Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$444.14
477.05
4.85

Праздничный май всегда венчает День скорби… Обзор казахской прессы

Праздничный май всегда венчает День скорби… Обзор казахской прессы

Вопросы, вопросы… и еще раз вопросы

В новейшей истории Казахстана, в истории суверенного Казахстана пятый месяц года насыщен общенациональными датами. 1 Мая – это День единства народа Казахстана, 7 Мая – День защитника Отечества и, наконец, 31 мая – это День памяти жертв политических репрессий. Сюда же присовокуплены трагедия казахов, а именно – случившийся в 30–33 годах прошлого века обширнейший голод. Его теперь не иначе как «голодомор» не называют. Поэтому в последнюю майскую неделю была масса материалов по этому поводу. Сама тема голодомора в прессе и понятное дело, прежде всего, в казахскоязычной, равно как и в социальных сетях звучит всегда. Надо заметить, что, скажем, полтора десятка лет такой концентрации внимания к этой черной странице истории казахов, Казахстана объективно не было.

Газета казахских литераторов «Казак адебиеты» в материале «СОВЕТТІК ГЕГЕМОНИЯ. ЖОҚ, ҰМЫТУҒА БОЛМАЙДЫ!..» (думаем тут особого и перевода не надо – любой читающий газеты житель РК разберется… – прим.) приводит мнение нескольких молодых казахстанских ученых, собравшихся в редакции издания на круглый стол по вышеназванной теме. Доктор исторических наук Светлана СМАҒҰЛОВА, религиовед, преподаватель кафедры философии университета им. Аль-Фараби Ақтөре КӨПБАЙ, филолог, доктор PhD Қарлығаш ӘУБӘКІР, историк, доктор PhD Рауан БАЙДАЛЫ. Все в один голос отметили важность поднятой проблемы, ее определенную не разработанность, несмотря на жгучий интерес к этой теме. Каждый проговорил те или иные аспекты изучения голода, случившегося в Казахстане с его коренными насельниками свыше 90 лет тому назад. Например, было сказано, что голодомор должен стать предметом тщательного изучения не только историков, но и ученых других специализаций, например, психологов и др.

В целом, ученые понимают, что впереди еще непочатый край в работе по полной систематизации происшедшего. Было обращено внимание на то, что голодомору тридцатых предшествовал голод второй половины 20-х годов. И есть подходы после изучения вопроса теоретически обосновать теорию, сутью которых является соединение этих трагедий в одно целое. Т.е., сама по себе история голодомора в календарном плане становится гораздо длиннее, чем известный всем отрезок с 1930 по 1933 г. Также нетрудно заметить, что все абсолютно единодушны в оценках случившейся трагедии, из которых проистекает, что советская власть сделала эти страшные вещи с дальним прицелом, почти специально, чтобы подчинить казахское население и утвердить свою «советскую гегемонию».

Также практически все присутствующие лояльно отнеслись к такому определению голодомора как «геноцида», так обозначила его Қарлығаш ӘУБӘКІР. И такое мнение существует и активно, почти массово звучит в тех же социальных сетях, в словах некоторых политиков, тех же депутатов, коллег поименованных участников круглого стола. Допустим, совершенно твердо и безапелляционно про геноцид говорит Султан Хан Аккулы, известный журналист, тесно изучающий историю движения «Алаш Орда». Спикеры круглого стола охотно вспоминают иностранных исследователей, в основном Сару Камерон. Но этот исследователь, на которого обычно практически все казахстанские исследователи ссылаются, не является жестким сторонником этого «термина» применительно к казахскому голодомору. Она использует его отнюдь не утвердительно, не говоря уже о таких исследователях и ее коллегах – и, получается, коллегах казахстанских ученых – как Пьянчоли, Киндлер или Оайон. Твердо на таких позициях стоит лишь Пейн.

К слову, собственно в редакционном предисловии, предварявшим круглый стол – а готовили материал к печати журналисты Тоқтарәлі ТАҢЖАРЫҚ и Мөлдір РАЙЫМБЕК – начало было эпическое: если бы не голод, то сегодня казахов было бы… 50–60 миллионов (!) человек. Традиционно вспоминаются слова Ахмета Байтурсынова (лидер национального движения «Алаш Орда» в начале 20 века), возвестившего однажды – «Хвала Аллаху, нас казахов 6 миллионов!». А потом случился голодомор, и в середине 30-х казахов насчитывалось всего 2 миллиона… Странно, что журналисты не попросили ученых осветить этот со всех сторон очень и очень интересный вопрос.

Определенной расшифровки, наверное, заслуживает и некоторые утверждения самих ученых. Практически в один голос они все время подчеркивают, что де необходимо тему Голодомора не просто досконально изучать, но как бы пропагандировать эту тему на всех уровнях и через многие институты как то через искусство и культуру, снимать, например, кинофильмы (а они и снимаются и уже есть – прим.). И почти каждый также сказал, что из этого исторического факта надо делать выводы. Но какие? Даже толики об этом, не говоря уже о каком-то готовом, ясном концепте на тему «сухого остатка» сказано не было. Социалистические идеи плохи? Коллективизация и жесткое принуждение к оседлости были не нужны и казахи могли бы остаться в традиционном обществе, социуме и хозяйственно-экономическом укладе? Получается, степи наводнили большевики, затеяли голодомор, а их идеи не захватили ни одного степняка? Вопросы, вопросы и еще раз вопросы…

Почему нам пока не стоит ждать нобелевского лауреата?

Есть такой казахский блогер Оркен Кенжебек. Прекрасный стиль изложения, когда он пишет в свои посты, скажем, в facebook, где у него почти 15 тысяч подписчиков, это всегда интересно. Наверное, поэтому не стоит удивляться, если он имеет успех где-то еще, в других соцсетях. Очень неплохо он смотрится в своих видео-постах или когда становится спикером на каких-нибудь видео-подкастах. Одним словом, настоящий блогер, могущий заменить газету и ТВ… А впрочем, как и большинство блогеров – он на самом деле профессиональный журналист, телесценарист и т.д. и т.п. Имел, что называется, опыт. Но помимо всего, именно как блогер, он немало путешествует по миру и рассказывает остальным своим согражданам и соплеменникам о многих интересных вещах. Остановимся на совсем свежем появлении О.Кенжебека на видео-подкасте «Mugalim MEDIA», вышедшем 02.06.2023.

Ему был задан вопрос: ага – поскольку Оркен явно постарше своих интервьюеров, поэтому два собеседника называли его «ага» – «скажите, а когда у нас (у казахов) может появиться нобелевский лауреат?». Они вспомнили, что он после своей поездки в Данию где-то он подчеркнул, что из этой маленькой страны, где проживает менее 10 миллионов человек, вышло более 10 человек, удостоившихся Нобелевки… Помимо устоявшейся общей культуры, присущей германским нациям, в том числе производственной культуры, высокоразвитой инженерной мысли – вся Европа и в принципе западный мир отличается, прежде всего, своей системой образования. От школы до научно-исследовательских центров. Но все начинается со школы. Одно время казахи много ездили по всяким странам, в том числе и в Финляндию. Но до параметров школьной системы образования Финляндии мы так не доросли. А их сила в чем? А в том, что школа в отдаленном населенном пункте (в деревне), где проживает 100 человек, ничем практически не отличается от большого города, она оснащена всем, чем надо и там работают такие же сильные преподаватели. Все, что есть в школе большого города, есть в самой маленькой школе в глубине географии. Но финской.

У нас же картина совершенно иная. И не только в системе образования. Поэтому люди срываются из аулов в города, там с большими трудами ради своих детей добывают себе хлеб насущный, выходят, образно говоря, протестовать на улицы. Таким образом, неравномерность и отсутствие в дальних регионах такого образования, которое дает тот же НИШ и другие подобные учебные заведения, тянет за собой массу вещей, которые ведут… к отсутствию кандидатов на нобелевскую премию, к отсутствию нормальной экономики. Нет нормальных знаний, оттолкнувшись от которых можно заниматься фундаментальными или прикладными научными проектами, тем самым напрямую и косвенно влиять на высокую экономическую мобильность и выработку этой самой экономики. Таких, в позитивном смысле взаимосвязанных «шестеренок» в Казахстане нет. И не только в Казахстане.

А что такое развитая и всем выгодная экономика в отдельно взятой стране, у отдельно взятого народа? Она тянет за собой, в свою очередь, все остальное. Если завтра, по словам Оркена, к примеру, кыргызы добьются таких успехов (как финны) – кыргызская культура, неподражаемое чтение их эпоса «Манас», их колпаки… станут модными далеко за пределами Кыргызстана. Классика – это Япония. Их кухня, каратэ, одним словом, культура и т.д. заинтересовала весь мир. Примеры в мире есть – остается брать пример. Тем более, в характере казахов есть необходимые черты. Даже пережитая за последние сто с лишним лет история, включая и модернизационные катаклизмы, дает надежды на то, что казахи еще удивят мир.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

10:00
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.