связанные с мобильными средствами передвижения. Журналисты рассказали о 72-летней женщине, сбитой самокатчиком на тротуаре. Регулярно диагностируются переломы ног и рук, шейки бедра, костей таза, ребер, черепа. Двое пострадавших скончались в больнице.

Езда без правил

Многие страны довольно быстро осознали, что личный мобильный транспорт создает угрозу. Сингапур из-за возросшего числа столкновений ввел запрет на использование электросамокатов на тротуарах. Теперь кататься можно лишь на велодорожках, нарушителей ждет большой штраф и даже тюремное заключение сроком на три месяца. Как сообщается, аналогичные меры приняли Япония, Германия и Франция.

Добавим, что в России в 2021 году проблема электросамокатов и других средств личной мобильности привела к огромному общественному резонансу, вылившемуся в законодательные поправки. Теперь на территории северного соседа эти лихачи отнесены к числу источников повышенной опасности.

Как поясняют эксперты, никто не обучает молодых людей правилам езды на «электрическом коне», нет требований к защитной экипировке, а сами водители игнорируют все мыслимые законы дорожного движения и безопасности.

В прошлом году тревогу забили депутаты. В частности, депутат Нурторе Жусип на заседании Сената поднял вопрос эксплуатации электросамокатов. «Скорость у них очень высока, и он может появиться в любой точке тротуара. Электросамокаты, самокаты, гироскутеры оказались сейчас в ситуации, представляющей серьезную опасность для жизни граждан. По ведомственным данным, за восемь месяцев зарегистрировано 387 случаев с участием таких устройств, 25 человек погибли, 411 получили ранения. В соответствии со статьей 64 закона РК «О дорожном движении» данные устройства госрегистрации в уполномоченном органе не подлежат», — сказал Жусип.

«Считаем необходимым правовое регулирование ввоза и безопасной эксплуатации электросамокатов, а также разработать соответствующий регламенты, стандарты и требования к данным устройствам, с учетом норм, отраслевых техрегламентов ЕАЭС. В рамках осуществления таможенного контроля просим принять меры по ограничению ввоза устройств, не соответствующих требованиям регламентов и стандартов», — добавил он.

В июне же этого года аким Алматы Ерболат Досаев поделился собственным опытом «встречи» с транспортом личной мобильности. «Я недавно шел пешком по городу, и меня самокатчики чуть не снесли. Ну понятно, я набрал своего заместителя и сказал, что если уже до акима добрались, то я уже не говорю о простых гражданах города. Если будет возможность принять собственные акты, то мы у себя отрегулируем, если нет, то МВД официально объявило о разработке закона», — рассказал Досаев.

По его словам, для решения вопроса необходима законодательная база. «Обещаю, что это будет. Есть дополнительное предложение от города: если человек ездит на мопеде, то он должен иметь права. Мы начинаем работу с операторами самокатов, чтобы они подтверждали, что самокаты арендуют совершеннолетние и те, кто имеет возможность соблюдать ПДД», — добавил аким.

Дело усложняется тем, что средства индивидуальной мобильности доступны буквально на каждом углу и за сравнительно небольшую плату. Также в сети публикуется множество объявлений о продаже подержанной техники, ее можно приобрести очень дешево. При этом владельцы проката никак не инструктируют клиентов, не спрашивают их документы, собственно, они заботятся лишь о сохранности оборудования.

Любопытно, что, хотя предыдущие акимы Алматы озаботились созданием сети велодорожек, велосипед не вышел за пределы традиционной популярности и не стал модной фишкой. Эксперты связывают парадокс с тем, что крутить педали тяжело, особенно в гору, а на самокат встал – и поехал. К тому же сервис аренды этого средства передвижения имеет давнюю историю в западных странах, в Казахстане же они появились в 2019 году. Сегодня работают десятки станций практически во всех городах страны, их число лишь растет. Давно привычными стали брошенные во дворах и на тротуарах самокаты – они ожидают очередного клиента. Технику иногда воруют и портят, но бизнес остается прибыльным. По словам экспертов, угрозу представляют и частные самокаты, которые владельцы «перепрошивают» сами, устанавливая скорость до 50 км/ч. На такой скорости быстро среагировать практически невозможно.

Этот рынок регулируется не строже, чем рынок самокатов без двигателя, кроме того, в погоде за модой власти забывают об отсутствии адекватных ПДД и невозможности соблюдать уже имеющиеся. В частности, появлялись сообщения о том, что некоторых полицейских пересадят на электросамокаты. Кроме прочего, при обсуждении проблемы самокатов в тени остаются мопеды, скутеры, моноколеса и прочие средства передвижения, а они вносят значительный вклад в статистику аварий.

Власти не торопятся

Если судить по происшествию с акимом Досаевым, вседозволенность лихачей хорошо известна в высших эшелонах. Однако решают проблему, как всегда, медленно и неэффективно.

Только в июле этого года правила для электросамокатов прописали в стандарте Казахстана. В новом стандарте – СТ РК 3769-2022 – дано толкование самому понятию «электросамокат». В документе указывается, что к ним относятся «электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (-ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час».

Самокаты, набирающие большую скорость, согласно новому стандарту, подчиняются техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и относятся к категории L. Для управления ими нужны водительские права категории А1, как на мопед. В стандарте указывается заперт осуществлять модификацию каких-либо узлов электросамоката с целью увеличения максимальной скорости либо снятия установленного ограничения максимальной скорости.

Кроме того, на электросамокатах нельзя перевозить дополнительных пассажиров, буксировать другие транспортные средства (в том числе электросамокаты, прицепы, полуприцепы), возить грузы.

А в конце августа появилась информация о том, что электросамокаты в скором времени будут приравнены к автомобилям – во всяком случае, именно так трактовали новости некоторые СМИ. По данным департамента полиции Алматы, уже разработан стандарт нововведения, о чем мы упоминали выше со ссылкой на представителя ДП южной столицы Салтанат Азирбек. Однако ранее в МВД вскользь упоминали, что электросамокатчиков не будут выгонять на проезжую часть, где передвигается автотранспорт.

Кроме того, заместитель председателя Комитета административной полиции МВД Жандос Мураталиев пояснил некоторые моменты. «Не первый год данная проблема обсуждается. Мы уже третий год обсуждаем эту проблему и на законодательной основе решили внести изменения, принять стандарт электросамокатов. После принятия стандартов будем вносить изменения в закон о дорожном движении, в правила дорожного движения, а также в Административный кодекс РК», — сказал он.

По словам Мураталиева, при управлении электросамокатами водительское удостоверение требоваться не будет. Однако водителю должно исполниться 16 лет, если он выезжает на своем «коне» на трассу, велополосу или даже на тротуар. Электросамокаты также должны быть оборудованы фарами. В Комитете пообещали доработать правила к новому году.

Безусловно, хорошо, что дело сдвинулось с мертвой точки, хотя, как признали сами чиновники, для этого понадобилось целых три года, в течение которых люди гибли и калечились. Тем не менее, в доступном общественности виде новые правила выглядят сырыми, непродуманными, фактически не выполнимыми.

Как утверждают эксперты, самокатчиков нельзя приравнять к водителям автомобилей и выставить на проезжую часть – это приведет к серьезному скачку ДТП, так как лавировать в потоке машин для уязвимого участника движения крайне сложно. Транспортное средство – не означает автомобиль, настаивают аналитики, поэтому правила до сих пор трактуются максимально широко. На тротуарах же самокаты создают опасность для пешеходов, а велодорожек остро не хватает даже в Алматы и Астане.

В сущности, если власти в ближайшее время не озаботятся максимальным увеличением сети велополос, молодые гонщики так и будут носиться по тротуарам и аллеям, сбивая детей, стариков и даже акимов. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

09:30
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.