А.Смаилов и его правительство: что-то пошло не так (по итогам экспертной оценки деятельности)
С 2007 года ОФ «ЦСПИ «Стратегия» регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К.Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С.Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б.Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А.Мамина, а в мае 2023 года эксперты ответили на вопросы о работе А.Смаилова и его команды.
Методика. Опрос экспертов проходил в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства.
Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств.
Эксперты. В опросе весны 2023 года принял участие 21 эксперт, которые представляют как частный, так и государственный сектора:
Сектор | Кол-во |
Частный сектор | 7 |
Государственный сектор | 3 |
Неправительственный сектор | 5 |
Экономика и финансы | 2 |
Научно-исследовательская деятельность | 2 |
Журналисты | 2 |
*Можно было выбрать два варианта ответа
Оценка Правительства. Напомним, что Алихан Смаилов сменил Аскара Мамина, заняв пост премьер-министра Казахстана 11 января 2022 года после массовых социальных выступлений.
Работа Правительства А.Смаилова за истекший период была оценена экспертами крайне низко – 1,6 балла по 5-балльной шкале (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 1 и 2 балла, аргументируя это тем, что «все заявленные президентом реформы провалены, подготовленные правительством концепции законов слабы и не полны»; «не видна проактивная позиция»; «отсутствие «тактильных» (пущен в строй) результатов, инертное (пассивное) продолжение политики «ручного управления»; «правительство не может обуздать инфляцию, рост цен на продовольственные товары, у простых граждан нет никакой перспективы на улучшение своего положения».
Основные характеристики правительства Смаилова – это то, что оно «временное» и «техническое».
При этом к достижениям правительства было отнесено в основном то, что за эти 1,5 года не было таких значимых провалов, которые могли бы привести Казахстан к еще большим катастрофическим последствиям, «спасибо, что страну не развалили», «экономика не рухнула с тем темпом, с которым потенциально могла». В плюсы также можно включить также некоторые отдельные решения и действия правительства «безвизовый режим с Китаем», «газификация Алматинской области». Причиной же критики экспертов можно считать то, что «правительство самоустранилось от решения накопившихся проблем» и.
Критике экспертов подверглось и правительство, и деятельность самого премьера – 78,6% опрошенных считает, что он не справляется со своей работой. И хотя пятая часть опрошенных полагает, что «не факт, что другие кандидатуры в нынешних условиях смогли бы сработать лучше», все-таки, мнения большинства определяется тем, что он «слабый, как премьер, инфляция растет, ничего не предложил для экономического развития»; «социальное самочувствие граждан ухудшается с каждым днем».
А среди недостатков работы правительства Смаилова были названы следующие:
-Бездействие, непрофессионализм;
-Безынициативность, некомпетентность, отсутствие ясной и понятной народу программы действий;
-Использование устаревших и неэффективных методов работы;
-Отсутствие экономических реформ, попытка консервации существующей системы, работа по устаревшим и отсталым правилам;
-Нет определённо чёткого плана (пошагово) по поднятию благосостояния народа;
-Отсутствие стратегического видения развития отраслей;
-Плохое планирование, неэффективное исполнение, бесконтрольность, манипуляции со статистикой;
-Экономика и система ЖКХ могли быть в лучшем состоянии, чем сейчас.
Если оценивать работу правительства Смаилова по отдельным критериям, то, по мнению экспертов, сравнительно лучше правительство справлялось с вопросами по поддержанию численности населения страны (сальдо миграции и естественного прироста населения). На 2 балла оценена работа по привлечению инвестиций. При этом все остальные направления оценены экспертами ниже 2-х баллов, и наибольшей критике подвергается работа правительства, связанная с повышением доходов населения и недопущением снижения уровня жизни казахстанцев.
№ | КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.СМАИЛОВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ | средний балл |
1. | Сальдо миграции | 2,55 |
2. | Сальдо естественного прироста населения | 2,30 |
3. | Объем привлеченных инвестиций | 2,00 |
4. | Среднегодовой реальный прирост ВВП | 1,93 |
5. | Размер государственного долга | 1,91 |
6. | Размер ВВП по ППС (с учётом паритета покупательной способности) на душу населения | 1,86 |
7. | Количество и частота акций социального протеста | 1,77 |
8. | Выполнение государственных программ и национальных проектов | 1,69 |
9. | Повышение уровня жизни населения | 1,64 |
10. | Уровень безработицы | 1,64 |
11. | Уровень средней реальной заработной платы | 1,63 |
12. | Исполнение бюджета и его дефицит | 1,62 |
13. | Уровень инфляции | 1,54 |
14. | Динамика тарифов на коммунальные услуги | 1,43 |
№ | В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ | Средний балл |
1. | Министерство культуры и спорта | 3,00 |
2. | Министерство финансов | 2,67 |
3. | Министерство науки и образования | 2,62 |
4. | Министерство торговли и интеграции | 2,43 |
5. | Министерство сельского хозяйства | 2,33 |
6. | Министерство обороны | 2,31 |
7. | Министерство просвещения | 2,22 |
8. | Министерство информации и общественного развития | 2,21 |
9. | Министерство индустрии и инфраструктурного развития | 2,18 |
10. | Министерство юстиции | 2,17 |
11. | Министерство здравоохранения | 2,14 |
12. | Министерство внутренних дел | 2,07 |
13. | Министерство экологии и природных ресурсов | 2,00 |
14. | Министерство энергетики | 2,00 |
15. | Министерство национальной экономики | 1,93 |
16. | Министерство труда и социальной защиты населения | 1,86 |
17. | Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности | 1,83 |
18. | Министерство иностранных дел | 1,80 |
19. | Министерство по чрезвычайным ситуациям | 1,57 |
ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВАЖНА НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ |
Министерство национальной экономики |
Министерство финансов |
Министерство сельского хозяйства |
Министерство внутренних дел |
Министерство обороны |
Обращает внимание, что такая управленческо-организационная мера, как совмещение должности министра с портфелем вице-премьера не считается экспертами полезной и результативной. Только четвертая часть экспертов полагает, что по итогам данного нововведения эффективность работы профильного министра повысилась («когда премьер и министр на одной волне, то повышается и взаимопонимание двух функционеров и вероятность положительного результата в работе»). Но подавляющее большинство не видит качественных изменений в работе.
Диаграмма 1. – ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ МИНИСТРОВ НА ПОСТЫ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА
Обосновывая свою критику, эти эксперты отмечали, что «если идея в росте статуса того или иного направления, то на практике этого не происходит»; «наоборот, привело к снижению публичности и непониманию ситуации в отрасли. Инициатива бессмысленная»; «пословица: от перемены мест слагаемых сумма не изменяется».
Таким образом, опрос показал накопление общего раздражения и недовольства в экспертной среде действиями правительства Смаилова. По существу, после январских событий, которые выявили очень высокие экономические и социальные ожидания в обществе, Смаилов и его правительство не смогло дать требуемых ответов о стратегических путях развития Казахстана, не найдя ничего лучшего, чем воспроизводить устаревшие методики ручного управления экономикой и демонстрировать имитацию реформ.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора