Все есть в казахстанской науке… Обзор казахской прессы
Как сказал однажды один поэт:
История не терпит суесловья,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя
История как наука является постоянным предметом внимания в казахскоязычной прессе, термин «тарих» (история) довольно часто встречается во всех СМИ, пабликах. Общая тональность суждений в том, что настоящей-де истории и самое главное, полной, подробной казахской истории или истории о казахах еще… не написано. Определенная сермяжная правда в этом есть, в конце концов, открываются ранее закрытые архивы, особенно это касается истории (в первую очередь, документов) советского периода. Потом сама история – это же не просто какая-то отвлеченная память о прошлом, это сбор документальных свидетельств и их интерпретация в связи с открывшимися, допустим, ранее неизвестными сведениями, цифрами и т.д.
Вот Әбіл-Серік Әліакбар пишет статью в Abai.kzподследующим названием: «Ресей ойбайға басуда: Қазақтар тарихтарын қайта жазып жатыр»– «Россия заголосила: Казахи взялись написать свою историю». Речь идет о статье ТАСС (РФ) «В новом труде по истории Казахстана пересмотрят подход к советскому периоду». Она, видимо, приурочена к семитомнику об истории Казахстана, который увидит свет в 2024 году. Раздражение, по всей видимости, связано с тем, что современные казахстанские историки отказываются от прежней концепции, когда главенствовала советская идеология, внутри которой имела место быть определенная русскоцентричность.
Далее автор, ссылаясь на мнения ряда историков, выдает массу претензий к тому, что упустила в свое время согласно идеологической повестке история Казахстана. И вот теперь, дескать, новый семитомник должен закрыть провалы и темные пятна истории и стать не просто новым изданием, а изданием, дающим новые ощущения и дух той же молодежи… Все это выглядит правильно, но вместе с тем вселяет и определенную тревогу, что бы не получился маятник, который (может) качнется настолько амплитудно в другую сторону, что снова пострадает историческая правда.
Про «мафию» и рвение «соавторов» в казахстанской науке
Говорят, что история – это служанка политики. Возможно, порой это и так. Но именно это наука сопряжена со сбором информации, источников, событий, из которых складывается картина эпох, порой во временной перспективе находящихся от сегодняшнего дня воистину во тьме веков. Это вам не коллизия с тем, как оценивать деятельность того же Мустафы Шокая, известную и спорную личность в истории Казахстана, казахов. Если брать его сотрудничество с фашистским режимом Гитлера, из-за которого Германия до сих пор платит репарации, то деятельности алаш-ординца Шокая нет и ста лет. А тюркским рунам Кюль-Тегина – политического и военного деятеля Второго тюркского каганата едва ли не тысячи с гаком лет… И в Казахстане есть авторитетнейший ученый, кандидат исторических наук, который занимается литературными памятниками древнетюркской эпохи и другими источниками, вроде санскритских и др., – Қаржаубай Сартқожаұлы. Беседу с этим ученым публикует «Жас Алаш», интервьюирует ученого обозреватель Жақсылық ҚАЗЫМҰРАТҰЛЫ.
Қаржаубай Сартқожаұлы – алтаевед, возглавляет кафедру в столичном университете им. Л. Гумилева. Несмотря на то, что он признанный ученый-исследователь в своей сфере, его путь в науке не назовешь безоблачным. В свое время он приехал в Казахстан уже будучи состоявшимся ученым и признанным авторитетом из Монголии, по приглашению Имангали Тасмагамбетова. Сразу перебрался всей семьей. Что касаемо научной среды, особенно в части начальства, видел всякие препоны. Например, он мало доволен всеми бывшими министрами начиная с Сагадиева, курировавшими науку, включая историческую.
В вое время, в одном из своих интервью Қаржаубай Сартқожаұлы прямо сказал, что в казахстанской науке большой вес имеют «мафии». Об этом напомнил ему сам интервьюер Жақсылық ҚАЗЫМҰРАТҰЛЫ. Есть и другие претензии к текущей действительности в науке. Например, специалистов в сфере, в которой проводит свои исследования Қ. Сартқожаұлы больше нет. Он сетует, что активной научно работы в силу возраста у него осталось не боле 3–4 лет (ему же за 70 лет). И его бесит, что экспертизу его изысканий делают… специалисты из юридической, экономической, педагогической отраслей! За самим Қаржаубайем Сартқожаұлы стоит его фундаментальный трехтомник по тематике древних тюрок – «Полный атлас орхонских памятников», этому труду он отдал – ни много, ни мало – 40 лет. Уникальный свод, казалось, это целая веха и издание такого труда не должно быть никаких препон… Однако издан он был с большим трудом, да и то благодаря вмешательству Аиде Балаевой, в бытность ее заместителем руководителя Администрации президента РК…
По его мнению, любой ученый должен делать системным образом открытия, новшества в своей области. Иначе это не ученый-исследователь. Однако есть такие некрасивые и неприятные вещи в казахстанской науке, когда люди, имеющие административную власть, регалии напрашиваются соавторами в состоявшиеся, готовые исторические изыскания. У него был случай, как один такой функционер от науки требовал от него такой «услуги» и открыто намекал на то, что может существенно испортит ему жизнь. Таких он называет «академики-газетчики», которые, по всей видимости, уже давно не занимаются конкретной наукой, а только пытаются набирать очки на рекламе самого себя, своего имени в науке. Такого рода «соавторство» – это не просто принуждение, это «воровство» – твердо заявил ученый…
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора