Обзор казахскоязычной прессы
С этого дня информационное агентство «TURAN PRESS» начинает вести собственный еженедельный обзор казахскоязычной прессы.
Итак, мы начинаем…
Если Zonakz.net), которая несколько лет подряд после своего открытия на стыке 1999-2000 годов аккуратно и неизменно делала обзор казахскоязычной прессы. Причем более развернутый. А поскольку аналогов не было, то это был полноценный системный обзор. Кстати, заодно журналисты готовили и анализ русскоязычной прессы.
Журналист газеты «Егемен Қазақстан» (02.11.2020) в небольшой статье «Көбелек эффекті» («Эффект бабочки») рассуждает о тех моментах, когда одно неосторожное слово (непроверенное, так надо понимать), допустим, о каком-то человеке, может иметь определенные последствия для того человека. Последствия негативные. Далее приводятся еще несколько примеров, которые вполне ложатся в канву изречения «благими пожеланиями» вымощена дорога в ад». Люди любили посещать берега одного изумительного озера. Все было бы хорошо. Если бы не мошка, которая допекала любовавшихся чудом природы людей. Они ретиво изничтожили эту напасть. После истребления этой назойливой мошки поблекло и озеро. Ибо была прервана нить единства — пропали насекомые, вслед погибла озерная живность, пропали рыбы, которая ими питалась… Вывод – и мошка бывает к месту. И вообще надо следить за своим языком.
Такого рода материалы напоминают проповедь, поучения имамов в мечети перед намазом или на похоронах, «уагыз» называется. Ну очень похоже...
1. Русский язык называют языком «межнационального общения», однако законодательно это не закреплено. Он утверждает, что в 1997 году такая статья убрана из Закона о языках, а посему это незаконная характеристика. К том уже на каком язык общаться гражданам – это их частное дело.
2. «Тем более совершеннейшее вранье, — пишет Дос Кошим, — что русский язык обладает статусом официального». Ну тут такой пассаж удивителен (искусственен?), потому что в принципе трудно найти человека в Казахстане, который бы, рассуждая на такую тему, заявлял об «официальном» статусе. Когда касается такой темы, русскоязычные обычно говорят о том, что наоборот, неплохо бы придать русскому статус «официального». Тем не менее, Дос Кошим пишет, что это устоявшееся заблуждение, едва ли не преступное, поэтому советует всем зарубить себе на носу: «нет у русского языка никакого» статуса…
Заявление сильное, если учесть что факт нахождения русского языка среди шести остальных мировых языков, считающихся рабочими для ООН, существует. То есть статус есть, правда, он мирового масштаба…
Потом следует еще восемь пунктов примерно в той же тональности и аргументации. Допустим, автор касается принципа двуязычия, который на самом деле, оказывается, отсутствует в действительности и несостоятелен по своей сути. Д. Кошим исходит из того, что многие казахи и впрямь двуязычны, тогда как русские крайне далеки от казахского, а следовательно, тотально не двуязычны. В другом пункте он возвращается к такой постановке проблемы с обратной стороны – «не надо думать, что казахи в целом все знают русский язык», они и «не обязаны его знать». Тезис о том, что «казахский язык не может быть языком науки», автор разбора считает ошибкой и неприемлемым, а мнение, что школьное образование на русском языке наиболее сильно, чем в казахскоязычных, он приравнивает к фашистскому.
При этом автор-исследователь подчеркивает: что любые разговоры в данном контексте о «русском языке» не должны переворачиваться в плоскость его приравнивания к понятию «русская нация». Речь идет, прежде всего, о правильном правовом статусе, а никак не о межнациональных отношениях, как это стереотипно обычно воспринимают, и тем самым создают негативный фон во время обсуждений этого вопроса на тех же круглых столах.
И вот в газете «Qazaq uni» от 9 ноября 2020 года сам Бакытбек Смагул разразился статьей-оправданием. Оказывается, он был не раз представлен к этому ордену в свое время. И уже после распада СССР крупные и авторитетные ветеранские организации, прежде всего российские, стали награждать воинскими наградами уже несуществующего государства. В 2005-2006 году таких наград удостоились 43 ветерана. В том числе и Бакытбек Смагул. Некоторые товарищи по оружию получили таким образом и повторные ордена, если можно так сказать…
Однако в 2011 году соперник Бакытбека по выборам поднял вопрос о справедливости ношения ордена, сделав запрос в архив Вооруженных Сил города Подольск. А в нем, в свою очередь, сведений, удостоверяющих награждение этим орденом, не оказалось. Однако, замечает автор, к названному архиву приписаны только те, кто воевал в ВОВ. То есть в данном архиве нет сведений по военнослужащим, которые были в «горячих точках» в те времена. Что касается ордена, врученного спустя годы после службы в Афганистане, где наш герой командовал взводом, то Бакытбек обратился в головную ветеранскую организацию и, что называется, «под протокол» отказался от него.
При этом он продолжает считать, что и он, и другие бывшие воины вполне достойны носить на груди эти награды. Так как они воевали, были представлены к ней, но высшее командование по каким-то причинам (прямой намек на национальные антипатии?) на тот момент упорно не подписывало представлений.
Несмотря на протокол отказа, в 2016 году Бакытбеку вновь «прилетело» по следам этого злосчастного ордена. И вот спустя 4 года вновь всплыл этот навет. Любопытной выглядит также история с ФИО Бакытбека. Когда он воевал в Афганистане, то у него была фамилия «Бөлебаев». Но потом он поменял на «Смагул», так как так звали его отца. Оказывается, есть такая древняя казахская традиция (?!), которой он и последовал.
Что касается более тяжелых обвинений в том, что он якобы вообще не был в гуще афганской войны, сегодняшний депутат и глава ветеранской организации «Qazaqstan Ardagerleri» Бакытбек Смагул опирается на статью в «Казахстанской правде» (ни имя автора «Николай Заколодяжный», ни гиперссылка представленной публикации, увы, не открываются — Прим. авт.), на своего командира (роты) Байғали Қоқымбаева, на ушедшего из жизни знаменитого Кара-майора (Бориса Керімбаева), который бы «меня (имеется в виду Б. Смагула) ни за что бы не допустил бы к себе в ином случае». И вообще ему до сих пор снится ад Афгана, а в первые мирные годы он вообще соскакивал среди ночи с постели, после того как ему во сне грезилась команда «Трое со мной, остальные в машину!»