Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.22
476.38
4.82

Встретятся ли когда-нибудь Канагат Жукешев и Асхат Аймагмбетов? Обзор казахской прессы

Встретятся ли когда-нибудь Канагат Жукешев и Асхат Аймагмбетов? Обзор казахской прессы

Схватились старый философ и молодой политолог

Тема государственного языка (проблем его развития) в Казахстане – одна из самых горячих в общественном мнении, причем как в казахскоязычном, так и русскоязычном сегментах. Разбор казахскоязычного медиа-контента на эту тему мы не раз и не два рассматривали в своих обзорах. На этот раз эту тему подняли на youtube-канале интернет-журнала Exclusive. Это солидное аналитическое сетевое издание имеет бодрый youtube-канал со стотысячной подпиской и сравнительно недавно запустил рубрику «De Battle», в которой два участника при рефери-ведущем сталкиваются лбами и приводят свои аргументы, объясняя некий вопрос.

В этот раз ведущая Гульмира Камзиева, которая к слову ведет свои программы как на госязыке (казахском), так и на русском, позвала в студию кандидата философских наук Канагата Жукешова и политолога Тулегена Жанысбая. Ведущий в программе, озаглавленной «Қазақ тілі: талап жоқ па, әлде даму кемшін бе?»– «Казахский язык: нет спроса или есть неразвитость?», ставит вопрос ребром: «Почему проблема казахского языка, которая поднимается уже много лет, остается нерешенной? В том смысле, что с каждым годом число носителей этого языка растет, но казахский язык не поднимается до уровня всеобъемлющего государственного языка».

Канагат Жукешов является представителем старшего поколения, пенсионного возраста, а молодой Тулеген Жанысбай, следовательно, – того, который как бы сегодня только на подступах к зрелости. И по сути он олицетворяет тот демографический слой, который сегодня если не правит, то является тем основным поколением, которое активно во всех сферах жизни… И казалось бы, именно он должен бы задавать тон и выступать с прогрессивных позиций. Однако все оказалось ровным счетом наоборот. Рассуждения сильно немолодого Жукешева оказалась более логичными и аргументированными, чем у его молодого и визави…

Молодой политолог все беды казахского языка скидывает на исторические обстоятельства, на геноцид (?) казахов во время правления советской власти, на оставшееся засилье русского языка, на нерасторопную сегодняшнюю власть Казахстана. Старый философ соглашается с тем, что казахский язык был в загоне, но объясняет причины слабости языка не только этим, но тем, что несмотря на изменение ситуации, та же казахская филологическая наука осталась на базе того казахского языка, который больше отвечает лингвистике и психологии аграрного общества, а не современного, постмодернистского общества. Которое, собственно, сегодня и является самым главенствующим во всем передовом, читай – цивилизованном и успешном мире.

Ключевым можно считать вопрос ведущего, когда было сказано: «Аможно ли говорить о силе и современности самого языка, если таковым не является само общество (подразумевается казахское»)? Т. Жанысбай не согласен с такой трактовкой, поскольку не считает казахское общество неспособным (отсталым в такой коннотации). Он привел довольно оторванные от темы, смысла спора примеры, сказав, что масса учащихся блистают на олимпиадах, у нас (у казахов) есть… шахматисты, а они не могут быть глупыми людьми. На что старый философ заметил, что спорт и предмет беседы – это разные вещи. А постоянные отсылки к власти, которая-де виновата в этом, тоже не выдерживают критики, поскольку в ней большую часть занимают люди именно с казахскоязычным образованием. Не говоря уже о том, что рост казахскоязычных школ также нисколько не прибавляет казахскому языку тех характеристик, которые сделали бы его подлинно современным, отвечающим всем коммуникационным вызовам этой самой современности.

Иными словами, по мнению К. Жукешева, экстенсивный подход к усилению и дальнейшему развитию казахского языка ни к чему большему, чем оно сейчас есть, не приведет. Но чем дольше он будет оставаться в таком именно состоянии, тем меньше шансов в итоге стать вровень с тем же русским, не говоря уже об английском языках. Молодой политолог уповает на контроль общества, на вразумление властей в этом вопросе, на еще большое увеличение казахскоязычных школ (и никакого смешанного обучения, т.е. никакого русского языка), большого введения госязыка, на принятие еще более разработанного (читай, строгого!) закона о языках и т.п. На что старый философ приводит в пример Африку, в большинстве стран которой некоторые языки имеют чуть ли не полное распространение в своих границах, но их также нельзя назвать подлинно государственными. Без более или менее развитой национальной экономики не и… развитого языка. А тем временем Казахстан ничего не производит, нет сложных производств, нет сколь-нибудь серьезной несырьевой индустриальной составляющей… Сражение за казахский язык – это не вопрос власти как администрации и распределителя бюджетных средств. Это вопрос комплексного научного подхода и развития новейших форм экономики в стране – в том числе.

Экс-министр рассказал, почему в подготовительных группах и первом классе убрали русский и английский…

Известный youtube-канале, названный именем его основателя Nartay Aralbayuli и в его же лице – журналиста, видео-блогера Нартая Аралбайулы – пригласил экс-министра просвещения Асхата Аймагамбетова. В нем тоже был задет вопрос, связанный с предыдущей темой, с темой казахского языка.

Ведущий Нартай Аралбайулы спросил: а почему вы ввели новшество, убрав русский и английский язык из подготовительного периода в старшей группе детсаде и в начальных классах школы? И даже заострил вопрос следующим предположением: а вас не могли убрать с поста министра и из-за этого тоже?.. На что бывший высокопоставленный чиновник ответил, что это решение не имеет отношение к отставке, а само оно, это решение было сделано на основе определенных научных изысканий. Если говорить о детском саде, то там не стоит изучать сразу три языка. Нагружать ребенка в первом классе тоже не с руки. А потом, со второго и третьего класса – пожалуйста. Приступайте к русскому и английскому. Но сначала начинайте с родного, казахского… При этом экс-министр заметил, что есть родители, которые русскоязычны, но хотели бы чтобы их ребенок поступил в казахскоязычную школу. В принципе, наверное было бы крайне интересно увидеть друг против друга… Канагата Жукешева и Асхата Аймагамбетова.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

11:25
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.