Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz Актуальные новости Казахстана - turanpress.kz
$448.15
483.46
4.86

Недовольства много и оно выплескивается в онлайн. Обзор казахской прессы.

Недовольства много и оно выплескивается в онлайн. Обзор казахской прессы.

О чем витийствует Facebook?

Существует такая мысль, что социальные сети и прежде всего Facebook – это своеобразные стихийные СМИ. Поэтому сегодня обратим внимание на соцсети – о чем же там пишется, что вещается…

Не секрет, что «цифра», «диджитал» (digital) – что, в общем, одно и то же! – породили такой феномен, когда представление физической информации посредством двоичного кода стало общим местом для всего человечества. Т.е. практически любой человек при помощи гаджета (компьютера, мобильника) может выкинуть во Всемирную Паутину (в те же соцсети) свое мнение, умозаключение, рекламу своего продукта, инструкцию по изготовлению бомбы, салата и пр. – совершенно свободно. И что немаловажно – почти мгновенно…

Как и любой вид прогресса, связанного с технологиями, в этом явлении есть всякие стороны, позитивно-гуманные и совершенно противоположные. По сути, все, что связано сегодня с быстрейшими поставками информации – это расписываемая лет 50–60 тому назад фантастами так называемая, нейросеть.

Поэтому, чтобы составить представление о том, что ныне в головах людей, какие образы рождают нейроны всяко разных членов того или иного общества необходимо не только, скажем отслеживать, продукцию традиционных СМИ (которые существуют не только в бумаге – но и в Сети тоже!), но и нырять в соцсети. Там всегда есть «народная журналистика», «народное экспертное мнение» и мнение, как комментарий к какому-нибудь уже сформированному утверждению, вопросу, манифесту и т.д. Причем иные вроде бы простецкие комментарии интереснее самой причины возникновения этих самых комментариев.

Пользователь Facebook Айгерим Тлеужанова с неделю тому назад написала пост, эдакий крик души. Его можно совершенно спокойно назвать едва ли не архетипическим для казахскоязычного сегмента как соцсетей, так и для традиционных СМИ. Поэтому остановимся на нем. Начало поста прямо скажем не оригинальное: «Құлдық санадан арылып, басқа ұлттарды өзімізді жоғары санауды тоқтату керек!» – «Нужно избавиться от рабского сознания и перестать считать, будто другие нации выше, чем мы (казахи)!».

Так писали казахскоязычные СМИ в доинтернетную эпоху. Но и прямо сейчас такими формулировками полны и СМИ и соцсети. В итоге, такого рода воззваниями, критикой, аналитикой забит буквально весь казахскоязычный Интернет. Это похоже уже на какие-то устойчивые психологические комплексы, и пора бы это научно и социлогически исследовать. Хотя многие причины для появления такого хода мыслей можно понять логически, более или менее объективно и без исследований, потому как они лежат на поверхности…

С первых строк своего поста Айгерим начинает «предъявлять», ставить в вину безымянным (в смысле, неназванным ею) соплеменникам, которые с пренебрежением относятся к другим соплеменникам. К тем, которые являются выходцами из сельской местности. из аулов. Мол, в Сети полно акцентированных заявлений, в которых, например, в связи с январскими событиями указывалось то, что выходцы из аульной среды в массовом порядке выходят некультурные, грубые, жестокие граждане страны. А еще они ленивые, невежественны и т.п. Тогда как ей претят такие рассуждения и выводы, она считает ненормальным, что кто-то внутри нации ставит себя выше «простого народа».

При этом надо понимать, что под «карапайым халык» она подразумевает исключительно «аульских». Хотя статистика показывает: в стране городское население уже превысило сельское. Но это, в свою очередь, не означает, что все городское население – это сплошь интеллигенты или принцы крови. Городское население в массе своей тоже ведь «простое население»….

Не говоря уже о том, что в городской среде сельских маргиналов, вчерашние аграриев, еще не прошедших городской социализации, составляет как минимум больше одной трети населения. И конечно же, так или иначе, они формируют своей определенной средой различные поведенческие тренды. Ну а поток устремившихся в города из регионов не иссякает… А как доказывают социологи, записными горожанами становятся лишь во втором, а то и в третьем поколении.

Когда-то весь просвещенный мир был таков, т.е. «деревенским». И процессы после перехода к буржуазному строю сопровождались уменьшением сельского населения в тех же высокоразвитых странах Западной Европы и сейчас там доминирует урбанизированное население. Наша ситуация отличается, но параллели можно проводить. Но если там процесс шел несколько столетий, то казахи же по-настоящему становились горожанами сравнительно недавно. И ста лет не наберется.

Разумеется, автор поста находит и виновника в том, что одни казахи несправедливо ругают других, а последние вроде имели шанс не попадать под такую обструкцию. Ибо во всем виноват… один человек. Это Назарбаев. Обездоливший, по ее мнению, свой народ не только имущественно, но и ментально. Это при нем отравляли национальное самосознание, снизили сферу знаний и украли будущее нашей страны. А казахские черные глаза до сих пор по-русски улыбаются, хотя прошло уже тридцать лет с момента обретения независимости.

Ну что тут скажешь? Все свалено в одну кучу. Не говоря уже о том, что собственно сам Назарбаев является выходцем из села и его невозможно назвать даже горожанином в первом поколении… В конце своего поста Айгерим пишет: «…Биліктегі жемқорлар да, елімізде тұрып жатқан шовинистер бəрі бұл жерде квартирант. Бүгін бар, ертең жоқ. Бұл елде тұруға қалатын сіз бен біз. Егер ұлтымызды кемсітуді, бір бірімізді шала-қазақ, мəмбет, оралман т.с.с бөлуді қоймасақ, ертең елімізден түк қалмайды. Сіздердің сондай сыпаттағы постарыңыз көрші елімізге де, елімізде тұратын сепаратистерге де майдай жағады. Біздің халық ешкімнен де кем емес, қайта өте дарынды. Тек кейбіреуі құлдық сананың, назарбаев жүйесі жүргізген саясатының құрбандары» – «…И коррупционеры у власти, и шовинисты, живущие в нашей стране, все здесь квартиранты. Сегодня есть, завтра нет. Только мы с вами, останемся жить в этой стране. Если мы будем дискриминировать нашу нацию, разделять друг друга на шала-казахов, мамбетов, оралманов и т.д., то завтра от нас (казахов) ничего не останется. Уничижающие свой же народ посты как елей для живущих среди нас сепаратистов. Наш народ ничем не хуже других народов, не менее талантлив, чем кто-либо другой. Лишь некоторые являются жертвами рабского сознания, той политики, проводившейся при назарбаевской системе». Вот так – ни больше, ни меньше.

В Алматинской области казахская школа… терпит бедствие

Всем известно что популярная газета Qazaquni.kz прежде была изданием известного общественного деятеля, а ныне депутата Мажилиса Казыбека Исы. Поэтому не удивительно, что многие обращения граждан публикуются в этом издании, дублируются в интернете, на сайте газеты, ныне информационном портале.

Так же широко известно, что с давних времен это издание и ее создатель Казыбек Иса являются непримиримыми борцами за развитие госязыка и чутко стоят на страже его интересов. Вплоть до того, что недавно Qazaquni.kz в одной из своих публикаций (отмеченной нами в одном из предыдущих обзоров) было сказано об опасности, которую представляют школы со смешанным языком обучения. Потому как готовят будущих врагов своей страны. Теперь эта тема продолжена вновь. Но не во «вселенском» масштабе – а на примере одного отдельно взятого районного центра.

Группа учителей казахской школы им. Т. Рыскулова в Талгарском районе Алматинской области написала письмо на имя депутата К. Исы о бедственном положении казахской школы. И это в районе, где 71 процент населения составляют казахи, множество школ со смешанным языком обучения, в которых больше всего учащихся именно коренной национальности – казахов. Это, по мнению авторов письма, ненормальное положение вещей… И они требуют новую казахскую школу. И данный вопрос в городе Талгаре встал остро, как никогда.

После прочтения письма остается тревога. Практически пригородный район Алматы – Талгарский, сам город Талгар постоянно лихорадит от неустойчивого в кадровом отношении местного акимата. Плохие дороги внутри административного центра района стали притчей во языцех и об этом прямо в режиме текущего времени пишут электронные СМИ (заметим, на русском языке – Ред.). А теперь вот – какой-то заговор против чисто казахскоязычных школ. Точнее одной школы… Шум дошел до парламентариев. Проблему, наверное, надо решать. Но хорошо бы наладить в целом социально-экономический быт уютного Талгара, построить не одну, а сразу несколько школ.

09:35
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Здесь будет ваша реклама
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.